МОЯ ПЕСОЧНИЦА: Учимся рассказывать по картине методом ТРИЗ

среда, 18 апреля 2018 г.

Учимся рассказывать по картине методом ТРИЗ

Что ты видишь – рассмотри
и друзьям всем расскажи!

Мы начали заниматься с картиной "Девочка кормит уток" Фредерика Моргана, английского художника 19 го века. Отличная идея использовать художественную работу вместо  привычной азбучной иллюстрации на эту тему.



  Первое задание, которое мы сделали, это рассмотрели картинку внимательно и выделили отдельно все элементы, которые там увидели. А потом их зарисовали на бумаге. Возможно, дошкольнику самому будет сложно самому рисовать детали картинки. Рисуйте вы, а он пусть называет. Можно поиграть всей семьей, кто больше деталей на картинке заметит. Попробуйте нарисовать детали еще для 2-3 картинок.

Помогать в этом деле нам будут  тризовские волшебники по имени Дели и  Давай из книги "Когда я стану волшебником". Волшебники Дели и Давай воплощают в доступной для детей форме тризовское понятие "системность". Дели и Давай могут все, что угодно, разделить на части, объединить с чем-нибудь другим. Например, разделить хлеб на кусочки или объединить его с маслом, чтобы получился бутерброд.

 Рассматривать картинку полезно и весело через объектив- картонную втулку.
Постараемся найти, как можно больше деталей. Можно все детали нарисовать на кружках и разложить в кругу детей, а на следующем этапе, можно будет прокладывать между ними связи- ниточки. Стоит обратить внимание, что детали вроде "платье" - это часть объекта "девочка", так же и "клюв", "лапы"- части уточки. Тут волшебник Дели поработал подольше. Эти картинки тоже можно нарисовать на кружках -они пригодятся для детального описания объекта.

Отлично! Картину на части разобрали, зарисовали, теперь можно двигаться дальше.
Позовём волшебника по имени Давай

Занятие 2
Давайте же соберем картину обратно. Между нашими кружками - деталям картинки нужно найти связи. Самое простое: девочка кормит уток, соединяем девочку и утку. Дальше, девочка держит в руках хлеб, соединяем девочку и хлеб. Утки сидят в траве....Девочка-хлеб, утки-хлеб, утки-песок...Если ребёнок объединил картинки, а объяснить свой выбор не может, спросим, что делает один объект с другим.

Разделили, собрали и перешли к третьему шагу

Занятие 3
 В рассказ вплетаются  признаки, свойства, которые мы можем увидеть: Трава высокая, мягкая или жёсткая. Вода спокойная.  Озеро (река) - теплая или холодная. Земля - грязная, песчаная, мягкая.
Но человек имеет и другие органы восприятия. Закройте глаза и представьте, что вы может услышать? Шагните в картинку!
"Я слышу, как утки крякают. Я слышу, как растёт трава."
Осторожно походите в картинке. Что вы чувствуете, когда касаетесь рукой травы, воды, песка. Пожуйте что-то, если это не вредно! Вдохните запах того, что вас окружает!
"Я чувствую, как трава колет ноги. Я чувствую тепло и надо дорисовать солнышко."

 Составляем предложения:
 Большая светлая утка схватила хлебушек прямо из рук девочки. Ближе к воде растет высокая трава. Девочка не стала подходить близко к воде, потому что там мокрая и грязная трава. На девочке красивое белое платье и ободок с бантиком.

Занятие 4

Продолжаем фантазировать. И зовем для этого волшебников Отставай и Забегай и переместимся  с ними во времени. Нарисуем на доске линию времени и будем перемещать нашего волшебника на разные временные промежутки вперёд или назад: Что вы делали утром? Проснулись. А потом? Позавтракали( переставляйте волшебника немного вперёд) Куда пойдёте после занятий? Как закончится ваш вечер?
Дети отмечают без какого события не могло возникнуть следующее. В результате мы строим временную последовательность событий.

