МОЯ ПЕСОЧНИЦА: Как мы изучаем тему "Семья"

воскресенье, 16 октября 2022 г.

Как мы изучаем тему "Семья"

В тестах на психологическую и социальную готовность к школе попадается вопрос, чем отличается старый человек от молодого. Интересно, что современные дети не называют один из признаков- седину. Обсудите этот вопрос с детьми.

Для детей трёх-четырёх лет полезно изготовить пособие- домик с 4-мя окошками. В окошечках изображения родителей и детей( мальчика и девочки). Сообщите, что в доме живёт семья- родители и их дети. Откройте одно из окошечек и спросите: "Это взрослый или ребёнок", "Это папа  ли мама?". После ответа, закройте окошко и откройте следующее."Это девочка или мальчик?", "Это сын или дочка?". Затем попросите по очереди  вспомнить и показать, кто из членов семьи у какого окошечка сидит, а затем открыть окошко и проверить правильность своего ответа. Следите, чтобы дети говорили "папа", "мама", "дочка", "сын". Спросите, кто сидит у верхних и у нижних окошечек. Дождитесь ответов "папа и мама"( дети) и спросите, как их можно назвать одним словом. Сообщите, что их можно назвать" родители"(" дети"). Расскажите, что детей в семье можно называть словами "брат" и "сестра".

Чему учим детей:

—расширяем и систематизируем представления о семье, учим называть членов семьи;

— расширяем словарный запас за счет имен существительных (родители, муж,

жена, сестра, брат, сын, дочка, внук, внучка); вводим в словарь детей имена прилагательные (длинный, короткий, старший, младший);

—учим детей понимать предложно-падежные конструкции типа «Кто Таня для Вани?» «Кто Ваня для Тани?», «Кем приходится Таня бабушке?» и т.п.;

— учим отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения;

— развиваем внимание и память — узнавать на фотографиях членов семьи, знать

и называть их роли в семье;

— совершенствуем общую моторику — умение ловить и бросать мяч;

—совершенствуем мелкую моторику пальцев рук — последовательно загибать пальцы на левой руке указательным пальцем правой руки (в процессе счетных упражнений);

—развиваем счетные навыки (счет в пределах шести), учим сравнивать предметы по длине;

— знакомим с геометрической фигурой «прямоугольник»;

—учим слушать музыкальное произведение и понимать настроение, которое оно передает;

— развиваем выдержку, умение соблюдать правила коллективной игры;

— развиваем логическое мышление—умение подбирать пары слов по ассоциации

(папа — мама, бабушка—дедушка, сестра—брат и т. п.), отгадывать загадки.

Оснащение: демонстрационная картинка «Семейная фотография» ; отдельные портреты каждого члена семьи; полоски из картона для изготовления рамок (по 4 штуки на каждого ребенка—две длинные и две короткие), соответствующие длине сторон портретов; полоски для изготовления рамки для большой семейной фотографии; большой мяч.

Предварительная работа. Дайте задание родителям рассмотреть с детьми фотографии в семейном альбоме; назвать по именам и по родству всех членов своей семьи (кто кому кем приходится; например, обращаясь к ребенку, мама говорит: «Ты для бабушки внучка, а для меня дочка. Мы с папой — твои родители. Маленький Коля — твой братик, а ты ему сестра».

Пальчиковые гимнастики и физминутки по теме:

"Семья"

Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз).


"Как у нас семья"

Как у нас семья

Большая и веселая (хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)

Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)

Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)

Две Дашки кашкой питаются. (Загибают безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)


Этот пальчик большой -

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой – старший брат.

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.


"Мой дом"

Скворцы живут в скворечнике, (поочередно загибаем пальчики)

Очки живут в очечнике,

Лиса живет в своей норе,

Живут деревья на горе…

И у меня есть тоже дом,

Он самый лучший:  мама в нём!


"Наша бабушка!"

Наша бабушка идёт (хлопать ладонями по коленям поочерёдно левой, правой руками.)

И корзиночку несёт (пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки.)

