воскресенье, 8 июля 2018 г.

Развитие управляемого образного мышления

Очередной интересной темой занятий в нашем клубе семейного развития и творчества стала тема "Управляемое  воображение". Тренируемся "видеть" мозгом!

 Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности (Ефремов, Уникон-ТРИЗ.).

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Образное мышление - это процесс отражения действительности в виде образов, (зрительных,
звуковых, обонятельных, осязательных…), в отличие от логического мышления, когда действительность отражается в виде суждений и понятий, и в отличие от наглядно-действенного мышления, предполагающего практические действия с предметами. Оперирование образами предметов помогает наглядно представить и понять ситуацию или задачу, а потом ее быстро и правильно решить. Образное мышление вырабатывает отзывчивость на прекрасное и на безобразное в жизни и в искусстве. Образное мышление нужно всем: конструкторам, дизайнерам, художникам, писателям, изобретателям, ученым.

Детское образное мышление и воображение нередко невозможно разделить. Мышление ребенка развивается на всем периоде: подобранные для конкретного возраста игры, задания по рисованию, конструирование моделей различной сложности, кубики предлагают ребенку все новые задачи на представление чего-либо в уме – это и становится основой образного мышления. В дальнейшем на его базе формируется логическое и вербальное мышление, необходимое для обучения в школе.

В детском возрасте не требуется специализированных тренингов: в игровой форме ребенок любого возраста способен представить воображаемый предмет или ситуацию и описать его/ее характеристики или действия – такие игры любимы детьми и не представляют затруднений. В определённый  момент ребенок приходит к пониманию, что органов чувств недостаточно для получения знаний или объяснения интересных явлений и событий – помощником, восполняющим этот пробел в сопоставлениях, различии и раскрытии отношений и связей между происходящими окружающими явлениями, станет мышление. Развиваемое с детства образное мышление в дальнейшем становится базой для становления логического и вербального мышления, необходимых для успешного прохождения курса школьных дисциплин и последующего обучения и освоения профессии.

Как научиться видеть мозгом

Коллекция  упражнений  и заданий, которые  преодолевают инерцию мышления(ПИ)

Упражнение "А что если нет"(https://trizway.com/content/Fan_1.pdf)

Ответьте на вопросы, на которые ПИ отвечает: «Да!». Учитель предлагает детям «побороться» с ПИ, ответив: «Нет!» и доказав свой ответ.

Примеры вопросов:
Все рыбы плавают?
Машина всегда обгонит пешехода?
 Днем всегда светло?
Железо всегда тонет?
У всех деревьев есть листья?
 Если закаляться, то никогда не заболеешь?

Варианты ответов

– Нет, не все рыбы плавают. Рыбу можно нарисовать, она может быть жареная или
это вообще может быть созвездие.

– Нет, днем не всегда светло. Во время грозы или солнечного затмения – темно,
днем можно находиться в комнате без окон и т. д.

– К болезням относится не только простуды. Даже закаленный человек может сломать
руку или отравиться, а это тоже болезни.


Решение задачи на преодоление  психологической инерции "Дуб на дороге"(https://trizway.com/content/Fan_1.pdf)

Методика работы: учитель дает задачу – ситуацию, дети должны отгадать ее,
задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Подобные
задачи называются «да-нетки».
Если дети затрудняются решить «да-нетку», нужно обобщить то, что известно;
попробовать описать предложенную ситуацию другими словами, чтобы увидеть, «где
ПИ зарыта»; учитель может задать детям наводящие вопросы.

Задача

– По узкой горной дороге на огромной скорости мчится машина Смита, за ней несколько машин его преследователей. Свернуть некуда: справа скала, слева пропасть, вдруг из-за поворота показался участок дороги, и у Смита замерло сердце: прямо посредине дороги рос дуб. Что делать?

Примеры решения задачи:

– Дуб можно объехать?

– Нет.

– Проехать на боковых колесах?

– Нет.

– Смит остановил машину, перелез и дальше побежал пешком?

– Нет.

– Он свалил дуб, чтобы тот перегородил дорогу, а сам убежал?

– Нет. Попробуйте пересказать все, что мы уже знаем.

– В горах едет машина, посередине дороги растет дуб. Машина не может его объехать никаким способом,

повалить дуб тоже не получается…

– Совершенно верно. А теперь закройте глаза и попробуйте представить себе эту ситуацию…

– Я вижу машину, посередине большой дуб, машина может врезаться в него…

– Внимание, ПИ!

– А дуб был большой?

– Нет, маленький, только пробился сквозь асфальт.

– Тогда можно смело ехать дальше, аварии не произойдет!

Ещё одна интересная задача "Старушка на дереве". Попробуйте решить её сами!
Задача:
Старушка шла по тропинке в лесу. Забралась на дерево, слезла с него и пошла дальше. Как она смогла это сделать?
  • Попросите ребенка описать любой объект, используя органы чувств (глаза, уши, нос, руки, рот). Например, возьмём обычный пластилин. Каким мы видим его?(цвет, форма, размер). Какие звуки можем слышать, издаваемые этим объектом? Какой он по запаху? Какой на ощупь? Если съедобный, то какой на вкус?
 Задание "Что вы скажете о воде?"
Возьмите для анализа любую картинку (пазл, иллюстрацию, рисунок). А теперь предложите детям описать ее, используя органы чувств.
Например, опишите  иллюстрацию к сказке. Спросите ребенка или порассуждайте вместе о том, какие запахи мы можем услышать, какие звуки , что можем увидеть за пределами этого изображения, какие предметы в картине будут на ощупь. Постарайтесь уловить каждую деталь, каждую мелочь. Воспитывайте внимательность и наблюдательность.

Мы рассматривали  сказку "Айболит" с объёмными  картинками. На развороте сцена из джунглей с крокодилами, детками и Бармалеем. Спрашиваю, что на картинке вкусное? В двух группах первая ассоциация- трава!:))) Иллюстрация, и правда, очень зелёная.
  •  Развитие мышления ребёнка происходит во время игр, рисования, лепки, конструирования. Все эти занятия заставляют представлять то или иное в уме, что и становится базой образного мышления. На этой основе впоследствии сформируются вербальное и логическое мышление, без которых не обойтись на занятиях в школе. Пробуйте создавать свои собственные образы, соединяйте известные, придумывайте своих героев, используйте необычные материалы, рисуйте двумя руками одновременно и по отдельности.
Постепенно пробуйте внушить последовательность- сначала идея ради цели, а затем ее воплощение. Т.е. вы хотите соорудить, например, больницу для животных. Отлично, обсудите с малышом, какая она будет и что в ней особенного, для кого она предназначена?
Если считаете, что такими вопросами вы смутите ребенка или умерите его творческий пыл, задайте их по итогу. Ребенок однозначно задумается и в следующий раз вспомнит об этом.
  • Рисуем – и вспоминаем, и сочиняем, и допридумываем. Пусть ребёнок вспоминает персонажа из прочитанной недавно сказки или мультяшного героя. А потом пусть дорисует ему нового друга или просто нового персонажа. Получилась «каляка маляка»? Дорисуйте её так, чтобы вышло что-то новое или что-то узнаваемое. Дополните своим персонажем любую иллюстрацию!
  • Складываем картинки из частей. Играем с танграмом!
  • Сочиняем. Можете начать сами – о том, что видите: об этом маленьком росточке, пробившемся между камней, об этом неутомимом муравьишке, тянущем ношу втрое больше его самого, об этом кузнечике. Сочиняйте вместе, не бойтесь фантазировать и поощряйте фантазию ребёнка. Опиши школу кошек, школу слонов, птиц, рыб... Чему и как там учат? Нарисуй следы: лошади, кошки, утки, свои следы, Мойдодыра, нечистой силы, колобка…
  • Учимся придумывать загадки. Они заставляют рассматривать предметы и явления с разных сторон, мыслить нестандартно и не сдаваться. Наблюдаем и подмечаем!
  •  Рисуем под музыку.
  • Попробуйте обратное рисование. Детям любого возраста любопытно "обратное рисование вдвоем»: один ребенок неподвижно держит карандаш и прижимает его к плотной бумаге (картону), а другой эту бумагу перемещает под карандашом двумя руками так, чтобы получился рисунок. Сначала это должны быть простые фигуры: две параллельные линии, крест, треугольник, квадрат, овал, круг, а потом буквы, контуры предметов, животные...
  •  Совместно с детьми находите образы в абстрактном. Например, рассматривая лужи или разводы, крону дерева, тени, отражения в воде, облака, орнамент на обоях и т.п. 
  • Попробуйте рисовать абстракции (например,  звук, музыку, свист, мысль, грусть, радость...).
  •  Развивайте ассоциативность. Придумайте и дорисуйте, на что похожа цифра, например 3. Психологическая инерция сразу же подсказывает: «На букву З, на птицу, на крыло бабочки и т. п.». Одни идеи повторяются часто (3 похожа на недорисованное сердце, лепестки цветка, цифру 8, облако), другие – редко (усы, волны, вешалка, губы), а бывают и оригинальные идеи, которые не повторяются (3 «превращается» в гусеницу танка, чешую рыбы и др.).
  • Вспомните, как выглядит вещь, которую вы вчера надевали (обували). Подробно опишите её, постарайтесь не упустить ни одной детали.
  • Представьте какое-нибудь животное (рыбу, птицу, насекомое) и подумайте над тем, какую пользу или вред оно может принести. Вся работа должна происходить мысленно. Нужно «видеть» животное и ясно представлять всё, что с ним ассоциируется. Например, собака. Увидьте, как она встречает, как радостно машет хвостом, лижет руки, смотрит в глаза, играет с ребёнком, защищает Вас во дворе от обидчиков… Все события должны происходить, как в киноленте. Дайте волю фантазии. Это упражнение можно выполнять разными способами: используя несвязанные ассоциации или как фильм с последовательно развивающимся сюжетом с логическим продолжением.
  • Читаем или рассказываем сказки с мимикой, жестами, эмоциями.
  • Нарисуйте или создайте словесный портрет фантастического животного. Решайте задачи "Что неправильно нарисовал художник?"
  • Расскажите стихи по мнемотаблице. Запоминание на основе визуального мышления является эффективным приемом тренировки памяти и развития умственных и творческих способностей ребенка. 

  • «Я представляю пять…»: пять предметов одного цвета, пять предметов на букву «К» (или любую другую), пять вещей меньше 10 см, пять подземных объектов (крот, корни деревьев, червяки и т.д.), пять доставляющих удовольствие предметов (десерт, ванна, пляж) и т.д.


  • Задачи на отсечения и вырезы. Предложите ребенку сказать, из какой фигуры вырезаны эти части. Например, из круга сектор и сегмент, из квадрата одна восьмая, от кошки хвост, от груши долька, от рыбы хвост… Совместно с ребенком сделайте подобные игрушки и покажите их другим.


  • Задачи на разрезания и складывания. Эти задачи можно решать и «построением», но лучше(почетнее!) «в уме».Заготовьте из плотной бумаги квадраты, треугольники,круги... Спросите малыша, что получится, если их разрезать. Дайте малышу карандаш, пусть он сам отметит линии, по которым надо разрезать. Спросите, что получится? Возьмите ножницы и разрежьте. Похвалите, если он сказал правильно.1. Покажите малышу квадратный лист. Спросите, что получится, если его сложить «по середине» и «по углам»(прямоугольник и треугольник). Пусть проверит опытом.2. Сложили квадратный лист «по углам» получится треугольник, сложили этот треугольник «по углам»...Что получилось? 3. В уме разрезали квадрат по двум диагоналям. Что получится? (Получим четыре прямоугольных треугольника). 



  • Изучение объёмных фигур, например, по  методу Монтессори.



  • Попросите детей назвать и нарисовать (качество рисунка не очень важно) линии не лежащие в одной плоскости: перекрещивающиеся прямые и кривые,пучок прямых, винтовые линии... Для иллюстрации воспользуйтесь палочками и мягкой проволокой.



  • Отливки. Очень интересна, хотя и хлопотлива, заливка парафина, свинца, гипса, цветной воды с последующим замораживание в предварительно изготовленные, разумеется, совместно с детьми, формы. Формы (например, слона) можно изготовить из двух половинок гипсовых отпечатков оригинала (слона).



  • Отпечатки. Приготовьте мягкий гипс и сделайте в нем отпечатки различных предметов: яблока, фигурок, ключей, пальцев. Спросите детей, что получится если в эти отпечатки залить парафин



  • Изучите развертки поверхности: куб, цилиндр,конус, пирамида, параллелепипед, усеченный конус, цилиндр с отверстием.
  •  Задача "Муха на конусе". У основания конуса сидит муха. Ей надо обойти конус по кратчайшему пути, и вернуться в исходную точку. Как ей ползти? Ответ легко найдете если сделаете развертку конуса.
     "Паук и муха". В прямоугольной комнате на противоположных стенах сидят паук и муха. Паук голодный. Найдите кратчайший путь паука к мухе. Для решения сделайте развертку комнаты.


  • Будут полезны распиливания, разрезания, сечения объемных фигур. Какие сечения получатся, если разрезать яблоко, грушу, бочку, иголку? Нарисуйте сечения обыкновенной вилки, сделанные в разных местах (по ручке, по остриям). Какие сечения получатся, если разрезать бублик (тор)вдоль и поперек? 



  • Пантомима. Пантомима это вид сценического искусства, при котором основные средства создания образа, не голос, а пластика, жесты и мимика. Цель: развить фантазию детей и их актерские способности. Методика: Ребенка просят изобразить, например, 20 хорошо ему знакомых ситуаций:1)Вы читаете. 2) Вы пишете письмо. 3) Вы трогаете ухо и нос одновременно. 4) Вы заложили руки за голову. 5) Вы пьете очень горячий чай. 6) Вы чиркаете спичку. 7) Вы зашнуровываете сапоги. 8) Вы смотритесь в зеркало. 9)Вы протираете зеркало, 10) Вы танцуете. 11)Вы гладите кошку. 12) Вы надеваете чулки. 13) Вы надеваете шубу.14) Вы надеваете шляпу. 15) Вы пьете из стакана. 16) Вы причесываетесь. 17) Вы надеваете кольцо на палец. 18)Вы выворачиваете электролампочку. 19) Вы трете лоб. 20)Вы разрезаете арбуз.



  • Упражнение на вспоминание образов
  •  Что впереди у козы, рога или уши?
    Есть ли такие животные, которые никогда не видели своего хвоста?
    Какое животное никогда не видело своих задних ног?
    Какое животное никогда не видело своих задних ног и хвоста?
    Какое животное никогда не видело своего тела?
    Каких частей своего тела никогда не видят птицы,рыбы и насекомые?
    У каких животных нет "заднего хода"? (Каракатица,улитка, мидии).
    •  Кем я хочу быть? Предложите детям перевоплотиться по собственному желанию в кого они захотят. А потом попросите детей придумать, что эти объекты думают, что говорят, что хотят иметь, что желают другим... Например, вы говорите ребенку: «Ты стал партой, расскажи, кто за тобой сидел, о чем говорили дети?» «Ты корабль, где ты плавал? В какие бури попадал?». «Ты учительница, ты мама, ты шофер автобуса, ты охотник…».
    • Чтение слов по зрительной памяти. 1. Показывают короткое слово, написанное на листе и просят прочитать его слева направо (наоборот), а потом текст убирают и опять просят воспроизвести по памяти! Например, нанаб (банан), суткак (кактус)... Число букв в словах увеличивают. Три буквы – посредственно. Четыре – хорошо. Пять – хорошо с плюсом. Шесть букв – отлично. Семь – пять с плюсом. 2. То же самое, но слова написаны “столбиком” (буква под буквой), надо прочитать снизу вверх. 3. Слова написаны на стекле или на кальке и показывают их с обратной стороны. Надо разобрать, какое слово написано. Чем оно отличается от зеркального отражения? 
    Тест для взрослых
    Хорошо ли развито ваше образное мышление.
    Для этого нужно выбрать любую картинку, разглядывать её  минуту, стараясь учесть все нюансы – расположение линий и предметов, цвет и оттенки, сюжет и прочие нюансы. После того, как почувствуете, что все подметили, закройте глаза и мысленно добейтесь детального воспроизведения. Увидьте её с закрытыми глазами четко и ясно. Получилось? Отлично! Это означает, что нужно только поддерживать уже имеющийся у вас уровень образного мышления. А вот если картинки не получилось, если были пробелы или расплывчатые формы – тренируйтесь, выполняя это упражнение.

    Усложнённый вариант – визуализация абстрактных картинок. Можете сами нарисовать такую из точек, изломанных линий, узоров, используя разные цвета и формы, а потом запомнить. Обращайте внимание на детали и отдельные признаки.

    Пройдите онлайн-игру «Пирамидстрой»
    (https://b-trainika.com/moduls/training/pages/trainingroom.php)- ваше образное мышление вкупе с воображением помогут запомнить совершенно не связанные между собой слова, соединив их в невероятный рассказ. Тренировки и игры для развития мышления очень помогают поддерживать мозговую деятельность в тонусе, им стоит уделять внимание в течение всей жизни.

    Развитие образного мышления улучшает творческие способности, благоприятствует проявлению креативности, генерированию новых идей. Кроме того, благодаря развитию образного мышления улучшается запоминание, облегчается усвоение нового, улучшается интуиция, появляется гибкость мышления.

    Источники: 
    200 упражнений для развития образного мышления
    Гин С.И. "Мир фантазии"

    2 комментария:

    1. Отличная подборка заданий для детей и для взрослых. Некоторые уже смогу использовать со своими ребятишками.С вашего позволения, Оксана Дмитриевна, забираю весь материал!

      ОтветитьУдалить
      Ответы
      1. О, пожалуйста!:) Надеюсь, что ещё дополню коллекцию заданий

        Удалить