Настольные игры для развития логики |
Все мы хотим чтобы наши дети умели думать, ориентировались во всём, что их окружает, умели оценивать ситуации, могли принимать самостоятельные решения.
От ребёнка, пришедшего в первый класс требуется достаточно высокий уровень логического мышления, без которого невозможно успешно усвоить программу.
Овладев логическими операциями, ребёнок мыслит ясно и чётко, становится более внимательным, оказывается способным в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, и что немаловажно, убедить других в собственной правоте.
Логически мыслящий человек может подобрать нужный способ достижения поставленной цели; способен выражать свои мысли в понятной для всех форме;
умеет быстро формулировать ответ на поставленный вопрос, избегая выпаливания первой пришедшей в голову мысли, которая может сильно навредить потом;
четко видит манипуляции со стороны других людей и способен не стать жертвой их обмана;
осознаёт свои или чужие ошибки, быстро и легко их устраняет.
Ещё один важнейший момент: принято считать, что креативное мышление противопоставляется логике и разуму, но это неверное утверждение. Именно благодаря умению мыслить логически, человек приобретает способность креативного мышления, ведь ему открывается иное понимание действительности, а умение решать проблемы нестандартным способом даёт множество преимуществ.
Работодатели и HR агентства любят тесты на логику, потому что с их помощью можно легко и быстро определить общий интеллектуальный уровень человека, развитие его ума и способности к критическому мышлению и творчеству. Тест при приёме на работу часто оказывается самым сложным именно в блоке логики.
Попробуйте ответить на нарочито абсурдный вопрос, призванный сбить с толку. Не теряйте нить, и ответьте верно ли рассуждение:
Некоторые улитки являются горами. Все горы любят кошек. Значит, все улитки любят кошек
Другой пример теста на логику можно увидеть по адресу: https://hrlider.ru/posts/logicheskie-testy-pri-prieme-na-rabotu/.
В студенческие годы я немало поломала голову, разбираясь в тонкостях учебного курса "Логика", и до сих пор, проходя тестирование мне рекомендуется моё определённо присутствующее логическое мышление тренировать. Так что всё достаточно серьёзно.
Следует чётко осознавать, что хотя логическое мышление можно тренировать в любом возрасте, ранний сензитивный период ( период восприимчивости) для развития логического мышления от 6-7 лет до 13 лет.
Что конкретно можно сделать для дошкольников в начале важного сензитивного периода.
Для развития логического мышления ставим следующие задачи:
- формирование логических приёмов умственной деятельности- анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
- развитие познавательных процессов (внимание, ощущение и восприятие, память, мышление, воображение, речь), во-первых: развития речи (умение рассуждать, доказывать) произвольного внимания и творческого воображения.
- разумеется, важны и воспитательные задачи- воспитание уверенности в себе, стремлению к преодолению трудностей и желания прийти на помощь, коммуникативных навыков.
Задания на сериацию, доступные для выполнения в раннем возрасте- построение упорядоченных возрастающих и убывающих рядов. Игры от "Расставь матрёшек до размеру" до числового ряда и палочек Кюизенера.
Анализ и синтез, присутствующие в каждом сложном мыслительном процессе( расчленение целого на элементы и наоборот, в манипуляциях с предметами и мысленно) тренируются в играх от кубиков с картинками, разрезных картинок до конструкторов и головоломок.
"Найди лишний предмет или картинку"
"Четвёртый лишний"( сравнение по одному признаку, по двум, по трём)
"Найди фигуры" Нужно найти только те геометрические фигуры, которые понадобятся для составления готовой картинки с зайчиком, собачкой и т.д.
Более сложный вариант:"Найди картинку". Нужно найти картинку для которой приготовлены геометрические фигуры.
Можно поиграть в "Магазин" с геометрической мозаикой. Все участники- продавцы выкладывают из геометрической мозаики любые фигуры- это будет товар. Покупатель называет фигуры в товаре, который он держит в секрете, но хочет приобрести. Продавцы стараются угадать, чей товар загадал покупатель. Продавец с покупателем меняются местами и игра продолжается.
Задание сосчитать, сколько фигур в нарисованных картинках.
