Пост будет полезен родителям и начинающим педагогам
Развивающие занятия с трёхлетним ребёнком
В 3-4 года дети очень любознательны, они интересуются всем, что происходит вокруг, изучают предметы и их свойства, учатся сравнивать, искать сходства и различия между ними. Важно поддерживать познавательную активность ребенка, формировать позитивное отношение к обучению.
В возрасте 3-4-х лет дети уже довольно самостоятельны, много умеют делать и накопили внушительный багаж знаний. Активно развивается логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи. Заниматься всесторонним развитием ребенка необходимо с раннего детства, так как именно в этот период идет интенсивное физическое и психическое развитие, закладывается основа для формирования и становления ребенка как отдельной личности.
Программа занятий с детьми 3-4-х лет включает:
• задания для развития мелкой и крупной моторики;
• занятия по формированию и развитию речи;
• изучение элементарных математических понятий;
• музыкальные занятия;
• рисование;
• задания, развивающие логическое мышление.
Развитие речи
В 3-4 года у детей идет интенсивное развитие речи – она становится более сложной и развернутой, изменяется ее словарный состав. Предложения удлиняются и усложняются. Занятия по развитию речи необходимы для расширения словарного запаса, совершенствования разговорных навыков, формирования способности формулировать и связно выражать свои мысли. Дети учатся грамматически правильно строить предложения, в том числе сложные, употреблять предлоги и склонять слова. В 3-4 года многие дети знают и употребляют в речи вежливые слова – «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте» и т.д.
Упражнения для развития речи младших дошкольников:
• составление небольшого рассказа по сюжетной картинке;
• описание предмета по картинке;
• группирование предметов по признаку;
• игры с использованием предлогов – перемещение предмета на стол, под стол и т.д.;
• изучение характеристик, признаков и свойств предметов по картинкам;
• группировка предметов по назначению;
• пересказ небольшой сказки.
Также программа развития речи у детей 3-4-х лет должна включать игры, которые знакомят ребенка с формами слов во множественном числе, развивают навыки правильного употребления форм глаголов, местоимений и предлогов. Задания должны быть интересными и соответствующими возрасту ребенка.
В 3-4 года у детей могут наблюдаться проблемы в произношении некоторых звуков, поэтому очень полезна будет артикуляционная гимнастика. Заниматься можно дома, с помощью специальной литературы.
Развитие моторики
Начинать заниматься развитием мелкой моторики желательно с раннего возраста, так как она оказывает значительное влияние на развитие речи, которая в свою очередь является одним из самых мощных факторов общего развития детей. Более того, мелкая моторика тесно связана с такими психическими процессами, как внимание, мышление, координация, воображение и память. Упражнения на развитие мелкой моторики у детей в возрасте 3-4-х лет очень важны, так как в дальнейшем точные, четко скоординированные действия пальцев и кистей будут необходимы для овладения навыком письма, рисования, бытовых нужд (одевания, причесывания и т.д.).
Упражнения на развитие моторики дошкольников:
• пальчиковая гимнастика;
• лепка;
• аппликации;
• рисование;
• различные графические задания – штриховка, обводка;
• игры со шнуровкой.
Дети в 3-4 года, как правило, обращают внимание на яркие предметы и картинки, поэтому в процессе занятий с детьми и в дошкольных учреждениях, и дома желательно использовать интересный дидактический материал.
Математика
В 3-4 года большинство детей умеют считать до 5, понимают понятия «большой», «маленький», «верх», «низ», знают простые геометрические фигуры.
Упражнения:
• посчитать количество определенных предметов на рисунке и найти соответствующее ему графическое изображение цифры;
• выборочно посчитать только яблоки или только карандаши;
• показать на картинке самый маленький и самый большой предмет;
• указать на картинке фигуры — круг, квадрат и треугольник.
Задания, требующие от детей усидчивости и концентрации внимания, необходимо чередовать с активными, подвижными играми, чтобы избежать переутомления ребенка и сохранить интерес к занятиям. В 3-4 года детям сложно удерживать внимание на одном занятии. Необходимо учитывать эту особенность и разрабатывать программу занятий в соответствии с ней. Дома обучать ребенка раннего возраста элементарным математическим действиям можно занимаясь повседневными делами и используя подручные материалы.
Музыкальные занятия
Музыкальные занятия очень важны для полноценного и всестороннего развития детей 3-4-х лет. Они развивают слуховое внимание, умение чувствовать ритм и ориентироваться в пространстве. Дети учатся выражать характер и настроение музыки при помощи движений и мимики. Развивается костно-мышечная система, пластичность, координация движений.
