среда, 21 июня 2017 г.

Нравоучительные рассказы для детей

 Мне нравится, как в школе Монтессори решаются нравственные проблемы. Педагоги выделяют тревожную ситуацию, не комментируя её на ходу, а выносят обсуждение на круг. На круге (всегда коротком и эмоциональном) рассказывается история по случаю или читается короткий рассказ.  Интересно, что дети потом сами напоминают друг другу эти истории. Слышала, как педагог рассказывала историю про то, как две девочки не могли поделить игрушечную лошадку, пришла мама и отобрала её. Потом на прогулке в споре за игрушку  одна из спорщиц напомнила другой:"пришла мама..." и спор быстро решился: вторая  уступила игрушку. Педагог тоже, если было необходимо, пользовалась этим знанием, напоминала :" пришла мама и отобрала игрушку" и  без возражений забирала спорную игрушку.

 Вспоминаю, как в моём детстве моя мудрая бабушка, рассказывала истории из жизни для профилактики несчастных случаев. Работали именно истории из жизни с упоминанием имён, места жительства-  т.е. не сказки. Например, выходим мы с братишкой в сад и хотим попробовать незрелую смородину, а бабушка тут же с историей, как в деревне Б.  четырёхлетний мальчик в семье Б- ых отравился на смерть зелёными ягодами.  Желание пробовать смородину пропадало напрочь. Мы знали, где находится эта деревня, очень хорошо представляли себе местность, дом, сад со смородиной,  бедного малыша и родителей, которые " потом долго ещё убивались".

 Предлагаю вашему вниманию, дорогие коллеги, свою подборку рассказов, которые мы уже "прорабатывали". Коллекция  будет дополнятся.


Разумеется, сказки, значительно реже, но используем тоже. Представьте себе ситуацию: ребёнок с трудом просыпается после тихого часа- все уже оделись, а он всё заворачивается в одеяло. Ваши действия? Монтессорианцы обычно предоставляют право выбора- пусть спит, но в реальной ситуации, на мой взгляд,  нам не хватает человека, который может соню дождаться, проводить в столовую и отдельно накормить полдником. Свободу выбора мне пока ещё только предстоит научиться вписывать в режим,  так что  я  принимаю быстрое решение- соню рассмешить. Стаскиваю с него  одеяло со словами:  "Одеяло убежало. Убежала простыня. И подушка, как лягушка, ускакала от тебя". Ритуал повторился только раза три- соня теперь  просыпается вместе со всеми, но теперь всегда мне улыбается.

 Несколько раз мне пригодились сказки и  стихи Ирины Гуриной,
 доступные по ссылке http://www.webbaby.ru/book2.htm
- наши любимые сказки про то,  как разбросанная одежда обиделась или сказка про то, почему нельзя брать вещи  без спроса.

Короткие рассказы Валентины Осеевой  уже стали детской классикой  и любимы детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Чего нельзя, того нельзя

Один раз мама сказала папе: - Не повышай голос!
И папа сразу заговорил шепотом.
С тех пор Таня никогда не повышает голос;  хочется ей иногда покричать, покапризничать, но она изо всех сил сдерживается. Еще бы! Уж если этого нельзя папе, то как же можно Тане?
Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!

Лекарство

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит - одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:
- Принеси мне кубики!
Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.
- А куклу? Где моя кукла? - кричит опять девочка.
Посмотрел на это доктор и сказал:
- Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

 Кто наказал его?
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
- Кто наказал его? - спросила соседка.
- Он сам наказал себя, - ответила мама.

Сборник поучительных рассказов (https://childdevelop.ru/articles/edu/342/):
Последнее усилие

Однажды маленький мальчик потерял щенка и стал искать его повсюду. Искал под кроватью, по всему дому и во дворе, но никак не мог найти своего любимого питомца. Он искал щенка с раннего утра до самого вечера, но поиски оказались безуспешными.

