среда, 29 ноября 2017 г.

"Мозг и счастье" и чудеса педагогических коллективов

Для меня эта книга стала настольной. По ссылке:https://www.litres.ru/rik-hanson/mozg-i-schaste-zagadki-sovremennoy-neyropsihologii/ можно почитать цитаты из этой книги для того, чтобы скорее приступить к чтению. Сейчас очень много книг про работу мозга. Мне нравится, что  в этой книге даны практические рекомендации, как стать спокойнее, избавиться от тревог, сохранить невозмутимость и позитивный настрой, которые легко применить. Впрочем, вторая часть книги представляет собой  смесь позитивной философии и буддизма из серии "полюби себя"- это уже общие места и повторы.

undefined

 Я же позволю себе  привести одну выдержку, а потом  рассказать вам историю о моём неудачном трудоустройстве.



"Три процесса – принятие того, что проявляется в сознании, работа над тенденциями своей психики и их изменение, а также нахождение прибежища в основах бытия – и есть основы практики на пути к пробуждению. Во многом они соответствуют сосредоточенности, добродетели и мудрости; и трем фундаментальным функциям нервной системы – обучению, регулированию и отбору.
Решая на пути к пробуждению разные проблемы, вы будете неоднократно проходить через следующие стадии роста.
•  Первая стадия . Вами, как обычно, овладела реакция на вторичный дротик, но вы этого даже не понимаете. Например, ваш партнер забыл купить молоко, и вы сердитесь и жалуетесь, не понимая, что перегибаете палку. •  Вторая стадия . Вы осознаете, что вами овладели алчность или ненависть (в самом широком смысле), но ничего пока не можете поделать. В душе вам стыдно, но вы не в состоянии прервать поток высказываний по поводу молока.
•  Третья стадия . Вы ощущаете свою подспудную реакцию, но не действуете под ее влиянием. Вы раздражены, но напоминаете себе, что ваш партнер и без того много для вас делает и, дав выход своему раздражению, вы сделаете только хуже.
•  Четвертая стадия . Ваша реакция даже не проявляется, и иногда вы даже забываете, что когда‑то она у вас была. Вы принимаете, что молока нет, и спокойно сосредотачиваетесь на том взаимодействии с вашим парт нером, которое происходит сейчас.

В образовании подобные стадии называют соответственно: бессознательная некомпетентность, сознательная некомпетентность, сознательная компетентность, бессознательная компетентность. Последняя стадия ясно показывает нам, как далеко можно продвинуться в данном вопросе. Вторая стадия – самая тяжелая – люди чаще всего бросают дальнейшее обучение, именно достигнув ее. Поэтому очень важно стремиться достичь третьей и четвертой стадий. Продолжайте тренировки, и вы достигнете этого! Разрушение старых структур и создание новых требует времени и сил. Я называю это закон мелочей : хотя мелкие проблески алчности, ненависти и заблуждения доставляют вам еще остаточные страдания, множество мелких шагов практики дадут вам вместо этих Трех Коренных Ядов и причиненных ими страданий счастье, любовь и мудрость."


 Книга  здесь и далее рассказывает о том, как преодолеть раздражение и прочие препятствия на пути к мудрости. Моя же история будет о том, что  научившиеся этому всему премудрому люди есть, а самое важное- есть люди, научившиеся этим пользоваться.


"Когда вы становитесь счастливее, повышается активность левой лобной доли вашего мозга" 

"Добродетель подразумевает регулирование своих поступков, слов и мыслей ради того, чтобы по возможности приносить окружающим людям и себе больше добра, чем зла. В мозге эта функция связана с префронтальной, или лобной, корой . Префронтальная значит «окололобная», т. е. самая передняя часть мозга сразу за лбом и над ним." 


 Цитаты из этой книги я впервые услышала на собеседовании в школу Монтессори. Хозяйка устраивала тесты, различные испытания в течении двух месяцев испытательного срока  и собирала себе в подчинение именно таких вот готовых, с активными левыми лобными долями и  развитыми лобными долями, педагогов. Потом на каждом собрании  твердилось, что вы же специально отобранные, высоконравственные, легкообучаемые, "с отсутствием раздражительности" педагоги поэтому найдите решение проблемы и "проявите педагогическое мастерство" и "не смейте мне перечить". Вот и всё- простая схема, как стать владычицей морской и повелительницей  талантливых педагогов.

Хозяка наша была дама в годах, бывший методист на пенсии, "с именем", по её словам. Женщина, и правда, образованная,  владеющая речью, с умением убеждать. Если вы знакомы с трудами Марии Монтессори, вы можете себе представить, как убедительно звучат для слуха педагога все слова  о разумном и вечном с её страниц. Чисто интуитивно я догадалась, что с дамой почтенного возраста, нужно вести себя, как с собственной бабушкой, и слегка прикрывать глаза на старомодность и постоянное стремление поучать. Надо заметить, что большинство претендентов, сбегают сразу от слов "Монтессори" и  собственно самого почтенного вида хозяйки, точь в точь похожей на портрет Монтессори у неё за спиной. Но мои префронтальные лобные доли заинтересовались педагогикой Монтессори и решили воспользоваться "бабушкой Монтессори" как источником педагогической мудрости, ибо курсы стоят ненормально дорого, а наличие двух педагогических образований мне категорически запрещает учиться чему-либо ещё в этой жизни за деньги.

