Мой воспитанник в начале второго класса пишет с большой неохотой или отказывается вообще. Из упражнения почти невозможно выбрать хоть одно аккуратно написанное слово: спешит, буквы пляшут, не соблюдает расстояние между буквами и размер букв, остаются длинные хвосты. Ребёнок уже запуган двойками и не верит в свои силы. Значит, во-первых, нужно создать доверительные отношения и спокойную обстановку, располагающую к занятиям. Первые задания, которые я ему даю - найти и исправить намеренно допущенные ошибки.
Я тоже показываю воспитаннику своё письмо, я называю его скоропись, потому что привыкла за время учёбы в университете писать очень быстро. Мы вместе с ним находим мои неправильные буквы- это к и б. Я их прописываю в свою тетрадку и тоже буду писать у него на глазах. В тетрадь ученика прописываем самые не его взгляд неудачные буквы и их сочетания : ня, короткую в, "падающую" т и ш.
Трудности при овладении техникой письма имеют разные причины: и физиологические, и психологические, и педагогические. С причинами будем разбираться в процессе наблюдений и общения с воспитанником и ни в коем случае не будем паниковать: двигательный навык письма (как, впрочем, и орфографический навык), в отличие от навыка чтения, за три года начального обучения не может быть сформирован; для этого требуется 7-9 лет обучения. Беглым, скорописным, с устоявшимся почерком орфографически грамотным письмом школьники овладевают лишь к концу основной школы, да и то отнюдь не все в одинаково удовлетворительной мере.
Ученикам очень повезло с учителем, если неудачную букву сначала разрешается подправить карандашом- это послабление избавляет в дальнейшем от "грязи" в тетрадях, когда букву пытаются обвести или исправить, повышает навык самоконтроля и даёт ребёнку право на ошибку, а это так важно для успешности ребёнка во всей его последующей жизни.
Самая главная проблема- отсутствие мотивации и неустойчивое внимание. Каждый день, например, пишет слово "Домашняя" и всё равно умудряется "намазать". Сегодня, когда я уже перевела дух, на конце слова "Домашняя" вдруг выскочила буква б, видимо из следующего слова... На выполнение домашнего задания уговариваю бонусами в виде интересных ему занятий- используем темы, которые изучаются на уроках по окружающему миру: свойства веществ, компас, глобус и т.д. Я и не подозревала в себе до сих пор великого экспериментатора, но пришлось соображать быстро. Может с точки зрения психологии совершаю ошибку, но пока не нашла другой способ уговорить ребёнка писать... Заметила, что получается хорошо, лишь когда я говорю: "пишем последнее слово"...
Задание 1
Сформировать мотивацию ребенка иметь красивый, правильный, разборчивый почерк.
Отдельные буквы пишет неплохо, соединения на месте. Я вижу проблему в том, что не используется на уроках в школе тетрадь с множеством косых линий, когда у каждой буквы и соединения свой "домик". Меня очень вдохновил опыт двухмесячной работы Надежды Александровны Самойловой из блога"Азбука сердца" в тетрадях с частыми косыми во втором классе. Эти тетради- хорошее забытое старое, потому что в таких писали и мои родители, а у них, кстати, на всю жизнь сохранился отличный почерк.
Тетради учеников Надежды Александровны рассматриваем вместе с моим воспитанником, чтобы он видел, что значит хороший почерк .
Очень важно дать ребёнку представление о практической важности письма- он уже воспринимает занятия как мучения (буквы то у него вполне понятно написаны, хоть и некрасиво) Поэтому рассказываю ему исторический анекдот.
И, наконец, мы знакомимся с волшебным миром красивого письма - каллиграфией. Разве не удивительно, что взрослые занятые люди посвящают себя этому древнему кропотливому и изысканному искусству!?
Берём себе как девиз сказку для начинающих каллиграфов и каллиграфинь с правилами красивого письма. Красиво оформляем и вешаем на стену. А, нет, поступило разумное предложение и мы сворачиваем лист в свиток "по-королевски" и скрепляем подписями. Но свиток всё равно вешается на стену, чтобы, когда иссякнет желание писать, обязательства можно было бы себе напомнить.
