Самостоятельно осваиваем звуковую и графическую систему русского языка с 3,5 лет!
Очередной материал Монтессори, без которого не представляю свою дальнейшую работу с дошкольниками.
Возраст от 3,5 лет.
Отдельно от этих табличек приглашаются буквы я, ю, е, ё, которые в разных позициях слова выражают разные звуки. Они нанесены на красные таблички с зеленой окантовкой. А также 2 белые таблички с твердым и мягким знаками, которые звуков не обозначают.
Почему нужно было изменить шероховатые буквы? Так как буквы являются символом звука, а звуков в русском языке больше, чем букв, мы хотели максимально облегчить понимание ребенком соотношения буквы и звука. Ребенок хочет узнать, из каких букв состоит его имя, и почему буквы не соответствуют звуку. С данными шершавыми буквами мы сможем заниматься «толкованием графических знаков», основываясь на звуковой системе русского языка. Мы руководствуемся идеей доктора Монтессори – опираться на опыт и знание ребенка. Со звуком родного языка ребенок знакомится еще с рождения, поэтому мы начинаем изучение звука раньше, чем буквы, а также основываемся на звуковом анализе слова и, предлагая материал, знакомим ребенка с буквами этого слова.
Что должен знать ребенок в области языка, работая с шероховатыми буквами?
Четко произносить и различать звуки, выделять первый звук в слове, параллельно продолжать играть со звуками. Словарный запас должен соответствовать возрасту.
Преимущество нового материала. За счет двухсторонних табличек ребенок получает полную картину звуковой системы русского языка. Буквально 42 звукам соответствуют 42 буквы, но при этом количество табличек (33) соответствует количеству букв в алфавите. Работая с этим материалом, даже без помощи взрослых, ребенок делает научные открытия в области фонетики. Разложив весь материал на коврике он может понять, какими буквами обозначаются звуки.
Целью трехцветных шероховатых букв является
- построение системы знаков, соотнесенных с системой звуков, \
- усвоение способов обозначения фонем буквами (так как количество фонем и букв в русском языке не совпадает) и в конечном итоге — представление буквенной записи как модели слова. То есть ребенок на первых порах формирования навыка как бы проходит тот путь, который прошло человечество в историческом развитии письма. Необходимо также заметить, что предлагаемый вариант устраняет противоречие с тем, как фонетика русского языка дается ребенку в отечественной начальной школе. Правда, порождается новое противоречие. Оно в том, что в отечественной школе происходит обучение, основанное на заучивании, а данная методика пробуждает интерес ребенка к языку и к осознанному и самостоятельному изучению его особенностей, путем манипуляции с материалом.
Какие открытия делает ребенок с помощью шероховатых букв и игр с ними?
В чем разница между буквами и звуками в русском языке?
1.Звуков в русском языке больше, чем букв.
2.Одной и той же буквой обозначаются разные звуки.
3.Есть буквы, которые могут обозначать два звука.
4. Есть знаки, которые не обозначают никаких звуков.
Дальнейшее изучение звука.
1.Звуки бывают гласные и согласные.
2.Согласные бывают мягкие и твердые.
3. Есть согласные, которые всегда твердые- ж, ш, ц.
4.Есть согласные, которые всегда мягкие- ч, щ, й.
5.Одни и те же гласные звуки обозначатся разными буквами.
Чтобы обозначить основные гласные звуки речи (в нашем языке их шесть), используют десять гласных букв: звук [и] – обозначается буквой «и» (тигр); [ы] – буквой «ы» (дым); [а] – буквами «а» (мама) и «я» (яма); [о] – буквой «о» (нос) и «ё» (ёж); [э] – буквой «э» (эхо) и «е» (день); [у] – буквой «у» (кум) и «ю» (юг). Таким образом, получается, что для того, чтобы обозначить 4 гласных звука ([о], [а], [э], [у]) в алфавите существует целых два ряда букв. Это могут быть: а, о, э, у; я, е, ё, ю.
По нашим наблюдениям за детьми интерес к гласным звукам у них намного больше, чем к согласным. Возможно, небольшое количество или легкость произнесения вселяет уверенность в легкости изучения. Но всегда ребенок хочет продолжить процесс, чтобы узнать, в каких случаях гласные обозначаются разными буквами. Функциональность этого материала стимулирует ребенка на работу, а, следовательно, на развитие. Ориентиром становится цвет табличек. Он же является контролем ошибок. Таким образом, это материал пригоден для самостоятельного изучения звуковой и графической системы русского языка, функционален, имеет научный характер, помогает ребенку классифицировать звуки, а значит, в раннем возрасте легко понять и запомнить их. Правильная презентация этого материала ребенку помогает развитию трех видов памяти: зрительной, тактильной и слуховой, а также служит укреплению мускулатуры руки, стимулирует повышение интереса к интерпретации звука, а значит к грамотному письму. Усиливается интерес к изучению букв, а значит, сокращается время изучения и ускоряется переход к первому чтению и письму.
