суббота, 10 августа 2019 г.

На пути к системному мышлению

 Чем отличается обычное мышление от системного:


 Посмотрите, как осуществляется вход в такую сложную и важную для ТРИЗ  тему по "Новым приключениям колобка"  Михаила и Зои Шустерман. мне нравится брать их рассказы за основу занятий с детьми  смешанной группы ( от 4 лет). Для  знакомства с методом системный оператор( детям я не называю этот метод)  предлагается  решить два  вопроса "Откуда берётся дождь?" и "Чем отличается коза от оленя".

Сценарий беседы "На пути к системному мышлению"



У нас сегодня дождь.
Толстые серые тучи громоздились на небе.
Очень большая и плотная «занавеска», если солнышко из-под нее выглянуть не может.
Как же ему помочь?
 Сами тучи ему и помогут. Из них пойдет дождь, и тучи исчезнут.

Откуда берётся дождь?
Из тучи на землю будет капать вода
Но как забралась вода так высоко?

 Жила себе вода в ручейках и реках. Все на земле да на земле. И вот однажды захотелось ей поближе на солнышко посмотреть. «Попробую стать маленькой-премаленькой, тогда буду легче и допрыгну до солнца» – и превратилась в капельки. Прыгали они, прыгали, но и у них ничего не получалось. «Нужно стать еще меньше», – подумали капли и стали совсем незаметными и такими легкими, как воздух, – вот и взлетели вверх. Столько увидели они сверху, что решили рассказать друг дружке о том, сколько интересного вокруг. Собрались в большую тучу, а покуда болтали, сливались в капли. Стали тяжелыми и упали на землю дождем. Умыли деревья, траву, цветы. Умыли и рассказали свою историю. Вот почему после дождя вся зелень на земле оживает и тянется к солнцу. Хочет увидеть, как красива наша Земля оттуда, сверху.
Нам понравились эти незатейливые иллюстрации



Значит, дождь – это хорошо?

Хорошо поиграть под крышей во время дождя.
Расскажите, каких домашних животных вы знаете.
А почему они называются домашними? 

– Давным-давно, когда не было ни детских садов, ни машин, ни домов, человек жил в пещере. Чтобы согреться, он разводил костер. Все звери в это время жили в лесу и только издали поглядывали на жилище человека. Особенно манили их пляшущие языки пламени. Вечерами и ночами, когда становилось холодно, звери, у которых не было теплых шкур, прижимались друг к другу и так согревались. Но с приходом зимы это уже не помогало. Однажды человек заметил, как они мерзнут, и пригласил погреться у костра. На следующий день человек сделал то же самое. И так было довольно долго. Звери привыкли к людям и перестали уходить в лес, стали жить возле пещеры. Они подружились с человеком и стали ему помогать. Таких зверей и назвали потом домашними животными.
 Домашние животные живут рядом с людьми и приносят им пользу.

 А теперь посмотрите на картинку. Расскажите, кто здесь нарисован.
– Коза и олень!

– Из каких частей состоит тело козы?
– У козы есть рожки, хвостик.
– Борода, ноги, копыта.
– Голова с большими глазами, носом, ртом и ушами.
– Длинная белая шерсть на теле.

– Что же есть у оленя?
– Большие ветвистые рога!
– Короткий хвостик, добрая морда с небольшими ушками.
– Тело и ноги оленя покрыты густой серой шерстью.

– А теперь давайте сравним этих двух животных вот как: возьмем одинаковые части тела каждого и посмотрим, чем они отличаются и почему. Если поставить рядышком козу и оленя, что сразу заметно?
– Олень большой, а козочка маленькая.
– Почему же так произошло?
– У оленя есть враги: это и волки, и сами олени могут между собой ссориться, поэтому им нужно быть большими и сильными.
– Если посмотреть на рога, чем они отличаются?

