МОЯ ПЕСОЧНИЦА: Исследуем возможности красок

среда, 20 мая 2015 г.

Исследуем возможности красок



  Детская мазня красками ( а это положительное определение в дошкольном творчестве)  в исполнении иностранцев выглядит часто настолько безумной, что мы, сообразно своему менталитету, даже пробовать не станем. Например, я не захочу никогда рисовать хлебом или вантузом, вываляться в красках...Кстати, интересно, а почему я не хочу вымазаться краской? Наверное, потому что я взрослая. Когда я  получала второе образование и меня взрослую учили   просто рисовать красками нечто абстрактное, я не знала что делать: напрягать воображение, отпустить мысли или окончательно впасть в детство. Это было трудно.
  Для раннего развития так важно быть вовлечённым в процесс целиком: всеми органами чувств и  быть в движении!
 
  Представляю вашему вниманию, дорогие читатели, замечательный ресурс на английском языке: 40 забавных проектов "большого искусства"- приёмы рисования  в движении -  мамы содрогнутся, креативные педагоги возрадуются и оцените идею рисования стеклянными шариками!

  Мне посчастливилось дважды пережить профессиональные  апгрейды, которые вывернули меня на изнанку и поставили на уши.
   В первый раз пришлось переродиться, когда после преподавания в средней школе, я попала в детский сад: училась если не предотвращать беспорядки, то возглавлять их.
   Второй раз, когда, казалось бы,  уже видела ВСЁ, я замещала учителя в первом классе и была классным руководителем. Самое поразительное для меня было то, насколько педагоги по изобразительному искусству не понимают первоклашек. Забирать детей из изостудии я шла, как на фронт. Наша художница бросалась ко мне как к спасительнице с бесконечными жалобами на детей, которые ели клей, сидели под столами или уничтожали свои работы, а ей же работы родителям показывать! А у меня все предыдущие 10 лет на подготовке к школе клей не ели и родителям всегда было что показать... Я, со своим  опытом работы, увидела  в первоклассниках не хулиганов, а  растерянных дошкольников, которым нужно очень помочь перейти от игры к учёбе. Кстати, теперь я уверена, что каждому учителю из "большой школы" обязательно нужно поработать  с дошкольниками. Вопрос преемственности между дошкольными учебными заведениями и школой заслуживает отдельной статьи. Сейчас же сделаем акцент на  необходимость в старшем дошкольном возрасте  постепенно, но всё-таки привлекать внимание детей  не только к процессу, но и к результату творчества.
  Во-первых, нужно всегда обсуждать готовые работы: устраивать выставку и в каждой работе отмечать удачные или необычные детали. В детском саду не может быть ни одного неправильного рисунка, как и нет ни одной неправильной мысли!
   Научим детей придумывать название для рисунка- это развивает воображение. Посмотрите, как сразу меняется отношение к работе: вещь, которая имеет имя,  приобретает значимость.
  Позволим детям позитивно оценить работы своих товарищей: например, пусть каждый выберет особенно понравившуюся ему работу. Обычно педагогу достаточно задать доброжелательный тон, показав однажды, как оценивать работы, и дети с удовольствием начинают поддерживать друг друга.
  Во-вторых, нужно развивать собственный художественный вкус и устраивать эстетично оформленные выставки.  Нужно показывать детям ценность их работ: оформлять детские работы в  рамочки, использовать раскрашенную бумагу в дальнейшем творчестве: в коллажах, аппликациях, поздравительных открытках. Обязательно нужно поговорить с родителями, чтобы  готовые работы, с такой  радостью  унесённые домой, нашли место для хранения, а не выбрасывались. Если нет места, работы можно сфотографировать. Со временем может и сам ребёнок захочет отобрать только лучшие на его взгляд рисунки.
  Родителей, которые бывают шокированы готовыми работами  юных довольных художников, мы ещё очень долго будем учить, что для ребёнка важно исследование процесса рисования и что это всегда эксперимент с непредсказуемым результатом. А лучше, чем сто раз сказать, один раз показать и сделать вместе! На отдельной встрече с родителями или совместном занятии попробуйте  порисовать в любой технике. Дайте возможность творить родителю и ребёнку на отдельных листах, но выбрав одну цветовую гамму. Очень большая вероятность, что ребёнок будет стараться копировать работу взрослого- это интересный психологический момент.

