С необходимостью вводить границы и учиться предотвращать хаос я столкнулась 15 лет назад, впервые попав в детсадовскую группу орущих и бегающих детей. Моя наставница просто впустила меня внутрь и закрыла за мной дверь. До этого я уверенно чувствовала себя в образе интеллигентной школьной учительницы и вполне могла бы подавать пример благопристойного поведения и хороших манер. Это мой аргумент против распространённого мнения о значимости личности учителя. Якобы существуют такие УЧИТЕЛЯ, у которых все проблемы решаются только собственно их явлением. Я была хороша!:) Дети всё-равно иногда вели себя неадекватно:) На вопрос: "Как устанавливать дисциплину?", я тогда получила ответ от опытных коллег :"Нет ключей и правил", что как бы намекало на влияние личности учителя. Но смутно помню из своего детсадовского детства злющую няньку, у которой спали все, потому что боялись её. А из школьного детства, наоборот, вспоминаю любимых всеми учителей, которых можно было назвать строгими.
Что значит "дисциплина на занятии"? Прежде чем говорить о границах нужно понять, зачем мы их устанавливаем. В тихий час у злой няньки дисциплина ради порядка. В школе- ради тишины, чтобы учитель мог донести тщательно подготовленную информацию. С другой стороны, в англоязычных школах на дверях висят таблички с предостережением, вроде: " У нас тут шумно- мы работаем!" В шумных классах, возможно, таким образом даже специально демонстрируются признаки бурной деятельности или по крайней мере, нескучных будней.
Попытаюсь сформулировать: мы (педагоги) хотим абсолютного внимания, атмосферы заинтересованности и сосредоточенности на поставленных нами задачах. Мы хотим этого для себя? А что нужно ребёнку?
Ответ на свой вопрос нахожу в педагогике Марии Монтессори- только в Монтессори классе границы нужны для того, чтобы ребёнок был свободным. Границы устанавливаются как средство помощи ребёнку в его развитии, ради безопасности ребёнка, окружающих, среды, ради усвоения им необходимых, важных, реальных социальных норм.
Именно Мария Монтессори сформулировала понятие "активная дисциплина"- человек следует правилам по своей внутренней мотивации. Вот ключик! Активная дисциплина может возникнуть только в подготовленной среде. Взрослый в такой среде может отойти в сторону и спокойно наблюдать за деятельностью ребёнка. В наблюдениях взрослый руководствуется правилом трёх раз: если негативное проявление замечено трижды- причину нужно искать в среде.
Правил для педагога от ММ всего три:
1.Нельзя нарушать концентрацию( концентрацию ребёнка на конкретной деятельности)!
2. Не вмешиваться в неопасные действия детей, позволять разобраться самостоятельно в сложных ситуациях
3. Всегда вмешиваться, если действие опасно или неприемлемо. "Не бойтесь разрушить плохое!".
Действия педагога строго регламентированы в зависимости от возраста детей. Прежде всего это связано с разным уровнем развития воли. Например, у детей до трёх лет воля в зачаточном состоянии. Запреты не работают. Всё опасное и нежелательное должно быть вне зоны доступа. У ребёнка ещё не сформировано произвольное поведение.
Вы (с любым опытом общения с маленькими детьми) наверняка замечали, как крохи до трёх лет старательно складывают свои игрушки и вещички. Но в возрасте 4-5 лет они почему-то уже по-барски благословляют на уборку мамок-нянек. В детском саду это очень заметно.
Педагоги Монтессори выделяют особый, крайне важный возраст- 1.3- 2.5 года- сензитивный период порядка и правил. Именно до трёх лет "нормализация" происходит гораздо быстрее. На мой опытный взгляд, именно система Монтессори самая благоприятная для детей до 3-х лет.
Ребёнок растёт не по дням, а по часам. постоянно пробует наши границы на прочность, утверждается в мысли о собственном всемогуществе, но установленные нами правила не меняются. Образ стойкого и понимающего взрослого, который всегда рядом, помогает справится с эмоциями при неизбежном столкновении наших умников с реальностью. А затем и переносится во взрослую жизнь- становится внутренним голосом, который не даёт оступиться. Об этом мы уже читали с вами у Клауда и Таусенда " Дети.Границы, границы!"
Интересно, что лет 15 назад на ежегодных педагогических курсах в Латвии, нам давали ключи к дисциплине и свободе, о которых речь пойдёт ниже, без упоминания Монтессори, видимо воспитывая широту взглядов и надеясь на могущество нашего "впитывающего разума" отсеять как-нибудь и когда-нибудь семена от плевел. На мой взгляд, в головах у нас получился безвкусный микс, а мы стали от большого ума педагогами- аниматорами, которые в любой момент рады заинтересовывать и развлекать. Я уверена, что мы оказали медвежью услугу детям, которых в школе никто развлекать не собирается. Это тема отдельного разговора.