Итак, девочка кормит уток. А где она, Отставай, была раньше? Дома? Между этими большими следами: "река"- "девочка" можно нарисовать несколько маленьких следов. Пусть дети выяснят, что произошло, например, между моментом, когда девочка пришла на реку и покормила птиц.( Девочка увидела уток. Она их позвала. Утки подбежали и начали клевать хлеб. Девочка радовалась, глядя на пушистых птичек.)

Что могла девочка делать до того, как пришла на пруд кормить уток?

1. отпроситься у мамы гулять

2. положить хлеб в корзину

3. идти по лесу

Что она, Забегай, будет делать после?

1. уйдет с пруда, потому что кончился хлеб

2. уйдет с пруда, потому что подул холодный ветер

3. уставшая пойдет по тропинке и будет спотыкаться о камушки

4. расскажет маме, какие милые утки на пруду

Что делали и делают утки?

1. плавали в теплой воде

2. чистили перья

3. после ухода девочки, нырнули обратно в воду и поплыли ночевать

Можно рассказать какой был день, какой будет вечер.

Занятие 5

Шаг очень загадочный и волшебный

Давайте снова  войдем в картинку! Постарайтесь сказать ребенку такие слова, чтобы он действительно представил себя внутри картинки. Причем в разных ракурсах. На месте девочки, на месте уточек и можно даже представить себя камышом. Это очень увлекательное и интересно занятие для детей. Кроме того, что развивает фантазию, можете услышать много интересного. Советую подготовить камеру.

Итак, маленький рассказчик вместо девочки кормит уточек. Что он видит, слышит, чувствует?

Слышу, как крякают утки
 Слышу, как ветер шуршит камышами.
 Чувствую как дует теплый ветер с озера
Уточка дотронулась до меня своим клювом, он такой шершавый!
 Хлеб вкусно пахнет, так и хочется самому съесть!
 Под ногами шуршит песок
. Ой, наступил на камень, чуть не подвернул ногу


Теперь ребенок - уточка.

Ура, пришла девочка, которая нас кормит! Страшно выходить из воды, но и хлеб вкусно пахнет, хочется его съесть. Вода теплая, так приятно плавать. Хлеб вкусный, мягкий. Сейчас кину его в воду, размочу и съем! Берег мокрый, скользкий, еще надо постараться на него выбраться!


Ребенок - камыш.

Какая приятная погода, теплый ветерок! Волны из озера стали плескаться сильнее- видно, утки подплыли. Кто меня задел? Пришел какой-то человек

Волшебник, с соответствующим символом, будет зваться "Дели- давай"(  рисую два отдельных пазлика) или "Собирай- давай!( два пазлика сложены), "Отставай!"( циферблат 11:45) или "Забегай!"( 12:15)


Следующий раз потренируемся активизировать наш словарь- научимся пополнять словарь новыми словами, подбирать синонимы и  придумывать метафоры- чтобы наши рассказы были ещё полнее и красивее.

Источники:
Когда я стану волшебником-http://www.trizminsk.org/e/prs/232018.htm
https://www.jlproj.org/this_bibl/pict_murash.pdf
http://pandia.ru/text/80/496/5187.php
http://900igr.net/prezentacija/doshkolnoe-obrazovanie/obuchenie-doshkolnikov-rasskazyvaniju-po-kartine-s-ispolzovaniem-elementov-triza-teorija-reshenija-izobretatelskikh-zadach-62851/obuchenie-doshkolnikov-rasskazyvaniju-po-kartine-s-ispolzovaniem-1.html

6 комментариев :

  1. Оксана, очень полезный материал! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Оксана!
    Обожаю играть с сюжетными картинами))) У нас с сыном были похожие интуитивные игры. Очень полезная штука, когда все в системе выстраивается.

    ОтветитьУдалить
  3. Благодарю, Оксана. Что ни занятие - то прекрасные идеи, оригинальные подходы.

    ОтветитьУдалить
  4. Оксана Дмитриевна,спасибо, очень полезный материал, по ссылкам пробежалась. Понравились персонажи "Отставай-Забегай", "Дели - давай")

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...