МОЯ ПЕСОЧНИЦА: Детское книжное жюри. Из опыта латвийских юных читателей

вторник, 30 июня 2015 г.

Детское книжное жюри. Из опыта латвийских юных читателей

  Когда ребёнок начнёт читать? Сейчас!
  Время читать!

    Под такими слоганами в Латвии вот уже 14 лет работает детское книжное жюри. Эта традиция пришла из Голландии и замечательно работает по всей Европе. Латыши очень гордятся, что из двух миллионов населения каждый год в детском жюри у нас участвуют 17 тысяч детей. Для сравнения, в Бельгии с населением более 11 миллионов человек -  только 7 тысяч.  Суть акции проста и эффективна. Издательства, определённо решая свои экономические и гуманитарные миссии,  через библиотеку завладевают сердцами и умами маленьких читателей. Каждый год в библиотеку поступает по 6 книжных новинок для разных возрастных категорий, с пяти лет начиная.
CПредлагается ознакомиться с книгами и оценить их в специальных анкетах.  По результатам голосования детей выбираются лучшие три книги. В списках книги иностранных  и латвийских авторов. Выбирается книга года, устраиваются презентации, встречи с авторами, а раз в год проходит Большой праздник чтения. Любопытно, что читающие родители тоже присоединились к акции и уже несколько лет в Латвии работает  взрослое жюри.  По признанию знакомого библиотекаря самые  активные участники- ученики первых вторых классов, да и книжки для них самые интересные. И это замечательно!  Для детей писать надо так же, как для взрослых, только еще лучше.
   Итак, что же читают маленькие европейцы?
 Книги победители голосований последних лет изданые и на русском языке:

5+


 Роб Скоттон.  Cерия книг про котёнка Шмяка



Дейвид Меллинг " С кем обняться медвежонку?"


Янош "О, как ты прекрана, Панама!"
 

1-2 класс

Зденек Миллер "Кротик и штанишки"
 Сергей Козлов "Ёжик в тумане"
- книги бесконечно милые и так приятно видеть их в новых изданиях и  в списке победителей.
Джуджа Висландер "Мама Му и весення уборка"( возможно неточный перевод названия, потому что ещё не вышла на русском языке, но есть и другие книги автора")

Пример популярной детской книжки для современных детей от латышского автора с оригинальными иллюстрациями и   идеями для игр:
Инесе Зандере " Что сказал петух?" ( перевода на русский пока нет)

Ярких встреч с книгами для больших и маленьких!

20 комментариев :

  1. Оксана, интересные посты про библиотеки и чтение. Очень полезные.
    А я хочу похвастаться. В одном частном центре я начала цикл занятий "Моя планета. Тематические занятия с элементами песочной терапии". Конечно, от терапии далеко.. Но как здорово заниматься тем, что таааак нравится! Это моя тема! Прошло уже два занятия "По следам динозавров" и "Удивительная Африка Часть 1". В четверг вторая часть про Африку. Причем, уже на следующий уч. год запись пошла. Постараюсь в блоге описать то, что получилось про Африку. Хочу как-о расширяться и самой проводить - пока думаю как.
    А еще я в садик по договоренности с динозаврами хожу - там вообще аншлаг! Только успеваю контейнеры для окаменелостей покупать.. Вот такие новости. СПасибо тебе за вдохновение! Я по Африке придумала свои идеи - поделюсь, думаю, что тебе понравятся. ФОто только не делаю на занятиях - дома с Ваней повторю и сделаю пост. СПасибо еще раз!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Молодчина))) С песком точно будет круто! Очень хорошо, что с Ваней можешь всё проработать. У меня всё было очень компактно: "Мир вокруг нас" по стране на каждое занятие раз в неделю , но в этой компактности сложность и была. Галопом по Европам получалось.За час информативная часть, практическая, творческая и задание на дом. В практической части эксперимент, устройство маленького мира в коробке, какой-либо традиционный ритуал страны, игра или танец. На дом раскраски или иллюстрации- дети делали альбомы по странам с продолжением уже дома. В паспорте путешественника делали отметку и ставили штампы.Отмечали флажками страну на глобусе и карте. Каждое занятие начиналось с организационного момента " Мы шагаем, мы шагаем..." и игры с глобусом. Информативная часть закреплялась в книжке-малышке с символами страны. Сейчас думаю, как сделать сборник этих книжек-малышек- я рисовала от руки. Дети курс обожали) Мне тоже очень нравилось, хотя очень много приходилось готовиться. Но у меня и специальность: история культуры- пригодились знания по этнографии. Прекращай благодарности) Всё равно всё по-своему делаешь)))) Работай на радость себе и детям) Пиши, если что axana73@inbox.lv

      Удалить
    2. Оксана, у меня времени - 45 минут или чуть больше. Все думала куда вставить паспорт страны - точно ! Домой задание буду давать! Летом у меня 2 занятия в неделю и я сразу сказала, что на одну тему может быть по 2 занятия. Но вот в уч. году скорее всего будет один раз т.к. в этом центре все расписано и помещения заняты. Я ведь его нашла только в марте и смогла втиснуться только летом в расписание.
      Оксана, я хоть много по-своему и делаю, но пока в основном у тебя идеи черпаю, дополняю только или видоизменяю.

