пятница, 10 июля 2015 г.

Игры для сплочения коллектива и повышения самооценки

  

Посмотрите, какое внимание!
   
 Мы не живём по одиночке. И большинство взрослых не умеет общаться. Но детей ещё не поздно научить мирно сосуществовать с другими и радоваться общению. Основная работа в этом направлении ложится на плечи педагогов. 
   Я работала  в мультинациональной среде замечательного детского сада, и у нас  было принято обращаться к родителям на национальных языках- своего рода комплимент, потому что любая новая культура воспринималась как обогащающая. У нас были куклы, похожие на людей разных рас и учились дети с особыми потребностями. И всё равно я видела от детей проявления нетерпимости к иным. Иногда нетерпимость принимала самые уродливые формы, как у взрослых. Но меня всегда поражал факт насколько быстро дети учатся- счастливый факт-  часто достаточно было одной беседы, достаточно было одной игры...

  Среди множества командных игр на сплочение коллектива особенной атмосферой выделяются игры в кругу. Американские педагоги (профессор Бристольского университета Джордж Робинсон) выделяют отдельную категорию игр- Circle time- это игры, сплачивающие учителя и детей, которые повышают самооценку,  стимулируют доверие, понимание и принятие другого, позволяют высказаться самому  и выслушать чужое мнение. Игры эти всем знакомы и ничего сложного в них нет, а  в арсенале психологов есть и  более интересные варианты. Играть можно с детьми любого возраста, только  для детей постарше  выбираются варианты посложнее. Особенностью этих игр  я бы назвала  их обязательность.
   Опытный педагог замечает, что у многих детей бывает низкая самооценка, которая проявляется:
- в неумении принимать похвалу,
- в неумении высказаться о своих нуждах,
- в ревности к удачам других,
- в неумении быть сердечным, любящим,
- в тенденции негативно себя оценивать,
 - в неоправданном чувстве вины,
- в отказе от деятельности в случае малейшей неудачи.

Игры  в кругу позволяют ребёнку
- похвалить себя,
- говорить о себе позитивно,
- открыть, что не всегда всё получается, но нельзя сдаваться,
- принять достижения других,
- не бояться пробовать,
- научиться слушать, не перебивая,
- научиться действовать по инструкции и передавать инструкцию дальше.
 В играх  в кругу  развиваются
- коммуникативные способности как способность предугадывать, спрашивать, оценивать, пересказать услышанное и увиденное,
- эмпатия как способность прислушаться к другому, сопереживать, поддержать, высказать похвалу, подбодрить другого,
- способность позитивно принимать другого со всеми  его особенностями.

 Главные условия:
- слушаем, когда говорят,
- принцип " я пас"- мы можем пропустить свой черёд высказаться, если не знаем ответ или ещё думаем, но мы можем продолжить игру позже,
- мы не указываем другим, что нужно делать,
-  мы не допускаем острых, язвительных замечаний- только внимание и понимание.

Особенности игр  в кругу:
- соблюдение условий.
- концентрация на ощущениях,
- происходит понимание себя и других,
-  критические замечания высказываются только мысленно,
-  подчёркивается личная ответственность,
-  позитивные эмоции.

Пятёрка правил для порядка
Главный принцип:
Дети сидят в кругу на стульях или на ковре. Ведущий игры может быть и ребёнок.
                                      
