У меня сейчас необычный опыт: большую часть жизни посвятив подготовке к школе, сейчас нахожу работу с подтягивание хвостов у учеников начальной школы. Работать мне легко, потому что умею играть с детьми и вижу, где с ними не доиграли на подготовке к школе. Работать мне трудно, потому что, отправляя детей в первый класс, всегда была уверена в своих малышах- это счастье и смысл работы дошкольных педагогов, а теперь приходится наблюдать растерянных школьников и отчаявшихся родителей. Ребёнок читает плохо, а нужно читать хорошо, иначе не успеть за классом. Почему ребёнок не читает и что делать- тема этого поста для родителей, которые обращаются ко мне за помощью.
Ребёнок не читает потому, что:
Моё любимое пособие "Учись читать, малыш!" знакомо многим родителям и педагогам с 90-ых годов прошлого века. Многие детки с увлечением разгадывали анаграммы Эдигея, и одновременно тренировали умственные способности по методике, предложенной для тестов известным английским психологом профессором Г. Айзенком.
Восстанавливая деформированные слова, ребёнок повышает скорость своего мышления, что так важно для чтения. А самое главное- это интересно!
Пусть вас не смущает кажущаяся простота заданий- позвольте ребёнку насладиться силой своего разума, ведь никому не нравится делать то, что не получается.
Задания в книге Эдигея пяти типов:
1.На келыбар
Ратеяб лоишп тиволь убры. аСаш ёсн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес. аСаш мойпал тьяп кенуой. Кляо мойлап щикале. Алкиу лаппося калиймень касарь.
2.никУче
реЮ месь тел. ьперТе арЮ неикуч. нО дохит в врепый ласкс. аПпа пуилк суны трефопль. маТ жател непал, ртетадь, кварьбу. региБе хи, арЮ. чисьУ ошохор!
3. В селу
ляотС кийраж недь. горьИ и гейреС шопли в сел. ниО леси доп леь. маТ лыба неть. акойК верьз в стугых теввях? аД отэ жырая лебка!
4.соЛь
соЛь – снелой тижель. соЛь сет тевки и равут. муЕ жунна и лось. бяРета талис сонить в сел лось. ниО дуткла её ан непь, ан макень. соЛи хирподят затьли лось.
5.амиЗ
тятоС зоромные киньде. репьТе жунны кинько и жилы. кивочДе и чикмальи бойгурь тугес ан котак. инО зятсколь оп дуль ан нокьхак. кокольС хемас и стидора!
6.ныСнейж чайзик
неДь лыб плыйтё. генС лыб крымой. лишыВ тябаре ов дров. тоЧ ледать? оляК талс пелить гевокисан. У аСши дубет девьмед. У еЖни нельмакий лонс. Канькате пелит чайзика.
Ответы:
1. На рыбалке
Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался маленький карась.
2. Ученик
Юре семь лет. Теперь Юра ученик. Он ходит в первый класс. Папа купил сыну портфель. Там лежат пенал, тетрадь, букварь. Береги их, Юра. Учись хорошо.
3.В лесу
Стоял жаркий день. Игорь и Сергей пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой зверь в густых ветвях? Да это рыжая белка!
4. Лось
Лось – лесной житель. Лось ест ветки и траву. Ему нужна и соль. Ребята стали носить в лес соль. Они кладут её на пень, на камень. Лоси приходят лизать соль.
5.Зима.
Стоят морозные деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. Девочки и мальчики гурьбой бегут на каток. Они скользят по льду на коньках. Сколько смеха и радости!
День был теплый. Снег был мокрый. Вышли ребята во двор. Что делать? Коля стал лепить снеговика. У Саши будет медведь. У Жени маленький слон. Катенька лепит зайчика.
Принцип заданий прост и родители вполне могут подготовить их самостоятельно- листок бумаги и карандаш почти всегда под рукой, но книга радует глаз картинками, а многочисленные задания можно проходить несколько раз заново, так что рекомендую-
Владимир Эдигей "Учись читать, малыш!".
Автор продолжил тему в сборнике упражнений "Увлечение чтением", 1997 (файлы PDF)
Приведу примеры заданий
из книги "Фразовое чтение":
из книги "Я читаю выразительно":
Пригодится и онлайн тренажёр для чтения с секундомером
Давай читать, дружок!;)
Ребёнок не читает потому, что:
1. Обладает малой скоростью мыслительных процессов.
