Группа детей 3-7 лет, в том числе и с особенностями развития.
Чему учим детей:
—знакомим детей с зимующими птицами;
— закладываем основы экологического воспитания;
— активизируем наблюдательность;
—даем представление о частях тела птицы;
— расширяем словарь за счет имен существительных (снегирь, синица, корм,
семена, зерно, крупа, кормушка, следы); имен прилагательных (тыквенный,
подсолнечные, воробьиные, голубиные, вороньи); уточняем значение глаголов
(ходит, скачет, свистит, воркует);
—активизируем в речи имена прилагательные—антонимы (большой—маленький,
крупный — мелкий, длинный — короткий, белый—черный);
—учим образовывать глаголы от звукоподражаний (чирик-чирик—чирикает, кар-кар —
каркает, тр-тр — стрекочет); и сложные слова (птица с красной грудкой —
красногрудая, птичка с коротким хвостом — короткохвостая);
— уточняем значение предлогов (на, под и над, рядом, около); на материале
звукоподражаний закрепляем звуки [ц], [ч*];
—учим отвечать на вопросы полными ответами, составлять описательный рассказ по
вопросному плану;
— развиваем слуховое и зрительное внимание — отгадывать загадки-рифмовки;
— совершенствуем общую и мелкую моторику — выполнять движения по команде,
быстро переключаться с одного движения на другое, повторять по подражанию
пальчиковые игры;
— развиваем чувствительность пальцев рук — отличать качества предметов на
ощупь;
—учим соблюдать правила коллективной игры;
—учим рисовать карандашом;
— развиваем счетные навыки, умение складывать числа;
— развиваем мышление — сравнивать.
Организационный момент: " Стайка"
Создайте организационный момент. Для этого попросите детей встать перед мольбертом с картинками и, глядя на картинки, перечислить, каких зимующих птиц они знают. Спросите детей, почему этих птиц называют зимующими. Когда дети назовут знакомых им зимующих птиц, предложите им изобразить птичью стайку — взмахнув крылышками, полететь на свои места. Когда дети сядут на стульчики, уточните у каждого ребенка, какую именно птичку он сейчас изображал.
Изучаем корм для птиц
Показываю детям два мешочка: с тыквенными и подсолнечными семенами. Сравниваем семена по размеру, весу и цвету. Вновь завязываю мешочки и даю детям их потрогать. Затем показываю ещё два мешочка: с пшеном и рисом.
Затем все мешочки кладу на поднос. Даю детям задание определить на ощупь, где какой корм находится. Прошу малышей описать корм, сказав, какого он размера, а также постараться припомнить его цвет.
Показываю картинку «Кормушка» и прошу «насыпать» в нее корм для птичек. Показываю движение, имитирующее это действие: соберите пальцы правой руки в щепоть и подушечкой большого пальца массирую подушечки «стальных пальцев. Прошу каждого из детей сказать, какие именно семечки или зернышки он «насыпает» в кормушку.
Затем показываю пальчиковое упражнение «Птичка»
Загадываю загадки:
В серой шубке перьевой,
И в морозы он герой.
Назови его скорей!
Кто там скачет? ... (Воробей).
Эти птицы рядом с нами —
Мы зовем их сизарями,
И зимой в мороз и голод
Не покинет город... (голубь).
Сама вся сероватая,
Походка мешковатая,
Важная персона— Зовут ее... (ворона).
Черная шапочка
И полоска шарфика
У желтогрудой птички
По имени... (синичка).
Эта птица так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут ее... (сорока).
Выпал снег, метут метели,
А к нам гости прилетели.
На рябину посмотри —
Там расселись... (снегири).
Учимся составлять описательный рассказ:
Как называется птица?
Какого она размера? (Большая — ворона, сорока, средняя — голубь или маленькая— воробей, синица и снегирь.)
Какого цвета у птицы грудка? Грудка у птички красная, значит, птичка красногрудая. (Подскажите ребенку сложные слова—красногрудая, желтогрудая, серогрудая и белогрудая.)
Какой длины у нее хвост? Хвост у птички длинный, значит, птичка длиннохвостая. (Подскажите ребенку сложные слова — длиннохвостая, короткохвостая.)
Как птичка голос подает? (Помогите ребенку образовать глаголы от звукоподражаний: воробей «чирик-чирик»—чирикает, ворона «кар-кар»—каркает, голубь «гу-гу»—воркует, сорока «тр-тр»—стрекочет, синица и снегирь «цинь-цинь» —свистят.)
Какой корм птичка клюет? (Синица—сало, снегирь — ягоды, остальные птицы— семена и крупу.)
Подвижная игра "Стайка, полетай-ка!"
Предложите детям изобразить стайку веселых, дружных снегирей, которые налетели на рябину и клюют с нее ягоды. Для этого попросите малышей встать вместе — стайкой, выполнять ваши команды и копировать движения.
При словах: «Стайка, полетай-ка!» —дети стайкой бегут за педагогом по комнате и размахивают руками, как крыльями. По команде: «Стайка, приседай-ка!» —дети
приседают. При словах: «Стайка, ягодки поклюй!», дети стучат указательными пальцами по полу, изображая, как птички клюют ягоды. При следующей команде: «Стайка, полетай-ка!», дети вновь бегут, размахивая руками, как крыльями.
Сначала все движения дети выполняют вместе с педагогом. В дальнейшем дети действуют без показа, лишь по команде взрослого. Несколько раз последовательно смените команды: «Стайка, полетай-ка!», «Стайка, приседай-ка!», «Стайка, ягодки поклюй!», «Стайка, полетай-ка!», «Стайка, приседай-ка!», «Стайка, ягодки поклюй!»...
