вторник, 29 марта 2016 г.

Воспитание воли

Моя любимая школьная  учительница с огромным стажем часто вспоминает один из самых поразительных разговоров с учеником:
- Ты всё сумеешь, нужно только захотеть!
- Я не умею хотеть!
Развитие волевых качеств в детском саду-  в центре внимания статьи  характеризующие человека как личность и имеющие большое значение для учебы  качества - это  целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.
Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника:
Игра «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе» (от 6-ти лет).
 В этой игре дети учатся сдерживать свои эмоциональные реакции, контролировать свою речь, дожидаться других (то есть развивается терпение, выдержка  и самоконтроль).
Взрослый задает вопрос (загадывает загадку). Тот игрок, который знает ответ, молча поднимает руку, складывает пальцы в кулак, а большой палец поднимает вверх. Когда все игроки догадаются и поднимут пальцы вверх, ведущий начинает считать: «Раз, два, три…» На счет «три» все игроки вместе шепчут ответ.
 См.Игры, развивающие волевые качества ребёнка
Как выясняют уровень  развития волевых качеств ребёнка см. методики Е.А.Ключниковой  : «Не подглядывай» и «Закрась фигуры» - самые простые, доступные и для родителей .

 Упражнение «Хочухалки».
Цель: Тренировка умения владеть своими чувствами.
Ведущий кончиком карандаша рисует в воздухе очень медленно какую-либо букву. Детям предлагается угадать букву, но не закричать тут же правильный ответ, а, преодолев свое «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и ответ прошептать.
“Говори” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: контроль импульсивности.
Условия игры. Детям дается инструкция: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду – “Говори”! Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?” (выдерживается пауза). “Говори!”. “Какого цвета у нас в классе потолок?”. “Говори!”. “Сколько будет два плюс два?”. “Говори!”. “Какой сегодня день недели?”. “Говори!”. И т.д
Игра "Рассмеши соседа"
Все сидят в кругу. Выбирается водящий. Водящий легко толкает плечом соседа, тот передаёт движение дальше по кругу, пока оно не вернётся к водящему. Задача: заставить соседа нарушить молчание, пока он не засмеётся или не издаст какой-то звук. Побеждают те, кто проявят большую выдержку.
Игра " На старт! Внимание! Марш!"- начинаем движение по команде, но я усложняю задачу, вынуждая прислушиваться к команде и произношу вместо "Марш!" другие короткие слова на "М"-  мартышка, Мурка, морс,

Темы для обсуждения

  •   Чтение рассказа с использованием материала из методического пособия Хухлаевой О.В. Лесенка радости.

«Жил был мальчик Степа. Он был умный и сообразительный. Как-то раз во время музыкального занятия он вдруг сообразил, что в последней драке он упал, потому что это Денис ему подножку поставил. Подошел степа к Денису и ударил его. Воспитательница застыдила его.   «Но почему? - удивился Степа. - Я ведь его справедливо ударил». 
А во время дневного сна Степа вдруг вспомнил смешную историю и стал громко хохотать на всю спальню да еще соседку Машу стал щекотать, чтобы не скучно было одному смеяться. А воспитательница его застыдила.  «Но, почему? – грустно подумал Степа. – Я ничего не понимаю».
Детям предлагается обсудить рассказ и прийти к выводу, что беда мальчика в том, что он не был хозяином своих чувств, а затем привести свои примеры из жизни или литературных произведений, когда неумение владеть своими чувствами мешает и самому человеку, и окружающим, может привести к серьезным конфликтам.

  •      Можно записать ситуации на отдельных карточках и выбирать наугад для разыгрывания пантомимы. Учитель может показать намеренно реакцию не контролирующего свои чувства ребёнка. Дети- зрители  в таком случае могут подсказать, как нужно контролировать свои чувства. Учитель спрашивает, например: "Мне заплакать?" и обычно все хором кричат :"Нет!". Можно надеяться, что в подобной ситуации в жизни дети вспомнят эти сценки.

Примеры ситуаций:
Кто-то взял твою игрушку.
Ты не можешь обуться.
Ты сел за стол, а еда ещё не готова.
Ты хочешь пирожное, а мама не разрешает.
Ты не можешь застегнуть ремень безопасности на детском сиденье.
Папа зовёт тебя, а ты ещё не закончил раскрашивание.
Мама просит тебя убрать твою комнату, а ты не хочешь.
Кто-то дотрагивается до твоего плеча, а ты хочешь побыть в одиночестве.


  •   Прежде чем вводить в обиход такие фразы как "выдержка" или " контролировать себя" нужно не один раз проговорить, показать и проиграть смысл  этих слов.