Села тихо в уголочек, (положить руки на колени.)

Вяжет деточкам чулочек. (выполнять движение, имитирующее вязание на спицах.)

Вдруг котята прибежали (мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка».)

И клубочки подобрали.

Где же, где ж мои клубочки, (развести руки в стороны.)

Как же мне вязать чулочки. (выполнять движение «вязание на спицах».)


"Семья могучая"

В одном лесу дремучем (Покачать руками над головой) 

Жила семья могучая: (Сложить ладони в "замок") 

У них был дом огромный (Соединить пальцы - "крыша")

 И крыша с трубой темной. (Поднять средние пальцы – труба)

 Из трубы в колечки дым - («Колечки» из пальцев) 

Плим, плим, плим. (Пощелкать пальцами).


"Кто приехал?"

Кто приехал? (Пальцы обеих рук сложены вместе.)

Мы, мы, мы! (Быстро хлопают кончики больших пальцев).

Мама, мама, это ты? (Кончики больших пальцев прижаты, а кончики остальных хлопают.)

Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев.)

Папа, папа, это ты? (Хлопают кончики указательных).

Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев.)

Братец, братец, это ты? (Хлопают кончики средних пальцев.)

Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев.)

Ах, сестричка, это ты? (Хлопают кончики безымянных.)

Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев.)

Все мы вместе, да, да, да! (Хлопают кончики мизинцев. Хлопать в ладоши.)


"Помощники"

Дружно маме помогаем – (ладошки скользят по столу)

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем (трём руки друг о друга - "стираем")

Полощем, отжимаем. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Подметаем все кругом –  (кисти рук "подметают")

И бегом за молоком. (пальчики бегут по столу)

Маму вечером встречаем,  (разводим руки в стороны)

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем».  (обнимаем себя за плечи)


«Три медведя»

Три медведя шли домой. (Дети имитируют ходьбу на месте)

Папа был большой – большой, (Тянут руки вверх)

Мама чуть поменьше ростом, (Наклоняются)

А малыш малютка просто. (Приседают)

Очень маленький он был, с погремушками ходил. (Изображают игру погремушками)

Дзынь – дзынь – дзынь, с погремушками ходил.


"Кто живёт у нас в квартире?"

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)


"Семейная зарядка"

Осенью, весною, летом и зимой. (хлопки руками)

Мы во двор выходим дружною семьёй. (маршируют на месте)

Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг)

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)

Папа бодро приседает (приседания)

Повороты вправо- влево делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом)

А я сам бегу трусцой и качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны)

Мы семьей к лужайке вышли, (ходьба друг за другом)

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, (высоко поднимать колени)

Через ветви и пенечки.

Мы шагаем высоко,

Не упал из нас никто.


Обсуждение картины "Семейная фотография"

Покажите детям картинку «Семейная фотография»( из 6-ти членов семьи) и скажите, что на ней изображена большая семья: дети — Таня и Ваня, их папа и мама, дедушка и бабушка. Расскажите, что в этой большой семье много родственников: дети (спросите у малышей, как их зовут — Таня и Ваня), их родители (уточните, как их называют дети,—папа и мама) и родители родителей (спросите, как Таня и Ваня их назовут,—дедушка и бабушка). Обсудите с малышами, кто кому кем приходится в этой семье. Дедушка и бабушка называют Таню и Ваню внуками, а мама и папа зовут их детьми — сыном и дочкой. Таня Ване — сестра, а Ваня Тане — брат. Мама с папой — муж и жена: папа маме — муж, а мама папе — жена. Также и дедушка бабушкой.

Спросите у детей: «Кто дедушка для бабушки? (Муж.) А кто бабушка для дедушки? (Жена.)»

Обсудите с малышами, кто в семье самый старший, а кто младший. Спросите  детей, у кого из них есть дедушка и бабушка, у кого — сестра или брат. Уточните у малышей, кто в их семье старший, а кто младший.