      Удалить
    3. Алёна, я и для себя набросала эти посты, чтобы быстрее готовиться к занятиям. А теперь и не уверена, что продолжу заниматься детьми.Так что здорово, что тебе это добро годится и не пропадёт) Пусть у детей будут интересные занятия!)

      Удалить
  2. Оксана Дмитриевна, интересный опыт работы:)
    А наш детский сад заключил договор с ближайшей детской библиотекой. И мы туда ходим с малышами (5-7 лет) ребятишки всегда очень внимательно слушают, изучают новые книги :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересно было бы ознакомиться с топом книг от ваших малышей) Очаровывайте, очаровывайте ребят библиотекой)

      Удалить
  3. У нас в школе есть библиотека, правда читальный зал оставляет желать лучшего, но мы тоже заключили договор с близлежащими библиотеками, ребятишки с огромным удовольствием принимают участие во всех тематических мероприятиях, становятся самыми активными читателями. Библиотечные уроки для самых маленьких проходят раз в неделю, сколько они успевают за одно занятие: почитать, поиграть, что-то смастерить или нарисовать, пошуметь, попрыгать, а главное - выбрать книгу, а также рассказать о ранее прочитанной.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, на уровне школы точно много придумать. Лишь бы библиотекари "горели")

      Удалить
  4. Здравствуйте, Оксана Дмитриевна! Книги для меня незнакомые, но иллюстрации такие красочные, что очень привлекает. А сама традиция замечательная!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, здравствуйте!) Книги точно прекрасно иллюстрированы- то, что нужно для маленького читателя) Котёнок Шмяк точно только картинками и берёт)

      Удалить
  5. Всегда интересно знакомиться с зарубежным опытом. Спасибо, Оксана Дмитриевна! Молодцы какие организаторы! Наши издательства тоже делают мониторинги, но детское жюри - это круто! Но и в библиотеках распространены формы в которых дети сами рекомендуют понравившиеся книги читателям. Это и специальные выставки-рекомендации и акции типа "Читательская цепочка", "Подвешенная книга" (по аналогии с итальянским "подвешенным кофе").

    ОтветитьУдалить
  6. Да, первым стал подвешивать книги "Розовый жираф, детское издательство" Вот как это было: http://pgbooks.ru/news/6087/
    Потом библиотеки адаптировали эту идею под себя. Стали "подвешивать" книги, которые были рекомендованы самими читателями к прочтению. Лучше всех об этом написала БИБЛИОПЧЕЛКА: http://beeblioteka.blogspot.ru/2011/11/blog-post_23.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Прочитала) Слово "Подвешенная книга" меня совсем не смущает) Мне кажется, очень хорошая идея. Вспомнила, как в своём детстве копалась на столике. куда библиотекарь складывала только что прочитанные другими книги- всегда было любопытно, что люди читают)

      Удалить
    2. Точно! А по опыту в библиотеках читатели чаще всего разбирают книги, недавно сданные читателями, и которые еще не успели попасть на свое место на полку! У нас даже вид такой выставки существует - книжные развалы!

      Удалить
  7. Ой, Оксана, большинство этих книг мы читали и читаем. Лизелотту Родиошка очень любит, а Маму Му мы читаем на белорусском языке).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Еще посмотрела, а почему Лизелотта - 1-2 класс? Не слишком ли она примитивна для таких взрослых детишек. У нас многие читают эти книги с 1 года, ну, с 2 лет, если дети не очень большие любители чтения, то 3 года... Моему Артуру уже не очень интересно.... Мама Му тоже как-то для дошкольников 3-6 лет... Да, у нас эта книга называется просто "Мама Му прыбірае" (Мама Му убирает).

      Удалить
    2. Вы продвинутые пользователи переводной литературы) Про Лизелотту целая серия книжек- есть и про весеннюю уборку) Книгу детское жюри выбрало в 2012 году и тогда категории 5+ просто не было. Мне кажется вообще условной разбивка по категориям)

      Удалить
  8. Какая замечательная идея привлекать для опроса детей в жюри! Вот уж действительно детское признание книг.

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...