МОЯ ПЕСОЧНИЦА: Что делать, если нужно сочинить сказку, а вдохновение не пришло

вторник, 13 декабря 2016 г.

Что делать, если нужно сочинить сказку, а вдохновение не пришло

Метод каталога
Один из методов решения проблемы творческого сочинительства был предложен в 20- годах прошлого века  профессором Берлинского университета  Э. Кунце.
Взрослый задаёт детям вопросы на основе которых будет строиться сюжет.
В сборнике сказок наугад открывается любая страница и выбирается одно слово.

1. О ком  сочиняем сказку?
2. Это добрый или злой герой? Какое добро или зло он делал?
3. С кем он дружил?
4. Кто им мешал? Каким образом?
5. Чем всё закончилось? Как зло было побеждено?

Открываем сборник повестей Э. Успенского и выбираем наугад:

1. Крокодил
2. Спал часов сто, а то и тысячу
3. Рыбки
4. Колобок
5.Чебурашка



Если пальчик указывает на на существительное, то ведём пальчиком до подходящего слова в строке. Иногда подходит словосочетание или даже целая фраза.
 "Бред какой-то,"- сказали мои дети, но рассмеялись. Значит, будем сочинять смешную сказку. Вот, что у нас получилось:

Крокодил с суперспособностями

Во всех газетах написали о дружбе крокодила с рыбками. Добрый крокодил с удовольствием позировал перед камерами корреспондентов в окружении стаек рыб. Только знаменитый путешественник и  исследователь Колобок засомневался в доброте крокодила. С рыбками было что-то не так... Бесстрашный Колобок заметил, что как только крокодил заплывал в озеро, рыбки становились вялыми и сонными. Колобок догадался, что  коварный крокодил владеет техникой гипноза.  Колобок  тут же вызвал специалиста по крокодилам доктора Чебурашку. Чебурашка направил гипноз Крокодила на него самого.  По его подсчётам страшный Крокодил будет спать теперь часов сто и не причинит вреда бедным рыбкам.

"Мастерство газетного заголовка"
Метод морфологического анализа  ТРИЗ.
Заголовки рекламных объявлений обычно набраны мелким шрифтом и для детей, которые только учатся читать, такой шрифт не подходит. Но эти мелкие заголовки оказались самыми забавными.
 Вооружаемся ножницами и начинаем охоту за словами и сочетаниями слов, отвечая на вопросы.  Сначала отвечаем на вопросы "кто?" или "что?" и  выбираем главного героя. Потом ищем слова-действия. И наконец, фраза обрастает уточняющими это действие обстоятельствами и дополнениями, а герой получает подробные характеристики.

1. Кто? Что?
2. Какой?
2. Что делает?
3. Когда?
4. Где?

Предложение растёт, ветвится. Часто на каком-то из слов сюжет принимает неожиданный поворот. Непередаваемое удовольствие наблюдать, как рождается новый образ, а с ним и целая история!:)

Жуки-короеды...

Из множества обрезков газетных заголовков рождается новый:

Металлопластиковые и алюминиевые
 жуки-короеды
  скоро( с 17 по 20 сентября, в это утреннее время)
 у нас
 в сказке( в доме странных детей Мисс Перегрин)
"Спасатели времени"
 нашли ( советуют, советуют защищать, нашли, хотят)
 колготки женские( чужие деньги, детские игрушки)

Преподаватель русского языка во мне ликует-  мои дошкольники будут разбираться в частях речи и членах предложения;)

17 комментариев :

  1. Как вовремя такие задания! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Оксана Дмитриевна! Даже меня, как бабушку, заинтересовали такие задания! Чтобы дети учились сочинять, говорить, чтобы к ним чаще "приходило вдохновение". Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я не только бабушка, я ещё библиотекарь, автор блога "КЛУБ ДРУЗЕЙ КНИГ". Заходите.

      Удалить
  3. Ваша статья-настоящая находка, спасибо, Оксана Дмитриевна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эти жуки-короеды смешили меня несколько дней подряд)

      Удалить
    2. Точно находка! Идея потрясающая, про колобка мне ну очень сказочка понравилась))

      Удалить
  4. Спасибо за статью, Оксана Дмитриевна! Чудесная сказка про крокодила и рыбок получилась, такой монстрик- крокодил с магическими способностями)) Отличные способы активизации речевого творчества, ТРИЗ - кладезь идей!
    А еще нам хорошо помогает конструктор сказок - карты Проппа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Карты Проппа обязательно заведу)Мне добро уже некуда складывать) И вот опять сделала карточки)))

      Удалить
  5. Оксана Дмитриевна, в очередной раз благодарю Вас за Ваши находки. Попробую использовать метод с педагогами :))) потом расскажу что получилось :))))

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за интересное предложение! Заинтересовалась!

    ОтветитьУдалить
  7. Добрый день. Отличный материал. Обязательно воспользуюсь в работе с подготовишками. Думаю им очень понравится, хотя,думаю не с первого раза получится)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Юлия! Метод каталога точно сработает!:)

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...