Общение.
В общении с хозяйкой не покидает мысль, что с тобой работают в технике профессионального психологического доминирования и НЛП, а ты допускаешь это, потому что по ряду причин согласился на эти отношения. Другими причинами нельзя объяснить то, что все нанятые, не могут толком объяснить, сколько же им пообещали заплатить за труд. Так, к следующему туру собеседования явно не попали претенденты, прямо спрашивающие о конкретной плате за час. Хозяйка отвечала только "Я плачу хорошо" и "после обучения вы будете получать 35 тысяч". Позже я услышала, что  работники, открыто выражающие неудовлетворение условиями, увольнялись в тот же день, а часто и час: "я не могу с вами работать" или " я не буду плясать под чужую дудку". Вся эта нетерпимость к чужому мнению настолько тонко завуалирована, что сама хозяйка неизменно  производит впечатление воплощения интеллигентности, почтенности, особы не от мира сего. К тому же для чуткого педагогического уха все эти фразы вроде: " Я вас учу", "Я вас бесплатно учу",  "Почему никто не хочет учиться?" звучали  крайне укоризненно.
Известен такой эпизод, когда коллеге перед выходом в отпуск велели отработать в два раза больше платных занятий, а на вопрос о том, получит ли она в два раза больше, было высказано искренне недоумение:" Вы что, ради денег это делаете? Как вы можете? Я от вас такого не ожидала..." Коллеге стало стыдно. Она не была готова возразить в ответ. (Префронтальнолобные трусихи?)

Наши будни.
 Вы работали в детском саду и привыкли, что всё организовано  различными полезными службами и методистами. Забудьте всё и проявите педагогическое мастерство везде- в гардеробе, в столовой, туалете, во дворе, в спальне- нигде ничего не устроено разумно. Например с утра, выбежав за ворота и встретив каждого ребёнка лично, нужно повесить его одежду в общий шкаф и запомнить, как она выглядит- потом нужно будет всё повторить в обратном порядке. Вы уже представили детей 12, как они мирно сидят на 6 табуретах и ждут одёжки? Должна быть полная тишина. Проявите педагогическое мастерство и постройте детей  в очередь к одному умывальнику- всё это делается в полной тишине. Проявите педагогическое мастерство и проведите детей по лестнице на третий этаж. Весь рабочий день вы должны поддерживать тишину- буквально- ни звука.  Проявите педагогическое мастерство и займите чем-то детей на прогулке, если по газону ходить нельзя, а в беседке высокая  мебель, на которой нельзя сидеть, а мощёную дорожку пересекают зарешечённые ливнёвки, об которые дети спотыкаются. Свободная от мебели узкая часть беседки и дорожка вокруг особняка- это место для прогулки. Гуляли часто по две группы- детей 12, но разного возраста, от двух лет. Игрушки и  скудный инвентарь трогать нежелательно, потому что вы лично будете просить прошение за всё сломанное или дети будут покупать вещь взамен. Кстати, каждое утро хозяйка писала письменные распоряжения педагогам с планом работы на день, т.е. вы заранее не знаете, что будете делать. Крайне неудобно, если вы привезли с собой целую сумку с материалами для поделок с 6 летками, а идёте на прогулку с самой младшей группой. Думаете, в таких условиях невозможно работать? Возможно.

Быт.
Пообедать 15 минут,( если вас кто-то из добрых коллег заменил у постели не спящего в тихий час ребёнка, на котором полтора часа надо держать ладонь), мы могли в уголочке прачечной( стол с холодильничком на нём и два стула, микроволновка). Воду в условиях кубанской жары нужно было возить с собой- кулер только для кухни, причём об этом вы узнавали только на второй день. За обед высчитывались 30 минут из зарплаты. Сходить в туалет почти всегда было проблематично- некому отпустить. Тут у всех случались курьёзы, о которых не говорят вслух.

Ноухау или как не платить работникам.
Все свои движения работникам нужно было записывать почасово в "табель", который сдавался "бухгалтеру"- дочери хозяйки,подсчитывающей, сколько заплатить за работу. Если выполняешь какое-то  условие  одна, то платят больше, если находишься  в помещении, хоть со всеми группами сразу( разного возраста детей 22), но вдвоём с коллегой, то обеим платят  в два раза меньше. По слухам, хорошо платили за подмывание попы ребёнка - больше, чем за обычный час (125 рублей). Я так и не сумела выяснить, за что списывались деньги- по моим подсчётам не оплачивался целый час в день. Но разговоры о деньгах не звучали в храме педагогики. Какие-то отчётные документы специально вручались на подпись всегда в самое неподходящее время, на бегу. Теперь собственно само ноухау. Про существование такой повинности, как ведение почасового табеля, люди узнавали не сразу. А потом попробуйте восстановить события месячной давности? На моей памяти уборщица, весь месяц чистившая под палящим солнцем  дорожки, узнала о том, что нужно было вести записи, в день зарплаты: нет табеля- нет зарплаты- "За что я вам буду платить? Покажите на бумаге". Я не уверена, что уборщица получила свои деньги- я слышала, как она сказала, что ничего писать не будет, развернулась и ушла. Точно знаю, что многие педагоги, работавшие  только несколько недель, не получили денег, потому что не знали, что нужно было заполнять этот табель.

