Собираюсь учиться и
работать в Монтессори школе. Поворот неожиданный, но на данном этапе моей
жизни закономерный: выход из зоны комфорта всегда открывает новые
горизонты.
Всё то, что я видела раньше из
серии " мы занимаемся дома по системе Монтессори" и " используем
только лучшее из системы" - только слабый отблеск великолепия реальной
школы Монтессори, в которую меня занесло на собеседование. Представьте себе
особняк с колонами с видом на море из огромных окон и библиотекой в
каминном зале- это не детский сад, а детский храм. В таком месте
воображаешь себя мисс Перегрин- не меньше. Скользишь себе невесомой феей,
сеешь разумное, доброе, вечное, среди послушных, дисциплинированных детей... Но
на самом деле превращаешься в один большой глаз и большое ухо, и всё мотаешь на
ус.
Ситуация первая( не по списку),
меня возмутившая, но и побудившая усомниться в правильности привычных
моих оценок.
Наблюдаю за детьми 3-6 лет в
самостоятельной свободной деятельности. Вид потрясающий: все
деловито выбирают себе занятия и рассаживаются "работать". Кто-то
рисует в рамках для штриховок, кто-то мажет чем-то бутерброд, кто-то играет с
магическим квадратом. Девочка рядом со мной собирается мыть посуду. Она
самостоятельно выбирает из выдвижного ящичка фартук с клубничками,
расправляет его на столике и ловко одевает на плечи, а завязки завязывает
бантом впереди. Другая девочка тоже лет 5-6 присела рядом за столик и
складывает куб из множества мелких кубиков. И тут девочка с кубиками начинает,
указывая на девочку в фартуке плакать и что-то кричать. Педагог отвела
девочку в сторонку, та успокоилась и сквозь слёзы поведала, что другая девочка
неправильно повязала фартук: он на липучках- его нужно было застегнуть. Девочка
с липучками довольно поправляла фартук с бантиком, который ей, видимо, нравился
и всем своим видом демонстрировала, что ничего менять в своём костюме не
собирается. Педагог указала девочке, что фартук с липучками следует застёгивать
на липучки, а если ей так хочется бантик, то она может завязать другой фартук
без липучек, которые у неё теперь некрасиво впереди на бантике топорщатся. Но
насколько я успела заметить, именно с завязками и не было фартучков с
клубничками, так что наша героиня решительно молчала и не двигалась с
места. В конце концов педагог завершила "спор" обещанием на
следующий раз завести для любительницы бантиков устраивающий её фартук.
А вот теперь дам волю
оценочным суждениям и поделюсь уроком, который вынесла из этой ситуации. На мой
взгляд, ребёнок с фартучком проявил фантазию, и я бы положительно оценила
эту выдумку. Девочка с истерикой уже плакала раньше: когда столик, за которым
она хотела сидеть был занят, и когда у неё не получилось сложить кубики.
Возможно, она плаксива от природы, или просто день с утра не задался. Но по-
моему, не стоило её истерику поддерживать, а получилось, что она как бы и
права. И что теперь, каждый раз когда кто-то действует не по инструкции, биться
в рыданиях?
Мне интересен этот момент
в связи с одним из спорных моментов, который часто называют минусом педагогики
Монтессори: метод Монтессори отрицает творчество. Конечно же пока я понятия не
имею, как в системе с этим всем разбираются! Надеюсь в скором будущем получить
конкретные ответы. Вопросов у меня будет много...
Пока эта история с фартучком не выходила у
меня из головы, случилась история, которую я связала с первой. И теперь
кажется, что творческий подход действительно иногда мешает здравому смыслу.
Я участвую в артели рукодельниц. Мы
занимаемся изготовлением сувениров в разных техниках. На этот раз я приняла
заказ на изготовление кружек с украшениями из пластики. Если вы когда-то
пытались продать что-либо, вы понимаете, как важен заказ: нужно выполнить все
пожелания заказчика, даже если они вам кажутся бредовыми и вам не нравится то,
что вы делаете. Главное, чтобы ваш продукт был принят, служил долго и к вам
обратились ещё раз. Для украшений пивных бокалов к 23 февраля заказали
мультяшных котиков, с разными характерами: нужны были пара десантников,
казак, полицейский, Терминатор и т.д. Этот забавный заказ нужно было
сделать быстро, и я привлекла для работы художницу.
Лучше бы я сделала всё сама! Творческая
личность не слушала ничего и никого: ни сколько на бокал по цене положено
пластики, ни размер фигурки, ни выбор клея, ни цвет пластики, ни выбор
краски, ни способ рисования глаз- на всё был один ответ: я художник- я так
вижу! В итоге, я не смогла её переубедить даже в очевидном- пластиковые
бегающие глазки, хоть и выглядят забавно, но не подходят для этой работы, и раз
уж они всё равно после первой мойки отвалятся, то нужно хотя бы нарисовать
запасные глазки под ними.
Заказчицы умилились, остались довольны и пока
нам всё сошло с рук, хотя по нескольким моментам мне пришлось ещё не раз юлить
между волей заказчика и свободой творчества нашей художницы.
Именно тогда я вспомнила девочку с фартучком.
