среда, 30 сентября 2015 г.

Как побудить ребёнка делать уроки

Фрагмент из книги И.Ю. Млодик "Современные дети и их несовременные родители, или О том, в чем так непросто признаться":

"С одной стороны, многим родителям кажется, что насколько успешно учится ребенок в школе, настолько счастливым и обеспеченным потом будет его будущее. В этом есть доля правды, но не вся. Ведь важно не только то, какие оценки у него будут по предметам, но и какие навыки, умения и чувства у него останутся после того, как он закончит школу.


Если ребенок, учась в школе, в основном пребывает в напряжении, стрессе, страхе, если там он часто ощущает себя не успешным, раскритикованным, неуверенным, плохим, если у него останется ощущение, что учеба - это то, что он ненавидит, это постоянное принуждение, и то, что он будет делать исключительно "из-под палки", - то, завершив обучение в школе, ему будет трудно любить учиться. Он постарается побыстрее закончить этот процесс в своей жизни, и не возвращаться к нему никогда. Так что, понукая его, вы можете достигнуть нежелательных целей. Очень многие дети больше никогда не открывают крышку пианино после окончания музыкальной школы, ненавидят читать, потому что их заставляли, не способны написать даже письмо, не то что статью или отчет, потому что кто-то критиковал их и заставлял переписывать сочинения. "


 "Как любить своего ребенка? Не Януш Корчак, а лучше" Интересная версия как найти подход к своему ребёнку. Как выяснить,что ему нужно-  ему,  а не нам. Разные дети учат уроки по-разному.  В статье рассматривается системно-векторная психология Юрия Бурлана, дифференцирующая  8 психотипов характера, различая их по каналам восприятия информации из окружающего мира. Действительно,  увидела себя  с зрительным вектором и вспомнила, что мне нужна была тишина для учёбы- и муха не должна была пролететь...
   О правилах выполнения домашнего задания хорошо написано здесь. Но хочется конкретных советов и приёмов, потому что наверняка такой опыт есть у каждого.
   Мне кажется, что  про уроки есть два мифа. Миф первый про детей, которые делают уроки, потому что им это нравится или они понимают, что "им это нужно". Это про детей. Много взрослых понимают, что им нужно? Дети делают уроки из страха оказаться не на высоте или  ради спокойствия родителей. Дети вообще бывают послушные и непослушные. Второй миф про  то, что детей нужно приучать к самостоятельному выполнению уроков.  Мужа удалось к самостоятельности приучить?;) Уж, если с первых лет не сидит ребёнок над тетрадками самостоятельно, то будете с ним рядом сидеть, в силу разных причин, до института.
  Первый популярный совет для родителей, если ребёнок не делает уроки, а это значит, что учебная мотивация не сформирована, то нужно подключать другую мотивацию. Например, если ребенок не сделал урок, он не смотрит телевизор, останется без шоколадки и т.д. Необходимо перейти к другой системе мотивации ребенка. Объяснить, что каждый делает свою работу: родители зарабатывают деньги, младший братик ходит в детский сад, а ты в школу. Есть семейный порядок с обязанностями для всей семьи.  Закон есть закон, а за нарушением всегда следует наказание.
 У моего воспитанника  начало второго класса обозначилось двойками по русскому языку и замечаниями за плохой почерк. Мои идеи  по решению проблемы с письмом натолкнулись на нежелание писать.
     В ответ на "Не хочу. Не буду", когда мой воспитанник отказался списывать до конца текст упражнения по русскому языку, я спокойно предложила, закрыв тетради и сложив их в сумку: " Как хочешь, это твой урок, а не мой. Я предупрежу твоих родителей, что снимаю с себя ответственность за выполнение домашнего задания, раз ты отказываешься работать. Будет двойка." В нашем случае сработало, возможно  из-за эффекта неожиданности: раньше я терпеливо ждала, сидя рядом, над тетрадкой, когда ему надоест ныть.
  Надо заметить, что мы уже подружились. Мальчик приходит ко мне сразу после уроков и остаётся на 4 часа, мы с ним вместе готовим полдник, играем, делаем уроки, и делаем много чего интересного. О том, что мы готовим на кухне, я тоже позже напишу- получаются интересные кулинарные проекты. В качестве бонуса за  выполненные уроки я всегда планирую эксперимент или совместную поделку. Так повелось с первой встречи: когда он ко мне пришёл, я заканчивала ловец снов и предложила ему после уроков дополнить ловец пёрышками. Теперь он всегда спрашивает, какие у меня незаконченные проекты. А их есть у меня:) Так что второе решение нашей проблемы  с " не хочу писать" было: "тогда я тоже не хочу сегодня ничего интересного делать, будем сидеть над твоими  тетрадками до самого вечера". И уселась рисовать для него иллюстрацию к мнемонической фразе на запоминание порядка планет. Он скоро закончил писать и пришёл посмотреть, что я рисую...
  Другая  ситуация сложилась, когда он уже  сделал несколько исправлений и снова отказался продолжать работу, потому что " всё равно уже будет двойка". Сработала фраза: "Сдаёшься? Ты хочешь победить? Или двойка тебя уже победила". К тому же мы как раз писали про пословицы и поговорки и  остановились на фразе "русский народ", так что логично было пошутить: "Ты русский? Борись!". Мальчишка рассмеялся и продолжил писать:)