Учёба.
Разумное, доброе и вечное сеялось скудно. Скоро выяснилось, что источник божественной педагогической мудрости откровенно слаб. Педагогам вручалась книга, в которой объяснялось, как работать с особыми учебными пособиями. Велено было учить наизусть.  Рекомендовалось сдавать по этой книге экзамен хозяйке, якобы  была бы прибавка к жалованью, но не уточнялась сумма прибавки. Кстати, префронтальнодольнолобные не делились друг с другом информацией о зарплате - деликатные, тактичные люди. Прочитать и выучить всё нужно было вчера, потому что работа начиналась сразу же, и говорить и показывать что-то детям нужно было немедленно. Кое-что показывалось самой хозяйкой -как выяснилось, с большими разночтениями с книгой. Мне лично была показана презентация мытья стола, а в педагогике Монтессори всё строго регламентировано, и я видела, что хозяйка фантазирует на ходу, оправдываясь, что на курсах им так показывали. Всё, что делала сама хозяйка с детьми, было категорически запрещено делать педагогам. Например, я видела её, держащей засыпающего ребёнка на руках, или читающей группе детей книгу в рабочей среде. Сама хозяйка на индивидуальных платных занятиях учила детей читать по обычному букварю Надежды Жуковой, в обход системы- нам же обычно делались замечания за всё " не по Монтессори" и за то, что мы " превратились в обычный детский сад". Коллеги всё это списывали на почтенный возраст.
 Для учёбы не отводилось время вообще. Можно было бегать к хозяйке на консультации или сдавать экзамены в ущерб другим педагогам, которых нам и так не хватало. Например, когда дети в трёх спальнях  ещё не уснули и всем (2-3 педагогам) нужно успеть пообедать и сделать отчётные записи. Т.е пока ты "сдаёшь экзамен", кто-то сидит в спальне без обеда. Хозяйка часто сидела у нашей столовой и контролировала, сколько времени мы тратим на обед, отмечая свободные минут 15, а то и полчаса, если спали дети, как время, "в которое мы не хотим учиться" или устраивала тесты, подняв некоторых не спящих детей, уводя их к себе в кабинет, а потом проверяла, когда мы за ними придём, а потом выяснялось, что "это тест был"
 Каждую субботу мы должны были  бесплатно собираться на учёбу. После  рабочей недели с моим рабочим днём до 12 часов- это было крайне изнурительно. Хозяйка читала красивые лекции, собственноручно сочинённые к очередному собранию, часто прерываясь на описание личных достоинств себя и своей дочери.  Лекции в основном были посвящены замечаниям педагогам и указаниям на наши недостатки - то, что она " ещё бы хотела убрать" в нас. Ничего нового я, прочитавшая все труды Монтессори, и изучившая Монтессори сайты на трёх языках, от неё лично не услышала. За сим  в конце пятого месяца службы откланялась, сказав всё, что думаю.

Плюсы
 Продержалась я 5 месяцев. Как на любом новом рабочем месте, научилась множеству полезных организационных мелочей и увидела несколько интересных моделей поведения и отношений в коллективе.  Огромная благодарность всем участникам этого проекта за стремительное погружение в цельную систему педагогики Монтессори. А самое важное, я видела педагогов, тщательно отобранных на выживание в невыносимых рабочих и психологических условиях. Один замечательный- безусловно лучший педагог в моей жизни продержалась три года, но исчезла по-английски, не прощаясь, одарив нас сиянием, профессионализмом, добротой и тишайшей нежностью к своим подопечным. Вторая- работает уже год- это не лучик света, а мощный излучатель педагогического мастерства: ей  под силу остановить  любого, даже самого матёрого баловника взглядом. Даже у меня были мурашки от её эмоциональных воспитательных моментов, когда она патетично взывала к совести собравшихся. Третья- молодая воспитательница поражает стратегией решения организационных и бытовых проблем- Мастер порядка. Там  поразительна даже уборщица- с высшим образование дама, которая моет плиточные полы так, как люди дома не умеют. Она же, кстати,  по доброте душевной и посвятила меня в  важные бытовые моменты.
(Через год дополняю пост: они все ушли в частный детский сад, вместе с любимой уборщицей.)

 Мораль.
Есть люди с развитыми долями мозга на любой вкус. Бывают люди высоконравственные, не раздражительные, мудрые, но есть и  те, кто ими пользуется. Объявление с вакансией снова активировано. Указана  зарплата 35 тысяч- возможно это сумма с налогами за 12 часов работы- никто вам этого не объяснит. Указаны условия работы, которые не существуют: группы по 8 детей на двоих педагогов. Ни одной жалобы нет- я проверяла. Лучшие педагоги тактичны и неприхотливы в быту.


Комментариев нет:

Отправить комментарий