Спешу поделиться своим открытием и надеюсь, что верно облеку свою мысль в слова, ибо это важно.
Одним из первых впечатлений от среды "Монтессори" было что-то вроде "чистенько, но бедненько", и на все эти штанги и башни я взирала со скукой. Но было желание разобраться, как это работает, и как получается такой хороший результат в развитии детей.
Оказалось, что каждый из этих специальных развивающих материалов( о, в уникальности я уже убедилась и восхитилась гениальности не раз) в среде находится только в одном экземпляре, более того его представляют лично каждому ребёнку на специальных индивидуальных уроках по особой методике- презентациях, а ребёнок усваивает при этом определённый алгоритм деятельности: вот так нужно принести, вот так разложить, вот так двигаться. У нетерпеливого и непосвящённого взрослого может возникнуть стремление ускорить "копание", переключить ребёнка с процесса на результат, подсказать варианты использования материала, а то и раздражиться от многочисленных повторений ребёнком одних и тех же действий.
Вот, что пишет Мария Монтессори:
"При демонстрации алгоритма подобной деятельности воспитатель обязательно обращает внимание ребенка на момент ее завершения. Работа считается полностью законченной, когда все предметы приведены в первоначальное состояние, а материал убран на место: стирка окончена в том случае, если белье после полоскания сушится, тазики вымыты, очищены от мыльного налета и протерты сухой тряпочкой, а на столе нет капель воды. Мытье рук заканчивается обязательным просушиванием тазика, стола и заменой влажного полотенца на сухое. Составление букетов из живых цветов предполагает обязательную уборку оставшегося мусора: обрезанных стеблей, листьев и т. д. Так ребенок воспримет некоторую деятельность как процесс, имеющий начало и конец."
Согласитесь, что это чрезвычайно важно для обучения в школе, да и всей жизни человека - заканчивать начатую работу, владеть( изобретать новые или осваивать готовые) алгоритмами деятельности для эффективности работы и решения самых разнообразных задач.
Если вы учились водить автомобиль, вы наверняка рисовали себе последовательность действий необходимых для того, чтобы тронуться с места- алгоритм действий необходим и взрослым тётям, а тут дети с сензитивным периодом потребности в порядке.
Про то, как носить стул, как шнуровать, как поливать цветы и т.п. (зона Упражнений в Практической Жизни)- здесь есть тысяча способов выполнить заданную работу. Однако начать надо хотя бы с одного. Это и называется — делиться опытом; педагог как бы говорит: «Смотри, я уже пробовал шнуровать вот так, мой способ помогает». И, конечно, другие 999 способов — перед ребенком, никто их не отнимает. Знаю, какое удовольствие печь хлеб по рецепту или пить чай по-китайски. Церемония — это священное отношение к действу. Даже взрослому понравится поливать цветы, одев специальный фартук и налив специальную воду и в благостном расположении духа приступить к делу, а потом убрать за собой...
( Мне очень понравился этот комментарий из этой статьи, хотя сама статья спорная- например, в Монтессори школе никогда не говорится "правильно или не правильно"
http://ideas4parents.ru/vospitanie-2/montessori-pedagogika.html)
Вот это священное отношение к действу, т.е. к работе, тщательно культивируется. Педагоги уважают материал с которым работают: во-первых тщательно сами изучают его возможности, учат наизусть алгоритмы действий, готовят презентации и упражнения)- тут и правда только увлечённые люди работают. Дети в Доме переодеваются в рабочую одежду. Если расстилается коврик, то чтобы присесть на него с материалом, ребёнок разувается. На полке материал стоит на отдельном подносике. Переносится материал по одному предмету и аккуратно( без стука) ставится на рабочее место. Работают дети, кстати, в тишине, по одному за отдельными столиками. Тут нюансов много и это надо видеть!:)
Немногие задумываются о развитии мозга ребёнка или зачем ему нужно повторение
"Мы часто можем увидеть как маленькие дети, работая с одними и теми же материалами, повторяя одни и те же действия, делают это много раз подряд. Удивительно, но никаких признаков потери интереса к своей, казалось бы, однообразной работе они при этом не проявляют, им она не недоедает! Более того, мы видим, что дети действительно погружены в работу, они глубоко концентрированы на своей деятельности. Со стороны нам, взрослым, однообразная монотонная работа кажется скучной, однако, все не так очевидно. Научные исследования последних десятилетий доказали, что такой вид работы, как многократное повторение, является наиболее важным при формировании интеллекта и всей нервной системы в целом. В чем же заключается важность повторения? Обратимся к биологии.
Известно, что при рождении каждый ребенок имеет одинаковый потенциал в 100 миллиардов нейронов. Однако, важный нюанс (!), большинство этих нейронов не имеют между собой связей. Каждое соединение между нейронами появляется в результате какого-то полученного ребенком опыта, и никак иначе. Именно за счет роста соединений (увеличения количества дендритов) увеличивается мозг ребенка, мы говорим, что ребенок становится умнее.