В некотором царстве, в каллиграфическом государстве, с незапамятных времен правила царевна Линия. Её любимое занятие – участвовать в хороводах да игрищах разных, а излюбленная забава – множиться. Её и теперь можно на каллиграфических листах углядеть, да для этого нужно много достоинств при себе иметь:
1. Терпение – вера в то, что всё получится;
2. Усидчивость –способность регулярно поддерживать интерес к занятиям и сосредотачиваться над листом бумаги;
3. Умение видеть разницу – быть внимательным, всё примечать – что было и что стало;
4. Способность обобщать – обнаруживать «родственные» явления, видеть их связи;
5. Взыскательность к себе – не удовлетворятся достигнутым, видеть возможности дальнейшего самосовершенствования в письме;
6. Усердие в работе –делать всё от сердца, от души – результаты будут лучше;
7. Разумение – трудиться с умом, чтобы не ошибаться, лишнюю работу не делать и не уставать.
/kalligrafinja.ru/
Смотрим видео с письмом пером с восхищением, но и вздыхаем с облегчением от того, что в наше время уже изобретена шариковая авторучка, которая чрезвычайно облегчила нашу жизнь.
Было бы очень интересно попробовать писать пером, а пока мы запасаемся разноцветными маркерами, тоненькими шариковыми ручками, золотыми маркерами и серебряными для надписей на поздравительных открытках, которые уж точно должны быть идеальными, ведь предназначаются для дорогих нам людей.
Пригодятся в хозяйстве и красиво надписанные этикетки поэтому запасаемся шаблонами:
Решаем писать друг другу время от времени письма на красивых шаблонах для писем.
Вдохновляемся видео о японской каллиграфии с красивой старинной легендой о монахе Кукае, который писал такие красивые иероглифы, что казалось они, как птицы, расправляли крылья над листом бумаги и, как рыбы, ускользали в его белой глубине...
Первое красиво написанное слово у своего ученика я увидела только после этой беседы о каллиграфии...
Задание 2. Письменные упражнения
У этого ребенка вероятно нет понимания прочной связи между зрительным и двигательным образом буквы. В результате – неправильно написанные буквы, исправления, грязь. Значит, чаще будем рисовать в воздухе, обводить буквы маркерами, обводить отдельные осмысленные слова.
Предложила ему на плакате почувствовать широкими движениями от плеча размах слов и широту соединений, почувствовать свободу букв, чтобы они на письме не сливались- "не боролись":
Выбрали несколько забавных панграмм:
Пишем с пользой, например, словарные слова
" Все словарные слова в 1 и 2 классе" Узорова и Нефёдова
Первые любимые задания из этого сборника были - исправления ошибок: я допускала ошибки, а он исправлял и с удовольствием ставил двойки.
Очень полезно пособие "Развивающие задания. 2 класс"
Задания, например, дописать к данным слогам и буквам по две буквы справа и слева, так чтобы получились новые слова: тахта, вынуждают моего ученика писать с заданным мной наклоном букв и заинтересовывают его в выполнении записей в тетради: "Такие загадки потом можно друзьям и родителям загадывать"
Пока только сижу рядом, когда он пишет, рисую в воздухе подсказки, если он забывает, как писать букву, и напоминаю сделать пошире, поровнее и т.д. Наклон букв получается только если я напоминаю правильно положить тетрадь и напомню про наклонные линии- помощницы. Под постоянным контролем исправили осанку. Первое, что делали в тетрадях- это заново знакомились с линиями, тренировались их видеть. Сначала прописывали линии под заданным наклоном в рабочей строке, пока получатся параллельные, потом писали заглавные буквы алфавита только на пересечениях линий. После цикла занятий покажу результат, а пока мы только ещё на половине пути к аккуратному письму. О наших упражнениях в следующем посте.
Я тоже показываю воспитаннику своё письмо, я называю его скоропись, потому что привыкла за время учёбы в университете писать очень быстро. Мы вместе с ним находим мои неправильные буквы- это к и б. Я их прописываю в свою тетрадку и тоже буду писать у него на глазах. В тетрадь ученика прописываем самые не его взгляд неудачные буквы и их сочетания : ня, короткую в, "падающую" т и ш.
