суббота, 12 сентября 2015 г.

К вопросу о преемственности между дошкольным и начальным образованием

  Интересно понаблюдать за результатами введения ФГОС ДО.
  В Латвии такие же перемены произошли уже  13 лет назад, но с  местными отягчающими обстоятельствами: маленькая страна, недостаток детей и т.д. Дошкольные педагоги тогда  буквально бились за право детей на детство, потому что знание психологических и физиологических особенностей возраста- наше всё. Бились и за количество  воспитанников, потому что от этого напрямую зависела зарплата, а школа в свою очередь стремилась заполучить шестилеток. Педагоги начальной школы наступали: "дети в школу приходят неподготовленными".
  Дошкольники проиграли.
Во многих школах подготовку к школе забрали из садов в школу, к учителям начальной школы соответственно. Многие пошли в школу с шести лет. К первому классу дети должны не только читать, но и писать письменными буквами.  Но самое больное место оказалось- преемственность между дошкольным и начальным образованием.
 На самой заре перемен было так: дошкольный педагог непременно идёт в школу, знакомится с учителем начальной школы, программой и требованиями, а потом  изо всех сил  старается облегчить жизнь будущим первоклассникам. Учитель начальной школы приглашается на занятия в детский сад. Знаете, что я увидела после часовых занятий с учителем " из большой школы"? Как в школе расставленные столы. Причём  обратно на место их никто не ставил. Хорошо, конечно, что в школу поиграли, но как оказалось других игр  за тот час и не было. Через несколько таких посещений, многие "ученики" уже сидели всё занятие с учителем из "большой школы" под столами...
  Дошкольные учителя конечно стали умнее: больше не было воспитателей, все получили высшее образование и  даже стали праздновать  вместе со всеми День учителя, но зарплаты всё равно ниже, а часов больше и "осадочек остался".
  Единственное отличие дошкольных педагогов от педагогов начальной школы, о котором как-то не принято говорить вслух: дошкольные учителя не выбирают воспитанников и занимаются без оценок со всеми, кто приходит, но в первом классе почему-то часто оказывается, что ждали каких-то других детей: класс сразу оказывается "сильным" или "слабым".
  Дошкольные педагоги, бывшие воспитатели,  по-прежнему по-другому, не как школьные учителя, относятся к своим обязанностям.  А родители относятся к нам всё-равно, как к обслуживающему персоналу. Это конечно хорошо, что мы их детей чему- то там, что нам же и нужно, учим, но стоит кому набить  в саду шишку: от родителей можно услышать много интересного о сути нашей работы- чаще всего это безопасность детей  в виде неприкосновенности, целости, сохранности  и точка.
   Однажды я сказала маме, что не могу  уложить ребёнка спать в тихий час, как она того требовала,  а он засыпает у неё в машине в 18 , не ложится спать в 21, до полуночи носится. Услышала в ответ : "Чему вас 5 лет учили?". Честно говоря, проблема с тихим часом меня с тех пор так и  волнует- таки пробел в образовании.
  Один из первых детсадовских уроков от заведующей и моей наставницы для меня,  работавшей прежде в школе, был чудо как хорош ( он мне и в школе теперь пригодится): "Пожалуешься на поведение воспитанника, окажешься виноватой в том, что не справляешься со своими обязанностями". Да! Тысячу раз да! Не мешало бы об этом подумать учителям из начальной школы, исписывающим дневники надписями вроде " мешал на уроке!"( она такая пришла учить, а он  ей мешает), "не работал на уроке!"( а почему? ему было не интересно? а заинтересовывали?), "толкался", "валялся" и  т.д.( а что, на это было время?), "ел клей"( странно, в саду  ему этого не хотелось), "залез под стол", " нет ручки", "тетрадки" и т.д.( никогда не пойму, почему в детском саду к занятию педагог может обеспечить всем необходимым, молча и быстро, а в школе  это повод тратить нервы) Или восхитительная должно быть для родителей  запись учителя в тетради второклассника, увиденная мной  на днях у соседского мальчика " где классная работа?"...
 Обычно не обременённые  гуманитарными фантазиями и педагогическим образованием наши замечательные  помощники учителя - няни бросаются  на родителей с конкретными упрёками и замечаниями - глас народа, с этим ничего не поделаешь. Каюсь, но в благих целях, я иногда её и не приглушала:) В конце концов  и мне от няни доставалось, видимо в её глазах  я была слишком тактична: " Ты почему не скажешь, что их обалдуя надо  психиатру показать? Никого не слушается"- на что я говорю, что не доктор, чтобы ставить диагнозы. Тем более, что в сад могут ходить  все дети, с особыми потребностями в том числе. Из  няниных  уст звучат другие авторские дефиниции для наших воспитанников, а с родителями уже говорили и переговорили, и пытались подобрать слова, и входить в положение, с нулевым результатом, потому я спокойно говорю: " Пойдут в школу и там им всё сразу расскажут". И расскажут.  Любимые чада своих родителей, прошедшие подготовку к школе, попадают в первый класс и вдруг оказывается, что у ребёнка проблемы с поведением, читает плохо, не успевает, и вообще наймите репетитора. И никто не скажет учителю, что он не справляется со своими обязанностями. И  родители будут нанимать репетиторов в начальной школе или увольняться с работы, чтобы делать с детьми уроки...
  Интересно понаблюдать за результатами введения ФГОС ДО...