– Рога у оленя большие и ветвистые, чтобы защищаться. Он опускает голову и встречает врага на рога. Каждый зверь в тайге и тундре боится быть пропоротым или поднятым рогами оленя. У козы врагов нет, поэтому и рожки у нее меньше, чем у оленя, и веточек на них нет.

Теперь посмотрим на их ноги.
– Ноги у оленя больше и сильнее, чем у козы. Это для того, чтобы быстро и долго бежать. Копыта у него тоже большие и толстые. Чтобы зимой можно было раздобыть из-под снега корм, олень копытами разрывает, расчищает снег.
– У козы копыта для того, чтобы не поранить ноги и не замерзнуть. Они как ботиночки.

– А какая шерсть у этих животных?
– Шерсть у козы мягкая, пушистая и длинная. Козу чешут гребешком и собирают пух. Из него вяжут теплые вещи. Варежки, носки, кофты, шапки.
– У оленя шерсть очень густая. В такой шубе хорошо и зимой, и летом. Зимой в ней тепло, и олень может спать на снегу, а летом никакой комар не укусит сквозь такую шерсть.
– Потому и хвост у оленя маленький, ему не нужно отбиваться от всякого гнуса. Коза же хвостом отмахивается от мух и мошкары.

– Какая еще польза от козы?
– Молоко! Оно у козы вкусное и очень полезное. У оленя-мамы тоже есть молоко, когда она кормит своего детеныша. А коза кормит молоком не только своего козленка, но и людей.
–  А как же и где живут эти животные?
– Коза живет рядом с человеком. Ночует в сарае.

– Олень живет в тайге или тундре. Для того чтобы никого не бояться, все олени живут стадом.
– Стадом легче корм добывать, легче детей растить. Чтобы согреть малышей и защитить от волков, олени сгоняют их внутрь стада и охраняют оленят.
– Когда одни олени добывают еду, другие охраняют оленят.
– В стаде всегда есть вожак. Он самый умный и самый сильный. Вожак знает все пастбища.
– Вожак может увести стадо от опасности или первым принять бой.
– А коза может жить одна или с козлятками и ничего не бояться. В сарае ей тепло, человек ее накормит и защитит.
– Защитить козу может еще и дворовый пес. Он охраняет весь двор от непрошеного гостя.

Теперь посмотрим на  две картинки "курица с цыплятами" и "Орёл в небе".

– Снова начнем с того, что есть у каждой птицы, из чего она состоит.
– У курицы – лапы, гребешок, бородка.
– Клюв, крылья, перья, глаза.
– Орел тоже имеет лапы, крылья, глаза.
– Перья, клюв, голову, туловище.

– Сравним их.
– Орел – очень большая птица. Он питается животными. Чтобы спокойно поесть, он летит со своей добычей в укромное место или к гнезду. Потому орел сильный и выносливый. Курица по сравнению с ним маленькая.

– Теперь обратите внимание на головы.
– Глаза и клюв есть и у той и у другой птицы. Но у орла глаза очень зоркие. Подымаясь высоко над землей, он выискивает добычу. Даже маленькую мышку может разглядеть. Потом он очень быстро опускается на землю, почти падает и хватает ее.
– Клюв у орла тоже больше, чем у курицы. Ему приходится клювом разрывать пищу.
– Курица клювом только клюет зернышки, которыми ее кормят, или червей, которых найдет.
– Червей она не только находит, но и выгребает из земли лапками. На лапках есть коготочки. Они острые и твердые. Потому курица без труда гребет землю и не ранится.
– У орла когти больше и сильнее. Он ими переносит добычу, убивает ее и делит на части, чтобы поесть и покормить своих птенцов.

– Крылья у орла очень большие, потому что ему приходится высоко взлетать и долго лететь с добычей в когтях.
– У курицы тоже есть крылья, но человек ее кормит, и ей не нужно куда-то летать, чтобы раздобыть пищу.

