МОЯ ПЕСОЧНИЦА: Свобода и дисциплина в педагогике Монтессори

суббота, 18 февраля 2017 г.

Свобода и дисциплина в педагогике Монтессори

  С необходимостью вводить границы и учиться  предотвращать хаос я столкнулась 15 лет назад, впервые попав  в детсадовскую группу орущих и бегающих детей. Моя наставница просто впустила меня внутрь и закрыла за мной дверь. До этого я  уверенно чувствовала себя в образе  интеллигентной  школьной учительницы и вполне могла бы подавать пример благопристойного поведения и хороших манер. Это  мой аргумент против распространённого мнения о значимости личности учителя. Якобы существуют такие УЧИТЕЛЯ, у которых все проблемы решаются только собственно их явлением. Я была хороша!:) Дети всё-равно иногда вели себя неадекватно:) На вопрос: "Как устанавливать дисциплину?", я тогда получила ответ от опытных коллег :"Нет ключей и правил", что  как бы намекало на  влияние личности учителя. Но смутно помню из своего детсадовского детства  злющую няньку, у которой спали все, потому что боялись её. А из школьного детства, наоборот, вспоминаю любимых всеми учителей, которых можно было назвать строгими.
  Что значит "дисциплина  на занятии"? Прежде чем говорить о  границах нужно понять, зачем мы их устанавливаем. В тихий час у злой няньки дисциплина  ради порядка. В школе- ради тишины, чтобы учитель мог донести тщательно подготовленную информацию. С другой стороны, в англоязычных школах на дверях висят таблички с предостережением, вроде: " У нас тут шумно- мы работаем!" В шумных классах, возможно, таким образом даже специально демонстрируются признаки бурной деятельности или по крайней мере, нескучных будней.
  Попытаюсь сформулировать: мы (педагоги) хотим абсолютного внимания, атмосферы заинтересованности и сосредоточенности на поставленных нами задачах. Мы хотим этого для себя? А что нужно ребёнку?

  Ответ на свой вопрос нахожу в педагогике Марии Монтессори- только в Монтессори классе границы нужны для того, чтобы ребёнок был свободным. Границы устанавливаются как средство помощи ребёнку в его развитии, ради безопасности ребёнка, окружающих, среды, ради усвоения им  необходимых, важных, реальных социальных норм.

 Именно Мария Монтессори сформулировала  понятие "активная дисциплина"- человек следует правилам по своей внутренней мотивации. Вот ключик! Активная дисциплина может возникнуть только в подготовленной среде. Взрослый в такой среде  может отойти в сторону и спокойно наблюдать за деятельностью ребёнка.  В наблюдениях взрослый руководствуется правилом трёх раз: если негативное проявление замечено трижды- причину нужно искать в среде.
Правил для педагога от ММ всего три:
1.Нельзя нарушать концентрацию( концентрацию ребёнка на конкретной деятельности)!
2. Не вмешиваться в неопасные действия детей, позволять разобраться самостоятельно в сложных ситуациях
3. Всегда вмешиваться, если действие опасно или  неприемлемо. "Не бойтесь разрушить плохое!".

Действия педагога строго регламентированы в зависимости от возраста детей. Прежде всего это связано с разным уровнем развития воли.  Например,  у детей до трёх лет воля в зачаточном состоянии. Запреты не работают.  Всё опасное и нежелательное должно быть  вне зоны  доступа. У ребёнка ещё не сформировано  произвольное поведение.
 Вы (с любым опытом общения с маленькими детьми) наверняка замечали, как крохи до трёх лет старательно складывают свои игрушки и вещички. Но в возрасте 4-5 лет они почему-то  уже по-барски благословляют на уборку мамок-нянек. В детском саду это очень заметно.
   Педагоги  Монтессори выделяют особый, крайне важный возраст- 1.3- 2.5 года- сензитивный период порядка и правил. Именно до трёх лет "нормализация" происходит гораздо быстрее. На мой опытный взгляд, именно система Монтессори самая благоприятная для детей до 3-х лет.
 Ребёнок растёт не по дням, а по часам. постоянно пробует наши границы на прочность, утверждается в мысли о собственном всемогуществе, но установленные нами правила не меняются. Образ стойкого и понимающего взрослого, который всегда рядом, помогает справится с эмоциями при неизбежном столкновении наших умников с реальностью. А затем и переносится во взрослую жизнь- становится внутренним голосом, который не даёт оступиться. Об этом мы уже читали с вами у Клауда и Таусенда " Дети.Границы, границы!"

  Интересно, что  лет 15 назад на ежегодных педагогических курсах в Латвии, нам давали ключи к дисциплине и свободе, о которых речь пойдёт ниже, без упоминания Монтессори, видимо воспитывая широту взглядов и надеясь на могущество нашего "впитывающего разума" отсеять как-нибудь и когда-нибудь семена от плевел. На мой взгляд, в головах у нас  получился безвкусный микс, а мы стали от большого ума  педагогами- аниматорами, которые в любой момент рады заинтересовывать и развлекать. Я уверена, что мы  оказали  медвежью услугу детям, которых в школе никто развлекать не собирается. Это тема отдельного разговора.

