Ход часового занятия для детей 4-8 лет на тему " Антарктика"
Предыдущее занятие "Арктика"
материалы:видео пингвины
Клубок толстых ниток или верёвочка для игры с ассоциациями.
Бумажные круги из листа А6, клей, ножницы.
Картинки с эскимосом и пингвином
Карта полушарий
Глобус
набор иллюстраций с животными Антарктики;
для опыта: птичье перо (2 шт); 2 емкости с водой; 2 столовые ложки жидкости для мытья посуды.
Для поделки: синий фон, цветная бумага чёрная, красная, белая, белая полупрозрачная, бегающие глазки, ножницы, клей
Карта полушарий
Глобус
набор иллюстраций с животными Антарктики;
для опыта: птичье перо (2 шт); 2 емкости с водой; 2 столовые ложки жидкости для мытья посуды.
Для поделки: синий фон, цветная бумага чёрная, красная, белая, белая полупрозрачная, бегающие глазки, ножницы, клей
1. Организационный момент. Дети с педагогом идут по кругу:
Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем.
Раз–два, раз–два, повернулись, детвора.
Мы еще чуть–чуть пройдемся,
Географией займемся.
2.Повторение пройденного
Игра "Верёвочка"
Ты верёвочка, крутись,
Узелок, остановись,
1,2,3,4,5 - узелок идём искать
Становимся
в круг и передаём друг другу по кругу толстую нитку, связанную в
кружок. Говорим текст выше. У кого в руках окажется узелок в конце
текста, тот отвечает на вопрос педагога по теме прошлого занятия или
называет свою ассоциацию, связанную со страной, которая обсуждалась на
прошлом занятии
Второй вариант игры в ассоциации "Паутинка"годится для большой компании.
Все становятся в круг. Первый называет ассоциацию и бросает клубочек
второму, но держит нитку одной рукой, тот называет ассоциацию и бросает
клубочек третьему, придерживает нитку одной рукой и т.д. Когда руки у
всех заняты, клубочек, бросая, сматывают обратно. Эту игру используем
часто, когда нужно дать каждому высказаться.
3. На ковре все располагаются вокруг глобуса. Проводится “Игра с глобусом”. Дети ищут на глобусе сушу, воду, континенты.
Крутим, крутим шар земной.
Крутим, крутим голубой.
Один, два, три – сушу покажи.
Педагог показывает полюса глобусе и на карте. На карту прикладываются игрушки или картинки: Эскимос на север, пингвин на юг.
6. Основная часть:
Рассказ учителя.
Заполнение атласа путешествий
Подвижная игра
Поделка
Кулинарный рецепт
7.Отметка в паспорте путешественника
Антарктика — это материк Антарктида и окружающие его воды трех океанов. Центром Антарктики является Южный полюс. Название появилось в качестве противопоставления Арктике – Анти-арктика.
Природа Антарктиды сформировалась благодаря ледяному щиту, укрывшему материк панцирем свыше 2 км толщиной.
Представьте себе толщину 2 км льда в виде двух самых высоких небоскрёбов в мире стоящих друг на друге. | Это здание Burj Khalifa (Дубай, ОАЭ) |
Под льдами в июле температура опускается до −75 °С в центре и поднимается в январе до + 5 °С. В самом холодном месте, на станции «Восток», было зафиксировано -89,2°С, а самой теплой является территория Антарктического полуострова. При такой температуре, говорят, железо становится хрупким, как стекло.
В таких условиях на снегу поселяются лишь водоросли, окрашивающие его в розовый или красный цвет. На относительно теплом Антарктическом полуострове, кроме традиционных мхов и лишайников растут 2 вида цветов – луговик и колобантус.
Весь животный мир Антарктики привязан к океану. На берегу материка и островах живут морские слоны, котики, тюлени и морские леопарды. Воды 3-х океанов бороздят косатки и сейвалы, полосатики и горбатые киты. Берег материка заняли пингвины, альбатросы, крачки, бакланы и буревестники.
Открыли материк на южном полюсе нашей планеты всего лишь 200 лет назад. Русские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев, первыми подошедшие к антарктическим шельфовым ледникам в 1820 году в ходе кругосветной антарктической экспедиции,обогнув вокруг света антарктические льды, подтвердили факт существования шестого материка. Назвали обнаруженную землю «льдинный материк».
Сейчас на станциях работают ученые десятка стран.
![]() |
Научная станция и северное сияние |
Дети приклеивают изображение эскимоса на верхнюю часть, а пингвина на нижнюю часть бумажного круга. Готовую поделку вставляем в атлас или папку путешественника.
Выводы:
- Обе территории находятся в противоположных частях планеты. Арктика – на севере, Антарктика – на юге.
