среда, 19 сентября 2018 г.

Учимся читать слоги

 Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 3-4 гласных и несколько согласных. Возьмите в первую очередь те согласные, которые можно тянуть (С, З, Л, М, Н, В, Ф)- это быстро поможет научить ребёнка слитному произношению звуков в слоге.

Приём: сожмите ладони перед собой и произносите слово, протягивая первый звук в слове или слоге, одновременно разводя ладони в стороны, например, слово "сон":
ССССССС-он

Не используем этот приём со звуками Ц и Ч-  если их протянуть, они обращаются в С  и Щ.

Когда убедитесь, что ребёнок слышит, выделяет и повторяет отдельный звук ( первый звук в слове), произнесите сочетания звуков, например, "МН" и попросите назвать первый и второй звук.
 Самые простые слоги, которые можно предложить ребёнку для первого прочтения по методу "бегущих человечков" из букваря Жуковой или по стрелочкам( см. ниже) — СО, СУ. Эти слоги проще произнести на выдохе. Чтобы произнести А, Э нужно научиться широко открывать гортань. Обращайте внимание на правильную артикуляцию звуков.(Загляните, например, на сайт diktory.com.)

Этот приём  "растягивания" звуков быстро учит отличать мягкие и твёрдые согласные звуки:
ВВВВВВ'-есна, но не ВВВ-эсна
Можно легко выделить( "найти", "поймать") даже первый звонкий звук Й из йотированных гласных, которые обычно изучают в самом конце  курса грамоты, например,
ЙЙЙЙЙЙЙ-ура в слове "Юра".


Девочки и мальчики, приготовьте пальчики!
Мы по стрелочке пойдёмбукву к букве приведём!



Игра "Бежим"
Букварь Жуковой с методом "бегущих человечков"

Мне нравится в качестве стрелочек использовать фетровые полоски, подобные полоскам из пособия Воскобовича "Волшебная восьмёрка", которые кладутся между карточками с буквами:
Дорожки между буквами длинные и короткие
 Эти приёмы со стрелочками помогают ребёнку усвоить направление чтения: слева направо.
Для этого мало беглого объяснения, а нужна тренировка— дети просто не знают, где начало, а где конец слова!

 Задерживаться на протягивании звуков и "хождении по стрелочкам" не стоит- у многих ребят может случится непонимание на этом этапе. Дело в том, что речевой аппарат человека не в состоянии воспроизвести звучание слога слияния отдельным согласным и отдельным гласным звуком. Следующий этап —произношение и запоминание слогов слияния или складов, как в методике Зайцева.

Приведу простое объяснение из пособия "Спутник букваря" В. М. Марусяка:
«Слог слияния выговаривается как единое и неделимое целое, при котором язык, зубы и губы принимают положение для произнесения согласного звука, а горло — для гласного. Таким образом, первичными элементами устной речи являются отдельные звуки и слоги слияния.
Чтобы научить малыша чтению слога слияния, нужно просто показать его и прочитать. Затем повторить столько раз, сколько потребуется для твердого запоминания. Вот и все. Это основной и самый быстрый метод изучения слогов слияния. Все остальные есть лишь его запутанные модификации.
— малыша учат чтению обратных слогов, то есть, сочетанию гласной и согласной буквы, например: «АК», «АМ», «ОК». Выше уже говорилось, что первичными элементами устной речи являются отдельные звуки и слоги слияния. Соответственно, для успешного обучения письменной речи, первичными элементами должны быть также отдельные буквы и слоги слияния.
Какое влияние оказывает запоминание обратных слогов, не являющихся первичными элементами, на процесс обучения? Возьмем, например, слово ЗАМОК. Если ребенок знает слоги слияния «ЗА» и «МО», то он разложит его на первичные элементы (ЗА-МО-К) и без труда прочтет. Если же, кроме «ЗА» и «МО», он знает еще «АМ» и «ОК», то разбить это слово ему будет значительно труднее.
Действительно, как правильно: З-АМ-ОК, ЗА-МО-К или ЗА-М-ОК?»
Подробно о чтении по складам читать здесь:
http://www.marusyak.net/abc-book/ru/reading.htm