Игра "Найди четвёртый лишний 2 " для разнообразия не стала игрой в виде лото, а используется нами на доске с магнитами. |
Сравнение- логический приём, требующий выявления сходства и различия между признаками предмета( объекта, явлениями, группами)
Задание "Найди двух одинаковых котят", "Найди отличия между картинками".
Задания на развитие зрительного и пространственного восприятия: "Путаницы"
Обобщение- это выражение в словесной форме результатов сравнения. В дошкольном возрасте формируется в виде выделения общего признака у двух и более объектов.
Классная игра из пособия Ворониной "Новые орешки для ума" |
Классификация- разделение множества на группы по какому-либо признаку (основанию для классификации)
Разбей геометрические фигуры на разные группы по цвету( форме, размеру и т.д).
После упражнений с геометрической мозаикой перейдите на высший уровень- "Блоки Дьенеша".
Задания с карточками " Кто живёт в доме, а кто в лесу"( не математического характера)
Игры лото
В нашем распоряжении давние любимые рабочие тетради ИП Бурдиной |
Другие популярные задания на развитие логики:
Задания по подбор смысловой пары (самые сложные для дошкольников, потому что требуют умения рассуждать)
Задачи на поиск недостающей фигуры
Загадки-шутки математического содержания:
Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге?
У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье?
Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?
Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка — не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?
Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?
и мн. др.
Настольные печатные игры
Лото "Заплатки", "Весёлая логика", "Контуры", "Логические цепочки", "Парные коврики" и др.
Игры на объёмное моделирование : "Сложи узор", "Кубус" и др.
Игры Воскобовича: "Цветной квадрат","Прозрачный квадрат", "Чудо крестики" и др.
"Умные карточки":
Наш топ пособий:
Рабочие тетради к программе "Математика для дошкольников" К. В. Шевелёва:
"Путешествие в мир логики" рабочая тетрадь для детей 4-5 лет, "Логика. Сравнение. Счет" рабочая тетрадь для детей 6-7 лет, "Энциклопедия интеллекта" рабочая тетрадь для детей 6-7 лет, "Занимательная геометрия".
"Я решаю логические задачи" рабочая тетрадь для детей 5-7 лет Елены Колесниковой.
Тетради "Логика и мышление" для детей разного возраста из серии "Школа семи гномов"
Е. А. Ульева Серия "По дороге в школу" "Логика"( 6-7 лет)
Лучшая тетрадь! Полное собрание логических приёмов! |
Елена Бортникова "Развиваем память, внимание и логическое мышление" (4-6, 5-6 лет)
Рабочие тетради ИП Бурдиной С. В. "Найди, что не подходит", "Логические задачи", "Сравниваем предметы", "Умозаключения", "Классификация", "Систематизация".
Полезны и другие пособия:
"Логика. 35 занятий для подготовки к школе" Рабочая тетрадь дошкольника. Автор Н. Терентьева( Изд. "Стрекоза")
Серия "Папка дошкольника"( Солнечные ступеньки) Логика ( 4-5 лет)
Gakken. Учусь мыслить логически ( 4 года)
Gakken. Учусь рассуждать ( 4 года)
Gakken. Я умею рассуждать ( 5 лет)
Kumon. Развитие мышления. Логика ( 4 года)
Kumon. Развитие мышления. Сходство и различие ( 4 года)
Ирина Мальцева "Логика для дошкольников"
Л. Маврина "Логика. Лабиринты и схемы" ( Изд. "Стрекоза")
Бушмелёва "Тестовые задания для детей. Логика 5-6 лет"
Валентина Дмитриева "1000 упражнений для развития логики, внимания и памяти. Для детей от 3 до 6 лет".
Задачка для моих читателей
Логическая задача из фильма «Лабиринт» с неподражаемым Дэвидом Боуи. Представьте себе две двери и двух стражников, один всегда говорит правду, второй всегда лжёт. Одна дверь ведёт к замку, вторая — к гибели. Помогите Саре узнать, какая дверь ведёт к замку, задав лишь один вопрос одному стражнику.
Комментариев нет:
Отправить комментарий