Танцуя, дети не только осваивают различные движения, но и создают определенный художественный образ с учетом характера и настроения музыкального произведения. Танец – это прекрасное средство раннего эстетического и художественного развития ребенка. Занятия ритмикой рекомендуется включать в программу обучения детей 3-4-х лет с интеллектуальными нарушениями и речевыми проблемами. Занятия включают:
• простые речевые и двигательные упражнения;
• песни, стихи;
• пальчиковую и артикуляционную гимнастику;
• танцы с четко выраженным ритмом;
• изучение музыкальных инструментов и их звучания;
• подвижные игры.
Танцы и простые танцевальные упражнения – это эффективные методы тренировки детского организма. Они помогают снять эмоциональное напряжение, расслабиться, развивают чувство ритма, способствуют формированию хорошей осанки и походки, ловкости и плавности движений. Практически все дети любят танцевать с раннего возраста, поэтому занятия приносят им много положительных эмоций и поднимают настроение.
Развитие логического мышления
В возрасте 3-4-х лет у детей на основе наглядно-действенного начинает формироваться наглядно-образное мышление, активно развивается логическое мышление. В 3-4 года дети, как правило, умеют собирать пазлы или разрезные картинки из 3-4 частей, определять в группе лишний предмет или находить предмету пару, знают некоторые профессии, виды транспорта, ориентируются во времени суток.
Упражнения для развития логического мышления:
• найти отличия на двух похожих картинках;
• определить на картинках предметы, которые относятся к одной группе – посуда, одежда или игрушки;
• сравнить предметы по размеру, цвету и форме;
• собрать простую картинку из 3-4-х частей;
• определить сходства и различия между двумя предметами.
Логические игры учат ребенка сравнивать предметы, анализировать их свойства, устанавливать причинно-следственные связи и делать собственные умозаключения о различных явлениях. Во время игры ребенок учится просчитывать ход событий и делать выводы.
Рисование
Занятия рисованием полезны для развития моторики, воображения, творческих способностей, фантазии и воображения. В процессе рисования ребенок знакомится с различными цветами, экспериментирует с линиями и формами, изучает свойства материалов. Для детей в 3-4 года это особенно важно, так как именно в этом возрасте дети усваивают простейшие математические понятия, знакомятся с формой, величиной и цветом предметов.
Упражнения:
• дорисуй по точкам;
• раскрась по образцу;
• выполни штриховку.
Рисование – это увлекательное, интересное занятие, которое развивает художественный вкус и обогащает знания детей. Оно помогает подготовить руку ребенка к письму и познакомить его с основными геометрическими фигурами.
Занятия с детьми 3-4-х лет как в дошкольном учреждении, так и дома должны проходить в игровой форме и дружественной обстановке. Задания должны соответствовать возрасту ребенка. Очень важно поощрять старания и помогать крохе, если какие-то задания вызывают у него трудности. Необходимо сформировать у ребенка положительное отношение к занятиям, чтобы сохранить познавательную активность. Ввиду особенностей развития детей возраста 3-4-х лет рекомендуется чередовать умственную, творческую и физическую деятельность, чтобы не допустить переутомления ребенка.
Обычная структура часовых занятий в нашем детском клубе
( иногда меняется в зависимости от состава группы и пожеланий родителей):
Конспекты занятий во второй младшей группе Волчковой и Степановой:https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post371075798/
Книга с заданиями "Что должен знать ребёнок 3-4 лет:https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post415867712/
Тест 2: https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post415867728/
Дидактические и сюжетно-ролевые игры 3-4 года:https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post379516387/
Как мы это делаем
В этот раздел поста я буду постепенно добавлять полезные ссылки находки и опробованные приёмы в работе с конкретной группой трёхлетних детей в развивающем клубе.
В этом блоге см. метку "дисциплина"
Подвижные игры и упражнения на развитие познавательной сферы
Картотека подвижных игр: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2013/07/11/kartoteka-podvizhnykh-igr-dlya-detey-3-4-let
Песенки Железновых для детей от 2.5 лет: https://yadi.sk/d/lFlZ593PiARk8
Поиграй, Тася, в бубен,
Мы в ладоши хлопать будем,
Поиграй, поиграй,
Саше бубен передай
Игру можно закончить словами «Поиграй, поиграй, на место бубен убирай».
Упражнение «Карлики и великаны»
Цель: развивать внимание и скорость реакции.