– Как же живут эти птицы?
– Курица может жить одна, может жить в куриной стае, если у хозяина их много. В курятнике на жердочке всем места хватит. И тепло, и уютно. И не страшно. Всю ночь курятник на запоре. Нечего бояться.
– Орел живет один со своей семьей. Гнездо его высоко в горных ущельях. Потому-то орел – сильная, ловкая, зоркая птица, которая может и накормить, и в любую минуту защитить свою семью.
– И все же курица немного летает. При этом громко кудахчут. Я думаю, так они всем вокруг кричат: «Смотрите, я лечу, я – птица!»

Задание:
Сравни попугая с куропаткой, индюка с тетеревом, собаку с волком и расскажи нам, чем они отличаются.
Если сможешь, нарисуй части тела зверей и птиц. Изобрази, где они живут, какие у них гнезда, норы. Дружат ли они с подобными себе зверями, вместе живут или врозь?

А теперь для родителей

В поисках критериев оценки. На пути к системному мышлению

Сначала определим для себя: что же такое система?

Система – это совокупность взаимосвязанных элементов или предметов, обладающая определенными свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов.

Например, цветы в вазе – это система предметов, собранных в определенном порядке. Дома в городе – тоже система – архитектурная планировка города. Части тела человека – тоже система.

Перед тем как объяснять детям это понятие, попробуем сами разобраться.

Направимся вместе с вами в магазин для приобретения телевизора. Как мы его выбираем? Что нам для этого нужно?
В первую очередь мы выбираем критерии для оценки: большой – маленький, дорогой – дешевый, темный – светлый, по техническим данным паспорта и т. д. Попробуем разобраться и как-то систематизировать их.
Прежде всего рассмотрим сам телевизор как систему. Тогда он может быть большим – маленьким, дорогим – дешевым.
Телевизор включает в себя корпус, системы управления, блоки звуковые, световые, цветовые и т. д. Назовем его составные части подсистемой телевизора.
Если рассматривать телевизор в подсистеме, то основными критериями оценки будут: местный – дистанционный пульт управления, темный – светлый корпус или пульт управления, технические данные и т. д.
Наша покупка должна вписаться в обстановку комнаты, быть согласована по техническим параметрам с уже имеющейся дома аппаратурой. В данном, рассматриваемом случае телевизор уже является частью комнаты – назовем ее надсистемой.
В надсистеме уже свои критерии оценки телевизора: размер и цвет его должны быть согласованы с обстановкой комнаты.
Итак, при выборе телевизора мы рассматриваем его в системе, в подсистеме и в надсистеме с соответствующими критериями оценки и в конце концов решаем эту задачу.

Так же и наши маленькие герои пытаются объяснить появление туч на уровне подсистемы воды – капелек. Сравнивая козу и оленя, курицу и орла, малыши рассматривают их в системе, в подсистеме (части тела) и в надсистеме (оленье стадо). Они выявляют критерии оценки на каждом уровне и затем уже проводят анализ.

В жизни наши маленькие изобретатели встречаются ежедневно с массой проблем, вырабатывают свои критерии их оценки и находят решения.

Давайте поможем себе и им в этом!

Поможет нам пособие "Волшебный телевизор" и волшебники времени "Отставай!" "Догоняй!", "Дели давай" и "Собирай давай", Волшебник "Домовой"



"Волшебный телевизор" сделан из 5 "экранов",
 склеенных пластырем для удобного складывания. Уже украшен рисунком пользователя:)
Как играть, смотрите ниже.





Игры и упражнения для развития системного мышления

 В играх с системным оператором и его частями основная идея заключается в том, чтобы ребёнок пришёл к выводу, что будущее колоссально меняет всё вокруг себя: предметы, людей и даже природу.

Игры призывают смотреть в прошлое, интересоваться историей, опираясь не только на свои фантазии, но и на реальные исторические факты.


Игры и упражнения  подводят ребёнка к одному из важных понятий методики ТРИЗ - как сделать так, чтобы было «само». Идеальное решение любой задачи методом ТРИЗ предполагает, что задача решается сама собой. В современной жизни всё к этому и идёт: вещи стираются уже сами в стиральных машинках, средства передвижения ездят сами на автопилотах и т. д.

