В освоении любого языка важно повторение. Быстрее запоминаются слова и фразы, которые чаще употребляются. Повторяющиеся действия и ритуалы дают ребёнку психологический комфорт и чувство защищённости.
В каждой группе или в семье могут быть свои ежедневные ритуалы, связанные с приветствием, приёмами пищи, отходом ко сну- сигналы к действию или тексты. В изучении языка особенно важны словесные ритуалы.
***
К приему пищи все накрыто!
Приветлив будь и вежлив будь!
Скажи: «Приятного аппетита!»
И про улыбку не забудь!
Приезжай, лошадка! (Юрий Кушак)
Каляда-калядка,
Ехала лошадка - с вороною холкой,
Золотою челкой,
Такая благородная, но очень уж голодная!
Так и бьют копыта:
Приятного аппетита!
Приятного аппетита!
Приятного аппетита!
***
Н. Пикулева
Приглашение к завтраку
Кастрюля- хитрюля
Нам кашки сварила.
Нам кашки сварила,
Платочком накрыла.
Платочком накрыла
И ждет нас - пождет.
И ждет,
Кто же первым придет!"
Прибаутка к обеду
Тары-бары-тарарешки!
Суп хвалили поварешки,
Разливали по тарелкам,
По глубоким и по мелким.
Разливали, остужали,
Нас обедать приглашали!
***
Утка - утенка,
Кошка - котенка,
Мышка - мышонка
Зовут на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели,
А ты? Еще нет?
Где твоя ложка?
Ешь на здоровьице!
*** Ешь с Приятным Аппетитом –
И животик будет сытым!
А в конце – на раз-два-три –
Повара благодари:
"Спасибо!"( по Наталка Хвацька)
Утренний круг
Здравствуй правая рука-протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука- протягиваем вперёд,
Здравствуй друг-
берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг-
берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг-
качаем руками.
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть-приседаем,
Можем мы большими быть-встаём,
Но один никто не будет.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
В приветствии очень важно для развития детей, называть каждого по имени и использовать слова приветствия, принятые в разных культурах, к которым возможно принадлежат дети.
АИСТ, АИСТ ДЛИННОНОГИЙ
ПОКАЖИ ДОМОЙ ДОРОГУ
АИСТ ОТВЕЧАЕТ:
-ТОПНИ ПРАВОЮ НОГОЙ,
ТОПНИ ЛЕВОЮ НОГОЙ!
СНОВА- ПРАВОЮ НОГОЙ,
СНОВА- ЛЕВОЮ НОГОЙ!
ПОСЛЕ- ПРАВОЮ НОГОЙ,
ПОСЛЕ- ЛЕВОЮ НОГОЙ!
ВОТ ТОГДА ПРИДЁШЬ ДОМОЙ.
Дети легко замечают повторяющиеся слова. Это удобный момент, чтобы привлечь внимание к очередной изучаемой букве, например, часто повторяется буква "Н". На эту букву начинается имя нашего друга Никиты. Обычно дети бегут к именному шкафчику в гардеробе, чтобы убедиться, что имя мальчика действительно начинается с буквы "Н". Ребёнок чьё имя стало предметом обсуждения чувствует себя особенным. Когда текст уже несколько раз прочитан, можно привлечь внимание к отдельным словам, например попросить показать слово "аист", "домой". В текст можно внести изменения, например, заменить главного героя: вместо "аист" говорить и писать "жираф", вместо "домой"- "в кино" и т.д., особенно легко менять числительные и описательные слова, если они есть.
Текст можно дважды переписать и разрезать: одну копию по строчкам, а другую по словам и предложить детям сложить всё стихотворение.
См. в этом блоге "2 стратегии обучения чтению"
В каждой группе или в семье могут быть свои ежедневные ритуалы, связанные с приветствием, приёмами пищи, отходом ко сну- сигналы к действию или тексты. В изучении языка особенно важны словесные ритуалы.
Приём пищи
Перед каждым приёмом пищи читается один и тот же стишок . Сначала читает взрослый, потом дети по очереди. Робким детям можно предложить рассказать стишок в паре со взрослым или другим ребёнком.
***
К приему пищи все накрыто!
Приветлив будь и вежлив будь!
Скажи: «Приятного аппетита!»
И про улыбку не забудь!