Дети стоят в кругу, ведущий подает команды: «карлики» или «великаны». Когда они слышат «карлики» то приседают, а когда «великаны» то подпрыгивают.
Упражнение «Движения по цвету»
Цель: закрепить цвета, развивать внимание и скорость реакции.
Ведущий показывает цветные фишки( ленты, флажки), а дети выполняют соответствующие движения, а именно: зеленая фишка - хлопают в ладоши, красная – тихо, как мышки сидят, желтая - топают ногами.
Упражнение «Зеркало»
Цель: развивать внимание.
Ведущий пришел в магазин, где много зеркал. Ведущий, который стоит в центре полукруга, показывает движения, а «зеркала» сразу же повторяют их. В роли ведущего могут побывать все желающие дети.
Упражнение «Угадай и найди»
Цель: развивать внимание, восприятие, память.
Ведущий рассказывает об игрушках, предметах, которые лежат на столе. Детям нужно найти игрушку или предмет, о котором шла речь.
Упражнение «Что слышно»
Цель: развивать память, умение сосредотачиваться.
Педагог включает аудиозаписи( предлагает послушать звуки из окружающего мира), и предлагает детям ответить, что они услышали.
Упражнение «Солнышко и облака»
Цель: развивать внимание и скорость реакции.
Дети стоят в кругу. Когда ведущий показывает солнышко они бегают, играют, а когда облако то приседают.
Знакомство с окружающим миром
Знакомимся с природой 3-4 года: https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post346681082/
Мир человека.рабочая тетрадь:https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post393023437/
Математика
Логика тесты- 3-4 года https://www.liveinternet.ru/users/olgakoroleva/post354384277/
Математика Петерсона https://www.liveinternet.ru/users/olgakoroleva/post354383996/
Школа кота Матроскина. Весёлый счёт( до 4-х)http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post328813828/
Количество, счёт и фигуры http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post328815573/
Школа семи гномов. Счёт, форма, величина https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post331351310/
Наклей-ка. Весёлые цифры( можно использовать как лото)http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post377936976/
Величина.Лото https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post387200102/
Конструирование
Альбом "Чудо-кубики"- поля для выкладвывания кубиков http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post417038062/
Конструирование из деревянных шпателей http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/rubric/521
Схемы для упражнений с деревянными шпателями http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post375837823/
Я учусь считать- рабочая тетрадь с цветными картинками http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post415782630/
Учимся сравнивать- книжка с наклейками про зверят http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post415867128/
Учись, играя. Счёт с наклейками.( по темам)http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post378763857/
Сенсорика
Знакомимся с цветом- книжка с наклейками, используем как лото http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post346681212/
Цветовые игры и упражнения "Воробышек" http://www.liveinternet.ru/users/svetlana-sima/post267277357/
Цветные формы "Воробышек"http://www.liveinternet.ru/users/svetlana-sima/post267275482/
Игра Что в мешочке?( парные предметы)ЧТО В МЕШОЧКЕ? Развивающая игра своими руками
Простая и забавная игра. Играть можно с детьми разного возраста. Уровень сложности игры зависит от фигурок, которые вы положите в мешочек.
Как играть?
Берем 6-7-8... фигурок по паре. Раскладываем их по разным мешочкам и просим ребенка достать, например, шишку из первого и второго мешочка. И так со всеми фигурками. Эта игра развивает тактильное восприятие, словарный запас и фантазию малыша.
Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post358090769/
Красный, круглый и большой- альбом с играми и раскрашиванием https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post420784839/
Подготовка руки к письму
штриховка https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post331085253/
Первые прописи "Воробышек"https://www.liveinternet.ru/users/svetlana-sima/post269092008/
Геометрические фигуры. Раскраска https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post334760491/
"Готовим руку к письму. Полный курс подготовки к школе" А. Левиной( ч/б дорожки)https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post336292386/
"Мой помощник карандаш" Гавриной( ч/б дорожки) https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post336297306/
"Умные книжки.Вправо-влево..."https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post358803714/
"Тренируем руку и пальчики"( "Умный ребёнок")- рабочая тетрадь, цветные картинки- прописиhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post415782095/
Подготовка к чтению
Учимся читать по складам- 2-3 годаhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post393027974/
подготовка к чтению "Воробышек"https://www.liveinternet.ru/users/svetlana-sima/post266830628/
"Подготовка к чтению "АБВГДЕ-йка"("Солнечные ступеньки") и первая пропись, и задания на определение звука в слове:https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post328067412/
Букварь Олеси Жуковой https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post328813524/
Развитие речи
Лексические темы по развитию речт детей 3-4 лет Громовой и Соломатиной.- 27 тем с 3-мя подтемамиhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post358295908/
"Развиваем речь"(Ответь на вопросы по картинкам)Гавриной https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post384888283/
Осенние мнемотаблицы https://vk.com/brainy_kid?w=wall-43331673_4485
Нескучные уроки 3-5 лет https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post415922518/
Развиваем речь 3+" Умный ребёнок" рабочая тетрадь( цветные картинки по темам с вопросами)https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post415922518/
Артикуляционная гимнастикаhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post358602408/
Статья о развитии речи "Малыш учится говорить. От агу до монолога". Анна Герасимоваhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post352921599/
В мире сказок( сказки и картинки для фланелёграфа)https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post358090769/
Расскажи стихи рукамиhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post352030671/
Пальчиковые гимнастики с картинками и схемамиhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post352145094/
"Умные книги.Что нас окружает"https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post331352300/
Зима. Грамматика в играх и картинках 2-7 летhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post379086105/
Зимняя одежда и обувь. Грамматика в играх и картинках 2-7 летhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post379086105/
театр "Овощи" с аудио сказкой https://vk.com/brainy_kid?w=wall-43331673_4323
гимнастика для пальчиков сборник "Воробышек"https://www.liveinternet.ru/users/svetlana-sima/post267265290/
о предлогах сборник упражнений "Воробышек"https://www.liveinternet.ru/users/svetlana-sima/post267256571/
задания для понимания слоговой структуры слов сборник "Воробышек"https://www.liveinternet.ru/users/svetlana-sima/post268208820/
четверостишия для заучивания , пальчиковые гимнастики и физминутки по темам
учим стихи сборник"Воробышек"
Программа обучения и развития дошкольника. 3 года( глаголы, предлоги, антонимы)https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post332428124/
Моторика. Логика. Речь( серия"Первый шаг")https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post332430456/
Артикуляционная гимнастик аhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post332631683/
Книжка с наклейками- лото или учимся приклеиватьhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post336298512/
Задания для развития малышей. Солнечные ступеньки
Умные сказки, с заданиями https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post341288675/
Логопедическая грамматика Новиковской.2-4 годаhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post396962388/
Елена Соколова "Молочный дождь"- беседы по рассказам и картинкам https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post377936521/
ИЗО
Рисование по обведённым ладошкамhttps://www.liveinternet.ru/users/olgakoroleva/post351784802/
Мятые картины- аппликации, бумагопластика https://www.liveinternet.ru/users/svetlana-sima/post267912767/
Геометрическая аппликацияhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post334933759/
Геометрическая аппликация. Букашкиhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post334934133/
Рисуем и конструируем- маленький автомобиль https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post337305066/
Рисуем и конструируем- Зайка серенькийhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post422611525/
Рисуем и конструируем. Котишка- плутишка https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post422611665/
Рисуем и конструируем. Плюшевый мишка https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post422611774/
Геометрические аппликации со стихами, чёрно- белые https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post422932237/
Настольные игры
Карточки "Четвёртый лишний"
Лото "Хочу всё знать!" что из чего сделано https://www.liveinternet.ru/users/olgakoroleva/post354383007/
подборка игр для распечатки https://www.liveinternet.ru/users/olgakoroleva/post340034618/
15 игр " Язык и речь" https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post376253826/
Домашние задания
"Большая книга тестов" https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post327519479/
Весёлые домашние задания https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post332412919/
Тесты 3 года( ИП Бурдиных)- тетрадьhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post423097627/
Тесты 3 года( 2)https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post423097853/
Раскраска с заданиями https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post423133944/
"Поиграем с медвежонком"- сборник тематических заданий и др. с бельчонком, ёжикомhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post393644348/
Приятных игр и радостных открытий!
Развивающие занятия с трёхлетним ребёнком
В 3-4 года дети очень любознательны, они интересуются всем, что происходит вокруг, изучают предметы и их свойства, учатся сравнивать, искать сходства и различия между ними. Важно поддерживать познавательную активность ребенка, формировать позитивное отношение к обучению.
В возрасте 3-4-х лет дети уже довольно самостоятельны, много умеют делать и накопили внушительный багаж знаний. Активно развивается логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи. Заниматься всесторонним развитием ребенка необходимо с раннего детства, так как именно в этот период идет интенсивное физическое и психическое развитие, закладывается основа для формирования и становления ребенка как отдельной личности.