Обсуждение «Конструкторы» для самых маленьких


Приходит Игрушка и рассказывает:
- Мне вчера подарили конструктор, такая игра интересная, много частей, и что хочешь, то и собрать можно. А у вас в группе конструкторов нет, неинтересно.
- Почему неинтересно? У нас в группе много конструкторов, можно даже сказать, что у нас одни только конструкторы и есть!
- Как это так?
-Так ведь из частей состоит не только конструктор, а все остальное тоже. Вот, например, стул. Из каких частей он состоит?
- Четыре ножки, сиденье и спинка.
- Совершенно верно. Стул можно разобрать и получатся эти части, а можно из таких частей собрать новый стул. Вот и получается стул как конструктор: его тоже можно собирать и разбирать...
- Ой, точно! А еще что?
Педагог называет несколько объектов, затем раздает детям предметы или их изображения и предлагает по цепочке назвать все детали этих «конструкторов».
Примеры объектов: домик, пирамидка, кукольная кроватка, игрушечный телефон, фломастер, портфель.
В конце желательно проанализировать, чем эти «конструкторы» отличаются от настоящих.

Чему вы учите ребёнка, играя в эту игру:
Ребёнок учится смотреть на вещь, как совокупность важных частей. Игра подводит детей к мысли, что многие из окружающих предметов полезны лишь во взаимодействии с другими.  Чайник просто так работать не будет, его нужно включить в розетку, чтобы это сделать, необходимо напряжение в розетке и т. д.

Игра «Кто больше?»
Дети делятся на две команды, воспитатель показывает какой-либо предмет. Дети поочередно называют части предмета, т.е  подсистемы. Выигрывает команда, которая назовет больше подсистем.
Упражнение можно организовать в виде эстафеты или игры с мячом.

Сочинение загадок
 Что такое: Два колеса, руль и педали
( Велосипед)
 Что такое: Четыре ножки и сиденье.
(Табуретка)

  Загадки с использованием сравнений:
Четыре лучика и квадратное солнышко ( Табурет)
Два озера на ножках — что это? ( Очки)
(Чтобы придумать загадку, надо назвать, из каких частей состоит предмет, и придумать, на что они похожи!)

Игрушка на прощание высказывает мысль, что все окружающие предметы состоят из различных частей, что все вокруг является «конструкторами».

 «Что в чем?»
Назовите предметы, частью которых является заданный объект:
- Кнопка часть чего? (звонка, куртки, коробки с канцелярскими кнопками, баяна).
- Листочек часть … (дерева, тетради, книги, календаря, папки).
- Лампочка часть … (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы).
- Экран … (телевизора, компьютера, кинозала, рентген аппарата, диафильма).

 «У кого есть…»
По очереди участники загадывают объект (или берут картинку так, чтобы остальные участники не видели) и называют части этого объекта. Затем следующий участник перечисляет части своего задуманного объекта.
- У моего объекта есть тело, покрытое мехом, длинные уши и лапы, короткий пушистый хвостик, … (Заяц)
- У моего объекта есть дно, закругленная стенка, ручка, цветная картинка на стенке, … (Чашка)
- У моего объекта есть берега, вода, обитатели, подводные растения (Речка, озеро, море)
Можно задавать уточняющие вопросы: «А у твоего объекта есть перепонки на лапках? У твоего объекта есть крышка?» И т.п.

 «Что–то – часть чего-то»
Разрежьте предметную картинку на 12 – 16 частей. Картинка лежит на столе изображением вниз. Наугад по желанию детей открывают один квадрат. Дети рассматривают его, предполагают, на что похоже изображение, у каких предметов ещѐ бывают такие части. Когда варианты исчерпаны, открывают следующий квадрат. И так до тех пор, пока не будет отгадано изображённое на картинке.