Игры и упражнения со слогами

Загадки( разминка на занятии)
«Я сейчас скажу слово с остановками, а ты угадай это слово». Затем само слово: «ма (пауза) ма. Что за слово?» (ма-ма   па-па   ба-бу-ш-ка   де-ду-ш-ка   мо-ре   ка-ша   
са-ло   ру-ка    ва-за   ма-ши-на   ка-че-ли   га-зе-та  ра-ду-га )
 (по складам: а-ку-ла   о-зе-ро)

Лото со слоговой таблицей
 Нужны два плаката со слоговой таблицей. Один плакат затонировать другим цветом и разрезать на отдельные слоги. Нужно найти такой же слог и положить на слоговый плакат.

Слоговый домик в отличии от слоговой таблицы можно заполнять слогами( писать или наклеивать) постепенно- в порядке изучения
Игры для обучения чтению
Слоговый домик можно рисовать на  магнитной доске
 и заполнять его слогами на магнитиках
Игры со слоговой таблицей
  • Называйте слоги, предлагайте ребенку быстро найти их в таблице.
  • Читайте по таблице цепочки слогов: по гласной букве (МА - НА - РА - ЛА - ПА - ТА - КА - СА), по согласной (ПА - ПО - ПУ - ПЫ - ПИ - ПЕ). Постепенно увеличивайте скорость чтения.
Можно использовать шуточный приём с буквоедом, который гонится за чтецом: прикрывайте слоги по мере прочтения листом бумаги с нарисованной рожицей.

  • Поиграйте в игру "Доскажи словечко". Покажите ребенку какой-либо слог в таблице. Пусть ребенок его прочитает и придумает слово, начинающееся на этот слог.
  • Загадывайте слова по таблице. Для этого покажите слоги задуманного вами слова в таблице по порядку, ребенок про себя прочитает слоги, сложит их в слово и назовет отгадку. А в следующий раз предложите ребенку загадать таким образом слово для вас. Не забудьте подыграть ребенку: специально ошибитесь при прочтении слова, а ребенок с радостью вас поправит.
  • "Кто в домике живёт?" Нужно заготовить картинку домика с окошком. Ребёнок сможет прочитать слог в окошке, не отвлекаясь на другие.
  • Таблицу слогов можно сделать переносной: распечатать на отдельных листах А4 и склеить в гармошку липкой лентой. Читать можно будет, например, в дороге, или разложив на полу во всю длину и т.д.
  •  Можно разрезать таблицу на отдельные карточки, проделать в них по две дырочки и сделать маленькие книжки.
  • На обратной стороне карточек со слогами можно записать чистоговорки, например:
Са-са-са - по лесу идет лиса,
Су-су-су - видел я в лесу лису.
Со-со-со - лиса катит колесо.
Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы.

Или наклеить картинки и использовать для лото и составления слов из отдельных слогов:

Игра "Слоговое лото"

Две половинки ( с 5 лет)
На карточках из картона напишите слоги( до 10 слогов на одну игру), с которыми вы уже познакомили ребенка. Каждую карточку разрежьте на две равные половины - верхнюю и нижнюю( или по диагонали)
 Если ребенок затрудняется в поиске, оставьте для выбора только нижние половинки слогов, а верхние выдавайте по одной. В следующий раз выдавайте нижние половинки, а все верхние разложите перед ребенком для выбора.
Печатные игры 

"Перекидные слоги" на пружинке можно приобрести в печатном виде, а можно сделать из тетради или блокнота на пружинке
"Паровозики"- ссылка на лабиринт:
Иллюстрация 1 из 12 для Игра "Паровозики". Читаем слоги (90 карточек) - Елена Сатаева | Лабиринт - книги. Источник: Лабиринт
Моё любимое пособие Барановой и О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать» привлекает даже самых непоседливых мальчиков 3-6 лет:
Игра для развития чтения у дошкольников "Паровозики"

Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку». Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции»: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно. На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.

Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу. Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым. Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т.д.).

С помощью этой игры можно отработать чтение не только открытых слогов (с гласным звуком в конце), но и закрытых (с согласным в конце).

Для этого берём вагончики там, где гласные буквы написаны перед окошечком, и действуем аналогично. Теперь у нас буква на вагончике не пассажир, а машинист, она главная, она впереди. Прочитайте сначала получившиеся «станции» с закрытыми слогами сами: АБ, АВ, АГ, АД, АЖ, АЗ и т,д., затем предложите «прокатиться» ребёнку.

Слоговое лото
Сделайте карточки со слогами ПА, ПУ, ПИ, ПУ, ПЫ, ПЕ и т. д.. Из настольных игр или журналов подберите картинки, названия которых начинаются на перечисленные выше слоги. Старайтесь подбирать к одному и тому же слогу несколько разных картинок. Например: СА - са-мо-лет, са-по-ги, ВА - ва-та, ва-за. Предложите ребенку выбрать одну из карточек со слогами и найти к каждому слогу соответствующую картинку из подготовленных для игры. Важно, чтобы ребенок сначала назвал то, что нарисовано на картинке. Слог нужно закрывать картинкой.
Ведущий  спрашивает: "Кому нужен ... ?" (произносит название предмета, изображенного на картинке). Тот, у кого есть соответствующий слог, забирает картинку себе, закрывает ею слог. Выигрывает первый закрывший все слоги на своей карточке.
 Вариант:
На большие карточки приклейте предметные картинки, подготовьте отдельные карточки с соответствующими слогами. Сложите все карточки в мешочек. Ведущий будет доставать из мешочка карточки со слогами, а игроки закрывать ими картинки. Выигрывает также первый закрывший все картинки на своем листе.

На карточках наряду со слогами-слияниями напишите и обратные слоги, в которых после гласной буквы следует согласная (ИС, ОС, АС, УС ...). Подберите картинки к этим слогам. Например: УТ - ут-ка, ЮБ - юб-ка, ЯБ - яб-ло-ко, ЮН - юн-га и т. п.

Слоговое лото Л. М. Козыревой- ребята выделяют слоги в начале слова, в конце и середине, складывают из слогов новые слова:


Слоговое домино с 5 лет
Подберите картинки с изображениями различных предметов, названия которых начинаются на слоги ПА, МИ, РО, ГА, BE и т. д..
Заготовьте картонные карточки. На правых половинках карточек напишите слоги, а на левые половинки приклейте предметные картинки.
Объясните ребенку правила игры. К каждой карточке нужно подбирать другую таким образом, чтобы написанные слоги совпали с картинками, на эти слоги начинающимися. Возьмите себе и дайте ребенку по 5-8 карточек. Оставшиеся карточки сложите в общую колоду. Стройте цепочки из слогов и картинок. Ходите по очереди. Если у вас или ребенка нет подходящей карточки, берите дополнительные из колоды. Выигрывает тот, кто первый остается без карточек на руках. Не забывайте просить ребенка читать слоги на карточках!
 Лучше подобрать больше картинок, названия которых начинаются с наиболее часто встречающихся в речи слогов. Например, НО - НО-ГИ, Но-РА; БА - БА-БОЧ-КА, БА-ТОН, БА-НАН, БА-РА-БАН. Специально следить за количеством картинок, подобранных к каждому слогу, не нужно - действуйте, исходя из возможностей вашего поиска.
Вариант:
Предложите ребенку самому построить цепочку из карточек. Пусть подбирает карточки таким образом, чтобы использовать в одной цепочке как можно больше слогов и картинок. Наилучший вариант такого задания - выкладывание всех карточек изготовленного комплекта в одну цепочку. По окончании составления цепочки попросите ребенка прочитать в ней все слоги.