 Мне нравится  простая идея от наших иностранных коллег с мыльными пузырями.  Идея такая: Детям предлагается сидя в кругу и не поднимаясь с места, вдоволь наиграться с ловлей мыльных пузырей. На ёмкости с пузырями можно сделать наклейки " пузыри выдержки". А на следующем этапе игры предложить детям не шевелиться, не реагировать на пузыри, сдерживать себя- "контролировать себя" даже если мыльный пузырь летит прямо на нос. Нагляднее не придумаешь!
  •  Покажите ребёнку, что контролировать себя выгодно. Посмотрите, например, забавное  видео "Тест с зефиром": детям предлагается угощение- зефир. Его можно скушать сразу, но детям предлагается потерпеть 15 минут и заработать второй зефир.  Здесь описание теста на английском языке.
  • Покажите ребёнку,  как иногда бывает важно  самому себе сказать "стоп". Например сдержаться, чтобы не нагрубить. Слово не воробей- вылетит, не поймаешь. Как показать, что нельзя вернуть назад слово? Замечательный пример с тюбиком зубной пасты. Предложите ребёнку выдавить на тарелочку  зубную пасту. А теперь предложите  собрать пасту обратно- вернуть её. Это невозможно. Так и с грубыми словами...


Сказки часто показывают возможность достижения цели путём преодоления многих препятствий:
 "Жар- птица"
"Гуси- лебеди"
"Дикие лебеди" Андерсена
Кот, петух и лиса- о плохих последствиях из-за нарушения правил
"Золушка" о вознаграждении за трудолюбие
"Сказка о царе Салтане" о терпении и прощении
Подойдёт и любая сказка о героях и подвигах, например польская "Великаны и храбрый пастушок"

Пословицы и поговорки (sbornik-mudrosti.ru)- поражают мудростью, остроумием и ...множеством- видимо, тема всегда актуальна. Родителям  школьников и учителям на заметку:  писать на полях выполненного письменного задания, вместо оценки или в дополнение к оценке. Так делала моя любимая учительница и так  мотивирую я своего воспитанника- ученика второго класса, которому очень не хочется писать.

Умей хотеть — и будешь свободным (И. Тургенев).
Многого захочешь — пораньше с постели вскочишь.
И хочется, да колется.
Хочу — половина могу.
Захочет сена коза — будет у воза.
Хочется, да не можется.
Хочется есть, да не хочется лезть.
Хочешь, как хочешь; а не хочешь, опять твоя воля.
Хотелось, да хотенье не велело.
Хотением побежден, огнем распален.
Хотенье найдет причину.
Дома, как хочу, а в людях, как велят.
Как человек чего захочет, так он о том и похлопочет.
Не хочется — так недосуг, и дело валится из рук.
Хочется есть, да не хочется с печи лезть.
Чего хочется, тому и верится.
Кто хочет, тот сможет. (белор.)
Захочет — и на гору вскочит. (башк)

Захочет человек — на голой вершине цветы зацветут. (осет)
Упорство в учебе приносит победу в бою.
Упорства хватит — и сквозь землю пройдешь. (хакас)
Упорство ведет к цели. (эст)

Поищешь — найдешь, захочешь — добьешься. (тувин)
Кто сдержан, тот умен.
Победит тот, у кого хватает выдержки.
Сдержался — в беду не попался.
Если твоя левая рука замахнется, удержи ее правой. (чуваш)
У кого разум, у того и выдержка. (кабард)
Кто сдержался — тому краснеть не придется. (чеч)
Стремление — ко всему дорога.
К чему стремился, того и добился.
Кто стремится, тот добьется. (казах)
Хоть твой конь и не скачет — пусть рвется вдаль, хоть твой сокол и не схватит добычу — пусть стремится вперед. (каракалпакская)
Человек стремится к тому, от чего есть польза. (лезг)
Без усилия ничего не сделаешь, без стремления не достигнешь цели. (кирг)
Воля и труд дивные всходы дают.
 Знакомый детям пример- мультфильм "Кун-фу панда" демонстрирует нам чудеса выдержки и  владения собой)


Дарю читателям специально для вас сохраненный любимый эпизод!

                                    Научить детей контролировать себя гораздо важнее,
                                               чем научиться контролировать детей!

7 комментариев:

  1. Да, Кунг-фу Панда рулит!
    Тема - замечательная, спасибо за подборку, Оксана!

    ОтветитьУдалить
  2. Оксана, спасибо, очень полезный материал!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Оксана! Замечательные упражнения по развитию волевых качеств. "Хочухалки"))) -улыбаюсь.

    ОтветитьУдалить
  4. Да, мне бы самой не помешало в такие игры играть. Но больно уровень детский, конечно) а ведь так часто бывает, что ничего не хочется и не знаешь, как заставить себя делать то, что не любишь и не хочется, но надо...
    Надо хотя бы детей научить сдерживать себя, проявлять выдержку, уметь владеть собой. Спасибо за подборку

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...