МОЯ ПЕСОЧНИЦА: Воспитание воли

вторник, 29 марта 2016 г.

Воспитание воли

Моя любимая школьная  учительница с огромным стажем часто вспоминает один из самых поразительных разговоров с учеником:
- Ты всё сумеешь, нужно только захотеть!
- Я не умею хотеть!
Развитие волевых качеств в детском саду-  в центре внимания статьи  характеризующие человека как личность и имеющие большое значение для учебы  качества - это  целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.
Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника:
Игра «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе» (от 6-ти лет).
 В этой игре дети учатся сдерживать свои эмоциональные реакции, контролировать свою речь, дожидаться других (то есть развивается терпение, выдержка  и самоконтроль).
Взрослый задает вопрос (загадывает загадку). Тот игрок, который знает ответ, молча поднимает руку, складывает пальцы в кулак, а большой палец поднимает вверх. Когда все игроки догадаются и поднимут пальцы вверх, ведущий начинает считать: «Раз, два, три…» На счет «три» все игроки вместе шепчут ответ.
 См.Игры, развивающие волевые качества ребёнка
Как выясняют уровень  развития волевых качеств ребёнка см. методики Е.А.Ключниковой  : «Не подглядывай» и «Закрась фигуры» - самые простые, доступные и для родителей .

 Упражнение «Хочухалки».
Цель: Тренировка умения владеть своими чувствами.
Ведущий кончиком карандаша рисует в воздухе очень медленно какую-либо букву. Детям предлагается угадать букву, но не закричать тут же правильный ответ, а, преодолев свое «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и ответ прошептать.
“Говори” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: контроль импульсивности.
Условия игры. Детям дается инструкция: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду – “Говори”! Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?” (выдерживается пауза). “Говори!”. “Какого цвета у нас в классе потолок?”. “Говори!”. “Сколько будет два плюс два?”. “Говори!”. “Какой сегодня день недели?”. “Говори!”. И т.д
Игра "Рассмеши соседа"
Все сидят в кругу. Выбирается водящий. Водящий легко толкает плечом соседа, тот передаёт движение дальше по кругу, пока оно не вернётся к водящему. Задача: заставить соседа нарушить молчание, пока он не засмеётся или не издаст какой-то звук. Побеждают те, кто проявят большую выдержку.
Игра " На старт! Внимание! Марш!"- начинаем движение по команде, но я усложняю задачу, вынуждая прислушиваться к команде и произношу вместо "Марш!" другие короткие слова на "М"-  мартышка, Мурка, морс,

Темы для обсуждения

  •   Чтение рассказа с использованием материала из методического пособия Хухлаевой О.В. Лесенка радости.

«Жил был мальчик Степа. Он был умный и сообразительный. Как-то раз во время музыкального занятия он вдруг сообразил, что в последней драке он упал, потому что это Денис ему подножку поставил. Подошел степа к Денису и ударил его. Воспитательница застыдила его.   «Но почему? - удивился Степа. - Я ведь его справедливо ударил». 
А во время дневного сна Степа вдруг вспомнил смешную историю и стал громко хохотать на всю спальню да еще соседку Машу стал щекотать, чтобы не скучно было одному смеяться. А воспитательница его застыдила.  «Но, почему? – грустно подумал Степа. – Я ничего не понимаю».
Детям предлагается обсудить рассказ и прийти к выводу, что беда мальчика в том, что он не был хозяином своих чувств, а затем привести свои примеры из жизни или литературных произведений, когда неумение владеть своими чувствами мешает и самому человеку, и окружающим, может привести к серьезным конфликтам.

  •      Можно записать ситуации на отдельных карточках и выбирать наугад для разыгрывания пантомимы. Учитель может показать намеренно реакцию не контролирующего свои чувства ребёнка. Дети- зрители  в таком случае могут подсказать, как нужно контролировать свои чувства. Учитель спрашивает, например: "Мне заплакать?" и обычно все хором кричат :"Нет!". Можно надеяться, что в подобной ситуации в жизни дети вспомнят эти сценки.

Примеры ситуаций:
Кто-то взял твою игрушку.
Ты не можешь обуться.
Ты сел за стол, а еда ещё не готова.
Ты хочешь пирожное, а мама не разрешает.
Ты не можешь застегнуть ремень безопасности на детском сиденье.
Папа зовёт тебя, а ты ещё не закончил раскрашивание.
Мама просит тебя убрать твою комнату, а ты не хочешь.
Кто-то дотрагивается до твоего плеча, а ты хочешь побыть в одиночестве.


  •   Прежде чем вводить в обиход такие фразы как "выдержка" или " контролировать себя" нужно не один раз проговорить, показать и проиграть смысл  этих слов.

