воскресенье, 24 апреля 2016 г.

Архитектура для детей

 Зачем детям рассказывать об архитектуре

Архитектура – это то, что нас окружает почти всегда (кроме времени, когда мы на дикой природе). Мне важно, чтобы люди (не только дети, кстати) начали замечать и анализировать, что происходит вокруг них. Пытались понять, как устроен этот мир. Архитектура создает определенный настрой, рождает мысли и желания. Хорошо, когда человек может отслеживать, что именно влияет на его состояние. Иногда это делается намеренно, иногда случайно.
Стоит знать, как защитится от этого влияния, или наоборот – куда пойти, чтобы успокоится или вдохновится. Например, поехать в Петергоф, чтобы развеять депрессию, или уехать в Прагу и вынашивать новые планы. Есть и более простое применение – спрятаться в маленьком закрытом пространстве на пару часов или, наоборот, найти место, где видно больше неба. Но это сложное объяснение, для взрослых. Дети по природе своей любопытны и готовы воспринимать факты и информацию «просто так», впрок. И да – им можно рассказать об архитектуре. Для кругозора, общего развития, развития объемно-пространственного мышления. Но больше – для умения задавать вопросы и искать ответы: а почему так, на чем держится вот та штука? (Анастасия Головина автор курса «Архитектура для детей»)


Я бы строить дом пошёл, пусть меня научат.
Я сначала начерчу дом такой, какой хочу.
Самое главное, чтобы было нарисовано
Здание славное, живое словно.
Это будет перёд, называется фасад.
Это каждый разберёт –
Это ванна, это сад.
План готов, и вокруг
Сто работ на сотни рук.
На крыше выложили жесть.
И дом готов, и крыша есть.
Хороший дом, большущий дом
На все четыре стороны,
И заживут ребята в нём
Удобно и просторно.
( В. Маяковский "Кем быть?")

Из обычной беседы на тему в детском саду:
Воспитатель:Что общего между всеми архитектурными сооружениями?

Дети: они должны быть прочными, красивыми, полезными.


Воспитатель: Какие элементы архитектуры есть у всех построек?


Дети: фундамент, крыша, стены, окна, двери.


Воспитатель: А  чем отличаются сооружения друг от друга? (колоннами, балконами, решётками, портиками, различной формы окнами и дверью, шпилями на крыше).


Воспитатель: А кто строит дома?


Дети: Строители


Воспитатель: Строители  строят все здания по специальным чертежам, которые разрабатывает архитектор.. Эти рисунки и чертежи называются проектом дома. Любое строительство начинается после работы архитектора. Архитектор – это художник-строитель.  Слово "архитектор" пришло к нам из древнегреческого языка и значит" главный строитель".Он продумывает план города, рисует чертежи различных домов в зависимости от их назначения, показывает, как выглядит дом с фасада (передняя наружная сторона дома), какие у него боко­вые и задние стены. Проект дома  дается  руководи­телю стройки, он знакомит с ним рабочих, и они точно по проекту возводят дом. Видите, как много надо знать и уметь, чтобы построить дом.


Заглянуть в детский сад и узнать, как детей знакомят с архитектурой и посмотреть  фото репортажи с занятий и выставки можно в дружественном блоге "Солнышко в сердце"


Горячо рекомендую для занятий с детьми "Методические рекомендации по формированию у детей 5-7 лет элементарных представлений об архитектуре средствами ОТСМ-ТРИЗ-технологии" Н.Н. Тятюшкиной и  Н.В.Сивацкой.

Книги
Марко Буссальи "Понимать архитектуру"
 Стивен Бисти "Великие здания"- архитектура в разрезе
 Отличная книга в Лабиринте "Детям об искусстве. Архитектура."
 20 детских книг на английском
 10 детских книг на английском
 В одну из детских английский книг можно заглянуть, прослушав  чтение детской книги  на английском"Игги Пек-архитектор"
  • Из истории архитектуры
 Архитекторы - это такие люди, которые сами придумывают постройки, делают их чертежи, а уже строители по этим чертежам стоят здания, дворцы, крепости. Наши предки научились строить дома данным–давно.
- Зачем человеку понадобилось строить жилище?
- Чем плоха была готовая пещера?
- Нужен ли был архитектор для первобытного
жилья? Почему?
- Когда потребовалась новая профессия?
- Какие знания должны быть у хорошего архитектора?
   Расскажите о первых жилищах древнего человека, египетских и греческих храмах, гробницах и триумфальных арках, рыцарских замках и царских дворцах, материалах для современных зданий.
Дидактическая игра «От самого…до самого»
Цель: Учить детей строить сериационный ряд по разным признакам: время использования в истории, размер, прочность, высота и т.д.
Описание игры: картинки с изображением различного типа построек (пещера, шалаш, деревянный дом, старинный замок, кирпичный дом, панельный дом, небоскреб)
Детям задаётся признак (от самого… до самого…) в соревновательной форме, кто быстрее, дети выстраивают соответствующий ряд.
Дорожка времени ( составление рассказа по картинкам, "Что сначала, что потом?")
1. Работа архитектора, изучение места под постройку, планирование работ.
2. Расчистка строительной площадки, подготовка котлована под фундамент, подготовка запаса стройматериалов (экскаваторщики землекопы бульдозеристы водители машин… (расчистка строительной площадки, подготовка котлована под фундамент)
3. Возведение сооружения (крановщики бетонщики монтажники сварщики…)
4. Отделка , подготовка запаса стройматериалов( штукатуры, маляры, плотники, электрики...)
Создание макета парка- работа ландшафтного архитектора
Дети используют для оформления ландшафта природный материал: веточки, мох, глину. Может быть использован пластилин, мелкие игрушки.
  Две игры с "Кругами Луллия"( Я чаще использую для мысленного конструирования игры с кубиком и таблицей с заданными элементами- это пособие быстрее в изготовлении)
Дидактическая игра «Придумай дом»
Цель: развитие навыков мысленного конструирования.
Игра основана на пособии «Круги Луллия»: 4 круга разного размера разделенных на
6 секторов
1 кольцо- вид постройки,
2-кольцо - эстетическое решение, архитектурный стиль,
3 кольцо- форма,
4- материал.
Поворачивая круги, дети выбирают случайное сочетание показателей и проектируют
строение, наделяя его фантастическими характеристиками.
 Дидактическая игра « Красивый ландшафт»
Цель: Формирование представлений о ландшафтном дизайне.
Игра основана на пособии «Круги Луллия»: 4 круга разного размера разделенных на
6 секторов
Описание игры:
1 круг-название ландшафтного архитектурного объекта (сквер, парк, детская игровая
площадка, спортивная площадка)
2,3,4 круги - элементы ландшафтного дизайна (цветочная клумба, фонтан, водоем,
скамейка, скульптурные объекты, спортивные сооружения, памятники)
Поворачивая круги, дети получают набор элементов, из которых проектируют
ландшафтный объект.

 Макет из пластилина и природных материалов " Лесной шалаш"
Индейское типи
винтажное домино " Костюмы народов мира и их жилища"
  • Самые известные здания мира
ресурсы на английском языке
 45 необычных архитектурных сооружений-  впечатляющая подборка фото с короткими описаниями на английском языке
 раскраски
МК и идеи для поделок:
 макеты строений
Стоунхедж из солёного теста
 Бумажный Тадж- Махал
 рисование Тадж- Махала
Landmark Blocks - expose your kids to different places in their own home.:
http://www.notimeforflashcards.com/2011/07/famous-landmark-blocks.htm

  • Сказочная архитектура в книжной графике- презентация
Муми дом. Презентация и мастер класс
Дом на курьих ножках (сруб) - плоская аппликация из дерева с рассказом об основных особенностях сруба.
  • Как рисовать красивые дома
Draw an Asian House:
источник

