четверг, 21 марта 2019 г.

Не умею хотеть

 "У тебя всё получится, стоит только захотеть", - говорила  наша учительница в школе  пятикласснику. На что тот устало ответствовал:"Я не умею хотеть". Гениальный ответ, "чтобы все отстали".

 Можно сколько угодно долго объяснять ребёнку, что без знаний нельзя стать ни матросом, ни поваром, что все должны учиться и т.п. Тяги к знаниям от этого не появится. Если познавательные процессы сформированы недостаточно, не помогут никакие нотации. Это вам может сказать любой педагог и посоветует  интересные беседы,  совместные занятия и наблюдения. Самые простые наблюдения. Не пропускайте мелочей для взрослого глаза- они окажутся чудесами для малыша: как  появляется росток, распускаются первые листочки, почему это происходит.
 Нет волшебных таблеток для мотивации к учёбе- это длительный и сложный процесс, в котором не поможет волшебная личность  долгожданного настоящего Учителя- работать придётся самим, и после трёх, а тем более после  семи, уже точно будет поздно.
  В познавательной деятельности накапливается жизненный опыт ребёнка. Ребёнок учится целенаправленно усваивать информацию. Познавательная активность формирует дальнейший  уровень развития ребёнка.

  Где происходит сбой?



Ребёнок 3 года. По словам мамы отказывается заниматься, не хочет слушать чтение книг и т.д.
Ребёнок 6 лет. Отказывается ходить на подготовку к школе.

 Я задумалась, насколько корректно  у меня получается описать проблему со слов  мам одной строкой, но суть не в формулировке, а в тревоге родителей.

Ребёнку 3-х лет  прежде всего необходима  консультация у  невропатолога ( ЭЭГ) и настрой на длительную, комплексную работу.
Ребёнку 6 лет я бы посоветовала поменять формат подготовки к школе.
Судите сами, насколько  курс  подготовки вашего ребёнка соответствует структуре познавательной деятельности ребёнка:

Цель – получить знания.
Мотив – различен в зависимости от ситуации.
Способы – познавательные умения, действия.
Условия – организованная развивающая среда, способствующая достижению цели.
Результат – получение знания.

Как там с  индивидуальными условиями, не теряется ли мотив, разнообразны ли способы?
Где происходит сбой?

Понаблюдайте за ребёнком на кухне, когда он режет овощи на салат, наливает тесто для блинов на сковороду или вырезает печенье. Это самое наглядное воплощение структуры познавательной деятельности. Всё работает! Детям не надоедает работать на кухне и в начальной школе- до тех пор пока не удовлетворится в полной мере познавательный интерес. Это очень впечатляет в школах по системе Монтессори. Позвольте творить и познавать детям и на домашней кухне.

Я уже рассказывала в блоге, как возрождала  учебную мотивацию у  приятеля- второклассника, вынудив его делать  обязательную домашнюю работу, чтобы скорее приступить к множеству интересных дел-  совместной готовке обеда,  сервировке чайного стола или химическому опыту. Примерно через три месяца он не просто начал писать, что категорически отказывался делать вообще, а выводил буковки каллиграфически, с интересом начал читать и увлечённо рисовал картины со словарными словами для лучшего запоминания.

Но родители ждут волшебную таблетку, и я её дам. На этот раз в нашем клубе тестируем замечательные пособия профессора  А. И. Савенкова (посвятившему  себя проблемам детской одарённости и развитию интеллекта), которые на мой взгляд на  высочайшем уровне способствуют самому эффективному включению познавательных процессов. Педагоги, увлечённые ТРИЗ тоже найдут много близкого по духу и методам, хотя автор нигде  эти четыре волшебные буквы не заявляет.







3 комментария:

  1. Спасибо! Прям на злобу дня! Буквально на днях забрала дочку из хвалёной подготовки, потому как заметила, что их приёмы систематично убивают в ней мотивацию к познавательному процессу. Опять дома с удовольствием читаем, пишем, рисуем, знакомимся с английским, и всё без напряга, в удовольствие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Замечательно, если есть возможность заниматься с детьми самостоятельно! Мамы- лучшие педагоги.

      Удалить
    2. А если мамы ещё и сами педагоги =) Я всегда придерживаюсь принципа не вмешательства в процесс одного педагога другим ( если это не взаимное сотрудничество). Год я выдержала, а потом не смогла. Хочется для ребёнка большего.

      Удалить