Итак, несколько ключиков к дисциплине и свободе от Марии Монтессори
1.Устанавливать границы следует короткими и простыми формулировками.
Пример: Чтобы ребёнок не раскачивался на стуле, следует сказать: "Ножки стула должны стоять на полу".
2. Установки в положительном тоне привлекают детей к сотрудничеству- даём установку без запрета с частицей "не".
Пример: Вместо запрета" Не рисуй на столе!"- "Краски предназначены для рисования на бумаге".
3. Исключать неясные вопросы.
Пример: вместо вопроса о том, будет ли ребёнок заниматься чем-либо, следует сказать "наступило время...".
4. Избегать распоряжений в авторитарном тоне.
Пример: Вместо "Тебе не следует бросать мяч" - "В мяч мы играем на улице".
5. Предлагаем ребёнку выбор.
Пример: Вместо "недопустимо бросать песок", следует сказать "если ты хочешь бросать, возьми мяч".
Конкретные ситуации
2. Занять, отвлечь ребёнка
3. В группе можно выделить место для бега или договориться о переносе бега до времени прогулки или спортивных занятий.
4. Предложить детям подвижную игру. Это способ переключения активно используется в детских садах, но вот как будет в школе Монтессори мне ещё предстоит увидеть. Из теории я знаю, что подвижные и ролевые игры в этой системе не используются.
Продолжу погружение в среду Монтессори! Ждите новостей! Обещаю честно рассказывать про свои проколы:)
Что значит "дисциплина на занятии"? Прежде чем говорить о границах нужно понять, зачем мы их устанавливаем. В тихий час у злой няньки дисциплина ради порядка. В школе- ради тишины, чтобы учитель мог донести тщательно подготовленную информацию. С другой стороны, в англоязычных школах на дверях висят таблички с предостережением, вроде: " У нас тут шумно- мы работаем!" В шумных классах, возможно, таким образом даже специально демонстрируются признаки бурной деятельности или по крайней мере, нескучных будней.
Попытаюсь сформулировать: мы (педагоги) хотим абсолютного внимания, атмосферы заинтересованности и сосредоточенности на поставленных нами задачах. Мы хотим этого для себя? А что нужно ребёнку?
Ответ на свой вопрос нахожу в педагогике Марии Монтессори- только в Монтессори классе границы нужны для того, чтобы ребёнок был свободным. Границы устанавливаются как средство помощи ребёнку в его развитии, ради безопасности ребёнка, окружающих, среды, ради усвоения им необходимых, важных, реальных социальных норм.
Именно Мария Монтессори сформулировала понятие "активная дисциплина"- человек следует правилам по своей внутренней мотивации. Вот ключик! Активная дисциплина может возникнуть только в подготовленной среде. Взрослый в такой среде может отойти в сторону и спокойно наблюдать за деятельностью ребёнка. В наблюдениях взрослый руководствуется правилом трёх раз: если негативное проявление замечено трижды- причину нужно искать в среде.
Правил для педагога от ММ всего три:
1.Нельзя нарушать концентрацию( концентрацию ребёнка на конкретной деятельности)!
2. Не вмешиваться в неопасные действия детей, позволять разобраться самостоятельно в сложных ситуациях
3. Всегда вмешиваться, если действие опасно или неприемлемо. "Не бойтесь разрушить плохое!".
Действия педагога строго регламентированы в зависимости от возраста детей. Прежде всего это связано с разным уровнем развития воли. Например, у детей до трёх лет воля в зачаточном состоянии. Запреты не работают. Всё опасное и нежелательное должно быть вне зоны доступа. У ребёнка ещё не сформировано произвольное поведение.
Вы (с любым опытом общения с маленькими детьми) наверняка замечали, как крохи до трёх лет старательно складывают свои игрушки и вещички. Но в возрасте 4-5 лет они почему-то уже по-барски благословляют на уборку мамок-нянек. В детском саду это очень заметно.
Педагоги Монтессори выделяют особый, крайне важный возраст- 1.3- 2.5 года- сензитивный период порядка и правил. Именно до трёх лет "нормализация" происходит гораздо быстрее. На мой опытный взгляд, именно система Монтессори самая благоприятная для детей до 3-х лет.