 Мне нравится  простая идея от наших иностранных коллег с мыльными пузырями.  Идея такая: Детям предлагается сидя в кругу и не поднимаясь с места, вдоволь наиграться с ловлей мыльных пузырей. На ёмкости с пузырями можно сделать наклейки " пузыри выдержки". А на следующем этапе игры предложить детям не шевелиться, не реагировать на пузыри, сдерживать себя- "контролировать себя" даже если мыльный пузырь летит прямо на нос. Нагляднее не придумаешь!
  •  Покажите ребёнку, что контролировать себя выгодно. Посмотрите, например, забавное  видео "Тест с зефиром": детям предлагается угощение- зефир. Его можно скушать сразу, но детям предлагается потерпеть 15 минут и заработать второй зефир.  Здесь описание теста на английском языке.
  • Покажите ребёнку,  как иногда бывает важно  самому себе сказать "стоп". Например сдержаться, чтобы не нагрубить. Слово не воробей- вылетит, не поймаешь. Как показать, что нельзя вернуть назад слово? Замечательный пример с тюбиком зубной пасты. Предложите ребёнку выдавить на тарелочку  зубную пасту. А теперь предложите  собрать пасту обратно- вернуть её. Это невозможно. Так и с грубыми словами...


Сказки часто показывают возможность достижения цели путём преодоления многих препятствий:
 "Жар- птица"
"Гуси- лебеди"
"Дикие лебеди" Андерсена
Кот, петух и лиса- о плохих последствиях из-за нарушения правил
"Золушка" о вознаграждении за трудолюбие
"Сказка о царе Салтане" о терпении и прощении
Подойдёт и любая сказка о героях и подвигах, например польская "Великаны и храбрый пастушок"

Пословицы и поговорки (sbornik-mudrosti.ru)- поражают мудростью, остроумием и ...множеством- видимо, тема всегда актуальна. Родителям  школьников и учителям на заметку:  писать на полях выполненного письменного задания, вместо оценки или в дополнение к оценке. Так делала моя любимая учительница и так  мотивирую я своего воспитанника- ученика второго класса, которому очень не хочется писать.

Умей хотеть — и будешь свободным (И. Тургенев).
Многого захочешь — пораньше с постели вскочишь.
И хочется, да колется.
Хочу — половина могу.
Захочет сена коза — будет у воза.
Хочется, да не можется.
Хочется есть, да не хочется лезть.
Хочешь, как хочешь; а не хочешь, опять твоя воля.
Хотелось, да хотенье не велело.
Хотением побежден, огнем распален.
Хотенье найдет причину.
Дома, как хочу, а в людях, как велят.
Как человек чего захочет, так он о том и похлопочет.
Не хочется — так недосуг, и дело валится из рук.
Хочется есть, да не хочется с печи лезть.
Чего хочется, тому и верится.
Кто хочет, тот сможет. (белор.)
Захочет — и на гору вскочит. (башк)

Захочет человек — на голой вершине цветы зацветут. (осет)
Упорство в учебе приносит победу в бою.
Упорства хватит — и сквозь землю пройдешь. (хакас)
Упорство ведет к цели. (эст)

Поищешь — найдешь, захочешь — добьешься. (тувин)
Кто сдержан, тот умен.
Победит тот, у кого хватает выдержки.
Сдержался — в беду не попался.
Если твоя левая рука замахнется, удержи ее правой. (чуваш)
У кого разум, у того и выдержка. (кабард)
Кто сдержался — тому краснеть не придется. (чеч)
Стремление — ко всему дорога.
К чему стремился, того и добился.
Кто стремится, тот добьется. (казах)
Хоть твой конь и не скачет — пусть рвется вдаль, хоть твой сокол и не схватит добычу — пусть стремится вперед. (каракалпакская)
Человек стремится к тому, от чего есть польза. (лезг)
Без усилия ничего не сделаешь, без стремления не достигнешь цели. (кирг)
Воля и труд дивные всходы дают.
 Знакомый детям пример- мультфильм "Кун-фу панда" демонстрирует нам чудеса выдержки и  владения собой)


Дарю читателям специально для вас сохраненный любимый эпизод!

                                    Научить детей контролировать себя гораздо важнее,
                                               чем научиться контролировать детей!

7 комментариев :

  1. Да, Кунг-фу Панда рулит!
    Тема - замечательная, спасибо за подборку, Оксана!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не могу придумать другой пример волевого воспитания)

      Удалить
  2. Оксана, спасибо, очень полезный материал!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Оксана! Замечательные упражнения по развитию волевых качеств. "Хочухалки"))) -улыбаюсь.

    ОтветитьУдалить
  4. Да, мне бы самой не помешало в такие игры играть. Но больно уровень детский, конечно) а ведь так часто бывает, что ничего не хочется и не знаешь, как заставить себя делать то, что не любишь и не хочется, но надо...
    Надо хотя бы детей научить сдерживать себя, проявлять выдержку, уметь владеть собой. Спасибо за подборку

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...