Парочки
Приготовьте комплект карточек, из которого можно составить 8 пар одинаковых слогов.
Перемешайте карточки и разложите их на столе слогами вниз. Должно получиться 4 ряда по 4 карточки в каждом ряду. По очереди с ребенком пытайтесь найти одинаковые буквы. Откройте любые 2 карточки. Если вы открыли карточки с одинаковыми слогами, оставляйте их себе. Если открылись разные слоги, переверните их опять слогами вниз, оставляя на прежних местах. Следующий ход делает ваш ребенок. Объясните ребенку, что нужно стараться запомнить, где какой слог расположен на столе. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек.

Игра учит ребенка не отвлекаться и долго удерживать внимание, действовать по алгоритму и запоминать пространственное расположение предметов.

Волшебная тарелка (с 5 лет)
Предлоги - это первые слова, доступные ребенку для самостоятельного чтения. Часть предлогов состоит из одной буквы, а часть совпадают со слогами. Стоит попробовать использовать это их преимущество для организации игры с ребёнком, когда он учится читать разные слоги.

Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите ее с помощью линейки и карандаша на 8 секторов. В каждом секторе напишите по одному предлогу: НА, В, ПО, ПОД, ЗА, ОТ, НАД, К.

Бросьте кубик на тарелку, посмотрите, на какой сектор он попал. Вам нужно придумать предложение с выпавшим предлогом. Теперь очередь вашего ребенка. Если малышу будет трудно придумывать предложения, помогите ему: подскажите, о чем можно придумать предложение с данным предлогом.

Когда ребенок научится придумывать предложения, усложните немного правила игры: предложений нужно придумывать столько, сколько точек на выпавшей грани кубика.
 Вариант:
Можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать ее с закрытыми глазами.

Е.В. Васильева: Слоги. Выбери картинку по первому слог БА-, ВА- , МА-, СА-, ТА-. Развивающие игры-лото.
 https://www.labirint.ru/books/460265/
Алла Аникушина: "Буквы, слоги и слова". Лото с проверкой https://www.labirint.ru/games/613001/
Иллюстрация 1 из 18 для Слоговые таблицы. ФГОС - Наталия Нищева | Лабиринт - книги. Источник: Лабиринт
Наталия Нищева  "Слоговые таблицы"

Универсальное лото с звукоподражательными словами  из блога  Татьяны  Пироженко легко сделать самим.
 Квадратные (5х5 см) картонные карточки. На одной стороне  - животное или предмет, на другой - слог, изображающий издаваемый им звук. Например, "корова"-"му", "машина" - "би", "цыпленок"-"пи".
универсальное лото обучающее чтению
Играют в лото так:
Первый вариант - раскладывают карточки буквами кверху и предлагают ребенку найти среди них какое-нибудь изображение. Сначала ребенок просто переворачивает все карточки по-очереди, но потом догадается (может, надо будет задать наводящие вопросы), что гораздо быстрее найти нужное изображение по "его" слогу. И будет с одного взгляда узнавать этот слог, что очень поможет потом при чтении слов.
Второй вариант - ребенку показывают карточки по одной, буквами наверх. И спрашивают : "Как ты думаешь, кто нарисован на этой картинке?". Ребенок должен угадать картинку по слогу.

Для этой игры можно использовать и готовое печатное лото:

Первая игра для обучения чтению
Скачать игру
Подвижная игра со слогами "Ворота"
Для игры нужно, чтобы двое взялись за руки и подняли их вверх, образуя ворота. Ребёнок берёт карточку с картинкой и проходит под воротами, называя первый звук в слове с картинки. Следующий уровень: ребёнок берёт карточку со слогом и читает его. Ворота захлопываются, если попытка чтения слога или называния звука не удалась.