                                                                       ИГРЫ
1. "Моё имя"
 По часовой стрелке каждый называет своё имя. Вариант: назвать краткое, полное, ласковое имя и самое любимое. Вариант: передать по кругу как символ сплочения- сосновую или еловую шишку, гроздь винограда, от которой можно оторвать по ягодке, называя своё имя.
2. " Мой сосед"
 Ребёнок называет своё имя и имя соседа справа.
3. " Мои соседи"
 Ребёнок называет имена соседей справа и слева.
4. " Обмен"
 Игра, которая разбивает закадычные парочки. Поднимаются и меняются местами, например, те, у кого пряжки на обуви, у кого выпал один зуб, кому нравится шоколад и т.д. Дети делают вывод, что на самом деле у них много общего.
5. "Продолжи фразу"
 "Мой любимый цвет..." играющий продолжает предложение и даёт пояснения.Вариант: игра с мячом.
6. "Передай улыбку". Вариант "Поздороваться глазами"- улыбнуться, встретиться взглядами, кивнуть в ответ.
7. "Передай пожатие руки". Вариант "Импульс" или "Электрический заряд"
8. "Я..."
  Назвать своё имя и добавить положительное определение. " Я Саша...быстрый".
9. "Как я чувствую своё имя?"
 Каждый называет своё имя и ощущения от него.
10. "Повтори"Один хлопает в ладоши, второй придумывает новое действие и повторяет предыдущее.
12. "Поменяйся местами"
 Каждому игроку даётся название транспорта. " Корабли меняются местами. Самолёты!"
13. "Найди общее!"
 Дети делятся по парам и находят общее, например общее во вкусовых пристрастиях: обоим нравится мармелад. Вариант: дети по парам совещаются и решают кто расскажет "Нам нравится...". Делить на пары можно, предложив детям  собрать половинки разрезанных открыток.
14. "Говорить правду"
 Одного игрока высылают из комнаты и учитель записывает, что о нём говорят все остальные. Вернувшемуся игроку читают, что про него написано. Можно отдать текст родителям. Игрок может попытаться угадать, кто  что про него говорит. Вариант" Волшебный стул"- игрока сажают на стул в цент круга и все говорят ему ласковые сова и комплименты. Игрок отвечает: "Благодарю, мне очень приятно".
15. "Факты о себе"
 Мне нравится... У меня хорошо получается...
16. " Если бы я был..."
 "Я хочу быть (волком), потому что...". "Если бы я был президентом...". "Если бы я был колдуном...". "Иногда я воображаю, что...,потому что...". Вариант "Волшебники"- "Если бы я был волшебником я бы для ... ( имя ребёнка) сделал бы..."
17. "Плохое. Хорошее"
 "Лучший день, когда...". "Плохой день, когда...". "Самое хорошее я сделал, когда...". "Самое хорошее для меня сделали, когда...".
18. "Представь!"
 "Представь, что у тебя много денег!", "Представь, какие три желания ты бы загадал Золотой рыбке для себя/ для семьи/ для страны".
19. " Представь и покажи" вариант игры "Вызываем дождь".
Солнечный денёк. вдруг налетел ветер. Показалась тёмная туча. Зашелестели листья( дети трут ладошки). Начал накрапывать дождик( дети постукивают пальцем по ладошке). Дождь усилился!( дети хлопают в ладошки) Загремел гром! (дети стучат ногами по полу). Дождь успокаивается (медленно повторяется весь набор действий  к началу). Вариант:  показывать постепенное нарастание силы дождя можно сначала постукивая кончиками пальцев по щекам( начинают отрываться дождинки), потом по плечам( накрапывает дождик), по груди( дождик припустил), по коленям( ливень льёт) и, наконец, потопать ногами- дождь, как из ведра!

Это минимум игр "Circle time". В список  далее добавляю подходящие по возрасту и принципу игры с сайте Бруннера  Е. Ю. "Психология" - уже опробованные и полюбившиеся мне и  детям.