Трудности при овладении техникой письма имеют разные причины: и физиологические, и психологические, и педагогические. С причинами будем разбираться в процессе наблюдений и общения с воспитанником и ни в коем случае не будем паниковать: двигательный навык письма (как, впрочем, и орфографический навык), в отличие от навыка чтения, за три года начального обучения не может быть сформирован; для этого требуется 7-9 лет обучения. Беглым, скорописным, с устоявшимся почерком орфографически грамотным письмом школьники овладевают лишь к концу основной школы, да и то отнюдь не все в одинаково удовлетворительной мере.
Ученикам очень повезло с учителем, если неудачную букву сначала разрешается подправить карандашом- это послабление избавляет в дальнейшем от "грязи" в тетрадях, когда букву пытаются обвести или исправить, повышает навык самоконтроля и даёт ребёнку право на ошибку, а это так важно для успешности ребёнка во всей его последующей жизни.
Самая главная проблема- отсутствие мотивации и неустойчивое внимание. Каждый день, например, пишет слово "Домашняя" и всё равно умудряется "намазать". Сегодня, когда я уже перевела дух, на конце слова "Домашняя" вдруг выскочила буква б, видимо из следующего слова... На выполнение домашнего задания уговариваю бонусами в виде интересных ему занятий- используем темы, которые изучаются на уроках по окружающему миру: свойства веществ, компас, глобус и т.д. Я и не подозревала в себе до сих пор великого экспериментатора, но пришлось соображать быстро. Может с точки зрения психологии совершаю ошибку, но пока не нашла другой способ уговорить ребёнка писать... Заметила, что получается хорошо, лишь когда я говорю: "пишем последнее слово"...
Задание 1
Сформировать мотивацию ребенка иметь красивый, правильный, разборчивый почерк.
Отдельные буквы пишет неплохо, соединения на месте. Я вижу проблему в том, что не используется на уроках в школе тетрадь с множеством косых линий, когда у каждой буквы и соединения свой "домик". Меня очень вдохновил опыт двухмесячной работы Надежды Александровны Самойловой из блога"Азбука сердца" в тетрадях с частыми косыми во втором классе. Эти тетради- хорошее забытое старое, потому что в таких писали и мои родители, а у них, кстати, на всю жизнь сохранился отличный почерк.
Пропись 1958 года |
Очень важно дать ребёнку представление о практической важности письма- он уже воспринимает занятия как мучения (буквы то у него вполне понятно написаны, хоть и некрасиво) Поэтому рассказываю ему исторический анекдот.
Интересный факт
Во взрослой жизни не все люди уделяют
достаточно внимания красоте своего почерка. Например, великий русский
баснописец Иван Крылов обладал невообразимо диким почерком, который мало
кто понимал.
И даже на его рукописях
находят авторские пометки примерно такого содержания: «Прочел через 3
года после написания. Ни черта не понял...».
Мы вспоминаем не только замечательного баснописца, но и пытаемся разобраться в каракулях знаменитого почерка врачей :
Ну теперь- то всё понятно!) |
И, наконец, мы знакомимся с волшебным миром красивого письма - каллиграфией. Разве не удивительно, что взрослые занятые люди посвящают себя этому древнему кропотливому и изысканному искусству!?
Тетрадь по каллиграфии |
Берём себе как девиз сказку для начинающих каллиграфов и каллиграфинь с правилами красивого письма. Красиво оформляем и вешаем на стену. А, нет, поступило разумное предложение и мы сворачиваем лист в свиток "по-королевски" и скрепляем подписями. Но свиток всё равно вешается на стену, чтобы, когда иссякнет желание писать, обязательства можно было бы себе напомнить.