Ребёнок растёт не по дням, а по часам. постоянно пробует наши границы на прочность, утверждается в мысли о собственном всемогуществе, но установленные нами правила не меняются. Образ стойкого и понимающего взрослого, который всегда рядом, помогает справится с эмоциями при неизбежном столкновении наших умников с реальностью. А затем и переносится во взрослую жизнь- становится внутренним голосом, который не даёт оступиться. Об этом мы уже читали с вами у Клауда и Таусенда " Дети.Границы, границы!"
Интересно, что лет 15 назад на ежегодных педагогических курсах в Латвии, нам давали ключи к дисциплине и свободе, о которых речь пойдёт ниже, без упоминания Монтессори, видимо воспитывая широту взглядов и надеясь на могущество нашего "впитывающего разума" отсеять как-нибудь и когда-нибудь семена от плевел. На мой взгляд, в головах у нас получился безвкусный микс, а мы стали от большого ума педагогами- аниматорами, которые в любой момент рады заинтересовывать и развлекать. Я уверена, что мы оказали медвежью услугу детям, которых в школе никто развлекать не собирается. Это тема отдельного разговора.
Итак, несколько ключиков к дисциплине и свободе от Марии Монтессори
1.Устанавливать границы следует короткими и простыми формулировками.
Пример: Чтобы ребёнок не раскачивался на стуле, следует сказать: "Ножки стула должны стоять на полу".
2. Установки в положительном тоне привлекают детей к сотрудничеству- даём установку без запрета с частицей "не".
Пример: Вместо запрета" Не рисуй на столе!"- "Краски предназначены для рисования на бумаге".
3. Исключать неясные вопросы.
Пример: вместо вопроса о том, будет ли ребёнок заниматься чем-либо, следует сказать "наступило время...".
4. Избегать распоряжений в авторитарном тоне.
Пример: Вместо "Тебе не следует бросать мяч" - "В мяч мы играем на улице".
5. Предлагаем ребёнку выбор.
Пример: Вместо "недопустимо бросать песок", следует сказать "если ты хочешь бросать, возьми мяч".
Конкретные ситуации
- Если ребёнок бегает по группе.
2. Занять, отвлечь ребёнка
3. В группе можно выделить место для бега или договориться о переносе бега до времени прогулки или спортивных занятий.
4. Предложить детям подвижную игру. Это способ переключения активно используется в детских садах, но вот как будет в школе Монтессори мне ещё предстоит увидеть. Из теории я знаю, что подвижные и ролевые игры в этой системе не используются.
- Как пресечь гам.
- Уже сколько говорилось об этом! Общение с ребёнком должно происходить только на уровне его глаз! Не нависайте незыблемой скалой сверху! Не заставляйте ребёнка выходить на битву с вами, как с громадным великаном! У него может хватить на это смелости!:) Причём важно не только приседать рядом с детьми во время беседы, но и не торчать в полный рост посреди группы.
- Постоянный систематический контроль за выполнением требований. Мой большой грех -поступать по настроению. А между тем, дети постоянно ищут лазейки.- хитрюги!
- Любой беспорядок можно предотвратить! Например, вовремя осадить заводилу или разделить закадычную компанию бунтовщиков- занять отдельными делами: "Петя сам. Вася сам."
- В начале курса занятий , для формирования группы, необходимы уроки вежливости, закон группы- правилам нужно учить!
- Учитель- пример. В детском саду легко и просто можно получить на орехи: " А ты сама!". Нужно самим соблюдать правила, которые мы устанавливаем для детей.
- Стоп нежелательному поведению, без обсуждений. Так и сказать, строго и чётко, слово"Стоп" и придержать кусающегося ребёнка или развести драчунов. В Монтессори группах говорят: "Мы так не делаем!".
- Если ребёнок нарушает правила, нужно вывести ребёнка из среды. Дать возможность "подумать о своём поведении". В любом случае, у него будет время успокоиться. В группе может быть стул для размышлений. Дети охотно уединяются на нём. Это не наказание, но ограничение:" Успокоишься/ Отдохнёшь- вернёшься в группу."
- Разрешение споров и конфликтных ситуаций может происходить за столом дружбы, на котором в вазе прекрасный цветок. Разбираться в произошедшем нужно обязательно. Каждый должен иметь право высказаться. Мирилки отлично работают в дошкольном возрасте. Жаль, что взрослые забывают о том, как полезно прощать.