А как вы заставляете или уговариваете  своих детей делать уроки?

  Терпения всем и безусловной любви!

4 комментария:

  1. Ответы
    1. ) если ребёнок не ответит на все мотивации: "Мне всё равно" или "Ну и пусть"- такое тоже бывает...

      Удалить
  2. Оксаночка привет! Хочу поделиться своим опытом. Опыт у меня и родительский,и репетиторский.
    Сначала про родительский. Моя дочка Маша совсем не хотела идти в школу. Сейчас не буду писать о том, почему, об этом в моем блоге. Не хотела идти в школу, соответственно и уроки делать ей совсем не хотелось. Поэтому я садилась рядом с ней , она делала уроки, а я присутствовала. Когда нужно было,я ей помогала. Сидели мы так до середины третьего класса. Потом у меня стало больше работы, а значит не стало времени. Я считаю, все было правильно . Я помогла Маше привыкнуть к обязанности выполнять уроки. Мы повторяли материал, пройденный в классе, потому что многие вещи в классе Маша упустила. В четвертом классе без моей помощи она спокойно сама делала все уроки. Сейчас она учится в 9. У нее 2 тройки в четверти по физике и по алгебре. А по многим предметам пятерки , например по химии, биологии, по истории и по литературе, довольно сложным предметам. Так что мой опыт сидения с Машей не прошёл даром. Разумеется, я всё делала спокойно и неторопливо, при моём графике работы у меня была такая возможность. Поэтому если кто-то захочет, повторить мой опыт, самое главное это спокойствие.Начнёте психовать - будет только хуже! Я считаю, что с новыми стандартами образования , домашние задания, да и весь школьный материал стали такими, что ребенок с ними самостоятельно справиться не может! Это моя точка зрения, как как репетитора, который занимается и подготовкой к школе, и помощью ученикам начальной школы. Если я позанималась с ребенком один год перед школой, ребенок в начале этих занятий был к ним психологически готов, то есть были хорошо развиты речь, мышление, внимание, память, кругозор, то я родителям говорю; " в первом классе у вас проблем не будет", потому что весь материал 1 класса хотя бы обзорно мы проходим (за исключением окружающего мира). А вот как ребенок будет учиться во втором классе, уже зависит не только от моей подготовки в школе. Если я успеваю позаниматься ребенком до школы 2 года,(а бывает, что и 3 и 4 года мы занимаемся до школы)) , то я точно знаю, ребенок будет успешным в школе. Все что надо, я успела в него заложить, я имею в виду не только знания, умения и навыки, но, в первую очередь, желание учиться, желание познавать новое. И, разумеется, развиваю психические процессы. Оксана, очень интересная тема, обязательно добавлю еще что-то, А сейчас пора бежать гулять с собакой. Счастливо, Желаю тебе удачи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Приятной прогулки!))) Я вижу сейчас ребят с проблемами с письмом, когда очевидно, что не была достаточно развита рука или с непониманием задач, когда думаю:" ну,это же закладывается сразу с изучением цифры два, когда появляются первые загадки-задачки!" - и понимаю на что нужно обратить особое внимание на подготовке к школе. Вообще я считаю, что учителей начальной школы и дошкольных педагогов надо время от времени менять рабочими местами, чтобы попарились заранее(

      Удалить