край свитка слегка обжигаем над пламенем свечи, чтобы свиток выглядел древним) |
В некотором царстве, в каллиграфическом государстве, с незапамятных времен правила царевна Линия. Её любимое занятие – участвовать в хороводах да игрищах разных, а излюбленная забава – множиться. Её и теперь можно на каллиграфических листах углядеть, да для этого нужно много достоинств при себе иметь:
1. Терпение – вера в то, что всё получится;
2. Усидчивость –способность регулярно поддерживать интерес к занятиям и сосредотачиваться над листом бумаги;
3. Умение видеть разницу – быть внимательным, всё примечать – что было и что стало;
4. Способность обобщать – обнаруживать «родственные» явления, видеть их связи;
5. Взыскательность к себе – не удовлетворятся достигнутым, видеть возможности дальнейшего самосовершенствования в письме;
6. Усердие в работе –делать всё от сердца, от души – результаты будут лучше;
7. Разумение – трудиться с умом, чтобы не ошибаться, лишнюю работу не делать и не уставать.
/kalligrafinja.ru/
Смотрим видео с письмом пером с восхищением, но и вздыхаем с облегчением от того, что в наше время уже изобретена шариковая авторучка, которая чрезвычайно облегчила нашу жизнь.
Было бы очень интересно попробовать писать пером, а пока мы запасаемся разноцветными маркерами, тоненькими шариковыми ручками, золотыми маркерами и серебряными для надписей на поздравительных открытках, которые уж точно должны быть идеальными, ведь предназначаются для дорогих нам людей.
Пригодятся в хозяйстве и красиво надписанные этикетки поэтому запасаемся шаблонами:
Решаем писать друг другу время от времени письма на красивых шаблонах для писем.
Вдохновляемся видео о японской каллиграфии с красивой старинной легендой о монахе Кукае, который писал такие красивые иероглифы, что казалось они, как птицы, расправляли крылья над листом бумаги и, как рыбы, ускользали в его белой глубине...
Первое красиво написанное слово у своего ученика я увидела только после этой беседы о каллиграфии...
Задание 2. Письменные упражнения
У этого ребенка вероятно нет понимания прочной связи между зрительным и двигательным образом буквы. В результате – неправильно написанные буквы, исправления, грязь. Значит, чаще будем рисовать в воздухе, обводить буквы маркерами, обводить отдельные осмысленные слова.
Когда мальчик спешит, появляются и признаки нарушения пространственного восприятия.
Например, буква «и» заменяется буквой «у» — ребенок не может запомнить,
у какой из букв хвостик растет вниз. Причём эта ошибка стала появляться недавно.
Требуется обратить внимание, как именно ребенок пишет: водит ли он
кончиками пальцев ("рисует") или двигает всей рукой до плеча? Мой воспитанник
рисует, а это приводит к быстрому утомлению, и буквы получаются разного
размера и наклона. Попробуйте написать букву в воздухе — вы двигаете
всей рукой — вот таким и должно быть письмо на бумаге.
Рисуем большой плакат( в домашних условиях работаем пока без доски) на листе обоев с панграммой- предложением, в котором используются все слова русского языка- так я сразу увижу ВСЕ проблемные буквы, которые требуют дополнительной тренировки в прописи. Предложила ему на плакате почувствовать широкими движениями от плеча размах слов и широту соединений, почувствовать свободу букв, чтобы они на письме не сливались- "не боролись":
Писал сначала карандашом, потом обводил маркером- заметил, что маркером хоть и хочется, писать трудно |
Выбрали несколько забавных панграмм:
- Съешь же ещё этих мягких французских булок да выпей чаю!
- Вступив в бой с шипящими змеями — эфой и гадюкой, — маленький, цепкий, храбрый ёж съел их.
- Южно-эфиопский грач увёл мышь за хобот на съезд ящериц.
Пишем с пользой, например, словарные слова
" Все словарные слова в 1 и 2 классе" Узорова и Нефёдова
Первые любимые задания из этого сборника были - исправления ошибок: я допускала ошибки, а он исправлял и с удовольствием ставил двойки.
Очень полезно пособие "Развивающие задания. 2 класс"
Задания, например, дописать к данным слогам и буквам по две буквы справа и слева, так чтобы получились новые слова: тахта, вынуждают моего ученика писать с заданным мной наклоном букв и заинтересовывают его в выполнении записей в тетради: "Такие загадки потом можно друзьям и родителям загадывать"
отсюда мы берём интересные упражнения на "переменки" между домашними заданиями |
было |
Оксана Дмитриевна, уверена что у вас все получится и мы увидим результат.