Приезжай, лошадка! (Юрий Кушак)
Каляда-калядка,
Ехала лошадка - с вороною холкой,
Золотою челкой,
Такая благородная, но очень уж голодная!
Так и бьют копыта:
Приятного аппетита!
Приятного аппетита!
Приятного аппетита!
***
Ложкой-вилкой не
грохочем,
Не играем, не
хохочем,
Мы на стульчиках
сидим,
Молча весело едим.
Мы ногами не
болтаем,
И ворон мы не
считаем,
Не глядим по
сторонам,
Ведь обедать нужно
нам!( Ирина Гурина)
Н. Пикулева
Приглашение к завтраку
Кастрюля- хитрюля
Нам кашки сварила.
Нам кашки сварила,
Платочком накрыла.
Платочком накрыла
И ждет нас - пождет.
И ждет,
Кто же первым придет!"
Прибаутка к обеду
Тары-бары-тарарешки!
Суп хвалили поварешки,
Разливали по тарелкам,
По глубоким и по мелким.
Разливали, остужали,
Нас обедать приглашали!
***
Утка - утенка,
Кошка - котенка,
Мышка - мышонка
Зовут на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели,
А ты? Еще нет?
Где твоя ложка?
Ешь на здоровьице!
*** Ешь с Приятным Аппетитом –
И животик будет сытым!
А в конце – на раз-два-три –
Повара благодари:
"Спасибо!"( по Наталка Хвацька)
Утренний круг
Один из самых важных ритуалов - утренний круг. Он чрезвычайно важен для формирования чувства общности и принадлежности к группе. Утренний круг организует детей для совместной деятельности и может быть замечательно использован для развития языка и обучения чтению. Важно соблюдать последовательность этапов этого утреннего ритуала:
приветствие,
утреннее послание- объявление,
введение в тему или распорядок дня,
игра,
новости группы.
Для обучения языку особенно ценно приветствие и чтение утреннего объявления.
Ритуал приветствия помогает переключиться от домашней обстановки к коллективу, даёт чувство уверенности и общности , поднимает самооценку, позволяет освоить приветственные фразы и запомнить имена детей. Можно приветствовать всю группу или каждого ребёнка. Интереснее использовать стихи, песенки, считалочки или пальчиковые игры. Не стоит использовать много вариантов. Вся группа может разучить одно из популярных приветственных стихотворений:
Здравствуй,солнце золотое!
Здравствуй,небо голубое!
Здравствуй,вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Здравствуй,небо голубое!
Здравствуй,вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Здравствуй правая рука-протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука- протягиваем вперёд,
Здравствуй друг-
берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг-
берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг-
качаем руками.
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть-приседаем,
Можем мы большими быть-встаём,
Но один никто не будет.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Интерактивная игра «Здравствуй, друг!»
– Здравствуй, друг! Пожимают друг другу руки.
– Как ты тут? Ласково треплют за ушко.
– Где ты был? Разводят руки в стороны, приподнимают плечи.
– Я скучал! Прикладывают правую руку к сердцу.
– Ты пришел? Постукивают по плечу.
– Хорошо! Обнимают друг друга.
Утреннее объявление
Утреннее объявление пишут на большом листе или на доске так, чтобы оно хорошо было видно детям в кругу. Объявление должно быть написано крупными печатными буквами, в одной и той же форме хотя бы неделю, чтобы дети запомнили его внешний вид и отдельные слова и фразы. Сначала объявление читает педагог, потом все вместе, даже если дети не умеют пока читать. Важно, читая, проводить рукой по словам, отрывая руку в конце каждого слова и выдерживая небольшую паузу. В таком случае дети осознают процесс чтения и то , что текст состоит из слов, а слова составляют предложения, которые отделены друг от друга знаками препинания. Дети замечают, что некоторые слова короткие, а другие длинные. Дети видят для чего используются буквы, что из букв составлены слова, что каждое слово выглядит по- своему, замечают одинаковые слова. Благодаря тому, что в утреннем объявлении есть неизменная часть, которая повторяется изо дня в день, дети быстро её запоминают и у них создаётся впечатление, что они сами читают текст на доске. Дети, изучающие второй язык, читая объявление вместе со всеми, запоминая новые слова и фразы, чувствуют себя вполне компетентными.
ДОБРОЕ УТРО!
СЕГОДНЯ ЧЕТВЕРГ 16 АПРЕЛЯ
НА УЛИЦЕ СОЛНЕЧНАЯ ПОГОДА.