слоги с б
Здесь можно скачать карточки со слогами
 Подвижная игра"Заколдованное место"
Карточки со слогами складываются на стуле в кругу. Игроки стоят по кругу. Один выходит в круг, берёт слог, показывает его любому игроку. Если тот может прочитать слог, то карточку забирает себе и  игроки меняются местами. Нужно следить, чтобы карточки в конце игры были у всех.
Пение со слогами
Для того чтобы ребенок быстрее запомнил слоги, предложите ему петь эти слоги на мелодию любой выбранной им детской песенки ("Чижик-пыжик", "Жили у бабуси два веселых гуся", песни из детских мультфильмов - "Вместе весело шагать", "Голубой вагон", "Пусть бегут неуклюже:", "Я на солнышке лежу:"; старые песни - "Катюша", "Подмосковные вечера" и другие). Сначала вместо всех слогов в песне поется слог "ля". Затем по очереди поются изучаемые  слоги.
СклАдушки- попевки Воскобовича-  эти стихи и песенки помогают запомнить слоги:




По ссылке отличная коллекция игр со складушками Воскобовича!

Складушки -попрыгушки.
 Попевку можно повторить, напрыгивая на карточки со слогами, разложенные на полу.
Ролики
Между карточками со слогами на полу нужно начертить или нарисовать линии. Ребёнок скользить одной ногой по линии, протягивая первый слог и читает второй( а может быть и третий) слог.
Игра в магазин
Разложите на прилавке игрушечные товары или картинки с их изображениями (например, РЫ-ба, ДЫ-ня, ПИ-рожки, БУ-лка, ЯБ-локи, МЯ-со). Приготовьте «деньги» — бумажки с названием первых слогов этих слов. Ребёнок может покупать товары только за те «купюры», на которых написан правильный слог.
 В этом и последующих упражнениях слова надо подбирать такие, в которых произношение 1-го слога совпадает с его написанием (например, слово "вата" годится, а "вода" нет, т.к. произносится "вада").

Продавец - это вы. Покупатель - ваш ребенок. Главное условие состоит в том, что товар можно купить, только правильно назвав первый слог слова и "заплатив" продавцу соответствующими "деньгами".

Поменяйтесь ролями: теперь вы - покупатель, а ребенок - продавец. Когда будете "покупать" продукты, специально выбирайте неправильный слог. Продавец должен будет отказать вам в покупке и объяснить, почему он не может продать продукт за предложенные вами "деньги".

В следующий раз в качестве "денег" используйте слоги, на которые заканчиваются названия предметов. Например: кол-ба-са - СА, бул-ка - КА, ма-ка-ро-ны - НЫ, мо-ло-ко - КО, яб-ло-ки - КИ, кон-фе-ты - ТЫ и т. д.

Можно заменить предметы картинками с их изображением. Это позволит значительно увеличить ассортимент вашего магазина. Например: за слог МА станет возможным приобрести не только ма-ка-ро-ны, но и ма-ши-ну.

Игра в аэродром (гаражи)
На листах бумаги крупно пишем слоги, раскладываем их по комнате. Это будут в нашей игре разные аэродромы (гаражи). Ребёнок берёт игрушечный самолёт (машину), а взрослый командует – на какой именно аэродром (в какой гараж) нужно посадить самолёт (припарковать машину).

Самолетики
 На листах бумаги напишите слоги, которые вашему ребенку нужно запомнить и научиться читать. Для организации игры достаточно 6-10 слогов. Разложите листы на полу - это будут аэродромы.

"Превратите" ребенка в самолет: прочитайте стихотворение о самолете, сделайте вместе с малышом несколько движений-имитаций (расставьте руки в стороны, покачайте "крыльями"), погудите, как самолет ("У-У-У"), дайте в руки игрушечный самолетик. Командуйте ребенку, на какой аэродром приземляться самолету. Говорите от имени диспетчера: "Внимание! Внимание! Объявляется посадка на аэродром ...", "Посадка совершена на аэродром ...".

Поменяйтесь ролями: пусть теперь ребенок называет слоги, на которые будете "приземляться" вы. Специально приземляйтесь на неправильный аэродром, ребенок будет вас исправлять - провожать самолет на заданный аэродром.

Особый интерес игра вызовет у мальчика, т. к. ее сюжет соответствует темам мальчишеских игр. Чтобы игра стала интересна и девочке, переделайте ее в игру "Бабочки". Вырежьте из цветной бумаги яркие цветы разной формы. Напишите на них слоги. Разложите цветы на полу. "Превратите" девочку в бабочку: прочитайте стихотворение, загадайте загадку, выполните упражнение-имитацию ("помашите крыльями"). Говорите ребенку, на какой слог-цветок приземляться. Поощряйте правильность и скорость нахождения заданного слога.