Когда грустный и расстроенный мальчик возвращался домой, он увидел соседку, сидящую на крыльце. Пожелав ей спокойной ночи, уже собрался войти в дом, но вдруг решил спросить ее о пропавшем любимце. «Извините, вы не видели моего щенка? Я его с утра ищу, но его нигде нет», – сказал мальчик. «О, да, конечно, – ответила она. – Щеночек у меня дома грызет косточку. Я просто не знала, что он твой».

Мораль: не сдавайся до конца, прикладывай все свои усилия.

Охотник и голуби

На краю деревни росло большое-большое дерево. Птицы вили на нем гнезда, а усталые путники отдыхали в тени его широкой кроны. Однажды к дереву пришел охотник и увидел множество птиц. Он развернул сети и положил в них несколько зерен, но бдительная ворона заметила ловушку и предупредила остальных птиц.

В это время рядом с деревом пролетала стая голубей. Голуби увидели зерна, опустились, чтобы немного перекусить, и попали прямо в западню. Они очень испугались, но вожак стаи не растерялся и придумал план освобождения: «Мы поднимемся в небо, улетим вместе с ловушкой и оставим птицелова ни с чем». Так каждый голубь взял в клюв свой кусочек сети, стая приготовилась и стремительно взлетела вверх. Голуби улетели, а охотник остался без добычи.

«Теперь мы должны полететь к моей подруге мышке. Она поможет нам избавиться от сети», – сказал вожак. Так они и сделали. Мышка прогрызла дырки в ловушке и освободила всех птиц на волю.

Мораль: сила в сплоченности и единстве.

Рассказы Азимовой Ю.Е.
(http://samlib.ru/a/azimowa_j_e/pouchitelxnyeistoriidljadetej.shtml):

Поиграли

   Наступили летние каникулы. Папа с мамой привезли Настю и Веру к бабушке в деревню. Девочкам очень нравилось гостить у бабушки. Она никогда их не ругала, не делала замечаний, была доброй и ласковой. И ещё, она очень любила цветы. Их у неё было видимо-невидимо: и во дворе, и в доме. Она внимательно за ними ухаживала, поливала, удобряла и регулярно рыхлила землю вокруг цветов. Девочки тоже ей частенько помогали в этом.
   Однажды, бабушка ушла в магазин, а Настя и Вера остались дома.
  Шёл сильный дождь, и бабушка не стала брать их с собой.
  Девочки забрались на лавочку и смотрели в окошко. Но дождь лил так сильно, что почти ничего не было видно. Вера предложила сестре поиграть в магазин, и Настя с удовольствием согласилась.
   Девочки набрали разных продуктов из холодильника, но долго не могли придумать, из чего сделать деньги. И, в конце - концов, решили сделать их из листочков деревца, которое росло у бабушки в спальне. Нарвав целую "пачку" денег-листочков, они начали играть в магазин.
   Вскоре, вернулась бабушка. Она так хотела побаловать любимых внучек вкусненьким, поэтому купила им целый пакет конфет и пряников. Когда бабушка заглянула к ним в комнату, они увлеченно играли, и не заметили её. Бабушка тихонько наблюдала за их игрой, стоя в дверях. Сначала она улыбалась, глядя на внучек, но потом на её глазах появились слёзы, и она ушла.
   Девочки наигрались и проголодались. Быстро собрав продукты, они отнесли их на кухню, и положили в холодильник. А листочки - деньги, выбросили в мусорное ведро. На кухню зашла бабушка. Глаза у неё были заплаканные. Девочки сразу это заметили, и подбежали к бабушке. Они наперебой спрашивали, что случилось? Почему она плачет? Кто её обидел?
   Бабушка посмотрела с грустью на внучек, и коротко сказала:
  - Вы, Настенька и Верочка!
  Девочки удивленно спросили: - Чем, чем же мы тебя обидели, любимая бабушка?
  Бабушка, промокнув глаза платком, тихо объяснила девочкам, что деревце, которое они оборвали, чтобы сделать себе деньги, ей подарил дедушка. Он сам его вырастил из маленького саженца.
   Это деревце было для бабушки не просто деревом, оно было памятью о дедушке. А теперь, скорее всего, оно погибнет.
   Девочки очень огорчились, когда поняли, что они натворили. Им было очень стыдно за свой поступок, и очень жалко деревца.
   Они, не сговариваясь, кинулись за лейками, чтобы полить бедное деревце. А когда полили, попросили у бабушки прощение. Бабушка, конечно же, простила своих любимых внучек.
   Девочки очень старались, ухаживали за деревцем. И, вскоре, на нём выросли новые, молодые листочки. Настя и Вера поняли, какой это тяжёлый труд, вырастить дерево. Они навсегда запомнили этот урок и очень бережно стали относиться к растениям.
   А на бабушкин день рождения, девочки подарили ей
  лимонное деревце, которое сами вырастили из косточки.