- Основой Арктики служит Северный Ледовитый океан. Для Антарктики – материк Антарктида с прилегающими водами.
- По территории Антарктика вдвое больше, чем Арктика.
- В Арктике теплее, в Антарктике – холоднее.
- В Арктике идет активная добыча полезных ископаемых. Антарктика стала резервом полезных ископаемых планеты, сокровищницей человека, оставленной на потом.
- В обоих регионах выживают разные представители флоры и фауны.
![]() |
При наличии мелких игрушек устраиваем маленький мир Арктики или Антарктики |
Посреди холодных льдин.
Очень важный шел пингвин( шаги на пятках, руки за спиной)
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.( здесь и далее движения по тексту)
А теперь подскок на левой –
И присел, согнув колени.
Встал, присел –
И пять прыжков:
Очень климат уж суров!
Опытно-экспериментальная
деятельность "Загадка перышка"
Материалы: птичье
перо (2 шт); 2 емкости с водой; 2 столовые ложки жидкости для мытья посуды.
Описание опыта: (Примечание: если группа
небольшая, то можно предложить детям встать вокруг стола, где будет происходить
эксперимент; если группа детей большая, то можно подготовить для каждого
необходимые материалы, и тогда каждый ребенок сможет сам провести опыт).
Давайте кое-что проверим! В каждой миске у вас чистая вода. Пусть каждый опустит свое перышко в миску. Что происходит с пером? Правильно, пёрышко не тонет и остаётся сухим. Это потому, что перья птиц смазаны жиром. Этот жир выделяет их кожа. Жир образует плёнку на поверхности пера. Через эту пленку не проходит вода. Водоплавающая птица выходит сухой из воды.
Давайте кое-что проверим! В каждой миске у вас чистая вода. Пусть каждый опустит свое перышко в миску. Что происходит с пером? Правильно, пёрышко не тонет и остаётся сухим. Это потому, что перья птиц смазаны жиром. Этот жир выделяет их кожа. Жир образует плёнку на поверхности пера. Через эту пленку не проходит вода. Водоплавающая птица выходит сухой из воды.
Теперь в другую миску с водой
нальем жидкость для мытья посуды. Ребята, скажите, зачем наши мамы пользуются
этим средством, когда моют посуду? (ответы
детей: чтобы отмыть посуду, потому что она грязная). После еды посуда часто остается жирной,
масляной. И этот специальный мыльный раствор удаляет и жир, и тарелки снова
становятся чистыми.
Теперь в миску с растворенным мыльным раствором положите перо
и понаблюдайте, что происходит теперь с перышком? ( перо тонет). Действительно, перо опустилось на дно. И
этот опыт показывает нам, что перышко было покрыто маслом, но теперь мыльный
раствор разрушил жировую смазку пера, и перышко потеряло свое защитное
свойство. Без жировой смазки оперения птицам тяжело было бы плавать, а в холоде птицы замёрзли бы и погибли. Подведение итогов: этот опыт наглядно
показывает, что перо птицы покрыто жиром, образовывая защитную
водонепроницаемую пленку
Учёные изучили перья пингвина при помощи специального микроскопа. Благодаря присутствию множества "крючков" на поверхности перьев, кристаллики льда, даже если они формируются очень быстро, не могут осесть или "примерзнуть" к перьям пингвинов. К пингвину не прилипают вообще никакие частицы. Учёные создали материалы, похожие на перья пингвинов, чтобы защитить электрические провода и поверхность самолетов от обледенения и инея.
Учёные изучили перья пингвина при помощи специального микроскопа. Благодаря присутствию множества "крючков" на поверхности перьев, кристаллики льда, даже если они формируются очень быстро, не могут осесть или "примерзнуть" к перьям пингвинов. К пингвину не прилипают вообще никакие частицы. Учёные создали материалы, похожие на перья пингвинов, чтобы защитить электрические провода и поверхность самолетов от обледенения и инея.
Материалы:мяч, мел для обозначения линии старта (финиша), флажки или другие
устойчивые предметы для обозначения места поворота.
Игроки
делятся на две команды и выстраиваются в колонну по одному возле линии
старта. Первые игроки зажимают мяч коленями и по сигналу начинают
двигаться до флажка и обратно.На старте они должны
передать мяч следующему игроку из команды. Выигрывает команда, которая
первой прошла всю дистанцию. Вариант, если детей немного: все становятся на старт и двигаются с мячом к финишу
Работа в смешанной технике: оригами и аппликация "Пингвины":
![]() |
Кулинария
Овощи на зубочистке или шпажке "Пингвины":