  Итак, несколько ключиков к дисциплине и свободе от Марии Монтессори

1.Устанавливать границы следует короткими и простыми формулировками.
Пример: Чтобы ребёнок не раскачивался на стуле, следует сказать: "Ножки стула должны стоять на полу".
2. Установки в положительном тоне привлекают детей к сотрудничеству-  даём установку без запрета с частицей "не".
Пример: Вместо запрета" Не рисуй на столе!"- "Краски предназначены для рисования на бумаге".
3. Исключать неясные вопросы.
 Пример: вместо вопроса о том, будет ли ребёнок заниматься чем-либо, следует сказать "наступило время...".
4.  Избегать распоряжений в авторитарном  тоне.
 Пример: Вместо "Тебе не следует бросать мяч" - "В мяч  мы играем на улице".
5. Предлагаем ребёнку выбор.
Пример: Вместо "недопустимо бросать песок", следует сказать "если ты хочешь бросать, возьми мяч".

Конкретные ситуации
  • Если ребёнок  бегает по группе.
1.Разобраться в причинах. Возможно, в группе слишком много свободного пространства, которое ребёнок стремится заполнить движением. Или педагог не умеет устанавливать границы- в таком случает  беготня происходит регулярно. Интересный момент наблюдала в Монтессори группе до 3-ёх лет. Педагог, взяв детей за руки, буквально демонстрировала шаг: "По группе мы делаем шаги: Шааг. Шааг".
2. Занять, отвлечь ребёнка
3. В группе  можно выделить место для бега или договориться о переносе бега до времени прогулки или  спортивных занятий.
4.  Предложить детям подвижную игру. Это способ переключения активно используется в детских садах, но вот как  будет в школе Монтессори мне ещё предстоит увидеть. Из теории я знаю, что подвижные и ролевые игры в этой системе не используются.
  •  Как пресечь гам.
 С первых дней предупредите: "Можно разговаривать только  как я". Удивительно, но обычно сами учителя провоцируют детей говорить громко. У меня был интересный случай. Я охрипла, и у меня пропал мой командирский голос. Говорить я могла только шёпотом. Это был мой первый самый тихий день в детском саду:)  На днях я  имела возможность посетить Монтессори сад и была поражена тишиной. Думаю, что прежде всего это связано именно с тем, что педагоги говорят почти  шёпотом. Нужно учить детей говорить голосом группы. У меня сейчас группа 5-6 лет на дополнительных занятиях после детского сада . Четверо детей. Одна девочка не разговаривает, а кричит. Спрашиваю у родителей, сколько детей в детском саду. Как я и предполагала, у них какие-то кадровые перестановки, и группы временно объединились до 30 детей. На третьем занятии мне удалось приглушить звук её голоса, заинтересовав её  интересной  настольной игрой, пока я очень тихим доверительным тоном сообщила правила игры. Всю игру шептались все!:)
  •  Уже сколько говорилось об этом! Общение с ребёнком должно происходить только на уровне его глаз! Не нависайте  незыблемой скалой сверху! Не заставляйте ребёнка  выходить на битву с вами, как с громадным великаном! У него может хватить на это смелости!:) Причём важно не только приседать рядом с детьми во время беседы, но и не торчать в полный рост посреди группы.
  • Постоянный систематический контроль за выполнением требований. Мой большой грех -поступать по настроению. А между тем, дети постоянно ищут лазейки.- хитрюги!
  •  Любой беспорядок можно предотвратить!  Например, вовремя осадить заводилу или  разделить закадычную компанию бунтовщиков- занять отдельными делами: "Петя сам. Вася сам."
  •  В начале  курса занятий , для формирования группы, необходимы уроки вежливости, закон группы- правилам нужно учить!
  • Учитель- пример. В детском саду легко и просто  можно получить на орехи: " А ты сама!". Нужно самим соблюдать правила, которые мы устанавливаем для детей.
  • Стоп нежелательному поведению, без обсуждений. Так и сказать, строго и чётко, слово"Стоп" и придержать кусающегося ребёнка или развести драчунов. В Монтессори группах говорят: "Мы так не делаем!".
  •  Если ребёнок нарушает правила, нужно вывести ребёнка из среды. Дать возможность  "подумать о своём поведении". В любом случае, у него будет время успокоиться. В группе может быть стул для размышлений. Дети охотно уединяются на нём. Это не наказание, но ограничение:" Успокоишься/ Отдохнёшь- вернёшься в группу."
  • Разрешение споров и конфликтных ситуаций может происходить за  столом дружбы, на котором в вазе прекрасный цветок. Разбираться в произошедшем нужно обязательно. Каждый должен иметь право высказаться. Мирилки  отлично работают в дошкольном возрасте. Жаль, что взрослые забывают о том, как полезно прощать.
Мне очень интересно, как работает Монтессори группа 6-9 лет . Задачи там уже другие. Ведутся например, беседы о о космических задачах человека, о его предназначении. Рассказывают например, как приспособили для занятий притчу о банке, наполненной камнями. Монтессори банка заполняется большими делами- крупными камешками, небольшими выполненными работами- песчинками и заливается водой- пустыми хлопотами. Наблюдаем, что воде остаётся не так много места. Заполняем вторую банку водой сразу. Сколько места остаётся для камешков? Нисколько!

