Впервые наскальные рисунки обнаружил испанский дворянин Марселлино де Сантуола, проживавший в городе Сантандер. Он увлекался археологией и как-то раз производил раскопки в пещере Альтамира неподалеку от своего дома. С ним пришла его маленькая дочь, которой быстро надоело наблюдать за раскопками, и она принялась бродить по пещере. Вскоре отец услышал ее крик: «Быки! Быки!» Действительно, быки в пещере испугают кого угодно, и Сантуола, бросившись на помощь дочке, увидел, что девочка смотрит на потолок пещеры. Там оказалось множество изображений быков, бизонов, оленей, лошадей и разных других животных, некоторые были нарисованы в натуральную величину.
Совершите витруальное путешествие в пещеру!
Открытие повергло археологический мир в смятение, как это бывает с большинством открытий; ученые никак не могли поверить, что эти поистине замечательные рисунки могли появиться на столь раннем этапе развития человека. Рисунки пещеры Альтамира были восприняты с таким же недоверием, с каким сначала не хотели признавать в неандертальце человека и в некоторых древних кремневых орудиях произведение человеческих рук. Сейчас уже написано множество книг, перед научными обществами прочитано бесчисленное количество докладов, в некоторых французских пещерах найдено множество других рисунков, и все это убедило археологов в том, что пещера Альтамира сохранила подлинные творения древнейшего периода мирового искусства; и этим открытием мы обязаны одной маленькой девочке, которая испугалась нарисованных быков и позвала своего отца.
Теперь давайте задумаемся о том, какой цели служили эти рисунки. Альтамирские рисунки находятся в темной пещере, которая имеет общую длину 280 метров. Пещера никак не освещается, а изображения встречаются на стенах по всему ее периметру. Сейчас без специального освещения их не видно, и художнику во время рисования нужно было пользоваться лампой или факелом; таким образом, мы делаем новое открытие — выходит, что древний человек уже имел искусственное освещение.
Выдвигалось множество предположений относительно предназначения рисунков; одно состоит в том, что большинство нарисованных животных относятся к объектам охоты и их изображение являлось магическим ритуалом, который отдавал животных во власть шамана племени. На многих рисунках в тела зверей вонзаются стрелы; на некоторых красным цветом нарисовано сердце. Подобные обычаи существовали до самого недавнего времени — чтобы навредить врагу, нужно было сделать его изображение и натыкать в него булавок; то есть, конечно, если вы плохой человек и желаете ему зла.
Значит, пещерные рисунки могли использовать в помощь охотникам. Старейшина племени или, например, шаман рисовал зверя и стрелы, пронзающие его. После этого охотники шли и убивали настоящего зверя, которого привело к ним волшебство художника. Это колдовство, основанное на внушении..
Любопытная деталь — лица никогда не прорисованы; в живописи практически никогда не изображались люди, разве что несколько редких гротескных лиц. Возможно, в этом повинны верования первобытных людей, считавших, что рисунок или скульптура, изображающие человека, становятся частью его личности. Если причинить изображению вред, то это скажется и на человеке, поэтому любой узнаваемый портрет человека вдвое увеличивал риск. А в случае с нарисованными животными это для древнего человека было желательно.
Другая гипотеза состоит в том, что нарисованный мамонт, бизон или любой другой зверь мог быть тотемом племени, древние люди группировались в кланы по родству с животным, например, как братья-бизоны. Мы видели, что этот обычай характерен для австралийских аборигенов, американских индейцев и современных бойскаутов. В таком случае пещеру Альтамира можно считать храмом, в котором хранились тотемные символы. (См."Первобытные люди. Быт, религия, культура" Чарльз Квеннелл, Марджори Квеннелл)
В разрисованных пещерах Франции и Испании находят отпечатки ладоней. Очевидно, руку мазали краской, а затем отпечатывали на поверхности камня либо сначала прикладывали к камню руку и потом сверху покрывали краской, отчего, когда руку убирали, на поверхности оставался не закрашенный силуэт. Этот опыт легко повторить с краской во флаконе с пульверизатором!
Художники тех дней использовали красные и коричневые, черные и желтые цвета и, как настоящие знатоки, управлялись со световыми бликами, полутонами и тенями. Видимо, для начала они черной краской рисовали очертания и затем раскрашивали изображение, добавляя яркости или стирая краску, чтобы добиться эффекта освещения. Фигуры животных часто выполнены в натуральную величину с необычайной убедительностью и жизненной силой.
Придумайте,чем можно рисовать на асфальте, если очень хочется, но нет мелков или красок. Сделайте краски из грязи! Этот способ хорош для игр с маленькими детьми: к настоящей грязи примешиваются сухие краски или пищевые красители, для нашей цели- красного, коричневого, чёрного и жёлтого. С детьми постарше можно уже серьёзно задуматься из чего сделаны краски. Здесь очень интересный проект на эту тему. Нам пригодится красная глина, уголь и мел.
Придумайте,чем можно рисовать на асфальте, если очень хочется, но нет мелков или красок. Сделайте краски из грязи! Этот способ хорош для игр с маленькими детьми: к настоящей грязи примешиваются сухие краски или пищевые красители, для нашей цели- красного, коричневого, чёрного и жёлтого. С детьми постарше можно уже серьёзно задуматься из чего сделаны краски. Здесь очень интересный проект на эту тему. Нам пригодится красная глина, уголь и мел.