20. "Камушек в ботинке"
21. "Ты мне нравишься" 
22. "Объятие"
23. "Доброе животное" 
24. "Коровы, собаки, кошки" 
25 "Кораблекрушение" 
26. "Ты любишь своих соседей?"
27. "Свободное падение"
27. "Сказка о купце" 
28. Упражнение "Пазлы" 
29. "Эмоции героев " - игра по сказке или истории
30. "Серебряное копытце"
31. "С кем я познакомился?"
32. Игры из блога Марины Ладатко
 33."Угадай, кого нет" Все участники закрывают глаза. В это время ведущий дотрагивается до одного игрока, и тот бесшумно покидает комнату. По сигналу ведущего все открывают глаза и смотрят, кого нет. Кто первым назвал имя отсутствующего, становиться ведущим.
34. "Тайный друг"
Игру желательно проводить когда дети уже знакомы. Очень хороший вариант поздравить друг-друга с праздником. По жребию мальчики вытягивают имена девочек, а девочки – мальчиков, а затем в течение установленного времени тайно делают этим детям приятные сюрпризы (открытки). Главное условие – все должны сохранять тайну. По истечении времени,  раскрывается, кто  с кем были «тайными друзьями» и вручаются сюрпризы.
 35. "Зеркало и обезьяна"
"Один из участников пары будет "зеркалом", а второй - "обезьяной". "Обезьяна", оказавшись перед "зеркалом", ведет себя достаточно свободно. "Зеркало" повторяет как можно точнее все движения "обезьяны".( Исаенко Т. В.)
36. "Пролезть сквозь обруч" Одеть на  руку одного из игроков в круге гимнастический обруч и попробовать, не расцепив рук, провести обруч по всему кругу.
37. "Я еду. Я тоже!" Подвижная игра, сидя на стульчиках. Одно место свободно. Сидящий слева от свободного места начинает движение и пересаживается со словами "Я еду!". Следующий пересаживается за ним :" Я тоже!". Третий не пересаживается- тут нужно быть внимательным, а называет имя любого из присутствующих. Названный ребёнок пересаживается на пустое место и освобождает новое.
38. "Дубинка"
Совершенно безбашенная игра, которая очень нравится и пятилеткам и школьникам. Для игры в знакомство или просто для веселья и на скорость реакции в уже знакомой компании. Из газет скручивается "дубинка". Ведущий с дубинкой стоит в центре круга и подходит к любому из игроков- тот должен быстро назвать имя другого и отослать ведущего к нему. Если игрок эээкает, теряется, называет имя ведущего или вообще не из компании, то  легонько получает по голове.
39. "Тайный гость". Эту игру хорошо использовать после шумных, подвижных игр. Игроки стоят в круге с закрытыми глазами (или сидят на стульчиках в ряд) Один- тайный гость отходит в сторону. Ведущий объявляет, что к ребятам идёт гость. Гость старается как можно тише подойти и становится за спиной одного из ребят. Ведущий предлагает поднять руку ребятам, которым кажется, что гость стоит за их спиной, а затем предлагает всем открыть глаза и обернуться. Тайным гостем становится тот, к кому гость приходил.
40. "Солнечный зайчик"
Детям предлагают с помощью зеркала поймать "солнечного зайчика". Затем воспитатель говорит, что он тоже поймал "зайчика", предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреть его теплом. Когда "зайчик" возвращается к воспитателю, он обращает внимание на то, что за это время "зайчик", обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях. "Зайчика" выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем.
41.  "Пирамида любви". " Я люблю" и каждый кладёт свою руку в общую пирамиду из рук." "Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая получилась у нас пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами"( Исаенко Т. В.)

 В круг детей ещё усадить нужно!) Идеи для  постеров с правилами поведения для вдохновения:
https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjB4mMNMQQWvT0yYujsAuM5oMm9lfnVlRkdGL93P0KPKuQrBKryVWHdoYZXkEFcLg6cj9jfQyI8pYSCQbo1Xk6QUEJcQ8O0lvy-Lu8zW987_hSWrpyzOnNdtkcG64osAsNZ4Izeyt8RStE/s1600/rug.png
и другие полезные постеры на английском
Visual Cues (Photos) for Circle-time Rules in Preschool Classroomcarpet rules...might need to find a way to recreate this for my classroom...circle time has been difficult this week!setting procedural criteria with students - many have asked how I do it - here it isSuper cute and fun organizational ideas for preschoolers!

15 комментариев:

  1. Оксана, спасибо! Это прям подарок для меня! Иногда перед занятием бывает хочется новенького , а тут идейный затык и приходится перекрывать книги, конспекты. А когда в одном месте, это супер!

    ОтветитьУдалить
  2. Оксана, очень-очень актуально! Одни и те же игры надоедают, хочется чего-то новенького, а на поиски иногда уходит несколько часов, а то и дней. А тут как раз Ваша статья. И правда, подарок. Очень приятный! Спасибо:)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как же я с Вами согласна, Людмила Владимировна.
      Оксана, спасибо за идеи

      Удалить
  3. Спасибо! Тайный гость очень понравилась!

    ОтветитьУдалить
  4. Оксана, какая серьезная тема, и такая замечательная подборка! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, за чудесную подборку!
    Оксана Дмитриевна, грандиозный труд :) собрать все игры в пост. Удобный и готовый материал.
    Думаю, что очень многие будут использовать его:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень приятно, что ещё кому-то может пригодиться. Пост, как обычно, для себя.Только постеры с правилами пока не делала.

      Удалить
  6. Такие игры прекрасны, нужные, полезные и так много! Оксана, огромная тебе благодарность! Обязательно найду применение этой подборке)!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И в семье такие простые игры важны. Возможно, что-то новое откроешь для себя)

      Удалить
  7. Добрый день!
    Хочу сказать ОГРОМНЕЙШЕЕ СПАСИБО! за Ваш блог!!! Вы просто спасение для начинающего педагога!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста! Сколько открытий вам ещё предстоит:) Рада за вас пытливых и неугомонных начинающих педагогов:)

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...