 «Чем был – чем стал»
Игра с мячом. Используем возможность помимо закрепления знаний поупражняться в ловле и броске мяча, совершенствовать координацию движений и активизировать оба полушария мозга за счет одновременной умственной и двигательной деятельности.

Для младших деток вариант игры: «Чей детеныш?»
Взрослый называет слово: «Жеребенок» и кидает ребенку мячик. Ребенок ловит его, отвечает: «Лошадь» и бросает мяч обратно взрослому. Взрослый: «Котенок»… - «Кошка»; «Поросенок»… - «Свинья»; «Щенок»… - «Собака» и т.д.
С более старшими детьми конкретную тему можно не обозначать, сообщить только направление «Что было раньше?» или «Что будет?». Слова берутся из разных тем: например – «Чем/кем стали?»
«Семечко»; «Ягненок»; «Мальчик»; «Туча»; «Дерево» и т.д.

 «Что сначала, что потом»
Начинать можно с детьми 2-3 лет
- Сначала осень, а потом? – Зима. – А потом? – Весна. – А потом? – Лето.
– Сначала вторник, а потом? – Среда.
- Сначала вечер, а потом? – Ночь.
– Сначала завтрак, а потом? – Обед.

С детьми 5-6 лет можно использовать многовариативный подход:
- Сначала глина, потом… — ваза, кирпич, скульптура, свистулька, и др.
- Сначала бревно, потом… — дом, шкатулка, бумага, доска, шкаф и др.
- Сначала яйцо, потом… — птенец, черепашка, крокодиленок, гусеница, змея и др.

 «Раньше – позже»
Взрослый называет какую-либо ситуацию, а ребенок говорит, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.
- Посмотри, какая у медведя сделана берлога?
- Большая, крепкая, добротная.
- Она всегда была такой? Что с ней было раньше?
- Ее не было, росли деревья.
- Правильно, а еще раньше?
- Росли маленькие ростки.
- А еще раньше?
- Семечки в земле.
- А что будет с берлогой потом?
- Она развалится, смешается с землей.

«Паровозик времени»
Формируем у ребенка представление об изменениях объекта во времени. В зависимости от возраста увеличиваем длину цепочки: в 2-3 года достаточно двух-трех вариантов, чем старше ребенок, тем более длинной и полной должна быть цепочка.
Икра → головастик → лягушка
Яйцо → гусеница → куколка → бабочка
Семя → росток → саженец → маленькое деревце → большое дерево
Для демонстрации можно использовать, например, паровозик в вагонами. В окошко вагонов вставляем картинки или схематично рисуем постепенное изменение объекта во времени.
 Это могут быть картинки изображающие времена года (например: зеленый листик, желтый листик, ветка без листьев, ветка с почками), разные этапы жизни человека (младенец, дошкольник, школьник, взрослый человек, старый человек), история предметов (повозка, карета, старинный автомобиль, современный автомобиль, автомобиль будущего – например, летающий)

 «Путешествие в будущее»
Представьте, что стало возможным ездить в другие времена так же, как мы путешествуем в другие страны. Предложите ребенку отправиться в будущее. Можно поехать на 100, на 200, или даже на 300 лет вперед. Только вот беда – мы не знаем, как далеко в будущее мы приехали. Придумайте с ребенком (или, если участников несколько, то предложите каждому), как изменится в будущем, например, шкаф (или холодильник, душ, утюг и др.). Все рукотворные предметы изменяются для улучшения своих функций, для устранения недостатков, для большей универсальности. Нужно подумать, что не устраивает сейчас в этом предмете, что можно улучшить, как расширить функцию и т.д. Все модификации предмета рассматриваются и выясняется, кто дальше оказался – чем более усовершенствованным будет объект, чем больше «работ» он может выполнять, тем дальше в будущее вы ездили.