Программа занятий с детьми 3-4-х лет включает:
• задания для развития мелкой и крупной моторики;
• занятия по формированию и развитию речи;
• изучение элементарных математических понятий;
• музыкальные занятия;
• рисование;
• задания, развивающие логическое мышление.
Развитие речи
В 3-4 года у детей идет интенсивное развитие речи – она становится более сложной и развернутой, изменяется ее словарный состав. Предложения удлиняются и усложняются. Занятия по развитию речи необходимы для расширения словарного запаса, совершенствования разговорных навыков, формирования способности формулировать и связно выражать свои мысли. Дети учатся грамматически правильно строить предложения, в том числе сложные, употреблять предлоги и склонять слова. В 3-4 года многие дети знают и употребляют в речи вежливые слова – «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте» и т.д.
Упражнения для развития речи младших дошкольников:
• составление небольшого рассказа по сюжетной картинке;
• описание предмета по картинке;
• группирование предметов по признаку;
• игры с использованием предлогов – перемещение предмета на стол, под стол и т.д.;
• изучение характеристик, признаков и свойств предметов по картинкам;
• группировка предметов по назначению;
• пересказ небольшой сказки.
Также программа развития речи у детей 3-4-х лет должна включать игры, которые знакомят ребенка с формами слов во множественном числе, развивают навыки правильного употребления форм глаголов, местоимений и предлогов. Задания должны быть интересными и соответствующими возрасту ребенка.
В 3-4 года у детей могут наблюдаться проблемы в произношении некоторых звуков, поэтому очень полезна будет артикуляционная гимнастика. Заниматься можно дома, с помощью специальной литературы.
Развитие моторики
Начинать заниматься развитием мелкой моторики желательно с раннего возраста, так как она оказывает значительное влияние на развитие речи, которая в свою очередь является одним из самых мощных факторов общего развития детей. Более того, мелкая моторика тесно связана с такими психическими процессами, как внимание, мышление, координация, воображение и память. Упражнения на развитие мелкой моторики у детей в возрасте 3-4-х лет очень важны, так как в дальнейшем точные, четко скоординированные действия пальцев и кистей будут необходимы для овладения навыком письма, рисования, бытовых нужд (одевания, причесывания и т.д.).
Упражнения на развитие моторики дошкольников:
• пальчиковая гимнастика;
• лепка;
• аппликации;
• рисование;
• различные графические задания – штриховка, обводка;
• игры со шнуровкой.
Дети в 3-4 года, как правило, обращают внимание на яркие предметы и картинки, поэтому в процессе занятий с детьми и в дошкольных учреждениях, и дома желательно использовать интересный дидактический материал.
Математика
В 3-4 года большинство детей умеют считать до 5, понимают понятия «большой», «маленький», «верх», «низ», знают простые геометрические фигуры.
Упражнения:
• посчитать количество определенных предметов на рисунке и найти соответствующее ему графическое изображение цифры;
• выборочно посчитать только яблоки или только карандаши;
• показать на картинке самый маленький и самый большой предмет;
• указать на картинке фигуры — круг, квадрат и треугольник.
Задания, требующие от детей усидчивости и концентрации внимания, необходимо чередовать с активными, подвижными играми, чтобы избежать переутомления ребенка и сохранить интерес к занятиям. В 3-4 года детям сложно удерживать внимание на одном занятии. Необходимо учитывать эту особенность и разрабатывать программу занятий в соответствии с ней. Дома обучать ребенка раннего возраста элементарным математическим действиям можно занимаясь повседневными делами и используя подручные материалы.
Музыкальные занятия
Музыкальные занятия очень важны для полноценного и всестороннего развития детей 3-4-х лет. Они развивают слуховое внимание, умение чувствовать ритм и ориентироваться в пространстве. Дети учатся выражать характер и настроение музыки при помощи движений и мимики. Развивается костно-мышечная система, пластичность, координация движений.
Танцуя, дети не только осваивают различные движения, но и создают определенный художественный образ с учетом характера и настроения музыкального произведения. Танец – это прекрасное средство раннего эстетического и художественного развития ребенка. Занятия ритмикой рекомендуется включать в программу обучения детей 3-4-х лет с интеллектуальными нарушениями и речевыми проблемами. Занятия включают:
• простые речевые и двигательные упражнения;
• песни, стихи;
• пальчиковую и артикуляционную гимнастику;
• танцы с четко выраженным ритмом;
• изучение музыкальных инструментов и их звучания;
• подвижные игры.