Дидактическая игра"Портреты"

Скажите детям, что у вас есть не только большая семейная фотография, но и много отдельных портретов, на которых изображены члены той же самой семьи. | Попросите детей посмотреть на портреты и назвать всех членов семьи. Затем покажите малышам портреты: Тани, Вани, мамы, папы, бабушки и дедушки.

После того как дети назовут всех, сложите портреты веером оборотной стороной вверх и предложите одному из малышей вытянуть любые две картинки. Попросите ребенка посмотреть на эти портреты и сказать, кто изображен. Если ребенок не может сказать сам, то помогите ему сделать вывод — кем в семье эти люди приходятся друг другу. Например, ребенок в игре вытягивает следующую пару портретов: Тани и мамы. Малыш говорит, что это — Таня и мама.

Спросите у ребенка: «Кто Таня для мамы?» Если ребенок затрудняется с ответом, то скажите сами: «Таня маме дочка».

Портреты Тани и Вани. Малыш говорит, что это — Таня и Ваня. Спросите у ребенка: «Кто Таня и Ваня друг другу?» (Брат и сестра.)

Аналогично обсуждаются портреты: папы и мамы (муж и жена), Тани и дедушки (Таня для дедушки внучка), Вани и папы (Ваня папе сын) и т. д.

После того как первый ребенок ответит на вопросы, снова сложите все рисунки вместе и дайте такое же задание следующему малышу. Опросите таким образом всех детей по очереди.

Подвижная игра с мячом

Предложите детям поиграть в подвижную игру с мячом. Для этого попросите их встать по кругу, а сами возьмите мяч и займите место в центре круга. Объясните детям правила игры: вы будете по очереди бросать им мяч и называть слово, а детей попросите ловить мяч, придумать пару к вашему слову и бросить мяч обратно. Например, вы говорите слово «папа» и бросаете мяч ребенку, стоящему напротив вас; он ловит мяч, говорит слово «мама» и одновременно бросает мяч вам обратно.

Пары слов, произносимые в подвижной игре (первое слово говорит взрослый, а второе слово подбирает к нему ребенок): папа —... (мама), дедушка —... (бабушка), муж—... (жена), дети —... (родители), сестра—... (брат).

Далее произнесите с детьми те же пары слов, но в обратной последовательности: мама—... (папа), бабушка—... (дедушка), жена —... (муж), родители —... (дети), брат —... (сестра).

После окончания игры с мячом дети садятся за стол.

Развивающая игра "Рамки для фотографий"

Скажите детям, что семейные фотографии всегда берегут. Их хранят в альбомах или вставляют в рамки. Покажите, как это можно сделать, на примере большой семейной фотографии. Наложите на нее по периметру 4 заранее приготовленные картонные полоски. Скажите, что фотография по форме похожа на геометрическую фигуру прямоугольник — две ее стороны короткие и две стороны длинные. Предложите малышам сделать рамки для маленьких фотографий. Раздайте им портреты всех членов семьи и дайте картонные полоски. Попросите каждого ребенка взять по 4 полоски: две длинные и две короткие — и составить из них рамки для портретов. Уточните, какая сторона у портрета длиннее, а какая короче. Спросите у детей, какой формы эти портреты. Попросите детей повторить словосочетания: «прямоугольный портрет» и «прямоугольная фотография».

Задание: Сосчитаем

Предложите детям сосчитать, сколько всего портретов они вставили в рамки. Сосчитайте хором от 1 до 6, указывая на каждый из портретов.

Затем покажите детям большую коллективную фотографию и скажите, что на ней сфотографированы сразу все члены этой семьи, и если каждый из них скажет про себя: «я!», то мы услышим сразу 6 раз «я».

Объясните детям, что таким образом и появилось само слово «семья», когда сразу 7 родственников дружно сказали: «я!» Спросите у каждого из детей, сколько человек в его семье. (Пусть малыши, называя членов своей семьи, загибают на руке пальчики.)

Задания по развитию речи: Загадки

Ласково и нежно деток обнимает,

Лучшими словами в мире называет.