Продолжу погружение в среду Монтессори! Ждите новостей! Обещаю честно рассказывать про свои проколы:)

20 комментариев :

  1. Оксана Дмитриевна за все Ваши рекомендации, полученные в ходе наблюдений. Проколы бывают у каждого из нас, только не каждый их видит и признает, а дети берут с нас пример)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Чего уж там не признать!:) Тёмный лес!:) Самое забавное в том, что я всегда была готова учиться новому, но тут сложнее обстоит дело- с Монтессори педагогикой придётся менять угол зрения, а это непросто:)

      Удалить
  2. Мне очень близки эти правила. Стараюсь именно так и поступать.
    Спасибо, Оксана, за материал, разложенный по полочкам, никогда не бывает лишним поучиться, проанализировать, примерить это на себя "А все ли я делаю правильно?".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Почему-то уверена, что у вас с дисциплиной порядок!)))Думаю, что этот пост ещё не раз дополню

      Удалить
    2. Мы постарались создать развивающую среду таким образом, что я могу себе позволить наблюдать за детьми со стороны.
      Недавно у нас в саду были курсы повышения квалификации для педагогов области, у них была возможность пройти по группам. У нас в группе в свободном доступе для детей находится природный и бросовый материалы. Увидев большой поднос с камнями на полочке, многие были в шоке... А что дети с ними делают? А не засовывают ли в рот? Не кидают ли в друг друга?

      Удалить
    3. " А не засовывают ли в рот камни?"))) Всё-таки большинство педагогов этакие курицы- наседки! У нас в центре воды и песка стояли два тазика с водой и песком соответственно- так тоже первый вопрос был, не сыпят ли дети в воду песок. Нет, не сыпят. Потому что сами убирают.

      Удалить
  3. Спасибо, Оксана Дмитриевна, интересно, доступно и очень полезно! Отдельно благодарю за личный опыт, позволяет чувствовать себя уверенней)) Пойду делиться!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Личный опыт никогда не бывает лишним:) Уж сколько работаю с детьми, но время от времени удаётся подсмотреть новый полезный трюк у коллег:)

      Удалить
  4. Вопрос о границах, запретах и дисциплине всегда непрост, спасибо, Оксана Дмитриевна, за очень ясные и конкретные рекомендации.Читала, и вспоминала своих коллег, кто так работает? К счастью, есть такие педагоги, но есть и другие...
    Стол дружбы с прекрасным цветком понравился)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы точно всякого насмотрелись, Ольга Анатольевна!:) Интересно, что именно педагоги системы Монтессори охотно рассказывают и показывают, как они устанавливают дисциплину. Во-первых, потому что у них действительно тихо:)Во-вторых, их часто об этом спрашивают:)

      Удалить
  5. Оксана Дмитриевна, здравствуйте! Вы всегда очень дельный материал размещаете у себя в блоге. Всегда можно найти что-то полезное для себя. Ну этот пост просто находка в работе с детьми. Думаю, надо-бы буклет для педагогов сделать. Все, конечно, не войдет, но сделаем выдержки)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Погодите, для буклета у меня есть материал- перевод уже не помню с какого языка... Мне понравилась форма подачи материала.Через недели две найду его:)

      Удалить
  6. Здравствуйте, Оксана!
    Большое спасибо за прекрасный и интересный пост! Очень пригодится в работе Ваш материал!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья! Благодарю за внимание!:)

      Удалить
  7. Спасибо, Оксана! Очень интересно, когда теория переплетается с собственной практикой. И понимаю, что начинается педагогический приключенческий сериал о твоей практике в школе Монтессори))) Буду с удовольствием следить за инсайтами.

    ОтветитьУдалить
  8. Благодарю, Оксана, за пост. Как не странно, но работая ранее в частном детском саду нашего города, мы как по наитию всё это делали: говорить тихо, чтобы дети прислушивались, занимать непосед интересными им занятиями (незанятый ребёнок занимается тем, чем может - кричит и бегает), быть на уровне детей (у нас даже взрослых стульев в групах не было...) все сидели на маленьких детских, занимаясь с детками, или занимались с ними на коврике (в групах до 3-х лет), вместо "не беги" - " у нас в группе ходят". Как это всё близко! Хороший пост.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю за отзыв! Побывала недавно в родном латвийском саду:носятся,шумят все-и дети, и педагоги издёрганные.Рассказала содержание этого поста, а в ответ услышала:"Вот если бы ты, как новый человек, вошла бы и начала говорить тихим голосом, то может быть тебя бы слушались:)То есть у них самих ничего не получится изменить:)Устают они слишком-это правда.А ещё я считаю вредным засиживаться долго на одном месте

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    3. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...