13 комментариев:

  1. Да, Оксана Дмитриевна, это - о наболевшем...Думаю, что под этим сообщением могли бы подписаться многие педагоги - дошкольники. Я - в том числе. Как сказала одна учитель (где-то в сообществе читала): "имитация реформ."
    ФГОС ДО провозгласил, что не ребенок должен готовиться к школе, а школа - должна готовиться принять любого ребенка, уметь работать с разными детьми, на сегодняшний день ситуация мало поменялась.
    Всё также родители наших 6-7 леток весь учебный год водят детей регулярно на подготовительные курсы в школу, бывает что и за счет дневного сна, в том числе.
    А в России - в отличии от Латвии такая переукомплектованность детских садов, что и возразить-то родителям нечего: попробуй осуществлять индивидуальный подход к ребенку когда их 40 человек, зато очереди в детский сад "раскидали", решили проблему. Детские сады строить накладно и невыгодно - вот торговых комплексов громадных - в одном Краснодаре можно насчитать наверное с 10.
    В общем, ФГОС ДО - по сути очень прогрессивный документ, но введение его в жизнь реально осуществится только после того, когда будут созданы нормальные условия - прежде всего наполняемость групп по СанПин, достойная оплата труда педагогам, финансирование для создания развивающей среды.
    А со школой конечно нужно налаживать разумные взаимоотношения, обеспечивающие преемственность в образовании. Работать сейчас очень непросто, и это мягко сказано.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, я знаю садики в Краснодаре, где в группах до 60 человек, о каких ФГОС может идти речь? Готова согласиться с каждым Вашим словом. Нет нормальной базы и в школах..., к сожалению

      Удалить
    2. Анна Борисовна, так на бумаге -то всё ОК, страна абсурдов, и - "не сметь свое суждение иметь!" если хотите продолжать работать, так что...

      Удалить
    3. Частные детские сады при софинансировании от городских управлений могли бы разгрузить переполненные сады, но опять же наверняка нужно будет упростить процедуру получения лицензий. Я не понимаю, кто может согласиться работать в группе из 60-ти человек?

      Удалить
    4. Оксана Дмитриевна, доброе утро! При софинансировании - возможно, но таких схем, во всяком случае в нашем регионе, я не знаю. А так частный детский сад - это 20 000 руб/мес. у многих зарплата даже меньше этой цифры.
      А работают все те же воспитатели, кто и работал всегда.

      Удалить
  2. Согласна с Ольгой Анатольевной - непросто очень очень очень непросто....
    Минимум финансирования, максимум бумаг совершенно ненужных, отнимающих время педагогов от работы с детьми. Молодые родители - дети 90-х, , к сожалению, в большинстве своем потребители...
    Думаю, что будущее за частными детскими садами....
    Преемственности я не наблюдаю вообще....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кстати, пока у нас там всё реформировали, бумаги были сведены к минимуму. Это была большая победа. Учителям даже разрешили вести журнал( педагогический дневник с записями по ежедневным занятиям) в свободной форме, принятой в заведении, но оказалось, что журнал был не так уж и плох и почти все к нему вернулись.

      Удалить
  3. Когда будут созданы нормальные условия, работать будет некому.Кто сейчас работает в д/саду? Пенсионеры или кому до выслуги осталось немного. Ведь ни один, закончивший в этом году вуз, не пришел работать в д/сад (в нашем регионе). а теперь еще и ставки сократили, а нагрузку увеличили. И это еще не предел...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У нас в саду тоже был сложившийся коллектив одногодок и мы часто смеялись, представляя как будем ползать по коврам вместе с детьми, похрустывая косточками, в 60)

      Удалить
  4. Больная тема, Оксана Дмитриевна! Детей в группах от 40 до 60, как работать, осуществлять программу, тут уследить бы, какое творчество у воспитателя, сплошные бумажки.... Ну в общем ничего толкового пока не выходит!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. будем ждать перемен и работать: "делай то, что должен и будь , что будет"

      Удалить
  5. Больная тема... У нас воспитатели так и говорят "...Вот пойдут дети в школу и .... там им за нас отомстят" :)) А вообще, детей лишают детства когда им исполняется 6-7 лет (с такими реформами)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо) А то я думала, что это я одна такая язва со своими мстительными посылами родителям)))

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...