+++Коллекции заданий для тематической недели "Арктика и Антарктика":
Загляните к американской учительнице на монтессори занятия по нашей теме- там есть и печатные задания на русском языке,
Овощи на зубочистке или шпажке "Пингвины":

+++Коллекции заданий для тематической недели "Арктика и Антарктика":
![]() |
материалы группы в ВКонтакте- самая полная коллекция заданий и тематических комплектов! |
эскимосы бумажные куколки- раскраски
![]() |
фигурки для настольного театра |
Задания на тему "Пингвин" с makinglearningfun.com
и задания на тему "Полярный медведь"
Развитие речи и знакомство с окружающим миром:
Пальчиковые гимнастикии задания на тему "Полярный медведь"
Развитие речи и знакомство с окружающим миром:
![]() |
Карточки для сочинения рассказа |
Белый мишка на рыбалку ( Ударять кулак о кулак)
Не спеша идёт, вразвалку. ( Хлопать в ладоши)
Чует старый рыболов, ( Соединить ладони вместе)
Что богатый ждёт улов. ( Сжимать кулаки)
Смотрите, милые друзья, (Развести руки в стороны)
Да тут их целая семья:
У медведя- медвежонок, (Загибать пальчики)
У тюленя- тюлененок,
У пингвина- пингвинёнок,
У оленя- олененок.
Грамматические упражнения:
Ответьте на вопросы: чей? чья?
Да тут их целая семья:
У медведя- медвежонок, (Загибать пальчики)
У тюленя- тюлененок,
У пингвина- пингвинёнок,
У оленя- олененок.
Грамматические упражнения:
Ответьте на вопросы: чей? чья?
Шерсть собаки — чья шерсть? — ...
(собачья шерсть)
След оленя — чей след? — ...
(олений след)
Нос тюленя — чей нос? — ...
(тюлений нос)
Голова волка — чья голова? — ...
(волчья голова)
Уши собаки — чьи уши? — ...
(собачьи уши)
Копыта оленя — чьи копыта? — ...
(оленьи копыта)
Глаза тюленя — чьи глаза? — ...
(тюленьи глаза)
2. Закончите предложения, отвечая
на вопросы.
Зимой на Севере очень холодно, дни
стоят (какие?)... (холодные).
На Севере морозно, погода всегда
(какая?)... (морозная).
Полярной ночью на Севере темно; и
ночи, и дни на Севере (какие?)...(темные).
Собаки везут нарты быстро, собачьи
упряжки (какие?)... (быстрые).
Лиса заметает следы очень хитро,
лиса (какая?) ... (хитрая).
Охотник поймал оленя ловко, охотник
(какой?)... (ловкий).
Дидактическая игра «Назови правильно»
У моржа толстая кожа (морж какой? толстокожий)
У тюленя ноги – ласты (тюлень какой? ластоногий)
У медведя черный нос (медведь какой? черноносый)
У песца длинный хвост (песец какой? длиннохвостый)
У песца острая мордочка (песец какой? остромордый)
У полярного волка острые зубы (волк какой? острозубый)
У моржа толстая кожа (морж какой? толстокожий)
У тюленя ноги – ласты (тюлень какой? ластоногий)
У медведя черный нос (медведь какой? черноносый)
У песца длинный хвост (песец какой? длиннохвостый)
У песца острая мордочка (песец какой? остромордый)
У полярного волка острые зубы (волк какой? острозубый)
Наблюдения и эксперименты:
![]() |
Иглу из кукурузных палочек. Кубики сахара, конечно же, сложить легче, но у нас нашлись только палочки. Сложно сложить иглу из кукурузных палочек, но возможно! |
Соль, сахар, глиттеры вполне заменят снег. Сенсорные коробки использую и на подготовке к школе- дети не только с удовольствием в них возятся и строят свои маленькие миры, но и выполняют задания с буквами, слогами, тематическими словами и решением задач. |
Крашеные камни, как ледяные глыбы- и мы в Антарктиде! Супер идея! |
Диорама вместо аппликаций- любимая поделка для старших дошкольников |
Математика и логика
Карточки с цифрами, рабочие листы, мемори с цифрами и картинками,https://kleuteridee.nl/noordpool-zuidpool/ игра-бродилка- очень люблю сайт с качественными печатными тематическими заданиями kleuteridee.nl
Соедини по цифрам от 1 до 20"Пингвин":https://www.smart-kiddy.ru/raskraski/razvivayushchie-raskraski/55-raskraska-soedini-po-tochkam-s-tsiframi/274-soedini-tochki-pingvin.html
Раскраска с кубиком:

Как обычно для математических игр использую рамки- десятки. Рамки с "ледяным" дизайном и названиями цифр на английском языке: https://drive.google.com/file/d/0B4KZhioronAtRV9IbUpwS1V2NTA/view. В рамках темы будем считать льдинки- фигурки полярных животных, ватные шарики, белые фасольки, белые крышки, рыбки- крекер.
Подготовка руки к письму
графические диктанты http://www.kindergenii.ru/grdiktant.htm:"Олень", "Рыбка", "Волк", "Заяц"

Поделки и рисование
Жизнь на Севере- поделка из картона- стильный настольный театр:
https://vk.com/detidoma?w=wall-34443093_28549
![]() |
Сонные глазки делают милой эту работу в простой технике! |
Творческая работа в смешанной технике "Белые медведи"( луна- промакивание ватным диском, звёзды- соль, снег- пищевая плёнка):
![]() |

Можно дополнить рисование не просто аппликацией, а фигуркой из танграма:
бумажная игрушка для устройства маленького мира или настольного театра |
![]() |
классная идея со "льдом"! |
Обучение грамоте и чтению
http://rukadelkino.ru/risovanie/raskraski/2924-raskraski-zhivotnye-severa-skachat-i-raspechatat-besplatno.html
использую для раскрашивания в разных техниках, тренировки в вырезании и для создания рабочих листов, на которых от руки печатаю, буквы, слоги или слова для составления звуковых схем и чтения, обводки, копирования и письма в зависимости от индивидуальных задач.
видео карточки Домана "Полярные животные и птицы"https://www.youtube.com/watch?v=5Ux3IDGfEBU
Дидактическая игра «Рыболов»
Все животные севера питаются рыбой, и мы с вами сейчас тоже будем ловить рыбу. Прочитайте слоги и положите рыбку в пингвина.
Классная идея вместо карточек! |
Подвижные игры

Музыкальная игра " У оленя дом большой" музыка есть на get-tune.net
Олени и пастухи( игры народов Сибири)
Все игры- олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих-пастухи, стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут( картонное кольцо). Игроки- олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.
Музыкальная игра " У оленя дом большой" музыка есть на get-tune.net
Олени и пастухи( игры народов Сибири)
![]() |
"Пингвин в иглу! Где-то продавалась такая игра. Точно можно сделать самим! |
Кулинария
Готовим закуску- овощи на шпажке или зубочистках.
Нам понадобится шарик сыра, две маслины и 2 кружочка моркови( свежей или варёной).

Что почитать детям:
"АРКТИКА и АНТАРКТИКА" из серии Что есть что
"АРКТИКА и АНТАРКТИКА" из серии Я познаю мир ( скачать в группе в ВК)
Номер журнала "Открой мир с Волли. Южный полюс" про храбрых исследователей, полярное сияние, лаек, пингвинов и тюленей
Номер журнала "Открой мир с Волли. Северный полюс" про эскимосов, белых медведей и айсберги.Л. Семёнов-Спасский «Пингвинёнок Пиня»
Геннадий Снегирёв «Рассказы про пингвинов»
Комментариев нет :
Отправить комментарий