В конце игры вместо слов: «Стайка, полетай-ка!» скажите детям: «Склевали снегири всю рябину, нет больше ягод. Стайка, стайка, отдыхай-ка!» —и укажите детям на стульчики.
Дид. игра "Кто где"
Для игры расставляю карточки с птицами на кормушке, помещаю синицу над кормушкой. а снегиря под кормушкой.
«Обедают птицы в зимней столовой. Одни клюют корм в кормушке (указываю на воробья, голубя, сороку и ворону), другие устроились над кормушкой (указываю на синицу), а некоторые—даже под кормушкой (показываю снегиря)». Спрашиваю у детей, какие птицы сидят на кормушке, какая птичка клюет сало над кормушкой, а кто прилетел полакомиться рябиной и устроился под кормушкой.
Демонстрирую детям жестовые символы предлогов «на», «над» и «под». Прошу малышей выполнять движения и называть предлоги вместе со мной.
Дети выполняют несколько команд: «На, над, под, над, на, под...»
Следы на снегу
Считаем: «Много птиц слетелось в зимнюю столовую. Давайте сосчитаем, сколько их обедает в кормушке, а сколько птиц рядом : кормушкой, а сколько всего птиц прилетело к нам пообедать ? Птицы всё летят и летят. Всем им уже не поместиться в кормушке. Кто это скачет по снегу около кормушки?
Скачет, скачет воробей,
Просит маленьких детей:
«Дайте крошек воробью —
Я вам песенку спою».
(П.Г: два пальца—средний и указательный— «скачут» по столу, изображая движения воробья)
Воробей — маленькая птичка и лапки у него маленькие, поэтому следы на снегу остаются тоже маленькие.
А вот
Ходит голубь по дорожке —
У него замерзли ножки.
(П.Г: два пальца—средний и указательный— «идут» по столу мелкими шажками, изображая, как ходит голубь) Голубь побольше воробья, поэтому и следы у него побольше.
Рисую голубиные следы, потом для сравнения — воробьиные следы.
Спрашиваю «А чем еще голубиные следы отличаются от воробьиных?» (Голубь идет, а не скачет, поэтому его следы расположены иначе, не по два рядом, а поочередно — один за другим.)
А рядом ворона шагает —
Лапой снег загребает.
(ПГ: два пальца—средний и указательный — не спеша, вперевалочку «идут» по столу широкими шагами)
Спрашиваю у детей: «Чем вороньи следы отличаются от голубиных?» (Величиной — у голубя следы меньше, а у вороны — больше.) Предлагаю детям посмотреть еще раз на рисунок и отгадать, где проскакал воробушек, а где прошли голубь и ворона.
Если дети заинтересуются, как передвигаются по земле другие зимующие птицы, то скажите им, что сорока, снегирь и синица — так же как воробей скачут на двух лапках.)
Предлагаю детям нарисовать цепочку следов выбранной птицы.
Выкладывание птички из геометрических фигур
Повторяем с детьми названия геометрических фигур: круг и треугольник.
Знакомлю детей с новой фигурой — полукругом. Показываю малышам, как его можно сделать, разрезав круг пополам. Раздаю каждому из детей по кружку из плотной бумаги и ножницы с закругленными концами. Прошу детей разрезать круг пополам по проведенной на нем линии. Спрашиваю детей, как называются фигуры — половинки круга, которые у них получились.
В процессе работы по выкладыванию птички уточняю у детей названия частей тела птицы: голова, туловище, хвост, крылья, лапки.
Читаем, обсуждаем, учим наизусть:
Подвижная игра под музыку(https://lemuzika.pro/search/Воробушки%20и%20автомобиль)
«Воробушки и автомобиль»
Цель:приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
Подвижная игра «Синички»
(Дети – «синички» сидят в углу комнаты, сложив «крылышки» и закрыв глаза.)
Вот в гнезде проснулись птички –
Разноцветные синички.
Тянут крылышки, встают,
Громко песенку поют.
(В это время, «синички» открывают глаза, встают, поднимают руки, пищат «пи-пи-пи».)
Птички, крылья расправляйте,
Поскорее вылетайте,
Корм ищите по полям,
По садам и по лесам.
(Дети машут «крыльями», «летают» по всей комнате.)
Вот нашли в кормушке крошки,
Поклевали их немножко.
Громко клювики стучат.
- Вкусно! – птички говорят.
(Присели на корточки, стучат пальцами по полу – «клюют».)
Осторожнее, синички,
Повнимательнее, птички!
К вам крадется кот Матвей!
Улетайте поскорей!
(«Кот» (взрослый) крадется к детям. «Птички» летят в гнездо. Кот их ловит.)
Физкультминутка:
Вот под елочкой зеленой
Весело кричат вороны: кар-кар-кар
(быстро и громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали: кар-кар-кар
( медленнее и тише)
Только к ночи умолкали
И все вместе засыпали: кар-кар-кар
(медленно и тихо).
Подвижная игра «Всем по зернышку»
Дети стоят в кругу и передают под музыку мяч «зернышко» двумя руками из рук в руки по часовой стрелке. Когда музыка останавливается, тот у кого зёрнышко в руках- выбывает- птичку накормили. Последний, кто отдаёт "зёрнышко", самый щедрый, побеждает
Наше творчество:
Столько интересного материала по теме!Молодцы!
ОтветитьУдалитьБлагодарю за комментарий, Наталья!
Удалить