 Для игры полезно выбирать слоги, схожие между собой - имеющие в составе одинаковые согласные или одинаковые гласные буквы. Например, в одной игре используйте слоги ПУ, КУ, НУ, ЛУ, ГУ, ТУ, МУ, а в следующий раз напишите на "аэродромах" или "цветочках" слоги ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВИ, BE.

Конфеты
Перед началом игры определите, какие слоги вы хотели бы выучить со своим ребенком. Количество слогов для одной игры не должно превышать 20. Из разноцветного картона вырежьте "конфетки". На каждой конфетке напишите ее название - слоги. На альбомных листах нарисуйте буквы, из которых состоят эти слоги, "оденьте" буквы в нарядные одежды, нарисуйте им лица и ручки. Постарайтесь сделать буквы привлекательными для ребенка. Чем ярче и эмоциональнее будут выглядеть буквы, тем больший интерес они вызовут у вашего малыша.
Здесь можно скачать буквы с личиками
или  весёлые  нарядные буквы

Расскажите ребенку, что буквы собрались на праздник, у них есть угощение - конфеты, но сами буквы не могут их поделить. Предложите ребенку помочь буквам: прочитать названия конфет и раздать их. При раздаче конфет нужно соблюдать правило: буква может получить только ту конфету, в названии которой она сама встречается. Например:  У можно угостить конфетами - КУ, ДУ, ВУ, БУ, букве Т ребенок может предложить и ТА, и ТО, и ТЫ, и ТЕ, конфетка СА может достаться и букве С, и букве А. Чтобы играть было интереснее, разговаривайте с ребенком от имени букв.

Вариант:
Те же "конфетки" используйте в игре "Магазин". Приходить за покупками будут буквы: вы можете их "озвучивать". Продавать конфетки будет ребенок. Условие - букве продают только те конфетки, в названии которых  встречаются звуки, обозначенные этими буквами. Не забывайте просить ребенка называть слоги.

Аналогично поиграйте в "Почту". Используйте те же изображения букв. Дополнительно подготовьте письма для букв. Для этого на конвертиках напишите слоги, состоящие из выбранных вами букв. Предложите ребенку разнести почту. Правило, по которому определяется, кому пришло письмо, то же, что и в игре "Конфеты": буква может получить только то письмо, в названии которого она есть.

 Нарядные изображения букв пригодятся и для игры "В гости"
Расскажите ребенку сказку о том, как буква М пошла гулять и по дороге встречала своих знакомых. Во время рассказывания сказки объясняйте, как буквы встречаются друг с другом, здороваются за руки, говорите за буквы разными голосами. Сначала буква М встретила букву А, они взялись за руки и сказали: "МА". Когда буква М встретилась с буквой О, они поздоровались и сказали: "МО". С буквой У буква М поздоровалась уже другим словом - "МУ". Взяв букву Ы за руку, буква М сказала: "МЫ". А при встрече с буквой И буква М произнесла "МИ".
 Попросите ребенка повторить сказку, дайте ему возможность соединять буквы ручками друг с другом и произносить, как они здороваются.
 Следующую историю расскажите аналогично, но гулять уже пусть отправится буква П.

При ознакомлении ребенка с другими слогами используйте аналогичные короткие сказки, составленные по одному и тому же принципу: буква, обозначающая согласный звук, путешествуя, встречает на своем пути все гласные звуки. Они в паре поют "песенки"-слоги. Буква может "отправиться в лес за грибами" или "кататься на лифте", буквы могут заселяться в теремок к букве, обозначающей какой-либо гласный звук и т. п.

Дорожки из слогов
Для этого упражнения подойдут кубики Зайцева или любые карточки со слогами (можно их сделать в виде следов). Строим из них длинную дорожку – из одного конца комнаты в другой. Выбираем две фигурки/игрушки. Одной играете вы, другой — ребёнок. Кидайте кубик — ходите по очереди вашими фигурками по карточкам на столько ходов, сколько выпало на кубике. Наступая на каждую карточку, называйте слог, написанный на ней.