Поучительные рассказы с сайта "Добрые истории"(http://xn----9sbifqaa6beqekn5j.xn--p1ai/pouchitelnye-rasskazy):

Теперь Я Не Жадный

Маленький Женя был очень жадным мальчиком, бывало, принесёт в садик конфеты и ни с кем не делится. А на все замечания воспитателя Женины родители отвечали так: «Женя еще слишком маленький, чтобы с кем-то делиться, вот пусть немного подрастет, тогда и поймет».

Однажды мама забрала Женю из садика пораньше, и они пошли домой. По дороге заглянули в магазин, где Женина мама всегда покупала хлеб. Стоя в очереди, Женя молча рассматривал витрину и думал, как хорошо, когда мама каждый день покупает ему конфеты. Перед ними стояла старушка и скрупулезно считала мелочь, перебирая ее на ладони. Когда подошла ее очередь, она сказала продавщице: «Доченька, у меня рубля не хватает на пшено, можно я занесу завтра?» «Много вас тут таких ходит, - огрызнулась та в ответ. – У кого рубля не хватает, у кого два, всё завтраками кормят, а у меня потом недостача». Женина мама молча протянула рубль, а Жене шепнула на ухо: «Жалко бабушку». Старушка сказала: «Спасибо, это ведь я не для себя пшено покупаю, а голубей подкармливаю, мерзнут они зимой сильно, сама-то уж я как-нибудь проживу». Когда Женя с мамой вышли из магазина, мальчик увидел, как бабушка высыпала весь пакет пшена на тротуар, а голуби тут как тут, да столько много их прилетело! Они совсем не боялись старушку: садились к ней на плечи, клевали пшено прямо из ладони, было сразу видно, как они ее ждали.

Когда Женя с мамой вернулись домой, то Женя первым делом, даже не успев раздеться, поставил стул к кухонному гарнитуру, открыл ящик и достал пакет с конфетами. Смерив его взглядом, громко сказал: «Как раз!» «Что как раз? Ты же не съешь столько конфет», – удивилась мама. «А это я не себе, это я для ребят в группе, как раз всем хватит, теперь я не жадный», - ответил мальчик.

Перехвалили!

Надя всегда была примером для младшего брата. Отличница в школе, она еще успевала и в музыкальной школе учиться, и маме дома помогать. В классе у нее было много друзей, они ходили друг к другу в гости и даже иногда делали вместе уроки. Но для классной руководительницы Натальи Петровны Надя была лучше всех: всегда всё успевала, но и другим помогала. Только и разговоров было и в школе, и дома про то, какая «Надюша – умница, какая помощница, какая Надя – умная девочка». Наде приятно было слышать такие слова, ведь не напрасно же люди её хвалили.

