среда, 30 января 2019 г.

Плюсы и минусы букварей


 Как выбрать букварь для домашних занятий.

Буквари бывают разными: и по оформлению, и по содержанию. Плюсы букварей  могут восприниматься как минусы, и наоборот. Сравните, например, обилие иллюстраций в букваре Е. Косиновой и  минимум иллюстраций  в популярном  букваре Н. Жуковой.   А «Букварь-читайка» Василия Федиенко с дополнительным материалом в виде стихов, скороговорок, загадок  кто-то сочтёт перегруженным. Точки зрения можно перечислять бесконечно. Важно, чтобы букварь выбирал тот, кто будет учить ребёнка читать. Для обучающего чтению всё должно быть понятно.

Итак, вы открыли букварь. На что обратить внимание.


Возможные плюсы
  • стандартный размер учебника; 
  •  плотная, белая или желтоватая, матовая бумага без бликов;
  • крупный шрифт ( «Букварь с крупными буквами» Н.Н. Павловой);
  • наличие слоговых таблиц (« Занимательный букварь» Татьяны Резниченко);
  • выделение цветом гласных и согласных букв;
  • логопедическая методика ( Буквари Н. Жуковой, Е. Косиновой, Н.В. Нищевой)
  •  звуко-буквенный анализ слов;
  • упражнения в технике чтения; 
  • раннее развитие (от 2-х лет, от 3-х лет);
  • элементы прописей (письменные буквы);
  • внимание артикуляции звуков;
  •  слияние как единица чтения («Русская азбука» Горецкого В.Г., Шанько А.Ф., КирюшинаВ.А.);
  •  игровая форма, дополнительные материалы и задания ( букварь Ткаченко Т. А);
  • разделение на этапы (20 этапов в букваре Ткаченко Т. А.);
  •  гармоничные  натуралистичные иллюстрации с изображением членов семьи, выполняющих свои обязанности, взаимодействующих с природой;
  •  активация различных видов формирования речевой деятельности ребёнка: слушание, говорение, знакомство с нормами речевого этикета при общении;
  • интегрированный курс на развитие речи и мышления;
  • методический раздел для взрослых («Новый букварь» О.Соболевой);
  • ассоциативный метод запоминания букв («Букварь для малышей от 2 до 5 лет» Е.Бахтиной);
  • психофизическое развитие мальчиков и девочек («Букварь для мальчиков» и «Букварь для девочек» Г.П. Шалаевой);
  • изучение букв начинается  с букв, обозначающих наиболее простые в артикуляции звуки («Мой букварь: книга для обучения дошкольников чтению» Н.В. Нищевой);
  •  наглядность принципа слияния двух звуков в слог («Букварь» Н.С. Жуковой);
  • отсутствие или наличие занимательных и развлекательных материалов;
  • художественная ценность иллюстраций;
  • обозначение ударений;
  • чтение  знакомых ребёнку коротких слов, а не отдельных слогов ( звукоподражания в начале букваря Олеси Жуковой);
  • деление слов на слоги для чтения без чёрточек;
  • наличие текстов для совместного чтения ( Резниченко Т. С. «Занимательный букварь»);
  • расположение слогов и слов для чтения  в горизонтальной  плоскости;
  • приложение с игрой и раздаточным материалом («Букварь для малышей от 2 до 5 лет» Е. Бахтиной);
  • дидактические задания; 
  • блоки с повторением пройденного;
  •  воспитывающий потенциал; 
  • потенциал для двигательной активности (Наталья Пятибратова «Новый букварь»).

Возможные минусы

  • непонятный вам порядок изучения букв;
  • авторами не предусмотрено чтение слогов, сразу даются слова с большим количеством букв, что затрудняет обучение чтению детей, которые не умеют читать;
  • отсутствие безбуквенного уровня обучения;
  • слова, разделённые чёрточками;
  •  тексты с юмором (могут восприниматься как глупые, например, "Бараны били в барабаны");
  • несоответствие картинок-ассоциаций  изучаемым буквам;
  • картинки с животными, выполняющими функции людей;
  •  изображения людей  без соблюдения пропорций;
  • негативные проявления поведения и эмоций в иллюстрациях;
  • непонятные  вашему ребёнку слова (задание рассчитано на выработку автоматизма при прочтении и произнесении типовых слогов, что может быть и плюсом  как в букваре-тренажёре О. Перовой);
  • непонятные вам приёмы и примеры;
  •  возможность выполнения заданий в самой книге (чтобы потом не отучивать ребёнка рисовать и писать в книгах);
  • перегруженность излишней методической информацией для взрослых и дополнительными заданиями для детей ( функция букваря- научить читать).
 Продолжение следует...
Приглашаю к обсуждению, дорогие мои читатели!

Комментариев нет:

Отправить комментарий