пятница, 8 мая 2015 г.

Приглашаю на прогулку в арчовник

Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст,
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.

                                                                        ( Николай Заболоцкий )

 Всегда с большим удовольствием рассматриваю в блогах фото из дальних мест, где я ни разу не была. Благодаря  гостеприимным хозяйкам  дружественных блогов в мгновение ока удаётся перенестись в Казахстан, Беларусь, на Сахалин и на Урал.
Разрешите и вас, мои читатели, пригласить на прогулку!
  Я уже год живу в визовом режиме: то три месяца  в Латвии, на берегу Балтийского моря, то три месяца на новом для меня  берегу моря Чёрного. Надо ли говорить, что у меня ежедневные открытия!
Выше облаков! Вид на Новороссийск

  Сегодня, на берегу Цемесской бухты* Чёрного моря, в окрестностях города Новороссийск, я запоминаю  новое слово "арчовник". Слово это с тюркскими корнями, значит "можжевеловый лес"
Это источник целебного воздуха для всего региона
 Мы на Северном Кавказе в Шесхарисском* можжевеловом редколесье - это древняя реликтовая экосистема, связанная ещё с океаном мезозойской эры Тетис, сохранившаяся в России только на севере Черноморского побережья. Растут можжевельники очень медленно: годичные  кольца тоньше папиросной бумаги , а жить могут до 300 лет. Деревьям толщиной с руку  может быть уже 150 лет. Есть данные, что один гектар можжевелового леса за сутки выделяет 30 кг летучих веществ, обладающих бактерицидными и противогрибковыми свойствами.
На вершине меня ждал пион мелколистный- самый настоящий аленький цветочек

 Несмотря на то, что город Новороссийск промышленный, благодаря можжевеловым окрестностям здесь дышится легко. Но, видимо, целебному можжевельнику не справиться с последствиями деятельности человека: по склону гор, обращённых в сторону города, очень много сухостоя.
Хозяйка горы

  Люди  исстари  используют  прочную древесину можжевельника в хозяйственных нуждах. Из больших стволов изготавливали люльки для младенцев, которые как считалось, давали ребенку богатырское здоровье и всевозможные таланты. А многие правители Средней Азии были погребены в арчовых гробницах и саркофагах. Многие странствующие дервиши предпочитали брать с собой посох именно из  можжевельника.
  В наши дни из древесины  можжевельника делают причудливую мебель, обшивают бани, используют в поделках. Не понимаю, как может рука подняться срубить такое ценное дерево. Никогда не приобрету себе даже самую искусную поделку из можжевеловой древесины.
В глубине курорт Кабардинка с целебным воздухом


 Особенно отчётливо именно сейчас осознаю, что выросла в экологически развитой семье. У нас всегда любили баню и парились вениками с добавлением можжевеловых веточек. Но для того, чтобы использовать редкий в Латвии  можжевельник  для своих нужд, мы   сажали можжевельник рядом с домом и баней. Так было в семьях моих дедушек по обеим линиям, в семье моих родителей, и  в моём саду растут можжевельники разных видов. Можжевельник использовали при копчении мяса, засолке огурцов и квашении капусты, окуривали дымом от веточек помещения.



Эта парочка можжевельников   была  выкопана  из гиблого места и пересажена в мой сад 20 лет назад.  Для сравнения: сосны посажены пятью годами позже.

  Принесённые из леса саженцы очень трудно приживаются, и если нет опыта в посадке растений, лучше попробовать размножить можжевельник черенками или семенами.
Чтобы вырастить можжевеловый куст из семени, необходимо его стратифицировать. Лучший способ – осенний посев семян в ящики с землей. Затем естественная стратификация – ящики выносят на улицу и хранят под снегом в течение зимы, а в мае перезимовавшие семена высевают в грядки. Семена можжевельника обыкновенного можно сеять весной, в мае, в грядки без стратификации, но всходы появятся только на будущий год.
шишкоягоды у южных растений очень крупные

  Сажайте деревья вместе с детьми!


  Задание для любознательных читателей
 Из  моего нового слова "арчовник" можно составить  анаграммы- два новых слова.