СЕГОДНЯ МЫ БУДЕМ СЕЯТЬ ГОРОХ,
СДЕЛАЕМ ПОДАРОК,
БУДЕМ ПРАЗДНОВАТЬ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДАШИ.
В утреннем объявлении неизменно указывается день недели и дата. Из объявления дети узнают, чем будут заниматься. В утреннем объявлении может быть вопрос (Что нужно растениям?), задание, сообщена новость или записан стишок, который нужно выучить наизусть. На листе объявления можно оставить место для коллективной работы или дополнений в виде рисунков и записей. Например, в уголке чтения и письма приготовлены разрезанные карточки с буквами, которые складываются в слова с различными названиями растений из семейства бобовых. В утреннем объявлении может быть задание написать одно из названий бобовых. Детям нравятся подобные задания, они помогают друг-другу, учатся друг у друга, ищут и сравнивают буквы, находят знакомые буквы и запоминают новые.
Некоторые слова в тексте остаются неизменными, меняется дата, погодные условия и новости:
ДОБРОЕ УТРО!
СЕГОДНЯ ............. АПРЕЛЯ
НА УЛИЦЕ.............. ПОГОДА.
СЕГОДНЯ МЫ........................
Когда дети привыкли к форме объявления, педагог может изменить текст: пропустить слово, вписать другое слово или умышленно допустить ошибку. Педагог может попросить детей исправить текст или самостоятельно продолжить утреннее объявление. Это замечательный способ стимулировать ребёнка к внимательности, исправлению ошибок, и взаимопомощи на занятиях чтением и письмом. Утреннее объявление можно переписать по образцу и показать дома родителям в качестве ответа на вопрос, что ребёнок делал в саду. Можно предложить ребёнку самому вписать дату, используя календарь. День недели можно сложить из отдельных букв, по образцу.
Для введения в тему недели можно подобрать стишок, который читают каждое утро, пока все не выучат наизусть. Стишок можно написать в объявлении или на отдельных листах. Детям особенно нравятся шуточные стихи, потешки и стихи, которые можно дополнить движениями- пальчиковые гимнастики.
ДОБРОЕ УТРО, РЕБЯТА!
СЕГОДНЯ СРЕДА 30 ОКТЯБРЯ
НА УЛИЦЕ ДОЖДЛИВАЯ ПОГОДА.
СЕГОДНЯ МЫ ВЫУЧИМ СТИХОТВОРЕНИЕ:
ПОКАЖИ ДОМОЙ ДОРОГУ
АИСТ ОТВЕЧАЕТ:
-ТОПНИ ПРАВОЮ НОГОЙ,
ТОПНИ ЛЕВОЮ НОГОЙ!
СНОВА- ПРАВОЮ НОГОЙ,
СНОВА- ЛЕВОЮ НОГОЙ!
ПОСЛЕ- ПРАВОЮ НОГОЙ,
ПОСЛЕ- ЛЕВОЮ НОГОЙ!
ВОТ ТОГДА ПРИДЁШЬ ДОМОЙ.
Дети легко замечают повторяющиеся слова. Это удобный момент, чтобы привлечь внимание к очередной изучаемой букве, например, часто повторяется буква "Н". На эту букву начинается имя нашего друга Никиты. Обычно дети бегут к именному шкафчику в гардеробе, чтобы убедиться, что имя мальчика действительно начинается с буквы "Н". Ребёнок чьё имя стало предметом обсуждения чувствует себя особенным. Когда текст уже несколько раз прочитан, можно привлечь внимание к отдельным словам, например попросить показать слово "аист", "домой". В текст можно внести изменения, например, заменить главного героя: вместо "аист" говорить и писать "жираф", вместо "домой"- "в кино" и т.д., особенно легко менять числительные и описательные слова, если они есть.
Текст можно дважды переписать и разрезать: одну копию по строчкам, а другую по словам и предложить детям сложить всё стихотворение.
См. в этом блоге "2 стратегии обучения чтению"
Спасибо, Оксана. В первую очередь спасибо за напоминание про ритуалы. это действительно очень важно, нужно нам что-то на белорусском ежедневное ввести.
ОтветитьУдалитьДля изучения второго языка- это особенно полезная практика. По-латышски фольклорные пожелания приятного аппетита и приветственные стихи звучат так поэтично, что и взрослые могут их использовать)
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить