МОЯ ПЕСОЧНИЦА: Как играть с логическими блоками Дьенеша( 4+)

среда, 9 ноября 2016 г.

Как играть с логическими блоками Дьенеша( 4+)

На днях в наших блогах поднималась тема логических блоков. Мне есть что добавить, как всегда с полезными ссылками, чтобы начать игру немедленно!

  А вы знали, что с логическими блоками Дьенеша можно устроить праздник, пройти квест, поиграть в Твистер и даже устроить подвижную игру?

Немного теории. Самое важное
 Венгерский математик, профессор, психолог и педагог Золтан Дьенеш изучал особенности познавательных процессов детей и отметил интересную деталь.( А он получил дополнительно к докторской степени по математике степень по психологии, чтобы лучше понимать мыслительные процессы). Основы математики постигают практически все, но как только дело доходит до более сложных операций, где требуется логическое мышление, большинство школьников перестают понимать суть. Они пытаются действовать по шаблону, но решение каждый раз разное. Тогда ученый сделал вывод, что такова первая стадия изучения математики: хаотичный поиск решения и неизбежные ошибки. Это стадия свободной игры, но каждая из таких игр должна содержать правила. Их изучение – это важная задача.Только после этого дети приходят к выводу, что определенные действия приводят к одинаковым результатам. И уже потом приходит осознание того, что выводы, сделанные в процессе, могут быть теоремами. На такую базу легко ложится программа средней школы и не только. (Читайте подробнее на SYL.ru: http://www.syl.ru/article/173748/new_logicheskiy-blok-denesha-blok-denesha-svoimi-rukami- )
El sonido de la hierba al crecer: Discriminación de formas: juegos manipuladivertido...:
Составляющие наборов с блоками Дьенеша довольно разнообразны- старайтесь уж если приобретать, то  наиболее полный: с карточками, кубиками, методичкой. Хотя, где взять это всё добро, я вам подскажу;)


В набор блоков входят: 12 кругов – 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий), 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.
   В продаже  часто бывают пособия , обозначенные просто как логические блоки. Иногда в наборы добавлены блоки зелёного цвета. Блоки могут не отличаться по толщине. Вы можете сами решать, сколько свойств предмета намерены изучить.
  В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). 
  Чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.
   Не стоить сетовать на недоступность  готового пособия. Посмотрите, как играют с  картонным вариантом, включающими  блоки зелёного цвета и  даже блоки среднего размера.

Игры с логическими блоками


 Стремимся организовать игры так, чтобы не "приклеивать" детей к стулу за столом с однообразными карточками в руках. Логические блоки могут быть и должны быть разными, как и способ подачи материала и условия игр. Блоки могут быть гигантскими напольными, двухцветными, из пористого материала для игр в ванной и т.д., а  карточки могут располагаться в вертикальной плоскости перед глазами ребёнка- давайте творить!
  • Игра с блоками Дьенеша предназначена для детей от 2 до 8 лет. И в 2 года, и в 8 лет сначала позволим детям вдоволь наиграться с цветными фигурками.
  См. игры для малышей.
Сложить картинку, как из геометрической мозаики, никогда не надоедает даже в группе подготовки к школе.
альбом с  образцами легко сделать самим , обводя блоки в сложенных фигурах. 
 См. альбом шаблонов с английскими надписями:

Такие мозаики для малышей легко можно приспособить для детей постарше: на чёрно-белые шаблоны уложить или нарисовать кодовые изображения свойств: например, парус у лодки должен быть не красный и не синий, не круглый и т.д.
 Игра с блоками, как с мозаикой- "Магазин"
Товар – карточки с изображением предметов. Ребенок приходит в магазин с игрушками. У него 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Например, если «денежка «синий треугольник, то ребенок может купить игрушку, в составе которой есть или синий треугольник или просто треугольник. Правила усложняются выбором игрушки по 2, 3 свойствам.
  • "Найди такой же по форме блок"- называем геометрические фигуры:


Tarta gigante de bloques lógicos:
Украсить блоками можно, что угодно: хоть домики для поросят, хоть праздничный торт!- 3ka.klimtoren.be