( по статье Сумнительной С.И.- руководитель Ассоциативного курса по педагогике Монтессори (3-6) в Москве)
Шероховатые буквы своими руками
Нарежьте картон для табличек размером 11х15 см для строчных и 15х20 см для заглавных букв. На бархатную бумагу( минус-нужен только один цвет, а бумага в комплектах) или мелкую наждачную бумагу(продаётся в рулонах по 5 м) нанесите изображение букв письменным шрифтом толщиной в 7-9 мм (по ширине двух детских пальчиков). Вырежьте и приклейте к основе, оставив немного свободного места слева для того, чтобы ребёнку было удобно удерживать карточку левой рукой (если ребенок правша). За основу можно взять окрашенные дощечки или нарезать нужные куски из канцелярских картонных папок нужных цветов.
Домашним вариантом шероховатых букв может быть набор наклеенных на обычные картонные карточки деревянные буквы большого подвижного алфавита.
Надо заметить, что у самой Монтессори таблички были одного цвета, так что те мамы, которые для своих детей распечатывают алфавит с письменными буквами и , смазав их клеем, посыпают манкой поступают верно, но см. выше зачем шероховатые буквы нужно было изменить.
Алфавит скачать и распечатать
Как заниматься
Положите в коробки отдельно строчные и отдельно заглавные буквы. Для занятия выберите любые три карточки. Знакомство с буквами обычно начинают с гласных, затем переходят к согласным. Положите карточку перед ребёнком и, придерживая ее левой рукой, не спеша обведите букву двумя пальцами (средним и указательным, большой палец прижат), затем назовите звук. Например, "Это Б". Не "Бэ"! Просим ребёнка повторить. Те же действия проделываем со всеми карточками. Через некоторое время проведите трёхступенчатый урок (1ст. - "Это А", 2ст. - "Дай мне А", 3ст. - "Что это?).
См. полную презентацию!
Очередной материал Монтессори, без которого не представляю свою дальнейшую работу с дошкольниками.
Возраст от 3,5 лет.
- 33 таблички с нанесенными на них шероховатыми буквами.
- 15 табличек двухсторонние: мягкие звуки обозначаются буквами, которые нанесены на зеленом фоне, парные и твердые звуки обозначаются буквами, которые нанесены на синем фоне с обратной стороны таблички.
- 3 таблички односторонние синие и 3 таблички односторонние зеленые, на них буквы, обозначающие соответственно только мягкие и только твердые звуки.
- 6 табличек окрашены в красный цвет, на них нанесены буквы, обозначающие гласные звуки.
Отдельно от этих табличек приглашаются буквы я, ю, е, ё, которые в разных позициях слова выражают разные звуки. Они нанесены на красные таблички с зеленой окантовкой. А также 2 белые таблички с твердым и мягким знаками, которые звуков не обозначают.
Почему нужно было изменить шероховатые буквы? Так как буквы являются символом звука, а звуков в русском языке больше, чем букв, мы хотели максимально облегчить понимание ребенком соотношения буквы и звука. Ребенок хочет узнать, из каких букв состоит его имя, и почему буквы не соответствуют звуку. С данными шершавыми буквами мы сможем заниматься «толкованием графических знаков», основываясь на звуковой системе русского языка. Мы руководствуемся идеей доктора Монтессори – опираться на опыт и знание ребенка. Со звуком родного языка ребенок знакомится еще с рождения, поэтому мы начинаем изучение звука раньше, чем буквы, а также основываемся на звуковом анализе слова и, предлагая материал, знакомим ребенка с буквами этого слова.
Что должен знать ребенок в области языка, работая с шероховатыми буквами?
Четко произносить и различать звуки, выделять первый звук в слове, параллельно продолжать играть со звуками. Словарный запас должен соответствовать возрасту.
Преимущество нового материала. За счет двухсторонних табличек ребенок получает полную картину звуковой системы русского языка. Буквально 42 звукам соответствуют 42 буквы, но при этом количество табличек (33) соответствует количеству букв в алфавите. Работая с этим материалом, даже без помощи взрослых, ребенок делает научные открытия в области фонетики. Разложив весь материал на коврике он может понять, какими буквами обозначаются звуки.
Целью трехцветных шероховатых букв является
- построение системы знаков, соотнесенных с системой звуков, \
- усвоение способов обозначения фонем буквами (так как количество фонем и букв в русском языке не совпадает) и в конечном итоге — представление буквенной записи как модели слова. То есть ребенок на первых порах формирования навыка как бы проходит тот путь, который прошло человечество в историческом развитии письма. Необходимо также заметить, что предлагаемый вариант устраняет противоречие с тем, как фонетика русского языка дается ребенку в отечественной начальной школе. Правда, порождается новое противоречие. Оно в том, что в отечественной школе происходит обучение, основанное на заучивании, а данная методика пробуждает интерес ребенка к языку и к осознанному и самостоятельному изучению его особенностей, путем манипуляции с материалом.
