МОЯ ПЕСОЧНИЦА: Воспитание воли в Монтессори школе

вторник, 25 апреля 2017 г.

Воспитание воли в Монтессори школе

Очередной мастер класс от педагогов Монтессори 
 Чудесный Мишка 4-х лет деловито раскатал коврик, снял тапочки и уселся с двумя материалами сразу( мы так не делаем- работаем только с одним одновременно). Замечаю, что Мишка придумал классную штуку: собрал  цветные цилиндры и примерил их в выемки другого комплекта. Позволяем ему насладиться результатом и только тогда вмешиваемся (раз уж сразу не заметили, что он взял с полки два комплекта): "Мы так не делаем. Оставь только одну работу". Один из комплектов  нужно было положить на место, и ребёнок знает правила. Мишка заявил: "Не хочу", и лениво развалился на коврике. Педагог сказала коротко: "Я в тебя верю. У тебя всё получится", и отошла в сторонку заниматься своими делами. Через минуту Мишка всё положил на место.




  Волевой акт выражается в произвольном действии или же в сдерживании импульсивных движений. Ребенок еще не пришел к равновесию активного и сдерживающего начал, поэтому ему необходимо упражнять свою волю. По мнению Монтессори, лучшая «гимнастика воли» — свободная работа при ограничении прямого воздействия взрослого. Действительно, выполняя упражнения в повседневной жизни, ребенок сдерживает и контролирует свои движения. Доводя работу до конца и стараясь выполнить ее хорошо, он тренирует важнейшие волевые качества — настойчивость и постоянство. Когда ребенок не вырывает материал у других, а дожидается, пока тот освободится; когда он обходит коврики с занимающимися на них детьми, а не наступает на них; когда учится грациозно двигаться — он также учится властвовать над собой. Но главный акт воли — это принятие решения, которое является результатом свободного выбора. «Дети решают в каждом действии повседневной жизни, решают взять что-нибудь или оставить, решают следовать ли своими движениями ритму песенки, решают задержать каждый импульс, когда они хотят молчания», — пишет Монтессори. Так дети приобретают не только умение, но и привычку решать самостоятельно, что поможет им в дальнейшем стать независимыми, волевыми и конструктивными, сознательно выбрать свой путь в жизни.

6 комментариев :

  1. Такому воспитанию волевых качеств у детей дошкольного возраста нужно учиться всем педагогам, не используя свой авторитаризм, а поддерживая индивидуальность ребенка, педагог помогает развивать волю у ребёнка.

    ОтветитьУдалить
  2. Как часто мы, педагоги, допускаем ошибки, навязывая детям свое решение

    ОтветитьУдалить
  3. Подход такой правильный! Нужно учиться взрослым и упражнять свою волю, чтобы не подчинять себе волю ребенка, а учить его ее тренировать))). Смутил один момент, а почему нельзя два материала? Да, придумали их отдельно, но ведь дети придумывают новое, сочетая разное.... Вот в этом я не могу согласиться с Монтессори подходом))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот опытная и пытливая мама вроде тебя не могла не озаботиться: почему нельзя два материала))) А есть разумное и логичное объяснение! Очень важная тема - для нового поста!

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...