Танцы и простые танцевальные упражнения – это эффективные методы тренировки детского организма. Они помогают снять эмоциональное напряжение, расслабиться, развивают чувство ритма, способствуют формированию хорошей осанки и походки, ловкости и плавности движений. Практически все дети любят танцевать с раннего возраста, поэтому занятия приносят им много положительных эмоций и поднимают настроение.
Развитие логического мышления
В возрасте 3-4-х лет у детей на основе наглядно-действенного начинает формироваться наглядно-образное мышление, активно развивается логическое мышление. В 3-4 года дети, как правило, умеют собирать пазлы или разрезные картинки из 3-4 частей, определять в группе лишний предмет или находить предмету пару, знают некоторые профессии, виды транспорта, ориентируются во времени суток.
Упражнения для развития логического мышления:
• найти отличия на двух похожих картинках;
• определить на картинках предметы, которые относятся к одной группе – посуда, одежда или игрушки;
• сравнить предметы по размеру, цвету и форме;
• собрать простую картинку из 3-4-х частей;
• определить сходства и различия между двумя предметами.
Логические игры учат ребенка сравнивать предметы, анализировать их свойства, устанавливать причинно-следственные связи и делать собственные умозаключения о различных явлениях. Во время игры ребенок учится просчитывать ход событий и делать выводы.
Рисование
Занятия рисованием полезны для развития моторики, воображения, творческих способностей, фантазии и воображения. В процессе рисования ребенок знакомится с различными цветами, экспериментирует с линиями и формами, изучает свойства материалов. Для детей в 3-4 года это особенно важно, так как именно в этом возрасте дети усваивают простейшие математические понятия, знакомятся с формой, величиной и цветом предметов.
Упражнения:
• дорисуй по точкам;
• раскрась по образцу;
• выполни штриховку.
Рисование – это увлекательное, интересное занятие, которое развивает художественный вкус и обогащает знания детей. Оно помогает подготовить руку ребенка к письму и познакомить его с основными геометрическими фигурами.
Занятия с детьми 3-4-х лет как в дошкольном учреждении, так и дома должны проходить в игровой форме и дружественной обстановке. Задания должны соответствовать возрасту ребенка. Очень важно поощрять старания и помогать крохе, если какие-то задания вызывают у него трудности. Необходимо сформировать у ребенка положительное отношение к занятиям, чтобы сохранить познавательную активность. Ввиду особенностей развития детей возраста 3-4-х лет рекомендуется чередовать умственную, творческую и физическую деятельность, чтобы не допустить переутомления ребенка.
Обычная структура часовых занятий в нашем детском клубе
( иногда меняется в зависимости от состава группы и пожеланий родителей):
- Приветствие
- Окружающий мир
- Музыкальная пауза
- Пальчиковая гимнастика
- Развитие руки
- Динамическая пауза
- Подготовка к чтению
- Развитие речи
- Математика и логика
- Двигательная гимнастика
- Развитие внимания, памяти, мышления
- Творчество
- Заключительная часть занятия. ( У нас это прослушивание классической музыки со свечами) Прощание.
Каждое занятие посвящено интересной ребёнку теме, поэтому очерёдность тем может меняться. В возрасте 3-4 года ребёнка нужно заинтересовать темой ещё с порога : "А мы будем делать маску волка!".
Лексические темы занятий:
Лексические темы занятий:
Конспекты занятий во второй младшей группе Волчковой и Степановой:https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post371075798/
Книга с заданиями "Что должен знать ребёнок 3-4 лет:https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post415867712/
Тест 2: https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post415867728/
Дидактические и сюжетно-ролевые игры 3-4 года:https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post379516387/
Как мы это делаем
В этот раздел поста я буду постепенно добавлять полезные ссылки находки и опробованные приёмы в работе с конкретной группой трёхлетних детей в развивающем клубе.
В этом блоге см. метку "дисциплина"
Подвижные игры и упражнения на развитие познавательной сферы
Картотека подвижных игр: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2013/07/11/kartoteka-podvizhnykh-igr-dlya-detey-3-4-let
Песенки Железновых для детей от 2.5 лет: https://yadi.sk/d/lFlZ593PiARk8
Игра «Бубен» используется в начале курса для приглашения на совместные занятия
Первый игрок начинает играть на бубне, остальные хлопают в ладоши и, обращаясь к первому игроку, произносят слова:Поиграй, Тася, в бубен,
Мы в ладоши хлопать будем,
Поиграй, поиграй,
Саше бубен передай
Игру можно закончить словами «Поиграй, поиграй, на место бубен убирай».
Упражнение «Карлики и великаны»
Цель: развивать внимание и скорость реакции.