ОтветитьУдалитьОх. стараюсь) сегодня я вдруг увидела завитушки( для красоты) на по-прежнему пляшущих буквах)))
УдалитьПриятно, когда опыт коллег транслируется в интернет-сообщество. Спасибо. Удачи и вдохновения, Оксана Дмитриевна, Вам в работе
ОтветитьУдалитьСпасибо) Я и сама для себя хочу сохранить свой опыт)
УдалитьОксана, большое спасибо за материал! Если честно,то очень пожалела, что не было его раньше у меня - года три-четыре назад. Моя Эллина тоже пишет из рук вон плохо. Для меня самой это никогда не было проблемой, я даже не представляла, что девочка может так ужасно писать. Исправляли долго, нудно, без особого успеха, с облегчением перешли в пятый класс, когда почерку уже не уделялось столько внимания. И вот читаю сейчас и думаю: а не попробовать ли нам с дочкой снова все изменить? Я все еще не теряю надежды))).
ОтветитьУдалитьВ Минске наверняка есть курсы каллиграфии, а раз девочка твоя рисует, то ей точно будет интересно) Да и прописей много и есть сообщества в сети, посвящённые каллиграфии! Мой сорокалетний друг начал недавно ходить на такие курсы и с удовольствием пишет теперь самыми разными инструментами- так что это никогда не поздно, лишь бы было в радость)
УдалитьОксана! Какой титанический труд! Когда всё успеваешь - столько интересной информации собрано - о каллиграфии, о разных почерках, вообще обо всём! Глубоко, серьёзно! Здорово! Я сейчас тоже работаю с одним второклассником над проблемами по русскому. Начали в августе. Не помнил, как пишется та или иная письменная буква. Неправильно делал соединения. Ну и, разумеется, проблема с мягкими согласными - вместо е, ё, я, ю, после согласных пишет э, о, а, у. С учительницей затяжной конфликт. Всё усугубляется тем, что четыре года назад умер отец мальчика, он до сих пор тоскует...Работаем. Двигаемся потихонечку. Мы в конце занятия обязательно играем в настольную игру, 5 - 10 минут (уже "моего", "неоплаченного" времени). Ради этой игры ученики, как правило, готовы многое "вынести". Кроме меня, никто с ними больше не поиграет...
ОтветитьУдалитьНаташа, мы тоже играем- это так важно! А вы в тетрадях с частой косой пишете? У моего воспитанника никак буквы не выравниваются( Успеваю много, но не всё. Вот ты пишешь про своего с мягкими согласными, а у меня уже в голове, что делать на подготовке к школе, чтобы таких проблем не было вообще) Видишь как, оказывается, у репетитора каждый раз новая задача
УдалитьСпасибо, Оксана! Вспоминаю как я ненавидела эти прописи в школе))) Наверное у меня даже травма была на этой почве)))
ОтветитьУдалитьОх, Оксана, как всё знакомо. У старшего сына похожая ситуация была во 2 классе. Логопед сообщила, что это дизграфия, случается обычно в результате родовой травмы, гипоксии. Работа по выправлению очень трудоемкая, эмоционально затратная. Сейчас сын перешел в 5 класс, уже год не посещаем занятия. Ситуация заметно улучшилась, но почерк все равно еще плохой. Оксана, уверена, что результаты точно будут, может только надо чуть больше времени. Желаю Вам обоим удачи!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо за комментарий, Анна. Мне очень нужно маму уговорить на консультацию у логопеда и психолога,чтобы не получилось, что мы бегуна со сломанной ногой подгоняем:" надо, через не могу, можешь, когда хочешь"(.
УдалитьВечер добрый, Оксана Дмитриевна! Ох, уж этот почерк. Сколько учу, столько и контролирую. Сегодня забегала к учителям пятиклассников - смотрела тетради своих учеников. Пока нормально.
ОтветитьУдалитьУспехов Вам в занятиях с Вашим учеником!
Здравствуйте, Надежда Александровна! Вы- наш кумир) Надеюсь, что как можно больше педагогов из начальной школы увидят, как можно и нужно работать на вашем примере.
Удалить