Продолжу погружение в среду Монтессори! Ждите новостей! Обещаю честно рассказывать про свои проколы:)
Оксана Дмитриевна за все Ваши рекомендации, полученные в ходе наблюдений. Проколы бывают у каждого из нас, только не каждый их видит и признает, а дети берут с нас пример)))
ОтветитьУдалитьЧего уж там не признать!:) Тёмный лес!:) Самое забавное в том, что я всегда была готова учиться новому, но тут сложнее обстоит дело- с Монтессори педагогикой придётся менять угол зрения, а это непросто:)
УдалитьМне очень близки эти правила. Стараюсь именно так и поступать.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Оксана, за материал, разложенный по полочкам, никогда не бывает лишним поучиться, проанализировать, примерить это на себя "А все ли я делаю правильно?".
Почему-то уверена, что у вас с дисциплиной порядок!)))Думаю, что этот пост ещё не раз дополню
УдалитьМы постарались создать развивающую среду таким образом, что я могу себе позволить наблюдать за детьми со стороны.
УдалитьНедавно у нас в саду были курсы повышения квалификации для педагогов области, у них была возможность пройти по группам. У нас в группе в свободном доступе для детей находится природный и бросовый материалы. Увидев большой поднос с камнями на полочке, многие были в шоке... А что дети с ними делают? А не засовывают ли в рот? Не кидают ли в друг друга?
" А не засовывают ли в рот камни?"))) Всё-таки большинство педагогов этакие курицы- наседки! У нас в центре воды и песка стояли два тазика с водой и песком соответственно- так тоже первый вопрос был, не сыпят ли дети в воду песок. Нет, не сыпят. Потому что сами убирают.
УдалитьСпасибо, Оксана Дмитриевна, интересно, доступно и очень полезно! Отдельно благодарю за личный опыт, позволяет чувствовать себя уверенней)) Пойду делиться!
ОтветитьУдалитьЛичный опыт никогда не бывает лишним:) Уж сколько работаю с детьми, но время от времени удаётся подсмотреть новый полезный трюк у коллег:)
УдалитьВопрос о границах, запретах и дисциплине всегда непрост, спасибо, Оксана Дмитриевна, за очень ясные и конкретные рекомендации.Читала, и вспоминала своих коллег, кто так работает? К счастью, есть такие педагоги, но есть и другие...
ОтветитьУдалитьСтол дружбы с прекрасным цветком понравился)
Вы точно всякого насмотрелись, Ольга Анатольевна!:) Интересно, что именно педагоги системы Монтессори охотно рассказывают и показывают, как они устанавливают дисциплину. Во-первых, потому что у них действительно тихо:)Во-вторых, их часто об этом спрашивают:)
УдалитьОксана Дмитриевна, здравствуйте! Вы всегда очень дельный материал размещаете у себя в блоге. Всегда можно найти что-то полезное для себя. Ну этот пост просто находка в работе с детьми. Думаю, надо-бы буклет для педагогов сделать. Все, конечно, не войдет, но сделаем выдержки)
ОтветитьУдалитьПогодите, для буклета у меня есть материал- перевод уже не помню с какого языка... Мне понравилась форма подачи материала.Через недели две найду его:)
УдалитьЗдравствуйте, Оксана!
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо за прекрасный и интересный пост! Очень пригодится в работе Ваш материал!
Здравствуйте, Наталья! Благодарю за внимание!:)
УдалитьСпасибо, Оксана! Очень интересно, когда теория переплетается с собственной практикой. И понимаю, что начинается педагогический приключенческий сериал о твоей практике в школе Монтессори))) Буду с удовольствием следить за инсайтами.
ОтветитьУдалитьСпасибо:) Сериалы будут!:)
УдалитьБлагодарю, Оксана, за пост. Как не странно, но работая ранее в частном детском саду нашего города, мы как по наитию всё это делали: говорить тихо, чтобы дети прислушивались, занимать непосед интересными им занятиями (незанятый ребёнок занимается тем, чем может - кричит и бегает), быть на уровне детей (у нас даже взрослых стульев в групах не было...) все сидели на маленьких детских, занимаясь с детками, или занимались с ними на коврике (в групах до 3-х лет), вместо "не беги" - " у нас в группе ходят". Как это всё близко! Хороший пост.
ОтветитьУдалитьБлагодарю за отзыв! Побывала недавно в родном латвийском саду:носятся,шумят все-и дети, и педагоги издёрганные.Рассказала содержание этого поста, а в ответ услышала:"Вот если бы ты, как новый человек, вошла бы и начала говорить тихим голосом, то может быть тебя бы слушались:)То есть у них самих ничего не получится изменить:)Устают они слишком-это правда.А ещё я считаю вредным засиживаться долго на одном месте
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
Удалить