  фактурный рисунок  пальчиковой краской с крахмалом
   Обычно взрослые приступают к работе с фразами: "ой, я не художник" и "я не умею", но стоит только начать рисовать, и в мазках  начинают проступать образы. Очень часто на этом этапе достаточно просто одобрения, чтобы стимулировать  "взрослого серьёзного человека" к творчеству.
  Предложите рисовать на половинке листа двумя контрастными красками.  Для декоративных линий можно использовать любые предметы, которые попадут под руку: расчёски, ключи, зубочистки, монеты...
"На краю тюльпана"

"Твин Пикс"

"Цветок папоротника"
"Венский вальс"
    Обязательно назовите работу.
   А теперь представьте и оцените всю работу мысли, напряжение воли и силы пальцев, диапазон чувств  в любых каляках- маляках  маленького художника!

   В следующей статье расскажу, как можно использовать раскрашенную  детьми бумагу.

                               Поможем нашим детям стать успешными школьниками!

Пост отправляется в Детскую галерею

http://yellowchickens.blogspot.ru/2015/05/8.html

19 комментариев :

  1. Спасибо, Оксана! Творчество всегда позитивно, и оценивать его как то иначе, у меня не получалось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, ты необыкновенно творческая личность)

      Удалить
  2. Отличные творческие поиски, Оксана, я вижу вы воодушевились "волшебными кляксами" ;)
    если давать возможность детям творить, то они растут творческими и успешными! Спасибо)))
    Обожаю этот период времени, когда можно сидеть с детьми на улице и заниматься такими творческими поисками.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Главное, вовремя успеть переключить внимание и остановить исследование красок пока всё не стало просто коричневым)

      Удалить
  3. Оксана, как я с тобой солидарна! У дошкольников нет неправильных рисунков и мыслей! СО своим сыном я дома перерабатываю его уроки ИЗО в садике: "я плохо рисую" - говорит он.... "самый последний все сделал..." "рисовать е буду - не умею",.... я работаю в том саду.....и ничего не могу поделать...Только показываю рисунки абстракционистов в музеях и говорю, что это шедевры и ведь твои, Ваня, на них похожи!


    Да, родителям трудно принять "каляки-маляки"....очень трудно тем более увидеть в них что-то.....

    Спасибо, Оксана, за пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. хорошо, когда мама может поддержать своего ребёнка, тогда и плохие учителя просто не научат, но не навредят.

      Удалить
  4. Оксана, я рада, что в этом плане мы с Вами одинаково мыслим. Очень хорошая статья получилась!!!
    Я как раз готовлю небольшую выставку из детских каляк-маляк для родителей. Обязательно покажу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Может, добавим в Детскую галерею? Уверена, материал будет полезен для многих!

      Удалить
    2. Добавим) Давно собираюсь в Детскую галерею)

      Удалить
  5. Как важно дать детям возможность творить, просто так, вне рамок и границ. Спасибо, Оксана!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Твои дети счастливые- у них есть полная свобода творчества)

      Удалить
  6. Возрадовалась!)) очень креативно, а статья по поводу преемственности между дет садом и школой так актуальна...

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Оксана Дмитриевна! Мне очень понравилась статья и рисунки! Это не какляки-маляки, а шедевры, и когда уже родители научатся ценить творчество своих детей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!) Родителей мы призваны научить)

      Удалить
  8. Здравствуйте, Оксана Дмитриевна! Работы необычные, но, действительно, не каляки -маляки, а очень даже ничего! Мне понравились! Если бы нас в детстве учили рисовать. Я этого делать никогда не умела и страдала от этого.А внучка рисует. В том числе и разными способами. У нее получается. Спасибо за работы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!) Ну так родители калякали!) те, которые говорили, что рисовать не умееют

      Удалить
  9. Здравствуйте, Оксана! И в начальной школе детские рисунки невозможно "оценить", каждый творит и рисунки любого ребенка неповторимы и уникальны! Спасибо за интересный материал, впереди летний лагерь, попробуем с первоклассниками исследовать краски!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, тут широкое поле для деятельности)

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...