"Повтори образец"- игра  с вариантом: заменить фигуры на образце на другие, отличающиеся по одному выбранному свойству:
tableau topologie                                                                                                                                                                                 Plus:
madrassatoun.canalblog.com
"Диктант" для ориентировки в пределах листа: "в правом верхнем углу..." и т.д.
карточки для диктанта
Усложнённый вариант диктанта с тремя колонками( первая, вторая, третья) и тремя строчками ( верхняя, средняя, нижняя)- таблицы:

Фото:

  • Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства геомет­рических фигур, вводится специальный код, графически изображающий  свойства фигур. Это позволяет развивать способность к моделированию и за­мещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию, помогает перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
     


 Знакомство с  кодовыми карточками начинается с сортировки фигур по форме, по цвету, размеру и толщине:
Logiblokken sorteren:
Сравнение блоков по двум свойствам и т.д.:
Logiblokken sorteren:


  • Эффективность игр подкрепляем разнообразием: вместо мелких карточек с  символами-кодами, попробуйте большие, вместо сидения за столом или на полу, поставьте ребёнка на ноги- используйте  панно с кармашками- для него подойдут крупные карточки с одним символом:



  • Каждая геометрическая фигура характеризуется несколькими признака­ми- не менее четырёх: одной из четырех форм, одним из четырех цветов, одним из двух разме­ров, одним из двух видов толщины, а так же отсутствием признака:




 :
 А теперь, наоборот, по карточкам подберите фигуры- альбом  кодовых карточек:

 вариант  кодовых  карточек в альбоме:
 Фото:
Игра с кодовыми карточками "Мемори" или "Найди пару"
Материал: 2 комплекта карточек с символами свойств (без отрицания) 22 шт.
Цель: Ознакомление с символами свойств, развитие зрительной памяти.
Описание игры: Карточки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх по 6 карточек в ряду, в последнем ряду 4 карточки.
Правила: Первый игрок переворачивает две любые карточки, если карточки одинаковые, берет их себе и делает еще один ход. Если разные - показывает всем и кладет на свои места «рубашками» вверх- все стараются запомнить, что изображено на карточках.  Выигрывает игрок, набравший больше чем остальные парных карточек.


  •  Знакомство с  таблицами:
Enseñando a aprender. Aprendiendo a enseñar: Tableros de doble entrada con bloques lógicos:

Для разнообразия и  для двигательной активности таблицу легко сделать напольной:

источник фото
  • Используем блоки  как счётный материал:
lista de la compra de bloques lógicos:
jufanke.nl + карточки


  • "Сколько?"
Дети делятся на две команды. Педагог раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько...». За каждый правильный вопрос - фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: «Сколько больших фигур?» «Сколько красных фигур в первом ряду?» (по горизонтали), «Сколько кругов?» и т. д.
  •  "Угадай-ка!"-  игра для развития речи
Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убирает все круглые формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.

  вариант игры: "Найди клад"


Выкладываются 8 блоков, под одним из них ведущий (один из детей) прячет «клад» (монетку). Дети задают наводящие вопросы, а ведущий может отвечать  только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (дети делают вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивают дальше про размер, форму и толщину). По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
  • Вместо карточек- символов можно использовать комплект логических кубиков, на гранях которых изображены символы свойств блоков Дьенеша (толщина, величина, форма, цвет) и символы отрицания этих же свойств. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств . Кубики  иногда входят в наборы блоков ,  наверняка их можно где-то купить или сделать самим по шаблону кубика (без рисунков)
  • +20 игр  из замечательного и наиболее полного набора игр"Давайте вместе поиграем"  с  методическими рекомендациями 
    Лелявиной Н.О., Финкельштейн Б.Б.( скачать)
  •  +10   дидактических игр, как например
 "Лабиринт"
 На полу находится лабиринт, в конце которого домик, где лежат любимые игрушки. Чтобы дойти до этого домика, нужно на повороте взять ту фигуру, которая описана знаками. Из нескольких фигур выбирается одна.

