Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг!
Звук согласный проверяй-
Рядом гласный подставляй!
Хоть и парные эти согласные,
Но они всё равно очень разные.
Зуб и суп, кров и плов,
Что писать в конце слов?
То ли звонкий, то ли потише,
Кот — кота, год — года.
Различим без труда.
И в конец букву верно напишем.
Немного теории:
Произнесите слова парами
Бочка — почка, зуб — суп, гора — кора, дом — том, жар — шар.
— Какими звуками различаются эти слова? Понаблюдайте за их произношением. Для этого приложите пальцы к горлу, и попарно произнесите эти звуки. При произношении каких звуков вы ощущаете дрожание? А теперь закройте ушки и снова произнесите парами эти звуки. При произношении каких звуков вы слышите голос?
— Согласные звуки, которые произносятся с голосом и шумом, называются звонкими. Согласные звуки, которые произносятся только с шумом, называются глухими. Есть волшебное предложение: «Фока, хочешь поесть щец?» Если зачеркнуть в нём гласные и ь, то останутся только глухие согласные: ф, к, х, ч, ш, п, т, щ, ц, с.
Звонкие: б в г д ж з й' л м н р
Глухие: п ф к т ш с
— Какие звуки образуют пары по глухости-звонкости? Запишите их. Какие звуки не имеют пары?
Упражнения
1."Не меньше десяти слов"
2. "Цветок"
3.Запишите отгадки
4."Замена"
Замените глухие согласные звонкими в словах лук, суп, кот и запишите полученные слова вместе с проверочными.
5. "Не меньше двух"
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос)
С глухим траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)
Когда я с Д — меня сорвут,
Когда я с т — на мне плывут. (Плод — плот)
Со звонким на конце он означает то же, что «не стар»,
С глухим по наковальне скачет, звенит в ушах его удар. (Молод — молот)
«Носоро(г/к), носоро(г/к)!
Но(с/з) ты выбрал или ро(г/к)?
Если ты имеешь но(с/з),
То тогда ты носонос.
Если ты имеешь ро(г/к),
То тогда ты рогоро(г/к)...»
«У меня и но(с/з) и ро(г/к) —
Потому я носоро(г/к)».
(И. Крыстев)
1. Медветь любит мёт.
2. Наш сосет — людоет, ест людей на обет. А потом
говорит: «У меня живод болит».
3. Верблют может долго не пить.
4. У меня 5 рублей. А сколько у вас денек?
5. У меня одна ошибка. А сколько у вас ошибог?
6. Какая это глупосдь! Всё это ужасные глупости!
7. Открой свою тетрать и запиши задание.
8. В углу скребётся тихо мыжь, но её ждёт у входа код.
8. Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева
Ещё земли печален вид,
А уж весною воздух дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну услышала она
И ей невольно улыбнулась.
— Посчитайте, сколько в каждой строчке глухих согласных.
— Найдите самую «глухую» строку (то есть такую, где больше всего глухих согласных) и самую «звучную» (где больше всего звонких согласных). Прочитайте их вслух ещё раз.
— Подумайте, как связано содержание этих строк с количеством глухих согласных звуков.
Звонкие и глухие согласные в середине слова
Немного теории
"Куда причалят лодки"
В бинокль видны лодки с флагами "ж" и "ш" . Лодки могут подходить только к своим словам. куда причалят лодки?
Мне в помощь: Ушаков Н. Н. "Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах"
А теперь можно и интерактивный диктант написать!:)
Будь внимателен, мой друг!
Звук согласный проверяй-
Рядом гласный подставляй!
Хоть и парные эти согласные,
Но они всё равно очень разные.
Зуб и суп, кров и плов,
Что писать в конце слов?
То ли звонкий, то ли потише,
Кот — кота, год — года.
Различим без труда.
И в конец букву верно напишем.
Немного теории:
Произнесите слова парами
Бочка — почка, зуб — суп, гора — кора, дом — том, жар — шар.