12 правил рисования дома - плакат об основых частях дома с идеями для творчества: как сделать разные дома.
Интересно рассматривать с детьми сказочные домики по рисункам А.Головиной. 
Интересная идея для игры "Архитектурная охота" с поиском заданных архитектурных элементов:
  • Геометрические формы в архитектуре. Для игры нужны детали крупного конструктора лего и тарелочки с гуашью. Обмакивая нижние части деталей конструктора и прикладывая к бумаге строим мосты, арки, башни и т.д.
  • Такие разные дома. Для  аппликации в технике коллаж нужен лист бумаги любого цвета. детали для аппликации будем вырезать из старых журналов. Придумываем  три ряда разных  домов.
Игра "Да, нет"
Предложить детям отгадать, какой архитектурный объект загадан. После получения отгадки уточнить, по каким признакам дети нашли ответ. 
Ролевая игра "Посещение музея архитектуры"
Педагог берёт на себя роль экскурсовода и на примере одной из наиболее знакомых детям иллюстраций рассказывает о сооружении. Затем роль по-переменно передаётся  детям, Желательны иллюстрации с архитектурными объектами мировой известности и достопримечательности родного города. 
Дидактическая игра "Кто знает?"
Дети определяют по внешнему виду функциональное назначение постройки, представленной на иллюстрации, тип использованного строительного материала, аргументируя своё мнение.
Игра может быть организована как командное соревнование. Правильные ответы отмечаются. В качестве фишек можно использовать картонные фрагменты силуэта постройки, из которых дети потом сложат целостный силуэт. 
Игра "Из чего сделано?" Рассмотреть картинки: деревянный дом, кирпичный дом, каменный дом, панельный дом, дом из стекла и бетона, дом из ткани, шкур (юрта). Формировать представление о преимуществах материала и о том, чем обусловлено строительство дома из данного материала. Дети при помощи тактильного восприятия определяют, какой материал находится в мешочке (песок, глина, цемент, щебень…). Педагог побуждает описывать результат непосредственного восприятия – не просто назвать материал, а использовать словесную конструкцию: «я чувствую…»
наше иглу из кукурузных палочек
 Интересная идея для творческой части: Посёлок на луне-  макет
Как нарисовать силуэты зданий и городов -презентация

Эксперименты и опыты
Далее материалы от наших англоязычных коллег, но по фото можно вдохновиться на творчество и без знания языка:
 5 экспериментов на английском языке
Какие бывают  игрушки для маленьких архитекторов и инженеров
 готовые шаблоны для макетов
 10 проектов для будущих архитекторов
 умопомрачительные проекты с маршмеллоу
 проекты  с палочками и пластилином
 соломинки и  пушистые проволочки
 купола храма из бумаги
 Домик на дереве- впечатляющий макет
 купол храма из солёного теста
 12 популярных материалов для детского строительства
17 материалов для  детского строительства
12 инженерных задач для детей

Подробные конспекты  занятий из курса "История искусства для детей"(  35 занятий по 90 минут) с приложениями у меня можно купить. Пишите aksana.slavika@yandex.ru

11 комментариев:

  1. Оксана Дмитриевна, спасибо большое за прекрасную подборку - забираю в копилку по ознакомлению детей с архитектурой!
    Лего архитектурное -очень интересно, не встречала раньше.
    А вот эта книга "Методические рекомендации по формированию у детей 5-7 летэлементарных представлений об архитектуре средствами ОТСМ-ТРИЗ-технологии" Н.Н. Тятюшкиной и Н.В.Сивацкой.отличная, системная работа, спасибо за ссылку!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за удивительный материал. Вы нам так помогаете в поиске нужной и важной информации, и нацеливаете на то, сем можно заняться с малышами. Спасибо, Оксана Дмитриевна

    ОтветитьУдалить
  3. Оксана, очередная удивительная подборка! Столько неожиданных идей. Мне понравился коллаж, иглу их кукурузных палочек и лего. Спасибо.
    Есть ещё книга, которая, думаю, подойдет к данной теме - "Как это построено" Дэвида Маколи (издательство "МИФ").

    ОтветитьУдалить
  4. Оксана, как всегда! Столько интересного. Строительство из кукурузных палочек - как я не догадалась! А потом это можно еще и съесть))))
    И как раз подумала про публикации у Ольги Анатольевны в блоге "Солнышко в сердце". Про избушку на курьих ножках в сапожках)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Из кукурузных палочек очень сложно строить) главное- не дышать)

      Удалить
  5. Великолепная подборка материала! Большое спасибо! Иглу из кукурузных палочек покорило).

    ОтветитьУдалить
  6. Как мне всё это нравится!!! Спасибо, Оксаночка, обязательно беру в работу! (особенно рисунок дома конструктором!!!)

    ОтветитьУдалить
  7. Благодарю за интересную информацию, взяла для работы

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...