  • Задания с кругами - гимнастическими обручами, верёвочками, нарисованными кругами на бумаге- вариант вместо коробок для сортировки.  Следующий этап-игра с группами:
laclasedemiren.blogspot.com.ar


  • Для освоения и закрепления навыков пространственной ориентации  можно использовать разноцветные обручи. Положите два обруча на пол так, чтобы они пересеклись – внутри образовался общий участок, как на эмблеме олимпийских колец. Попросите ребенка встать или усадить любимую игрушку внутрь синего обруча, затем – внутрь красного. А теперь внутрь обоих обручей… вне красного обруча, но внутри синего… вне синего и вне красного. Чем больше обручей, тем больше вариантов. Усложняя задание для 6-7-летнего ребенка, предложите ему разложить фигуры разных цветов, формы и размеров по разным участкам, по отношению к обручам.
"Группы"
Нарисуйте( выложите верёвочкой) два пересекающихся круга. Все красные фигуры могут лежать в левом круге, а все круги в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и к второму кругу. Проблема возникнет, когда ребенок возьмет красный  круг, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.


616bf-diagramasdevenn


  •   Даём представление о симметрии. Понравилась идея  с уменьшённой зеркальной копией изображения:



  •   Подвижная игра "Кошки-мышки" . Выбирается Кот, а все остальные - мыши с жетонами на шеях в виде кода свойства-крупные карточки с одним символом. Кот должен поймать мышек, но каждый раз кот ловит не всех мышей, а только тех, которые обладают определенными свойствами.
  • Игры на ковриках- уютная идея и ещё один источник разнообразия игр с блоками. Игра "Королевский садовник". Подбрасывая кубик со свойствами, каждый садовник получает задание вырастить  особенный цветок для короля.


блоки дьенеша альбом
+  другие отличные игры
 Игра создана по принципу Logic Tracks, который был   предложен Дьенешем и заключается в  построении дорожки по схеме, в которой заданы свойства предметов. Ребенок должен не только разгадать, но и выложить блоки в правильной последовательности. Так можно сочинять сказки и квесты:
 Logic Tracks( http://www.unige.ch/math/EnsMath/Rome2008/WG4/Papers/OLIVE.pdf- по ссылке статья ученика Дьенеша, 
но  собственно статьи Дьенеша  о блоках, я пока не нашла.)


  • Твистер по логическим блокам с  3 кубиками- классная идея!
  • Меня  в первую очередь интересуют игры, которые можно сделать своими руками, но есть возможность и  приобрести в интернет магазинах настольные печатные игры и  альбомы( или воспользоваться подсказкой для игры) :
Игра "Поиск затонувшего клада" ( Интернет- магазин "Школа семи гномов")

"В трюме затонувшего корабля найден запечатанный сундук с большим количеством камней разной формы, цвета, размера и толщины.
Среди них– 48 камней обладают необычными свойствами.
Как обнаружить их среди других?
Оказывается, свойства этих камней зашифрованы на шести листах с помощью знаков-символов, а чтобы их расшифровать, необходимо решить примеры каждого задания (описать цвет, форму, размер, толщину камней), и помогут в этом "Блоки Дьенеша".

Альбом "Спасатели приходят на помощь"  ( Интернет- магазин "Школа семи гномов") с играми, в которых ребятам предлагается восстановить разрушенный город, спасти брошенного под дождём зайку и т.д. Шаблоны легко нарисовать самим.

"Праздник в стране блоков"- набор со всем необходимым для проведения 4 игр и конкурсов, например"Знаменитый ясновидец" - фокус с угадыванием "ясновидцем", загаданного зрителями блока.

Официальный сайт Золтана Дьенеша( на англ. языке) представляет  несколько  интересных математических игр, например,  с  логическими полосками и  26 цветочками ( сломала там свой ни разу не математический склад ума) Логические блоки, ставшие  столь популярными, воплотили лишь мельчайшую часть идей гениального человека.  В литературе на английском языке встречаются названия пособия- attribute blocks, logic blocks. У меня создалось впечатление, что чудесные методические материалы по работе с блоками Дьенеша созданы только на русском языке, так что грех не воспользоваться.


