Элементы букв, которые предстоит освоить ребёнку, становятся особенно заметными на примере упражнений:
Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез только печатных букв (заглавных).
Анализ включает в себя умение ребенка определять, сколько элементов в образе буквы и какие они.
Например, в печатной букве А три элемента: палочки — две длинные и одна короткая.
С помощью синтеза ребенок собирает целостный образ буквы из необходимых элементов.
Работе с буквами предшествуют игровые упражнения на умение проводить анализ и синтез графических условных изображений предметов (елочка, снежинка, домик и др.).
3. Подготовка к технике письма (развитие пространственной ориентировки; написание горизонтальных линий слева направо и вертикальных линий сверху вниз; развитие чувства ритма в упражнениях на слух и в практических заданиях типа бордюр).
4. Формирование элементарных графических умений (упражнения, подготавливающие к письму).
Каждое занятие включает в себя обязательный момент — подготовку к обучению письму, связанную с работой с буквами. Последовательность работы в данной части занятия покажем на примере буквы Н.
1) Анализ образа буквы. Педагог показывает вырезанную из бумаги букву. Спрашивает:
— Сколько элементов в букве? (Три.) Какие элементы? (Палочки.) Все ли палочки одинаковые? (Нет. Две палочки длинные, а одна — короткая.)
2) Анализ образа буквы. Педагог предлагает детям убедиться в правильности своих наблюдений. Каждому ребенку дают одну букву, которую он разрезает ножницами на составляющие элементы. Вырезанные элементы дети выкладывают на столе (| |), Воспитатель снова спрашивает детей, сколько элементов получилось и какие они.
3) Синтез образа буквы. Педагог предлагает собрать из образовавшихся элементов букву Н (по принципу работы с буквенным конструктором).
Примечание. Все элементы, полученные в процессе работы, ребенок складывает в конверт. Так постепенно создается буквенный конструктор.
4) Промежуточный этап (используется не всегда). Когда дети познакомились с несколькими буквами, можно предложить им задания на дифференциацию образов букв. Например: «Сложи из получившихся элементов любую букву». Дети могут выложить буквы А, П, Н.
В течение учебного года воспитатель вместе с детьми периодически рассматривает накопленные в процессе работы элементы букв и классифицирует их. На основании этого дети приходят к выводу: элементов, из которых складываются буквы, не так много. Основные элементы:
палочки (полоски) — длинные и короткие; полуовалы — большие и маленькие. Для некоторых букв нужны дополнительные элементы (короткие полоски-«хвостики» — для Д, Щ; «крючок» — для Ч). А буква О состоит из одного элемента — овала.(studopedia.org)
Конструктор Васильевой О.Л. очень полный, но при необходимости его можно упростить( см. ниже):
Идея с магнитными деталями для демонстрации на противне:
Конструктор букв с сайта adalin.mospsy.ru - упрощённый вариант
Цель: запоминать буквы, учиться выкладывать буквы из отдельных деталей.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: набор цветного картона, простой карандаш, линейка, циркуль, ножницы.
Как играть?
Перед началом игры изготовьте детали конструктора. Вырежьте из картона по 8 полосок длиной 12, 6, 3 и 1,5 см. Ширина всех полосок - 1,5 см. С помощью циркуля нарисуйте на картоне круг диаметром 6 см, внутри него начертите круг диаметром 4,5 см. Вырежьте получившееся кольцо и разрежьте его на два полукольца. Таких полуколец понадобится 6 штук. Разрежьте еще одно кольцо заданного размера на 4 одинаковых сектора (по четверти кольца).
Из деталей конструктора составляйте вместе с ребенком буквы: предлагайте самостоятельно придумать, как составить заданную букву, просите составить букву по вашему образцу.
Составьте неправильную букву (в зеркальном изображении - "задом наперед" или перевернутую - "вверх ногами"), пусть ребенок переставит детали так, чтобы получилась правильная буква.
Преобразуйте буквы. Например, положите одну большую палочку и попросите ребенка добавить только одну деталь так, чтобы получилась буква. Следующий ход ваш - добавьте детали или поменяйте их местами, чтобы получилась новая буква. Дальше ребенок преобразует выложенную вами букву в другую. Ходите по очереди. Возможны следующие ряды букв: Т-Г-П-Н-М; Я-Ф-Р-В-Б-Ь-Ы-Ъ.
Пропись "Печатные буквы" с заданием обвести буквы по штриховой линии- по строчке на букву без картинок
Пропись "Печатные буквы" крупные,по строчке, с заданиями
красивая азбука- прописи
пропись, с заданием дополнить букву- очень важный этап перед написанием буквы целиком: ребёнок применяет только что освоенные отдельные элементы.
пропись - раскраска с упражнениями в штриховке
Экспресс-курсы по подготовке руки к письму. Печатные буквы. Для детей 4-7 лет.- лучшая пропись с печатными буквами
Упражнения- прописи для печатания элементов букв: прямых и наклонных линий, дуг, овалов в следующих сообщениях блога.
Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез только печатных букв (заглавных).