Мои  родители не только привили мне любовь ко всему живому, но и  научили уважению к языку. Благодаря тому, что в семье  с незапамятных времён постоянно мирно существовали  и причудливо переплетались несколько языков, я всегда с большим интересом принимаю новые слова, интересуюсь их значением и происхождением.

*Цемесская бухта названа в честь маленькой речушки Цемес, что  в переводе с адыгейского языка значит "лес, полный насекомых"
* Шесхарис- экзотичное для меня название посёлка, в переводе с адыгейского языка значит " сидящий на лошади"

19 комментариев:

  1. Оксана, с радостью побывала в этих чудесны местах.... Спасибо! Красивые слова.....

    ОтветитьУдалить
  2. Мне тоже понравилось познакомиться с природой далекого от меня края, узнать много интересного в традициях семьи. У нас тоже любят париться, но вот про можжевельник не знала. Может быть потому, что у нас в основном березовый лес. Парятся березовым веником, реже пихтовыми др. ( но их нужно покупать). Сопки, горы, растительность... Очень красиво! Спасибо, Оксана!

    ОтветитьУдалить
  3. Оксана, спасибо огромное за прогулку! Всё так близко и одновременно далеко... У меня большие друзья живут в Геленджике, и мы бывали в окрестных лесах Новороссийска, знакомы с незабываемым ароматом можжевелового леса, аромат непередаваемый....особенно после +30 градусов. Вы счастливица - бываете и на Черном море и на Балтийском... Возможно, что этим летом я вновь буду в Геленджике...
    P.S. Однажды геленджикские друзья подарили на память можжевеловую подставочку, и мы по простоте душевной в один прекрасный момент сделали на ней с сыном поделку, по прошествии какого-то времени, спрашиваю воспитателя, а где же поделка?, хотелось бы подставочку вернуть... Ответ поверг меня в шок: "Так она у меня дома, я вдыхаю её ароматы и таю...". :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Воспитательница требует перевоспитания) А мы тут мечтаем о путешествии на Байкал и Сахалин)

      Удалить
  4. Оксана, а на первой фотографии, вы стоите на площадке возле небольшой постройки, которую местные жители называют "крепость" или я ошиблась?
    Меня всегда удивляет количество можжевеловых поделок-сувениров на побережье, ведь я знаю ценность этой породы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, там правда обзорная площадка и развалины ресторана с башней "Семь ветров")

      Удалить
    2. :) значит, я правильно узнала вид на Новороссийск :)

      Удалить
  5. Тоже хочется в сад можжевельник. Ведь при обрезке ему можно и соответствующую форму придать, жаль, что плохо приживается.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли, всё равно попробуйте! Стимуляторы роста добавляйте, притеняйте в самые жаркие месяцы, а первый месяц можно даже ежедневно опрыскивать растение- и всё у вас получится)

      Удалить
  6. Оксана, спасибо за волшебное путешествие! Такие фото, так интересно! Над словечками подумаю, сразу на ум не пришло, хотя слово такое, что так и хочется его вывернуть)

    ОтветитьУдалить
  7. Оксана, спасибо! У нас арча в больших количествах растет под Алматой. Это действительно целая экосистема.
    Я увидела слово Чаровник и Варочник.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень красивая анаграмма получилась и по смыслу подходит нашему лесу "чаровник". Есть ещё одно слово;)

      Удалить
    2. ЭЭЭ... Сдаюсь))) Не томи, Оксана!

      Удалить
  8. Оксана, спасибо за виртуальную прогулку и познавательный рассказ! А эпиграф...для меня начинает сразу звучать песня Александра Суханова на эти стихи...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Александр Суханов - хороший исполнитель) Рада, что вам понравилась прогулка)

      Удалить
  9. Красиво... Я когда был на Чёрном море, то из самых запоминающихся запахов, помимо моря, запомнила и "утащила" с собой в Мещёру именно можжевеловый... :)
    А я увидела слово "овчарник". :) К своей "словесной неуклюжести" (= стыду :) ), хочу отметить, что довольно часто "читаю" с первого раза слова "не правильно". Так, когда увидела заголовок поста, то так и прочитала. Улыбнулась, когда вдруг про красоту природы на берегах Чёрного моря прочитала... :))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ))) Правильно Аня сказала, что это слово так и хочется вывернуть)))

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...