Может моя художница именно такой и была в детстве- придумывала свои правила,
шла против системы. Орать на неё я не стала- не в моей природе, тем более, что
я уже видела, что истерикой волю к творчеству не остановить и к голосу
разума не призвать, если человек уже что-то "так видит". Но
понятно, что рисковать следующим заказом, я уже не стану.
Оксана, удачи вам с новым местом работы!!! В Монтессори методе отрицают творчество, в ТРИЗ-технологии наоборот, все крутится вокруг фантазии, методов развития детей много и у каждых есть свои минусы и плюсы. Самое главное, я думаю, самому педагогу разобраться во всем и верно преподносить детям необходимые им знания))) Бокалы просто прелесть, вы огромная рукодельница)
ОтветитьУдалитьСпасибо, Наталья, за отзыв:) Удивительно, что у нас в городе нет ни одного клуба, который бы занимался ТРИЗ. А такая классная идея!
УдалитьКотик славный, статья - заставила задуматься. Да, зачастую приходится потакать "капризной девочке", а как быть иначе, если придет мама и еще больше будет "капризничать"? Риторический вопрос. Желаю, что бы на него мы, педагоги могли всегда найти правильный ответ. Спасибо, Оксана Дмитриевна, за Ваши "размышлизмы".
ОтветитьУдалитьБлагодарю за отзыв:) Тут конкретно дело не в потакании, а в поддержке того, кто на стороне порядка. Хотя борец за порядок тоже нарушил порядок:)
УдалитьДобрый день, Оксана Дмитриевна! Интересные наблюдения, я бы точно поддержала "фантазии" в фартушке! А вот взрослая художница удивила - ведь это заказ, а не свободное творчество! Удачи на новом месте работы!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна Анатольевна!)
УдалитьЗдравствуйте, Оксана Дмитриевна!
ОтветитьУдалитьДа, я тоже отмечала для себя - отрицание творчества. Ваши мысли мне знакомы и вопросы тоже.
Буду очень рада, если Вы будете делиться своими впечатлениями и познаниями.
Всегда приятно видеть вас в гостях, Виктория!:) Чтобы со всем этим разобраться, мне психолог очень пригодится:)
УдалитьЗдравствуйте, Оксана!
ОтветитьУдалитьНаш детский сад работает по программе "Радуга", где всегда приветствовались и поддерживались творческое видение и фантазия детей, технологии ТРИЗ - замечательные, многие педагоги и детские сады используют их в работе. Был в моей жизни непродолжительный период (около месяца), когда подрабатывала в группе, работающей по системе Монтессори (это была одна единственная группа из двенадцатигруппового детского сада), тогда я впервые познакомилась со школой Монтессори..., группа была оборудована шикарно... Для меня этот период стал чем-то новым (открытием!) в профессии, тоже было много впечатлений и вопросов... Желаю Вам, Оксана, во всех начинаниях удачи!
Котик на кружке понравился!
Спасибо большое, Оксана!
Спасибо за отзыв!:) Какой у вас разноплановый сад! Интересно, как отбирались дети в группу Монтессори: по желанию родителей?
УдалитьЗдравствуйте, Оксана!
УдалитьРодителям обычной группы предложили систему Монтессори, все согласились и остались довольны.
Я тут недавно была на вебинаре по "сторителлингу", если говорить нормальным языком - по рассказыванию историй для донесения идеи. Вот этот пост про фартучек, Оксана, - образчик хорошего "сторителлинга")))
ОтветитьУдалитьОчень интересно. Во всем важен поиск золотой середины. Я та девочка, которая завязывает фартучек на липучках))) по жизни. И для меня мучительны моменты, когда надо действовать как автомат. Особенно, когда есть получше решение. Если отнять творчество в процессе, то из него уходит всякий смысл для меня. А, значит, и я ухожу из процесса. Поэтому я обозначаю для себя зоны (дела), где работают правила, и зоны (дела), где работает творчество. Иногда они пересекаются, а иногда нет. Главное, чтобы творчества было не менее 50%)))
Ольга, ты могла бы вебинар по сторителлингу вести, разве нет?)))
УдалитьНе думаю)))
УдалитьСейчас востребован сторителинг формата как продать с помощью истории.
А насчет "как продать" - тут я полный профан)))
Оксаночка, как я рада за Вас, что имеете такую возможность - быть в "храме детском", открывать для себя новые горизонты, познавать мир в его многообразии (а педагогический мир неиссякаем!). Полностью поддерживаю Вас в том, что всему стоит учиться. Учиться на практике, учиться у профессионалов и в месте, где есть и практика, и душа, и жизнь того, чему учат. Когда мне говорят "Я занимаюсь", "Я читал..." - это ничего, если человек это не проживал воочую!!! Красота! Пишите, Оксаночка, буду вникать. По поводу творчества... Сначала идут знания, потом уже их применение. Часто за творчеством скрывают или оправдывают безволие... Во всём золотая середина. И если есть занятие рисования, где надо нанести прямые и волнистые линии, точки в нужном месте, то надо сделать это, а не зарисовать весь лист одним цветом и сказать "это его виденье") Спасибо, милая. Очень приятно читать.
ОтветитьУдалитьСпасибо за добрые слова! Про рисование- в точку!:)
Удалить