«Чем этот предмет был в прошлом?»/«Чем этот предмет может стать в будущем?»
Например: стул
- Чем этот предмет был в прошлом?
- Деревом/ростком дерева/семечком  дерева (в зависимости от того, насколько глубоко копнуть).
- Чем он может стать в будущем?
- Дровами/дубинкой из ножки/качелей, если подвесить куда-то и т. д.

В этой игре ребёнок:
 Проникает в суть предметов и явлений. Дети понимают, насколько велик может быть путь, который проходит каждый предмет, прежде, чем принять свою привычную форму.
 Тренирует своё воображение и формирует навыки изобретательства. В тот момент, когда дети начинают фантазировать о будущем, велика вероятность создать что-то новое, сделать необычное из обычного.

 «Где живу и с кем дружу»
Для игры используется «модель мира», которая на первом этапе ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. С постепенным усвоением количество частей мира увеличивается. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок.
Ведущий называет какой-то объект, а ребенок определяет местонахождение объекта на модели мира, объясняя, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.
Если объект относится к рукотворному миру, то требуется определить, к какой классификационной группе он относится (одежда, мебель, посуда, обувь, транспорт, игрушки и т.д.) Расширение этой части модели мира происходит постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире.
Модель мира: рукотворный и нерукотворный мир
Самолет:
Относится к рукотворному миру, потому что сделан руками человека.
Нужен для перевозки людей и грузов, это транспорт.
Его родственники: вертолет, воздушный шар, дирижабль – воздушный транспорт.
Его дом – ангар, в котором самолет находится между полетами.

Лиса:
Относится к миру природы, живая природа.
Родственники: волк, заяц, медведь – это звери, млекопитающие, потому что кормят детенышей молоком.
Живет в лесу, в норе. Может жить в зоопарке.

 «Где живет?»
Игра на определение и закрепление знаний о месте обитания-нахождения-функционирования объектов природного и рукотворного мира. Можно проводить с карточками, мячом, или выбирая объекты окружающего пространства
- Где живет медведь? – В берлоге, в лесу, в зоопарке, в книжке, в мультфильме.
- Где живет солнышко? – На небе, в космосе, в сказке.
- Где может находиться (жить) холодильник? – В доме, на кухне, в магазине, в кафе, на рыболовном судне.

Включи вариативность
(игры Анатолия Гина)
Условия игры:
Представляем любой предмет. Придумываем, как его можно использовать, помимо его прямого назначения/
Например: пластиковый стаканчик
1) надеть на ножку стула, чтобы не царапала пол;
2) сделать шапочку Алладина на резинке;
3) вырезать кружки, покрасить их и сделать себе цветные очки;
4) выращивать растения;
5) собрать много стаканчиков и сделать костюм...
Что развивает:
Преодоление психологической инерции. Психологическая инерция — это то, как мы привыкли думать, маленькие шаблоны в нашей голове и стереотипы, которые мешают шире смотреть на вещи и находить самые неожиданные решения. Нужно рушить стереотипы и развивать способность мыслить за рамками привычного.
Понимание надсистемы. Надсистема — это что-то извне, что может изменить предмет до неузнаваемости, и сделать из него сверхновое. Ребёнок учится не ограничиваться функциями самого предмета, он активизирует знания о том, что есть вокруг объекта.

Да-нетка
Условия игры:
Вы загадываете что-то (предмет, явление, человека, цифру, что-то волшебное и т. д.). Ребёнок должен угадать что это, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Например: дом
— Это живое?
— Нет.
— Это сделано человеком?
— Да.
— Это больше тебя?
— Да.
— Несёт пользу для человека?
— Да.
Чему учит:
Задавать правильные вопросы. Довольно непросто подобрать вопрос так, чтобы он дал конкретную, нужную информацию, способную приблизиться к правильному ответу. Часто дети усердно думают, прежде чем спросить. Это нам и надо!
Классифицировать. Такая игра — своего рода математика: мы делим целое пополам. Первые вопросы обычно самые глобальные «Это живое? Это неживое? Сделано человеком?» и далее по убывающей. Чем дальше, тем классификация всё больше сужается, тем сложнее её делить, но тем интереснее и загадочнее.
Запоминать. Особенно это проявляется, когда загадано что-то эдакое. Когда накопилось уже множество вопросов и ответов на них, приходится держать в памяти картинку из уже полученных подсказок и не повторять вопросы.