Анализ включает в себя умение ребенка определять, сколько элементов в образе буквы и какие они.
Например, в печатной букве А три элемента: палочки — две длинные и одна короткая.
С помощью синтеза ребенок собирает целостный образ буквы из необходимых элементов.
Работе с буквами предшествуют игровые упражнения на умение проводить анализ и синтез графических условных изображений предметов (елочка, снежинка, домик и др.).
3. Подготовка к технике письма (развитие пространственной ориентировки; написание горизонтальных линий слева направо и вертикальных линий сверху вниз; развитие чувства ритма в упражнениях на слух и в практических заданиях типа бордюр).
4. Формирование элементарных графических умений (упражнения, подготавливающие к письму).
Каждое занятие включает в себя обязательный момент — подготовку к обучению письму, связанную с работой с буквами. Последовательность работы в данной части занятия покажем на примере буквы Н.
1) Анализ образа буквы. Педагог показывает вырезанную из бумаги букву. Спрашивает:
— Сколько элементов в букве? (Три.) Какие элементы? (Палочки.) Все ли палочки одинаковые? (Нет. Две палочки длинные, а одна — короткая.)
2) Анализ образа буквы. Педагог предлагает детям убедиться в правильности своих наблюдений. Каждому ребенку дают одну букву, которую он разрезает ножницами на составляющие элементы. Вырезанные элементы дети выкладывают на столе (| |), Воспитатель снова спрашивает детей, сколько элементов получилось и какие они.
3) Синтез образа буквы. Педагог предлагает собрать из образовавшихся элементов букву Н (по принципу работы с буквенным конструктором).
Примечание. Все элементы, полученные в процессе работы, ребенок складывает в конверт. Так постепенно создается буквенный конструктор.
4) Промежуточный этап (используется не всегда). Когда дети познакомились с несколькими буквами, можно предложить им задания на дифференциацию образов букв. Например: «Сложи из получившихся элементов любую букву». Дети могут выложить буквы А, П, Н.
В течение учебного года воспитатель вместе с детьми периодически рассматривает накопленные в процессе работы элементы букв и классифицирует их. На основании этого дети приходят к выводу: элементов, из которых складываются буквы, не так много. Основные элементы:
палочки (полоски) — длинные и короткие; полуовалы — большие и маленькие. Для некоторых букв нужны дополнительные элементы (короткие полоски-«хвостики» — для Д, Щ; «крючок» — для Ч). А буква О состоит из одного элемента — овала.(studopedia.org)
Конструктор Васильевой О.Л. очень полный, но при необходимости его можно упростить( см. ниже):
Идея с магнитными деталями для демонстрации на противне:
Замечательный шрифт " металлический конструктор" |
Цель: запоминать буквы, учиться выкладывать буквы из отдельных деталей.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: набор цветного картона, простой карандаш, линейка, циркуль, ножницы.
Как играть?
Перед началом игры изготовьте детали конструктора. Вырежьте из картона по 8 полосок длиной 12, 6, 3 и 1,5 см. Ширина всех полосок - 1,5 см. С помощью циркуля нарисуйте на картоне круг диаметром 6 см, внутри него начертите круг диаметром 4,5 см. Вырежьте получившееся кольцо и разрежьте его на два полукольца. Таких полуколец понадобится 6 штук. Разрежьте еще одно кольцо заданного размера на 4 одинаковых сектора (по четверти кольца).
Из деталей конструктора составляйте вместе с ребенком буквы: предлагайте самостоятельно придумать, как составить заданную букву, просите составить букву по вашему образцу.
Составьте неправильную букву (в зеркальном изображении - "задом наперед" или перевернутую - "вверх ногами"), пусть ребенок переставит детали так, чтобы получилась правильная буква.
Преобразуйте буквы. Например, положите одну большую палочку и попросите ребенка добавить только одну деталь так, чтобы получилась буква. Следующий ход ваш - добавьте детали или поменяйте их местами, чтобы получилась новая буква. Дальше ребенок преобразует выложенную вами букву в другую. Ходите по очереди. Возможны следующие ряды букв: Т-Г-П-Н-М; Я-Ф-Р-В-Б-Ь-Ы-Ъ.
Пропись "Печатные буквы" с заданием обвести буквы по штриховой линии- по строчке на букву без картинок
Пропись "Печатные буквы" крупные,по строчке, с заданиями
красивая азбука- прописи
пропись, с заданием дополнить букву- очень важный этап перед написанием буквы целиком: ребёнок применяет только что освоенные отдельные элементы.
пропись - раскраска с упражнениями в штриховке
Экспресс-курсы по подготовке руки к письму. Печатные буквы. Для детей 4-7 лет.- лучшая пропись с печатными буквами
Оксана, ты просто волшебница! Я уже придумала как мне для артура такой конструктор сделать! Спасибо огромное!
ОтветитьУдалитьОчень интересно посмотреть, что у вас получится)
УдалитьОксана, спасибо за идею конструктора! Он просто супер!
ОтветитьУдалитьСама такой хочу)
Удалить