четверг, 4 октября 2018 г.

Как побудить ребёнка читать текст

 С удовольствием наблюдаю сейчас как дети 3-7 лет читают письма от гномика Гоши.
 Я  раздаю по письму на каждом занятии в нашей мастерской чтения.
Всё прекрасно в этом издании от Айрис-Пресс : и возможность  легко сложить  красивый конвертик, и бланки для ответных писем, и марки- наклейки:




Это  красивое печатное воплощение  давней идеи детского психолога Искры Даунис (научный сотрудник Института общей и педагогической психологии АПН СССР), которая заключается в создании очень простых и, в то же время, интересных для ребенка текстов. Вот как этот метод описывала  автор в 10-м номере журнала «Семья и школа» за 1980 год:


«... у меня возникло серьезное затруднение (типичное для начальной школы): как побудить сына читать уже целые фразы и тексты, если это — дело трудное? Когда
я его просила читать не только заглавие книги, но и сам текст, он отказывался.

Заставлять, настаивать — с риском отучить от чтения — не решалась. К тому же в его окружении не было читающих детей, которым сын хотел бы подражать, кого бы хотел догнать. И только когда случайно был найден способ вызвать потребность в самостоятельном чтении, дело стало быстро продвигаться.

Мальчику было тогда четыре с половиной года. Он увлекался волшебными сказками. И вдруг каждую ночь «волшебник» стал подкладывать ему под подушку письмо, написанное печатными буквами. Всего несколько слов. Первые дни ребенок пытался заставить взрослых прочитать ему текст, но получил очередное «волшебное» письмо: «Читай сам» (все тексты вначале пришлось писать из двух слов). Игра тянулась до школы. На все события жизни «волшебник» отзывался письмами: поведение ребенка, праздники, организация кукольного уголка, отношения со сверстниками и т. д.

Уже через год послания были в полстраницы (сколько хватало терпения писать у мамы). Конечно, скоро мальчик стал писать ответы — с того времени, как «волшебник» стал загадывать в письмах загадки. А задания прочитать что-то в книге, данные «волшебником», выполнялись обязательно и охотно. Конечно, за каждую удачу «волшебник» в письме хвалил мальчика. Как ни странно, фактически умея уже читать любые тексты, мой сын долго не решался самостоятельно браться за книгу. И вот однажды он пришел из детского сада с радостным открытием: «Мама, оказывается, я умею читать».
Он взял в детском саду в руки книжку С.Михалкова «Фома» и «вдруг прочитал» ее. Мальчику было тогда 5 лет и 2 месяца. С тех пор он стал читать сам. Я читала ему иногда в виде поощрения, да еще во время болезни. К школе сын читал бегло, выразительно и умел управлять силой голоса (чего так не хватает начинающим чтецам). Другие родители, которых я знакомила с этим методом обучения чтению, использовали если не все, то многие из описанных приемов — речевые игры, послания-письма. Во всех случаях результаты оказались в общем такими же, как у меня. Только авторов писем под подушкой приходилось придумывать своих, приспосабливаясь к интересам ребенка. Моему шестилетнему племяннику письма писал «адмирал» — с приказами по ведению военной игры. Четырехлетняя соседка целую зиму получала письма от Снегурочки. Еще одна девочка — от «зайчика». Во всех случаях этот прием оказался прекрасным для перехода ребенка от умения разбирать отдельные слова к свободному самостоятельному чтению текста. Все эти дети пришли в школу, свободно и, главное, охотно читая.»

Об этом замечательном методе Искры Даунис  я вспомнила, читая введение к "Спутнику букваря" В. М. Марусяк с  другими отличными идеями для нашей мастерской чтения:

«Простые и интересные тексты можно сделать и к семейным фотографиям. Например, «Маша кушает», «Маша купается», «Мама загорает», «Папа ловит рыбу»
и так далее. Дети с удовольствием читают о самих себе и с нетерпением ждут новых поступлений в фотоальбом-книжку.

Еще один вариант — наклеивание простых предложений под картинками в старых книжках. Печатать эти предложения желательно тем же шрифтом, что и в букваре — так ребенку будет легче их читать.

Когда малыш освоится с простыми текстами, можно переходить к методу Льва Кассиля, суть которого заключается в попеременном чтении. Нужно подобрать интересную для ребенка книжку и прочитать ему несколько первых страниц, чтобы он познакомился с сюжетом и главными героями. А когда он заинтересуется дальнейшим развитием событий, следует предложить малышу прочитать самостоятельно всего одну строчку на новой странице. Когда он прочтет, вы сами продолжаете чтение до конца этой страницы. На следующей странице он снова читает первую строчку, а вы все остальные. Через некоторое время, когда вы увидите, что ребенок легко справляется с одной строчкой, предложите прочитать сразу две. Таким образом, переходя от одной книжки к другой и, постепенно наращивая количество самостоятельно прочитанных строчек, можно со временем добраться до попеременного чтения по страницам — одну страницу вы, а другую ребенок. А затем и до полностью самостоятельного чтения. Увеличивать количество строчек, читаемых самим ребенком, следует очень осторожно и постепенно, чтобы от чрезмерной трудности не пропала радость чтения.

Книжки следует подбирать с интересным сюжетом, яркими картинками и крупным шрифтом. Желательно также, чтобы они не были слишком толстыми. Лучше прочитать несколько тонких книжек, чем одну толстую. В этом случае у ребенка появляется чувство гордости за свои достижения («Я прочитал уже три книжки!»), что весьма немаловажно.

Если малыш делает слишком много ошибок во время чтения какого-то текста, из-за которых оно превращается из радости в наказание, то данный текст следует заменить более простым и доступным.

И последнее: независимо от умения ребенка читать, читайте ему сами на ночь! Хотя бы по пять минут, но ежедневно! Во-первых, это приятное общение с мамой или папой, которое в будущем станет для ребенка одним из самых любимых воспоминаний детства. Во-вторых, это интересный рассказ, после которого хорошо и спокойно засыпается. И в третьих, это очень эффективная форма демонстрации необходимости умения читать.»

Идеями своих первых книжек  для малышей я уже делилась на страницах этого блога:
Я делала книжку- фотоальбом для своего ученика на латышском языке
20 идей для первых книжек своими руками

                                                            Пора учиться читать, малыш!

6 комментариев:

  1. Как же это здорово! Отличная идея с письмами! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Оксана Дмитриевна, спасибо! Простые, но такие эффективные приемы!
    Поздравляю Вас с Днем Учителя! Радости и вдохновения!)

    ОтветитьУдалить
  3. Письма - это прекрасная идея! И вообще, письмо - удивительная штука. Письмо дедуМорозу, мы пишем каждый год. Я в детстве переписывалась с подругами (ну, тогда же не было соцсетей и мессенджеров). Жалко, что традиция писать письма уходят. Может хоть детям привить любовь и трепет к письмам с помощью вашей идеи.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за такой щедрый набор идей! Мы этот этап уже проскочили. Осталось перестать бояться больших текстов.

    ОтветитьУдалить
  5. Отличная статья! Сейчас много предложений по переписке с детьми. Но ведь можно организовать такое и самостоятельно, а дети будут в не меньшем восторге, и результат тоже будет отличный.

    ОтветитьУдалить