Игра "Предсказатель" 
Условия игры:
Берём за основу любой предмет/действие/явление. Называем, что вместо этого предмета/действия/явления было раньше. Что выполняло ту же функцию, как оно усовершенствовалось со временем и как может модернизироваться в будущем.
Например: знакомство
— Как люди знакомились в древности?
— Обнюхивали друг друга, дрались, через прикосновения и т. д.
— Как знакомятся теперь?
— На улицах, в кафе, в интернете и т. д.
— Как будут знакомиться в будущем?
— Будут посылать к друг другу личного робота и передавать с ним полную информацию о себе или считывать её с кого-то и т. д.

«Волшебный светофор»
У «Волшебного светофора» зеленый цвет означает части объекта (подсистему), желтый – сам объект (систему), красный – место обитания и классификационную группу (надсистему). Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет или его изображение может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.
Взрослый объясняет правила игры: Если я подниму кружочек зеленого цвета – ты называешь части предмета или животного. Если я подниму круг красного цвета, ты мне скажешь, частью оно чего является: как называются все его родственники и где оно живет. А если я подниму круг желтого цвета, то ты мне скажешь, какое оно, что умеет делать, для чего оно или какую пользу приносит.
Например, ЗАЯЦ
(поднимает красный кружок).
- Заяц относится к природному миру, к живой природе, к диким животным. Он живет в лесу.
Взрослый поднимает зеленый кружок.
- У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.
- Почему заяц меняет шубку зимой?
- Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.
Взрослый поднимает желтый кружок.
- Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он нужен для того, чтобы в лесу жили животные. Он умеет быстро бегать и запутывать следы.

 «Волшебный (системный) лифт»
Волшебный лифт используется в тех случаях, когда нужно продолжить подсистемно-надсистемную вертикаль, задействовать больше экранов, чем 3 основных. Например, «Где я живу»: (перемещая по этажам фишку, детальку, магнитик) - Ты живешь в (квартире №). Квартира – это часть… (дома №). Дом – это часть… (улицы…). Улица – это часть… (города…). Город – это часть… (страны…). Какие еще страны ты знаешь? Частью чего являются все эти страны, где они находятся? На планете Земля. Земля – это наш общий дом, наша прекрасная планета. А планета Земля часть чего? Что является ее домом? Бескрайний космос, в котором много разных небесных тел – планет, звезд, астероидов, туманностей и др.

Идея с кругами и воплощение:



«Волшебный телевизор»
Используя «Волшебный экран», можно с ребенком изучить «жизнь» любого предмета, процесса, явления.
В основе системного подхода к объекту лежат следующие мыслительные шаги:
- выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.
- определяется подсистема (части) объекта.
- определяется надсистема объекта:
по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится.
- рассматривается процесс развития объекта в прошлом.
- рассматривается развитие объекта в будущем.
В качестве средства системного мышления выступает девяти-экранка. При необходимости или для работы с детьми младшего возраста можно рассматривать урезанный многоэкранник: горизонтальную или вертикальную трехэкранку, шестиэкранку, пятиэкранку.

Пример сказки о дереве
сказки о Дереве (используется Шестиэкранка)
( Источник:http://triz-plus.ru/sistemnyj-operator/volshebnyj-ekran-sistemnyj-operator)

Береза

«Жило-было… (рисуем в центральном окошке силуэт Дерева) Дерево. Оно было… каким? Да, высоким, зеленым, здоровым, цветущим. Какие ты знаешь деревья? (береза, дуб, ива, и др.) А как называется наше дерево? Хорошо, наша сказка будет о Березе.