Для этой игры также можно использовать различные «бродилки», написав слоги в кружочках на игровом поле.
пример бродилки

Тренажёр "окошечки"

Сделайте разметку на одном листе картона: положите лист горизонтально, разделите его на 2 равные части вертикальной линией, в каждой половинке на одинаковом уровне наметьте окошки, соблюдая одинаковый отступ от краев и от линии середины. С помощью ножниц вырежьте окошки. С обратной стороны приклейте заглушку из второго листа картона. Клей наносите только по линии середины, по правому и левому краю.

Раскройте альбом посередине, разожмите скрепки и вытащите двойной лист бумаги. Разрежьте его пополам вдоль так, чтобы получились две одинаковые полоски. Каждую полоску разметьте по всей длине: отчертите прямоугольники шириной, соответствующей высоте окошка в детали, выполненной из картона ранее. На одной полоске напишите гласные буквы А, О, У, Ы, И, Е, Ё, Я, Ю, Э (по одной букве в каждом прямоугольнике). На второй полоске напишите согласные буквы М, П, Н, К, С, В, Т, Б, Д, Г, 3, Ф (так же по одной букве в каждом прямоугольнике).

 Вставьте полоски в картонную рамку: полоску с гласными буквами справа, полоску с согласными буквами слева.
 Теперь установите в левом окошке любую согласную букву, а правую полоску передвигайте так, чтобы в правом окошке по очереди появлялись гласные буквы. Пусть ребенок читает образовавшиеся слоги. Например: МА - МО - МУ - МЫ - МИ - ME - МЁ - МЯ - МЮ - МЭ. Передвиньте полоску слева, чтобы появилась новая согласная буква, опять передвигайте правую полоску, предлагая ребенку читать новые слоги.

В следующий раз оставляйте неизменной выбранную вами гласную букву, а изменяйте согласную, передвигая левую полоску в окошечках. Просите ребенка читать образовавшиеся слоги. Например: МА - ПА - НА - ВА - ТА - БА - КА - СА - ГА и т. д.

Можете поменять полоски местами, в таком варианте ребенок будет читать цепочки так называемых обратных слогов, где первая буква гласная, а вторая согласная. Например: АП - AM - АН - АВ - AT - АС - АФ - АД, АК - ОК - УК - ЫК - ИК - ЕК - ЁК - ЮК - ЯК - ЭК.

Когда ребенок освоит чтение слогов, состоящих из двух букв, сделайте подобные "окошечки" на 3 или 4 буквы.
Онлайн игры для обучения чтению


Продолжи слово
Педагог бросает мяч, называя при этом начало слова, ребенок должен продолжить слово одним и тем же слогом, например ША. Ма-ША, Ми-ША, ка-ША

Поймай верное слово
Педагог произносит цепочку из слов, среди которых одно правильное. Ребенок должен назвать правильный вариант. гебемот, бегетом, бетегом, БЕГЕМОТ.
Слова из 3 слогов
скачать игру
скачать игру с двумя слогами

http://igromama.com/products/igra-soberi-poezd-po-cvetu-po-bukvam


Как читать слоги
 Раскрась слоги- скачать упражнение >>>>


Игра со слогами для дошкольников "Слоги в автобусе"
Классная игра "Слоги в автобусе"
https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-slogovoi-domik-neznaiki-uchim-bukvy-i-slogi.html


Упражнения для слогов (слоговая структура слова)

Упражнения

Чтение коротких слов
Повышайте сложность постепенно: начните со слов, состоящих из одного слога (УМ, ОН, ЕМ, УЖ, ЁЖ) или двух одинаковых слогов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА, НЯНЯ.
 Затем переходите к чтению слов из трёх букв (закрытый слог + согласный): БАЛ, СЫН, ЛАК, БОК, ДОМ.