Дети стоят в кругу, ведущий подает команды: «карлики» или «великаны». Когда они слышат «карлики» то приседают, а когда «великаны» то подпрыгивают.
Упражнение «Движения по цвету»
Цель: закрепить цвета, развивать внимание и скорость реакции.
Ведущий показывает цветные фишки( ленты, флажки), а дети выполняют соответствующие движения, а именно: зеленая фишка - хлопают в ладоши, красная – тихо, как мышки сидят, желтая - топают ногами.
Упражнение «Зеркало»
Цель: развивать внимание.
Ведущий пришел в магазин, где много зеркал. Ведущий, который стоит в центре полукруга, показывает движения, а «зеркала» сразу же повторяют их. В роли ведущего могут побывать все желающие дети.
Упражнение «Угадай и найди»
Цель: развивать внимание, восприятие, память.
Ведущий рассказывает об игрушках, предметах, которые лежат на столе. Детям нужно найти игрушку или предмет, о котором шла речь.
Упражнение «Что слышно»
Цель: развивать память, умение сосредотачиваться.
Педагог включает аудиозаписи( предлагает послушать звуки из окружающего мира), и предлагает детям ответить, что они услышали.
Упражнение «Солнышко и облака»
Цель: развивать внимание и скорость реакции.
Дети стоят в кругу. Когда ведущий показывает солнышко они бегают, играют, а когда облако то приседают.
Знакомство с окружающим миром
Знакомимся с природой 3-4 года: https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post346681082/
Мир человека.рабочая тетрадь:https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post393023437/
Математика
Логика тесты- 3-4 года https://www.liveinternet.ru/users/olgakoroleva/post354384277/
Математика Петерсона https://www.liveinternet.ru/users/olgakoroleva/post354383996/
Школа кота Матроскина. Весёлый счёт( до 4-х)http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post328813828/
Количество, счёт и фигуры http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post328815573/
Школа семи гномов. Счёт, форма, величина https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post331351310/
Наклей-ка. Весёлые цифры( можно использовать как лото)http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post377936976/
Величина.Лото https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post387200102/
Конструирование
Альбом "Чудо-кубики"- поля для выкладвывания кубиков http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post417038062/
Конструирование из деревянных шпателей http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/rubric/521
Схемы для упражнений с деревянными шпателями http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post375837823/
Я учусь считать- рабочая тетрадь с цветными картинками http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post415782630/
Учимся сравнивать- книжка с наклейками про зверят http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post415867128/
Учись, играя. Счёт с наклейками.( по темам)http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post378763857/
Сенсорика
Знакомимся с цветом- книжка с наклейками, используем как лото http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post346681212/
Цветовые игры и упражнения "Воробышек" http://www.liveinternet.ru/users/svetlana-sima/post267277357/
Цветные формы "Воробышек"http://www.liveinternet.ru/users/svetlana-sima/post267275482/
Игра Что в мешочке?( парные предметы)ЧТО В МЕШОЧКЕ? Развивающая игра своими руками
Простая и забавная игра. Играть можно с детьми разного возраста. Уровень сложности игры зависит от фигурок, которые вы положите в мешочек.
Как играть?
Берем 6-7-8... фигурок по паре. Раскладываем их по разным мешочкам и просим ребенка достать, например, шишку из первого и второго мешочка. И так со всеми фигурками. Эта игра развивает тактильное восприятие, словарный запас и фантазию малыша.
Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post358090769/
Красный, круглый и большой- альбом с играми и раскрашиванием https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post420784839/
Подготовка руки к письму
штриховка https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post331085253/
Первые прописи "Воробышек"https://www.liveinternet.ru/users/svetlana-sima/post269092008/
Геометрические фигуры. Раскраска https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post334760491/
"Готовим руку к письму. Полный курс подготовки к школе" А. Левиной( ч/б дорожки)https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post336292386/
"Мой помощник карандаш" Гавриной( ч/б дорожки) https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post336297306/
"Умные книжки.Вправо-влево..."https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post358803714/
"Тренируем руку и пальчики"( "Умный ребёнок")- рабочая тетрадь, цветные картинки- прописиhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post415782095/
Подготовка к чтению
Учимся читать по складам- 2-3 годаhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post393027974/
подготовка к чтению "Воробышек"https://www.liveinternet.ru/users/svetlana-sima/post266830628/
"Подготовка к чтению "АБВГДЕ-йка"("Солнечные ступеньки") и первая пропись, и задания на определение звука в слове:https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post328067412/
Букварь Олеси Жуковой https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post328813524/
Развитие речи
Лексические темы по развитию речт детей 3-4 лет Громовой и Соломатиной.- 27 тем с 3-мя подтемамиhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post358295908/
"Развиваем речь"(Ответь на вопросы по картинкам)Гавриной https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post384888283/
Осенние мнемотаблицы https://vk.com/brainy_kid?w=wall-43331673_4485
Нескучные уроки 3-5 лет https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post415922518/
Развиваем речь 3+" Умный ребёнок" рабочая тетрадь( цветные картинки по темам с вопросами)https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post415922518/
Артикуляционная гимнастикаhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post358602408/
Статья о развитии речи "Малыш учится говорить. От агу до монолога". Анна Герасимоваhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post352921599/
В мире сказок( сказки и картинки для фланелёграфа)https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post358090769/
Расскажи стихи рукамиhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post352030671/
Пальчиковые гимнастики с картинками и схемамиhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post352145094/
"Умные книги.Что нас окружает"https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post331352300/
Зима. Грамматика в играх и картинках 2-7 летhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post379086105/
Зимняя одежда и обувь. Грамматика в играх и картинках 2-7 летhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post379086105/
театр "Овощи" с аудио сказкой https://vk.com/brainy_kid?w=wall-43331673_4323
гимнастика для пальчиков сборник "Воробышек"https://www.liveinternet.ru/users/svetlana-sima/post267265290/
о предлогах сборник упражнений "Воробышек"https://www.liveinternet.ru/users/svetlana-sima/post267256571/
задания для понимания слоговой структуры слов сборник "Воробышек"https://www.liveinternet.ru/users/svetlana-sima/post268208820/
четверостишия для заучивания , пальчиковые гимнастики и физминутки по темам
учим стихи сборник"Воробышек"
Программа обучения и развития дошкольника. 3 года( глаголы, предлоги, антонимы)https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post332428124/
Моторика. Логика. Речь( серия"Первый шаг")https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post332430456/
Артикуляционная гимнастик аhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post332631683/
Книжка с наклейками- лото или учимся приклеиватьhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post336298512/
Задания для развития малышей. Солнечные ступеньки
Умные сказки, с заданиями https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post341288675/
Логопедическая грамматика Новиковской.2-4 годаhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post396962388/
Елена Соколова "Молочный дождь"- беседы по рассказам и картинкам https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post377936521/
ИЗО
Рисование по обведённым ладошкамhttps://www.liveinternet.ru/users/olgakoroleva/post351784802/
Мятые картины- аппликации, бумагопластика https://www.liveinternet.ru/users/svetlana-sima/post267912767/
Геометрическая аппликацияhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post334933759/
Геометрическая аппликация. Букашкиhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post334934133/
Рисуем и конструируем- маленький автомобиль https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post337305066/
Рисуем и конструируем- Зайка серенькийhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post422611525/
Рисуем и конструируем. Котишка- плутишка https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post422611665/
Рисуем и конструируем. Плюшевый мишка https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post422611774/
Геометрические аппликации со стихами, чёрно- белые https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post422932237/
Настольные игры
Карточки "Четвёртый лишний"
Лото "Хочу всё знать!" что из чего сделано https://www.liveinternet.ru/users/olgakoroleva/post354383007/
подборка игр для распечатки https://www.liveinternet.ru/users/olgakoroleva/post340034618/
15 игр " Язык и речь" https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post376253826/
Домашние задания
"Большая книга тестов" https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post327519479/
Весёлые домашние задания https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post332412919/
Тесты 3 года( ИП Бурдиных)- тетрадьhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post423097627/
Тесты 3 года( 2)https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post423097853/
Раскраска с заданиями https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post423133944/
"Поиграем с медвежонком"- сборник тематических заданий и др. с бельчонком, ёжикомhttps://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post393644348/
Приятных игр и радостных открытий!
Оксана, спасибо большое за такую обширную подборку материала. Мне сейчас как раз этот материал очень очень необходим! Осваиваю и преломляю под своих.
ОтветитьУдалитьОчень рада, что вам пригодится- это я сейчас готовлюсь к новой группе в детском клубе и перелопачиваю всё, что есть в сети:)
УдалитьЗдравствуйте, Оксана Дмитриевна!
ОтветитьУдалитьВ Вашем блоге всегда можно найти нужный материал, который Вы всегда представляете в развёрнутом виде. Спасибо.
Благодарю за отзыв, Виктория!:) Конечно, у меня много всего- для себя же:)
Удалить