Вот и стала девочка «задирать нос»: то одному однокласснику замечание сделает, то другому в помощи откажет, то от третьего отвернется. Ничего Надя не замечала вокруг, кроме похвалы в свой адрес. Даже зеркальце попросила у мамы на день рождения, чтобы почаще на себя смотреть и любоваться.

Однажды на уроке биологии учительница раздала ребятам задание и сказала, что выполнять его нужно совместно с соседом по парте. Все остались на своих местах, но Ваня, который сидел с Надей за одной партой, попросился пересадить его куда-нибудь. «Почему?» – спросила учительница. «Перехвалили!» – ответил мальчик.

 Притчи ( с сайта http://proza-pravoslavie.narod.ru/pritchi/):
Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


Серебро

Однажды молодой парень обратился к мудрому наставнику:
- Почему люди, у которых есть деньги, не замечают никого вокруг себя?
- Посмотри в окно. Что ты там видишь?
- Вижу старика на лавочке, молодую маму с коляской...
- Теперь посмотри в зеркало, что ты видишь там?
- В зеркале я вижу только себя.
- Стекло одно и то же. Но стоит к нему добавить немного серебра, как ты не замечаешь никого кроме себя

Сердце

В одном селении жил мудрец. Он любил детей и часто дарил им что-нибудь, но всегда это были очень хрупкие предметы. Дети старались обращаться с ними осторожно, но их новые игрушки часто ломались, и они очень горевали. Мудрец снова дарил им игрушки, но еще более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
- Ты мудрый и добрый человек, зачем же ты даришь нашим детям хрупкие игрушки? Они горько плачут, когда игрушки ломаются.
- Пройдет совсем немного лет, - улыбнулся мудрец, - и кто-то подарит им свое сердце. Может быть, с моей помощью они научатся обращаться с этим бесценным даром бережнее.


Ничего такого, что было бы неправдой…

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой «Я слепой, пожалуйста помогите !»
Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому человеку и ушел.
Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег. Слепой узнал его по шагам и спросил не он ли был тот человек, что переписал табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал.
Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому». Он улыбнулся и ушел.
Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».


Ганаго Борис Александрович
"Оторвали Мишке лапу"

Появился в группе плюшевый Мишка. Как он здесь оказался? Мишка и сам удивлённо смотрел на ребятишек и чуть-чуть им улыбался. Малыши гурьбой кинулись к нему, Каждый тянул к себе, кто за ухо ухватился, кто за шею...

— Я хочу!

— Мой Мишка!

— Отдай! — раздавались детские голоса. Даже кто-то кого-то толкнул, кто-то заплакал. И вдруг — треск... Все замерли, а потом, увидев, что у медвежонка отлетела лапа, стали возвращаться к своим игрушкам.

Брошенный Мишка смотрел на ребят и продолжал им чуть-чуть улыбаться.

К нему подошла девочка Лена. Хотя Леночка была маленькая, но сердце у неё было большое. Когда все малыши набросились на новую игрушку, она пыталась их остановить. Ей казалось, что Мишке больно. Она чувствовала его боль, как будто это её раздирали на части. Но её голосок тонул в общем гаме.

Когда все бросили Мишку, и он, искалеченный, валялся на полу, она прижала его к себе:


— Не плачь, Мишенька, не думай, что ты никому не нужен! Я буду с тобой дружить.

Потом, когда Леночка выросла, и у неё появилась маленькая дочка, она рассказывала ей о своём детстве и читала замечательные стихи:

Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший.

И маленькая дочурка, учась утешать, лепетала:

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший.

3 комментария:

  1. Отличная подборка, спасибо, Оксана Дмитриевна!
    А про серебро, да и другие тоже, и взрослым не мешало бы почитать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С радостью приму дополнения коллекции! Пишите, если что-то попадётся на глаза или вспомнится:)

      Удалить
  2. Здравствуйте, Оксана!
    Огромное спасибо за прекрасную подборку поучительных историй! Очень понравилось! И в работе, и в семье могут пригодиться. Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...