Береза очень гордилась собой, потому что знала, что она – одна из самых главных обитателей. (Определяется функция) Своими листочками береза поглощает углекислый газ и выделяет кислород, которым дышит все живое на Земле. А еще из ее древесины делают разные нужные вещи. Как называются вещи, сделанные из дерева? (деревянные) Какие ты знаешь деревянные вещи? …

Береза не любила быть одна, поэтому жила там, где было множество других деревьев. Как ты думаешь, где росла наша Березка? (определяем надсистему: в лесу, в парке и т.п. – схематично рисуете несколько деревьев в среднем верхнем окошке). Как все деревья можно назвать одним словом? Деревья – это… (растения).

Березка очень гордилась своим крепким, очень красивым стволом (определяем подсистему: части дерева – рисуем в среднем нижнем окошке). Какой ствол у березы? Белый с черными  полосками. А чем еще гордилась Береза? (ветвями – какими? Длинными, гибкими; листьями – сочными, зелеными, резными; корнями – крепкими, умеющими добывать воду; сережками – это ее цветы, легкими, пушистыми и т.п.)

По ночам, когда лес засыпал, Береза в самых интересных снах видела свое детство. Она тогда была маленьким… саженцем – от слова «сажать»  (рисуем саженец в левом среднем окошке – прошлое системы).

Березе не верилось, что ее ствол был таким тоненьким, что едва не сломался от сильного ветра (определяете прошлое подсистемы – рисуете в левом нижнем окошке). А какими были ее ветви, корень? Что угрожало Березе, когда она была еще саженцем? (корень мог замерзнуть зимой, молодые листочки могли объесть гусеницы, ствол могли сломать озорные мальчишки и т.п.)

Хорошо, что саженец был не один, их было много, и большие деревья заботливо защищали маленькие саженцы от ветра и мороза — укрывали землю своими листьями, которых у взрослых деревьев много (определяете прошлое надсистемы – рисуете маленькие и большие деревья)»

  Детям нравится слушать, как я рассказываю  перед рассматриванием каждой новой системы это стихотворение:
«Что-то» автор М.С.Гафутулин.
Если мы рассмотрим что-то… (центральный экран)
Это что-то для чего-то… (функция – центральный экран)
Это что-то из чего-то… (подсистема – нижний средний экран)
Это что-то часть чего-то… (надсистема – верхний средний экран)
Чем-то было это что-то… (левый средний экран)
Что-то будет с этим что-то… (правый средний экран)
Что-то ты сейчас возьми, на экранах посмотри!

Используемый метод системного анализа хорош тем, что он расширяет информационное поле, прекрасно тренирует память, концентрирует внимание, развивает мыслительную деятельность ребенка и, конечно, развивает речь и воображение.

Как применяется этот метод ТРИЗ в школе:
Как изобретают при помощи системного мышления

Система рукотворных объектов стремится к идеальности ( ИКТ- идеальный конечный результат) за счет увеличения количества положительных функций.
Подумайте, как изменился пылесос и появился моющий пылесос.
Посмотрите, как изменилась скрипка:


  Игра для развития системного мышления "Видное-неочевидное"

Условия игры:
Представьте два абсолютно разных предмета и найдите между ними как можно больше схожих черт. Например 10.  Затем- столько же отличий.

Например: ботинок и летающий корабль

1) оба могут пахнуть;

2) оба могут взлететь;

3) у ботинка есть внутри полость и в корабле тоже;

4) оба могут быть твёрдыми;

5) могут быть одного цвета...

Что развивает:
Навык видеть неочевидное в очевидном. Когда дети ищут похожие элементы, они углубляются во всевозможные характеристики предметов, чтобы выудить самые тонкие, которые хоть как-то могут быть похожи на второй предмет. Дети перебирают и функции предметов, и их состав, и визуальное оформление.Примечание: Сначала нужно назвать различия предметов.

Для родителей статья основателя ТРИЗ о системном операторе: https://www.altshuller.ru/triz/triz70.asp

Комментариев нет:

Отправить комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...