Какие открытия делает ребенок с помощью шероховатых букв и игр с ними?
В чем разница между буквами и звуками в русском языке?
1.Звуков в русском языке больше, чем букв.
2.Одной и той же буквой обозначаются разные звуки.
3.Есть буквы, которые могут обозначать два звука.
4. Есть знаки, которые не обозначают никаких звуков.
Дальнейшее изучение звука.
1.Звуки бывают гласные и согласные.
2.Согласные бывают мягкие и твердые.
3. Есть согласные, которые всегда твердые- ж, ш, ц.
4.Есть согласные, которые всегда мягкие- ч, щ, й.
5.Одни и те же гласные звуки обозначатся разными буквами.
Чтобы обозначить основные гласные звуки речи (в нашем языке их шесть), используют десять гласных букв: звук [и] – обозначается буквой «и» (тигр); [ы] – буквой «ы» (дым); [а] – буквами «а» (мама) и «я» (яма); [о] – буквой «о» (нос) и «ё» (ёж); [э] – буквой «э» (эхо) и «е» (день); [у] – буквой «у» (кум) и «ю» (юг). Таким образом, получается, что для того, чтобы обозначить 4 гласных звука ([о], [а], [э], [у]) в алфавите существует целых два ряда букв. Это могут быть: а, о, э, у; я, е, ё, ю.
По нашим наблюдениям за детьми интерес к гласным звукам у них намного больше, чем к согласным. Возможно, небольшое количество или легкость произнесения вселяет уверенность в легкости изучения. Но всегда ребенок хочет продолжить процесс, чтобы узнать, в каких случаях гласные обозначаются разными буквами. Функциональность этого материала стимулирует ребенка на работу, а, следовательно, на развитие. Ориентиром становится цвет табличек. Он же является контролем ошибок. Таким образом, это материал пригоден для самостоятельного изучения звуковой и графической системы русского языка, функционален, имеет научный характер, помогает ребенку классифицировать звуки, а значит, в раннем возрасте легко понять и запомнить их. Правильная презентация этого материала ребенку помогает развитию трех видов памяти: зрительной, тактильной и слуховой, а также служит укреплению мускулатуры руки, стимулирует повышение интереса к интерпретации звука, а значит к грамотному письму. Усиливается интерес к изучению букв, а значит, сокращается время изучения и ускоряется переход к первому чтению и письму.
( по статье Сумнительной С.И.- руководитель Ассоциативного курса по педагогике Монтессори (3-6) в Москве)
Шероховатые буквы своими руками
Нарежьте картон для табличек размером 11х15 см для строчных и 15х20 см для заглавных букв. На бархатную бумагу( минус-нужен только один цвет, а бумага в комплектах) или мелкую наждачную бумагу(продаётся в рулонах по 5 м) нанесите изображение букв письменным шрифтом толщиной в 7-9 мм (по ширине двух детских пальчиков). Вырежьте и приклейте к основе, оставив немного свободного места слева для того, чтобы ребёнку было удобно удерживать карточку левой рукой (если ребенок правша). За основу можно взять окрашенные дощечки или нарезать нужные куски из канцелярских картонных папок нужных цветов.
Домашним вариантом шероховатых букв может быть набор наклеенных на обычные картонные карточки деревянные буквы большого подвижного алфавита.
Надо заметить, что у самой Монтессори таблички были одного цвета, так что те мамы, которые для своих детей распечатывают алфавит с письменными буквами и , смазав их клеем, посыпают манкой поступают верно, но см. выше зачем шероховатые буквы нужно было изменить.
Алфавит скачать и распечатать
Как заниматься
Положите в коробки отдельно строчные и отдельно заглавные буквы. Для занятия выберите любые три карточки. Знакомство с буквами обычно начинают с гласных, затем переходят к согласным. Положите карточку перед ребёнком и, придерживая ее левой рукой, не спеша обведите букву двумя пальцами (средним и указательным, большой палец прижат), затем назовите звук. Например, "Это Б". Не "Бэ"! Просим ребёнка повторить. Те же действия проделываем со всеми карточками. Через некоторое время проведите трёхступенчатый урок (1ст. - "Это А", 2ст. - "Дай мне А", 3ст. - "Что это?).
См. полную презентацию!
Оксана, очень интересный и полезный материал. На днях мне пришла мысль сделать алфавит на табличках с сенсорными буквами. Но я хочу использовать разные материалы, думаю, что мальчикам должно понравится.
ОтветитьУдалитьГлавное, чтобы по этому материалу было удобно водить пальчиками- видишь, тут даже ширина букв рассчитана.
УдалитьОксана, спасибо! Очень ценная идея - сенсорный алфавит!
ОтветитьУдалитьМы в садах делали раньше что-то подобное, но никогда не было такого научного воплощения идеи. И не приходило в голову начинать с письменных букв
Удалить