2. Его заставляют читать.
3. Его чтение оценивается отметкой.
4. Он беспомощен перед этой проблемой.
5. Его учат читать.
Знаю, как минимум, 10 приёмов, чтобы развить технику чтения.
Восстанавливая деформированные слова, ребёнок повышает скорость своего мышления, что так важно для чтения. А самое главное- это интересно!
Пусть вас не смущает кажущаяся простота заданий- позвольте ребёнку насладиться силой своего разума, ведь никому не нравится делать то, что не получается.
Задания в книге Эдигея пяти типов:
- Задание, которому обычно мало внимания уделяется на подготовке к школе: анаграмма с картинкой- нужно собрать слово из букв :
Предложите ребёнку контролировать время, затраченное на такие задания. Но не говорите:"Быстрее!" |
- Анаграммы- предметы, признаки предметов и действия предметов- такая систематизация позволяет включать этот занимательный материал и в школьные уроки:
- Прочитайте загадочные предложения. В книге собрана приличная коллекция. Привожу отрывок:
Ратеяб лоишп тиволь убры. аСаш ёсн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес. аСаш мойпал тьяп кенуой. Кляо мойлап щикале. Алкиу лаппося калиймень касарь.
2.никУче
реЮ месь тел. ьперТе арЮ неикуч. нО дохит в врепый ласкс. аПпа пуилк суны трефопль. маТ жател непал, ртетадь, кварьбу. региБе хи, арЮ. чисьУ ошохор!
3. В селу
ляотС кийраж недь. горьИ и гейреС шопли в сел. ниО леси доп леь. маТ лыба неть. акойК верьз в стугых теввях? аД отэ жырая лебка!
4.соЛь
соЛь – снелой тижель. соЛь сет тевки и равут. муЕ жунна и лось. бяРета талис сонить в сел лось. ниО дуткла её ан непь, ан макень. соЛи хирподят затьли лось.
5.амиЗ
тятоС зоромные киньде. репьТе жунны кинько и жилы. кивочДе и чикмальи бойгурь тугес ан котак. инО зятсколь оп дуль ан нокьхак. кокольС хемас и стидора!
6.ныСнейж чайзик
неДь лыб плыйтё. генС лыб крымой. лишыВ тябаре ов дров. тоЧ ледать? оляК талс пелить гевокисан. У аСши дубет девьмед. У еЖни нельмакий лонс. Канькате пелит чайзика.
Ответы:
1. На рыбалке
Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался маленький карась.
2. Ученик
Юре семь лет. Теперь Юра ученик. Он ходит в первый класс. Папа купил сыну портфель. Там лежат пенал, тетрадь, букварь. Береги их, Юра. Учись хорошо.
3.В лесу
Стоял жаркий день. Игорь и Сергей пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой зверь в густых ветвях? Да это рыжая белка!
4. Лось
Лось – лесной житель. Лось ест ветки и траву. Ему нужна и соль. Ребята стали носить в лес соль. Они кладут её на пень, на камень. Лоси приходят лизать соль.
5.Зима.
Стоят морозные деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. Девочки и мальчики гурьбой бегут на каток. Они скользят по льду на коньках. Сколько смеха и радости!
День был теплый. Снег был мокрый. Вышли ребята во двор. Что делать? Коля стал лепить снеговика. У Саши будет медведь. У Жени маленький слон. Катенька лепит зайчика.
- Чтение слов с пропущенными буквами, что учит воспринимать слова целиком, а это увеличивает скорость чтения:
- Задания на определение закономерностей, арифметические задачки учат мыслить аналогиями, что так важно в жизни. Работа с предметами учит считать и видеть в пространстве. А всё вышеперечисленное повысит скорость чтения. В книге подобраны задания на поиск закономерностей и простые арифметические задачки. Интересное задание, которое учит читать вдумчиво и запоминать прочитанное:
Принцип заданий прост и родители вполне могут подготовить их самостоятельно- листок бумаги и карандаш почти всегда под рукой, но книга радует глаз картинками, а многочисленные задания можно проходить несколько раз заново, так что рекомендую-
Владимир Эдигей "Учись читать, малыш!".
Автор продолжил тему в сборнике упражнений "Увлечение чтением", 1997 (файлы PDF)
Уроки 1-45 (9 Мб)
Уроки 46-49 и ответы (6 Мб) с заданиями типа:
- Сборник упражнений Зотовых "Начальное обучение технике чтения" можно использовать ещё на подготовке, для чтения слогов:
- Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения. 1 класс. (Татьяна Кондранина) поможет научиться расставлять логическое ударение и понимать прочитанное.
- Сборники упражнений"Словесное чтение", "Смысловое чтение","Фразовое чтение", "Я читаю выразительно" Буракова Н.Б. выделяются на фоне других тем, что ребёнок может выполнять работу максимально самостоятельно, работая с карандашом, соединяя, подчёркивая. Для кинестетиков- детей, которые обучаются в движении, особенно для мальчиков, такие простые манипуляции будут решающими в достижении успеха.
Приведу примеры заданий
из книги "Фразовое чтение":
из книги "Я читаю выразительно":
- Скорочтение для детей по таблицам Шульте в компьютерной игре: вырабатывается специальное движение глаз, необходимое для чтения. А здесь можно пройти тест по таблицам.
- Как можно поиграть по методике скорочтения, несколько раз читая короткий, простой текст продемонстрировала Наталья Чистоклетова. Её пособие можно приобрести и, спасибо автору, можно сначала бесплатно позаниматься с двумя тестами- Увеличиваем технику чтения
- Метод узнавания наиболее употребительных слов: запомнить начертание слова и больше не тратить время на его прочтение, используемый при изучении английского языка носителями английского языка, представлен в сборнике упражнений О. И. Крупенчук
- Для родителей, которые уже наготове, с секундомером в руке, и считают слова в минуту, сборник упражнений с короткими необременительными текстами, которые учат понимать прочитанное- "Читаю легко и правильно "Ломоносовская школа для одарённых детей 6-7 лет, с заданиями трёх уровней сложности. Последний уровень вполне серьёзный и подходит для младших школьников.
Пригодится и онлайн тренажёр для чтения с секундомером
Давай читать, дружок!;)
Кстати, чтение "абры-кадабры" детей безумно забавляет, но потом слова они совсем не путают, а читают бегло.
ОтветитьУдалитьвот и проявляется скорость мышления и способность читать слова в уме)
УдалитьПроверила себя, потом своего ребёнка :) обе справились :))
ОтветитьУдалитьОксана Дмитриевна, спасибо за подборку упражнений.
Я медленная в анаграммах, что детям оооочень нравится)))
УдалитьСпасибо за полезную информацию!Мне и самой было интересно.
ОтветитьУдалитьМне очень приятно) Я всегда сомневаюсь, создавая тот или иной пост, в его полезности)
УдалитьОксана, благодарю за пост. Интересные игры и задания. Больше всего понравился тезис вначале: почему ребёнок не читает - его чтение оценивают отметкой. Очень важно понимать ,что отметки не стимулируют, а отбивают охоту.
ОтветитьУдалитьИменно так!) Очень важно научиться читать до школы, тогда ребёнку не ставят отметку, не сравнивают с другими- даже если учитель не станет делать это намеренно, ребёнок в классе легко может почувствовать себя менее успешным, чем одноклассники.
УдалитьСпасибо за такой интересный пост)
ОтветитьУдалитьВспомнила себя в начальной школе: учительница давала разгадывать анаграммы тем, кто сделал какое-то занятие раньше. Помню отчётливо, что для меня в то время это была высшая степень награды за быструю и качественную работу.
Когда мы становимся взрослыми, то часто становимся способными заметить уровень мастерства наших учителей- а это так здорово!)
УдалитьОксана Дмитриевна, здравствуйте! Зашла к вам на блог очень приятно познакомиться! Возьму себе на заметку, как увеличить скорость чтения! Спасибо за интересный пост!
ОтветитьУдалитьСпасибо, мне очень приятно) Приветствую нового комментатора)
УдалитьОксана, спасибо за подборку! Это круто! Я читая перепутанный текст почувствовала себя 6 леткой. Взрослые люди забывают каково это, сложить воедино все эти знаки в слова))) Так что полезно родителям вспомнить, с помощью терапевтического упражнения, чтобы не давить на чадо.
ОтветитьУдалитьА я пока собирала пост, вспомнила, что мне полезно позаниматься по таблицам Шульте- у меня узкий угол зрения, хотя читаю очень быстро, но значит можно ещё быстрее.
Удалить