Учёные обнаружили в пещерах сурик железный — пигмент, лежащий в основе одной из древних красок, пестики для толчения краски и лопатки каких-то животных, служившие палитрой. Художники рисовали кистями, которые было нетрудно сделать. Задайте детям вопрос, из чего можно сделать кисти. ( Ответы детей: из пёрышка, из узелка, из шерсти)Краски хранили в маленьких баночках из оленьих рогов.
Живопись первобытных художников достойна всяческих похвал; не будучи приверженцами мелких деталей, они ухватывали суть изображаемых животных. На их рисунках мамонты медленно вышагивают, словно живые от кончиков бивней до кисточки хвоста. Бизоны и вепри нападают; олени и маралы двигаются легким, непринужденным галопом. Рисунки доказывают невероятно развитую способность замечать подробности, которую охотник приобретал вместе с другими своими навыками. Однако в них нет симпатии к животным, характерной для более поздних эпох, когда люди начали их приручать и одомашнивать.
Посмотрите, что рисовали или выцарапывали на камне древние художники в разных уголках земли. Рассмотрите иллюстрацию из сети с петроглифами http://www.crystalinks.com/petroglyphs1.html. С такими мелкими рисунками можно поиграть в составление рассказов в картинках о жизни первобытных людей.
Живопись первобытных художников достойна всяческих похвал; не будучи приверженцами мелких деталей, они ухватывали суть изображаемых животных. На их рисунках мамонты медленно вышагивают, словно живые от кончиков бивней до кисточки хвоста. Бизоны и вепри нападают; олени и маралы двигаются легким, непринужденным галопом. Рисунки доказывают невероятно развитую способность замечать подробности, которую охотник приобретал вместе с другими своими навыками. Однако в них нет симпатии к животным, характерной для более поздних эпох, когда люди начали их приручать и одомашнивать.
Посмотрите, что рисовали или выцарапывали на камне древние художники в разных уголках земли. Рассмотрите иллюстрацию из сети с петроглифами http://www.crystalinks.com/petroglyphs1.html. С такими мелкими рисунками можно поиграть в составление рассказов в картинках о жизни первобытных людей.
Посмотреть и почитать детям по теме:
Книга для педагога: "Первобытные люди. Быт, религия, культура" Чарльз Квеннелл, Марджори Квеннелл
Арт проекты для детей:
- Играем в древних художников- рисуем на стене бумажной пещеры. Крафт бумагу( упаковочную, мятую) натягиваем на коробку изнутри и снаружи. Можно просто лист мятой бумаги прикрепить к стене или раздать куски бумаги произвольной формы.
Выцарапывание рисунка на камне |
Рисуем на настоящих камнях |
- Иностранный МК - изготовление "каменного амулета" из папье-маше.
- Рисование бизона. Любопытная техника рисования фона с текстурой стены пещеры:
рисование бизона |
- Иностранный артпроект по теме очень вдохновляет.
- Раскраска
- Шаблоны животных по оригинальным рисункам для творчества.
Классные варианты оформления выставки детских работ:
Found on sparklebox.co.uk |
https://www.facebook.com/theokinawangirl |
Found on flickr.com |
Как всегда, очень интересная и увлекательная подборка материала, спасибо. Очень понравились "жилища" древнего человека
ОтветитьУдалитьОксана, как же Вы мне помогли! Вот и я готовлю для дочки путешествие в древний мир и обратила внимание на крафтбумагу, но никак не могла определиться с образом пещеры, а тут столько интересных идей! Больше всего понравилась большая коробка, но, эх, такую надо будет ещё поискать. :))) И вот ещё один интересный момент поймала для себя: не только изучение древнего человека, но и путешествие с ним по миру... Всё, закипело в голове. Спасибо. :)
ОтветитьУдалитьС удовольствием посмотрю, что у вас с дочей получится)
УдалитьРисунки на камнях, на упаковочной бумаге, пещеры... :)
ОтветитьУдалитьВсё очень интересно, вот бы кабинет большой, я бы обязательно что-то подобное сделала :)
Значит, нужно выбраться с пещерой за пределы кабинета) Я даже представила, как хорошо было бы сидеть с ребятами с фонариками в тёмной кладовке и рассматривать " пещерные рисунки")
УдалитьЗамечательно!:) Столько идей для детского творчества!Мне особенно понравился вариант рисования на обычных (не гладких) камнях.
ОтветитьУдалитьВыбор деятельности такой большой, мне понравился "Рисуем на стене бумажной пещеры", на камнях тоже классно!!!Спасибо за информацию!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Оксана! Какая чудесная идея сделать из коробки пещеру и разрисовывать ее внутри первобытными изображениями! Даже самой захотелось))))
ОтветитьУдалитьОксана, просто невероятно интересно, взяла на заметку. Недавно Эля проводила с мальчиками игры на тему каменного века, так что идеи придержу, еще вернемся.
ОтветитьУдалитьДумаю, что ваша весёлая семейка скорее устроит пещеру из большой коробки, чем мы с моим учеником)
Удалить