Далее пробуем читать слова из четырёх букв – сначала с одинаковыми гласными: ЛАПА, ДАЧА, ФАТА, КАША, ГИРИ, КИВИ, потом с разными (КОТЫ ШАГИ, ЛИСЫ, ЧАСЫ).

Нужно понимать, что даже если ребёнок произносит все слоги в слове правильно, это не значит, что он сразу сможет осмысленно сложить их в слово. Наберитесь терпения. Если ребёнок с трудом читает слова из 3-4 букв, не переходите к чтению более длинных слов и тем более предложений.

Будьте готовы к тому, что ребёнок свободно начнёт читать слова только после того, как у него автоматизируется навык сложения букв в слоги. Пока этого не произошло – периодически возвращайтесь к отработке слогов.
Слова из карточек по слогам
Слова из двух слогов наглядно разделены на две части
Интересные рабочие листы в пособиях:
"Складываем слоги и слова. Лучшие упражнения для дошколят."
"От буквы к слогу. Учимся читать по слогам. 5-6 лет" Сост. В.Г. Дмитриева:




Анна Левина "Начинаем читать"
Колдина "Начинаю читать" ( Конфетка)
Слоги в виде букв, которые дружат.
 Приём из «Букваря для малышей» Е. Бахтиной, «Русской азбуки» О. Жуковой и др

Планы занятий:
Obuchenie_gramote_detey_doshkolnogo_vozrasta_pl..
2.2 МБ
Письмо печатными буквами, уроки грамоты, чтение, раскраска:

Operenova_O_V__Ya_pishu_slova_Rabochaya_tetrad_..
1.6 МБ
Азбука раскраска:
Левик О.Н. "Азбука-читалочка. Готовимся к школе 5-7 лет. Я учусь читать"

Levik_O_N_Azbuka-chitalochka_Ya_uchus_chitat.djvu
2 МБ
Игра с карточками: на одной стороне картинка и слово, на другой стороне только крупное слово. Сначала ребёнок находит заданный звук в слове с картинки, затем находит букву или слог без опоры на картинку.

Серия книг "Читаем сами"  с рабочими листами и карточками для игры со слогами
Можно скачать по ссылке

36 (464x700, 305Kb)
Отличные рабочие листы с 24 стр до 42 "Читаем слоги":


Uchimsya_chitat.pdf
11.5 МБ


 Флеш игры 

Источники: http://marypop.ru/doshkolnik/obuchenie-gramote/uchimsya-chitat-po-slogam.html
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07w.shtml
https://moy-kroha.info/kak-nauchit-rebyonka-chitat-po-slogam-v-domashnih-usloviyah


 Примечание:
Регулярными можно назвать такие занятия, которые проводятся 5-6 дней в неделю. Причем, в каждый день по два занятия.  Продолжительность одного занятия от 3-х до 15-ти минут. Между занятиями нужно делать перерыв на 30-60 минут, чтобы малыш успел отдохнуть.
Обязательно делайте свободные от занятий дни и сообщайте об этом малышу: «Завтра у тебя выходной». 

6 комментариев:

  1. Сколько полезностей! Спасибо! У меня в 1 классе двое ребят нечитающих, воспользуюсь Вашими карточками!

    ОтветитьУдалить
  2. Сколько же полезностей и для педагогов, и для родителей есть у Вас в блоге.

    ОтветитьУдалить
  3. Какая богатая подборка! Спасибо! Нам из России привезли игру "Шальные совы. Вижу слово." Для первого этапа не подойдёт, а как закрепление - запросто.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Погуглила сов:) Круть какая! Спасибо за наводку- буду их теперь искать:)

      Удалить
  4. Оксана, спасибо!
    Когда сын был маленьким, он очень рано в год научился распознавать буквы. Мы об этом узнали случайно, по его бормотанию над азбукой, на горшке))) Но перейти к слогам у нас не получилось сразу. Пришлось даже делать настольную игру, чтобы он понял как буквы дружат. Жаль тогда не было доступа в интернет и материалам))) Многое мне было бы гораздо легче сделать.

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...