21 комментарий :

  1. Оксана, спасибо за такую подборку! Супер! Впрочем, как всегда.
    Игра "Садовник" - просто покорила.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. я тоже в восторге от "Садовника"- по такому же принципу сколько угодно игр-"приключений" можно придумать!

      Удалить
  2. У меня дочка когда была маленькой, годика в 2-3 хорошо с блоками играла, сейчас ей 4,5 и уже не интересно. Не хочет. Подсмотрела несколько игр, которые мы не пробовали еще, попробую ей предложить)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Группы" и для развития речи парочку, вроде "Угадайки" или "Сколько"- обязательно сделайте. Я сама в детстве не любила логические задания, в математике была удивительно тупой и в общем-то одно с другим связываю))) См. выше цитату о выводах Дьенеша

      Удалить
    2. Оксана Дмитриевна, про математику это Вы так мягко или жестко?)) Как я Вас понимаю, математика - не совсем мое)) Жаль, что в детстве не играла блоками - не было, зато были карандаши, бумага и краски, вот.

      Удалить
    3. Ирина))) математику никогда не любила, но мне в школе всегда было с кого списывать))) А потом в детском саду меня всему дети научили- даже в шахматы играть) Я когда тест на определение уровня коэффициента интеллекта проходила, то всегда задания с цифрами пропускала))) тем более серьёзно отношусь к развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. А когда ко мне теперь дети на репетиторство приходят, я помню, как сама обливалась над задачами слезами- я детей ПОНИМАЮ) потому теперь я знаю , как лучше научить решать задачи)

      Удалить
  3. ПРОсто глаза разбегаются от разнообразия игр и упражнений с блоками Дьенеша. Спасибо большое. Себе в копилочку добавляю

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Разнообразие игр для развития логики способно вскружить голову)

      Удалить
  4. Очень люблю блоки и игры с ними. Но еще раз предупреждаю об ошибке в печатном издании "Спасатели приходят на помощь" и т.д. В правильном наборе блоков (а он у вас представлен вначале) треугольник равносторонний, а в печатном пособии - прямоугольный. Соответственно это вызовет затруднение в воссоздании той конфигурации, которая предлагается. Мне даже пришлось просто переделывать эти игры (здания, машины...)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ценное замечание, Нелли! Спасибо! Ошибкой это не назовёшь, потому что игры от компании "Корвет" созданы под комплект блоков компании "Корвет", но знать это нужно.

      Удалить
  5. Я даже не встречала в продаже правильного набора.
    Оксана, понравился вариант игры с таблицами на полу и садовник, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что что-то может быть вам полезным)Что касается наборов, то он может быть каким угодно: именно под него будут подбираться игры, но конечно жаль, что схемы от "Корвет" могут не подойти.

      Удалить
  6. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо, Оксана Дмитриевна! Вы покоряете разнообразием развивающего материала)) "Садовник" тоже понравился!Сын тоже недавно снова достал блоки, но играет по-другому... Предложу новые игры))
    А в группу надо обязательно закупать! Спасибо за идеи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Развивающий материал тоже покоряет меня своим разнообразием)С удовольствие посмотрю, как вы играете)

      Удалить
  8. Здравствуйте, сколько Вы предложили игр! Картотеку собирали не один год, попробую взять для своих детей самые простые игры!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алла) Дети тоже могут оказаться непростыми и быстро расщёлкают эти орешки, но убедиться в том, что они вот во всём этом разбираются в дошкольном возрасте нужно)

      Удалить
  9. Оксана, благодарю за такой наполненный пост. Есть что изучать. Блоки Дёныша используем, но ещё не во всю мощь)) надо поработать над методикой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всё у вас впереди!) Главное, что взялись за дело!

      Удалить
  10. Спасибо за полезную информацию! Возьму на заметку, блоки мы очень любим!
    С удовольствием останусь у Вас в ПЧ! Если Вы не против, конечно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я познакомилась с блоками поздно и не успела проверить на своём ребёнке, но в детском саду- это у меня обязательные игры! Очень рада новому читателю!

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...