— Какими звуками различаются эти слова? Понаблюдайте за их произношением. Для этого приложите пальцы к горлу, и попарно произнесите эти звуки. При произношении каких звуков вы ощущаете дрожание? А теперь закройте ушки и снова произнесите парами эти звуки. При произношении каких звуков вы слышите голос?
— Согласные звуки, которые произносятся с голосом и шумом, называются звонкими. Согласные звуки, которые произносятся только с шумом, называются глухими. Есть волшебное предложение: «Фока, хочешь поесть щец?» Если зачеркнуть в нём гласные и ь, то останутся только глухие согласные: ф, к, х, ч, ш, п, т, щ, ц, с.
Звонкие: б в г д ж з й' л м н р
Глухие: п ф к т ш с
— Какие звуки образуют пары по глухости-звонкости? Запишите их. Какие звуки не имеют пары?
Упражнения
1."Не меньше десяти слов"
2. "Цветок"
3.Запишите отгадки
4."Замена"
Замените глухие согласные звонкими в словах лук, суп, кот и запишите полученные слова вместе с проверочными.
5. "Не меньше двух"
6.
7. Разгадайте метаграммы. Запишите отгадки, подчеркните буквы, обозначающие звонкие согласные
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос)
С глухим траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)
Когда я с Д — меня сорвут,
Когда я с т — на мне плывут. (Плод — плот)
Со звонким на конце он означает то же, что «не стар»,
С глухим по наковальне скачет, звенит в ушах его удар. (Молод — молот)
«Носоро(г/к), носоро(г/к)!
Но(с/з) ты выбрал или ро(г/к)?
Если ты имеешь но(с/з),
То тогда ты носонос.
Если ты имеешь ро(г/к),
То тогда ты рогоро(г/к)...»
«У меня и но(с/з) и ро(г/к) —
Потому я носоро(г/к)».
(И. Крыстев)
1. Медветь любит мёт.
2. Наш сосет — людоет, ест людей на обет. А потом
говорит: «У меня живод болит».
3. Верблют может долго не пить.
4. У меня 5 рублей. А сколько у вас денек?
5. У меня одна ошибка. А сколько у вас ошибог?
6. Какая это глупосдь! Всё это ужасные глупости!
7. Открой свою тетрать и запиши задание.
8. В углу скребётся тихо мыжь, но её ждёт у входа код.
8. Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева
Ещё земли печален вид,
А уж весною воздух дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну услышала она
И ей невольно улыбнулась.
— Посчитайте, сколько в каждой строчке глухих согласных.
— Найдите самую «глухую» строку (то есть такую, где больше всего глухих согласных) и самую «звучную» (где больше всего звонких согласных). Прочитайте их вслух ещё раз.
— Подумайте, как связано содержание этих строк с количеством глухих согласных звуков.
Звонкие и глухие согласные в середине слова
Немного теории
"Куда причалят лодки"
В бинокль видны лодки с флагами "ж" и "ш" . Лодки могут подходить только к своим словам. куда причалят лодки?
Мне в помощь: Ушаков Н. Н. "Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах"
А теперь можно и интерактивный диктант написать!:)
Оксана Дмитриевна. Спасибо за Ваши интересные и полезные подборки. От всей души поздравляю вас, ваших близких и читателей с наступающим новым годом. Пусть он принесет всем радость творчества, а все желания исполняются всегда и во всем!
ОтветитьУдалитьОксана Дмитриевна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьТакая подборка будет очень полезна учителям начальных классов. Наверное Ваш блог у них всегда в закладках. Так как содержит массу полезностей.
Оксана, спасибо за чудесный материал!
ОтветитьУдалитьДоброе утро,подборка материала просто замечательная,обязательно воспользуюсь .Спасибо.
ОтветитьУдалитьРада буду, если прогодится)
УдалитьСпасибо большое за этот материал!
ОтветитьУдалить