Более того, ребенок, просто моющий руки в третий раз подряд, делает себя умнее! Подробно читать здесь
Очень интересно, и с одной стороны действительно верно. Но есть нюансы школы Монтессори с которыми я никак не могу согласиться. Алгоритм действий - это хорошо, но это ограничение возможностей, предсказуемость результата. Нет, конечно, у ребенка есть пространство для эксперимента, но оно ограничено определенными рамками. Это действие по стандарту. Рамки навязаны. Они не исходят из требований здоровья и безопасности, а из других "удобных" взрослым требований. Я против удобства для взрослых, я за свободу))))))). Правила и ограничения, как мы их любим создавать там, где в них нет необходимости, церемония - интересно, но это трата времени, весь церемониал в каждом ежедневном действии - скучно. Ребенок будет повторять ровно столько, сколько ему нужно, если ему не мешать, но заставлять повторять то, что ему не нужно - это дрессировка. И, да, я согласна, что убирать за собой, не вымазывать вещи и прочее - это важные моменты, которым необходимо постепенно приучать детей, но в данном случае мне видятся перегибы доходящие до педантизма, как в случае не использования двух материалов, перенести без стука, работать тише мыши.... Бррр. Не люблю педантов). Меня совсем не впечатляет надевать специальный передничек, набирать специальную воду, входить в благостное состояние, чтобы просто полить цветы, а потом это все суши, развешивай.... Увольте))))))).
ОтветитьУдалить:))) Спасибо! Ты эмоциональна, как всегда! Я думала примерно то же, пока не увидела, как это работает:))) Но и много приходится читать и учиться. Раз ты написала то, что написала, то мне нужно учиться доносить свои мысли:) Сама идея выработки определенных правил, делающих жизнь в группе удобной для всех, родилась из открытия Марией Монтессори сензитивных периодов. Сензитивные периоды -это периоды особой чувствительности, которая встречается в развитии детей. На эти основополагающие стадии развития взрослый не в состоянии никак повлиять извне. Но если у ребенка не было возможности развиваться в соответствии с директивами своих периодов, то он упустил единственный случай естественным образом приобрести определенную способность. И больше ему такой возможности не представится. Оказалось, что в эти периоды ребенок без серьезных усилий способен учиться определенным вещам. Эти отрезки в жизни ребенка коротки и уходят безвозвратно. Например, период восприятия порядка (0-3), а период развития движений и действий (1-4). И когда видишь двухлетнего ребёнка, который на столике складывает колготки, чтобы аккуратно сложить в короб, потому что он видел, как взрослый поделился с ним опытом, и он сам принял это для себя удобным- понимаешь, что он свободен: от капризов, истерик и манипуляций, не тратит время зря и готов заниматься тем, что ему по душе.
УдалитьОксана, я согласна, что периоды очень важны, и давать в это время то, что нужно ребенку для этого развития очень важно. Но... Я все равно останусь тут при своем мнении. На мой взгляд дать нужное можно и без педантизма))). Знаешь, если я выращу педанта, то я первая с ним рядом свихнусь))). Возможно, это хорошо для тех семей, в которых изначально принято такое отношение к порядку. И если бы все были такие - отлично, но... В общем, я свою позицию уже обрисовала. Кстати, очень интересный момент про период приучения к порядку. У меня все равно сработал только с Артуром. С Элей, я этот момент упустила, с сыном ухватилась и все вышло отлично. С Родионом не сработало. Что тому послужило причиной, могу только догадываться, но печально, что вырастет еще один "поросенок")))))). Он упорно не хочет соблюдать правила, вот такой бунтарь по натуре с рождения. Интересно, как бы он себя повел в саду Монтессори? Может быть ему был бы полезен такой способ организации жизни, а может быть он бы не принял его и очень страдал. Остается только гадать.
УдалитьДетей набирают после личной консультации с наставницей( у неё кроме огромного педагогического опыта, диплом международной ассоциации Монтессори) и по каким-то признакам некоторым отказывают. Причём собраны далеко не самые педантичные:) Есть супчики, от которых уже пара детских садов отказались:) Так что подходит эта система не всем. Но я точно знаю, что в США, например, наличие диплома школы Монтессори даёт большое преимущество при устройстве на работу. Для наставницы важны и семейные установки. Родители проходят обучение. Педагогам, кстати, тоже очень трудно попасть в команду.
УдалитьДобрый день, Оксана Дмитриевна! Не могу не согласиться о пользе таких занятий для малышей. Научиться действовать по алгоритму, доводить начатое до конца - именно этого многим не хватает (и моим ученикам в школе, и мне самой в некоторых случаях)... Не думаю, что методика ограничивает фантазию и творчество детей, просто проявится это в другом виде:))
ОтветитьУдалитьДобрый день, Анна Анатольевна! Рада созвучию мыслей!:) И совершенно верное про творчество и фантазию- их вообще невозможно ограничить, честно говоря))) Ограничения касаются только работы с материалом Монтессори, но и тут имеются упражнения с материалом достаточно творческие, например с конструированием из красных штанг.
Удалить