Самая красивая, самая родная,

Это же, конечно... (мама) дорогая.

Кто в семье высокий, смелый,

Самый сильный и умелый?

(Папа)

Волосы седые, добрые глаза,

Всех внучаток любит... (бабушка) моя.

Добрый, бородатый —

Это папин папа.

С внуками играет.

Кто ж его не знает!

(Дедушка)


Угадай, кто это

ласковая, заботливая, красивая, хозяйственная – мама;

добрая, мудрая, милая, внимательная – бабушка;

сильный, строгий, работящий, умный – папа;

добрый, мудрый, серьезный, заботливый – дедушка;

красивая, активная, прилежная, модная – сестра;

веселый, шаловливый, задиристый, смышленый – брат.

Кто что делает

что делает мама? – убирает, готовит еду, стирает, ходит в магазин;

что делает папа? – ходит на работу, ремонтирует, ездит на рыбалку, сидит за компьютером;

что делает бабушка? – работает на огороде, вяжет спицами, печет пирожки, сидит на лавочке;

что делает дедушка? – читает газеты, смотрит телевизор, играет в домино, ходит по грибы;

что делаешь ты? – играю с игрушками, рисую, гуляю во дворе, смотрю мультфильмы.


Хлопни в ладоши, если услышишь звук:

А – мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, внучка;

О – дочка, сыночек, отец;

У – дедуля, сынуля, внучка, внук;

Я – тетя, дядя, племянник;

Ё – тётя, ребёнок, крёстный;

Ы – сын, сынок, сынишка.

Подарки для семьи

Игра учит детей заботиться о родных, проявлять любовь и внимание. Для занятия необходимо подготовить картинки, изображающие возможные подарки.

Задача играющих – выбрать для каждого члена семьи подходящий подарок, объяснить выбор. Например: «Для мамы фен, потому что она делает красивые прически», «Для бабушки посуду, потому что она вкусно готовит».

Мишка-помощник

Для игры понадобится коробочка и игрушечный медвежонок.Педагог рассказывает детям, что к ним в группу пришел медвежонок, который поссорился с родителями, потому что не хочет им помогать. А теперь просит помощи, чтобы помириться. Воспитатель объясняет, что нельзя обижаться на близких, когда они просят помощи, им нужно помогать. Далее открывает коробочку, просит рассказать воспитанников, как они помогают родителям. А все рассказы попадут в коробочку для медвежонка.

Дети рассказывают. Педагог закрывает волшебную коробочку, отдает медвежонку, чтобы он, вернувшись в лес, помирился с родителями, больше не забывал о своих обязанностях.


Творческое задание  "Семейный портрет"

Предложите детям нарисовать цветными карандашами свою семью, а затем показать и назвать всех ее членов по имени и по родству. Спросите детей, кто в их семьях самый старший, а кто — самый младший. Попросите назвать всех членов семьи по старшинству, начиная с самого старшего и заканчивая самым младшим.





Книги для чтения по теме:

Агния Барто Дома; Его семья;В пустой квартире;Младший брат.
Татьяна Агибалова В семейном кругу; Что может быть семьи дороже?
Олег Бундур Про любовь; Воскресенье; Семья; Папу с мамой берегу.
Я. Л. Аким Мужчина в доме; Мой брат Миша.
В. Д. Берестов Король Люлю.
Е. А. Благинина Мать; Вот какая мама;Наш дедушка; Научу обуваться и братца; Аленушка.
Сергей Михалков Недотепа.
В.Ю. Драгунский «Чики-брык».
Н.М. Артюхова «Большая береза».
М. Дружинина «Девочка наоборот»;«Открытка».
В. Сухомлинский  Бабушка отдыхает;  Все добрые люди-одна семья; Именинный обед; Как соловьиха поит своих деток; и др.

См ранее в этом  блоге "Тематическая неделя "Семья"- там собраны  полезные ссылки на тему

2 комментария :

  1. спасибо огромное.использую ваш материал каждый день.вы просто палочка-выручалочка

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...