воскресенье, 8 февраля 2015 г.

Звуковой анализ слова


Звуковой анализ для кинестетиков!

Ответы на вопрос родителей, зачем звуковой анализ дошкольникам:
Объяснение  и список литературы для педагогов и продвинутых родителей
памятка для родителей
Для педагогов об обучении фонемному анализу в 1-ом классе . Мисаренко
Обучение чтению по системе Эльконина- методическое пособие к букварю. 
 Один из центральных принципов Букваря Д. Б. Эльконина — достаточно долгий (20—25 уроков) этап звукового анализа, предшествующий этапу введения букв и обеспечивающий исходную лингвистическую ориентацию детей в языке — представление о слове как о значащей форме. Чрезвычайно существенно то, что в добуквенный период обучения грамоте дети вооружаются средствами самостоятельного анализа звуковой формы слова.
Система упражнений и рабочие тетради:
Правила работы и упражнения 
рабочая тетрадь "Слова и звуки" 
От звука к букве. Развивающие занятия. Н. В Дурова- 20 занятий
Школа семи гномов. Уроки грамоты. Для детей от 5 до 6 лет.
скачать пособия и рабочие тетради с ns2.skyclipart.ru
              Игры, помогающие определить место звука в слове:

лото "Чем отличаются слова?"
 скачать игры и пособия с twirpx.com
игры
игры с фото с  maam.ru
Дидактические игры Червяковой Татьяны 
 замечательные  игры с сайта Логорина
игра " Прочитай по первым буквам в слове"
 игра на определение первого и последнего звука в слове ( 10 карточек)
Игра лото "На какую букву начинается слово?"
идея!




Бриллиантовая идея!




 идея с пуговичкой на нитке

 «Звукоедик»

У Звуковичков есть страшный враг - Звукоедик. Он питается первыми звуками в словах (или последними). Звукоедик может быть куклой или чудовищем из коробки с большим ртом- разрезом, куда дети будут вкладывать или наоборот, откуда будут доставать "съеденные" буквы.
...иван, ...каф, сто..., сту... и т.п.
Варианты игры:
1.1 Звукоедик попал в сад. Теперь он отгрызает первый или последний звук в названии фруктов.
1.2 Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев.
1.3 Звукоедик может попасть в огород, магазин, на улицу, в цирк и т.д.
Играем до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый или последний звук в слове.
мой звукоедик




идеи для Звукоедиков!

 "Поезд"

1-ый вариант: Детям предлагается поезд с тремя вагонами. В первом вагоне поедут картинки, в названиях которых звук (Л) в начале слова, во втором вагоне картинки, где звук (Л) в середине, а в третьем, где звук (Л) находится в конце слова.
2-ой вариант: Детям предлагается поезд с тремя вагонами. Первый вагон синего цвета. В этом вагоне поедут картинки названия, которых начинаются с твердого согласного звука. Второй вагон – красный, в нем поедут картинки, названия которых начинаются с гласного, а в зеленом вагоне – с мягкого согласного звука.
3-ий вариант игры, с билетами:

 «Подарки зверюшкам»

Крокодил Гена был в Африке. И оттуда привез подарки. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки.
Что подарил Гена волку? Лисе? Белке?
 «Цепочка слов»
Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, которые связываются «цепочку»: каждое следующее начинается с последнего звука предыдущего слова.
Варианты игры:
3.1 «Звуковое домино»
Играющим раздаются карточки с изображением разных предметов и 3 пустых. Дети выкладывают карточки так, чтобы они составили цепочку слов. Если нет карточки с изображением предмета, в названии которого есть нужный звук, то ребенок рисует этот предмет на пустом листочке.
3.2 Детям дается предметная картинка и альбомный лист. Ребенок рисует 5 предметов в определенной последовательности.
3.3 Незнайка решил поиграть в «Цепочку слов»
Он нарисовал: чайник - чашка – сахар – варенье - печенье. Почему он ошибся?
"Где же моя косточка?"
  Самое простое пособие. И другие звуковые линейки. Используется картинка с таксой и картонной косточкой или косточкой из зоомагазина. Косточка кладётся в начало, середину или конец собачки:


                        Учимся слышать твёрдые и мягкие согласные
 
 Обычно педагоги  сравнивают твёрдые и мягкие согласные с большим братцем и маленьким братиком или рисуют Холодное и Тёплое море  с островами, на которых твёрдые звуки синего цвета, потому что они замёрзли....
"Твёрдый и мягкий король":

«Найди свой домик»

Игровой материал: 2 домика, картинки.
В разных концах комнаты крепятся 2 домика: синий и зеленый. У детей карточки с изображением предметов. Все изображают «звуки»: «летают» по комнате и поют свои звуки. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на картинке.
«Была хорошая погода, пошли звуки гулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домики. В синий пускают только твердые согласные, в зеленый - мягкие. Кто неправильно определить свой звук, того в дом не пускают. Этот «звук вымок под дождем».
Если дети легко определяют первый звук по твердости-мягкости, то вводим слова-«ловушки», т.е. такие, которые начинаются с гласного звука. Для таких звуков нет домика.
«Мамина сумка» Догадайтесь, какие продукты принесла мама из магазина, если она покупала только такие, в названии которых есть звук [м]. Нарисуйте их.
Варианты игры:
2.1 «Мама варила обед»
Какие блюда приготовила мама, если в их названии есть звук [р] т.п.
«Построим дом»
На листе бумаги нарисована стена. Просим ребенка дорисовать дом. Но изображать можно только те детали, в названии которых есть [р]: крыша, труба, крыльцо, рама, забор вокруг дома. Потом рисуют предметы только с [рь]: двери, козырек над дверью, деревья у дома.
Ребенку можно предложить помощь в виде наводящих вопросов:
- Из какого материала сделан дом: он кирпичный, деревянный?
- Какой краской его покрасим: серой, розовой, коричневой?
- Какие кустарники нарисуем вокруг дома: смородину, сирень?
- Какие цветы посадим рядом с домом: астры, розы, ирисы?
«Сказочный домик»
 Сказочный домик, поделённый на две части: синюю и зелёную, в которых «живут» твёрдые и мягкие согласные. Так как не все дети могут запомнить соотнесение твёрдых и мягких согласных с определённым цветом, поэтому на каждой дверце сделан распознавательный знак — кусочек фанеры и кусочек меха, которые ассоциируются с твёрдостью и мягкостью. Таким образом, дети могут сначала ощупать распознавательные знаки и соотнести «принадлежность» твёрдых и мягких согласных с нужной частью домика.
«Лесные музыканты»
 Ёжик с колокольчиком и Зайчик с барабаном. Это пособие предназначено для определения звонких и глухих согласных. Благодаря звукам колокольчика и стукам барабана, дети учатся распознавать звонкие и глухие согласные. Применялись цветные карточки, на которых изображены различные предметы. Дети вставляли эти карточки в нужные ячейки на пособиях, согласно характеристике заданного звука, имеющегося в произношении названия карточек. Были задействованы дидактические игры: «В какой части сказочного домика живут звуки?», «В гостях у Ёжика и Зайчика». Таким образом, яркая и разнообразная наглядность способствует развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания детей.


                                    Учимся выполнять звуковой анализ слов
 
  Кстати , "Цветная гусеничка" или "Конус мороженого" из кружочков, нарисованные на бумаге, успешно заменяют скучную схему!
 «Живые звуки»
Дети “превращаются “ в звуки. Дети-звуки называют свой звук, а остальные догадываются, какое слово получилось.
Идея: услышали звук - передвинули бусинку нужного цвета!

"Прищепочки" заменят картонные  кружки и квадратики 

"Теремок"- игра для  освоения полной характеристики звуков
схемы и слова с подсказкой для родителей


Комментариев нет:

Отправить комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...