вторник, 15 марта 2016 г.

10 способов научить детей эмпатии

  Эмпатия – понимание эмоционального состояния и чувств другого человека путём сопереживания.Чем эмпатия отличается от сочувствия можно посмотреть анимационный ролик здесь или почитать  про забавный пример здесь.
  Вопрос, как сделать, чтобы чувства не поглотили людей, склонных к переживанию, с головой – предмет отдельного разговора. Но эмпатия нужна по ряду причин. Во-первых, открытые и эмоциональные люди легче заводят новые знакомства, обрастают нужными контактами. Они лучше понимают потребности других людей, их скрытые мотивы, и на основе этого способны добиваться своего. Во-вторых, эмпаты гораздо реже конфликтуют с людьми, ведь умеют понимать их чувства и страхи. Они могут предвидеть проблемные ситуации заранее и предупреждать их. Такие люди легче справляются с возражениями и негативом. И, в-третьих, эмпаты способны строить коммуникацию эффективно, мотивировать и убеждать других в своей правоте, быть лидерами и хорошими друзьями.
   Это  исключительно субъективный "мамин" пост о том, какие задачи я ставила, воспитывая сына. Думаю, что у каждой матери найдутся свои примеры на каждый из пунктов поста.

1. Учим проявлять свои эмоции: позитивные и негативные. Мой сын уходил в "угол раздумий" попричитать. Причём делал это так серьёзно, что нам с мужем было не до смеха, когда трёхлетний малыш  бормотал там со слезами " и так всю жизнь...".Детская боксёрская груша, большая напольная подушка, мешок с листьями для "попсиховать" у нас большим успехом не пользовались, но пару раз попинались. Думаю, что никто не сомневается в том. насколько важно, чтобы негативные эмоции выплёскивались, а не копились где-то годами.
2. Реагируем на физическую боль ребёнка с эмпатией, даже если мы понимаем, что не так больно, как страшно," есть ли  кровь?" или хочется обнимашек.  Я всегда удивляюсь мамам, которые пытаются отвлечь упавшего на попу малыша хлопаньем в ладоши или "ой, заяц, пробежал!"- он же так потом в ладошки похлопает, если  и мама шлёпнется...
3. Обозначаем  эмоции. Мы  однажды оставили своего малыша с бабушкой. И бабушка долго терпела его " маму, папу хочу", а потом его огорошила, когда вздохнула, обняла его и говорит: "Скучаешь? Я тоже маму хочу. А что? У меня тоже мама есть".
4. Называем свои эмоции."Я  печалюсь, когда вспоминаю свою собаку, которая умерла". Я замечала, что сын с интересом слушает мои рассказы про то, что меня пугает или радует. Но меня всё равно приятно удивило потом, что сын знает лучше мужа, например, какое мороженое мне нравится. А однажды, когда он хотел меня порадовать, принёс мне копилку и говорит: "Купи себе что-нибудь- туфельки, например..."
5. Отмечаем эмоции окружающих. Например, мы увидели плачущего ребёнка в магазине.  Я обратила  на это внимание своего ребёнка: "Наверное, малыш проголодался". Мой мальчик добавил: "он устал".
  Мы играли в  игру с эмоциями "Браслет". Сортировались разноцветные  бусинки разного размера и формы, придумывалось, что они обозначают и делались соответствующие надписи, например: синие-грусть, серые-усталость, звёздочки-веселье и т.д. Выбирали бусинки и нанизывали на пушистую проволочку- делали свой браслет чувств. Делали вывод, что вот так и люди-  вроде о бы  все созданы из одних и тех же частей, но чувства у всех разные.
   А самая любимая игра у нас была "Фотоальбом"  с рассматриванием фото. Хорошо, если имеется в распоряжение альбом портретов хорошего фотографа, но сейчас вполне доступно найти характерные фото в интернете и поупражняться в придумывании историй про людей, изображённых на фото и размышлениях на тему их эмоций и переживаний. Истории можно  записывать на обороте фото и обсуждать их с ребёнком, проигрывая возможные сценарии. Например, про выразительное фото старушки мы придумали такую историю: "Бабушка  молчит весь день, смотрит в окошко и даже  не спрашивает, как прошёл мой день". Я предлагала свой вариант, как помочь бабушке, как начать разговор с нею, чем её порадовать. Малыш придумал свой вариант и многому научил меня- он сказал, что просто посидит рядом с бабушкой и помолчит.
6. Замечательная  возможность попрактиковаться в эмпатии-  чтение и обсуждение книг.
 Как  ты думаешь, что чувствует герой сказки? Как бы ты чувствовал себя на его месте?
 Я старалась размышлять  "вслух": "О, кажется отшельник разозлился- никому не нравится, когда его обижают его друга". Это был мой комментарий к одной из наших любимых сказок на тему эмпатии - "Отшельник и роза" Бориса Заходера.
7. Развиваем сами  свою собственную  эмпатию  к близким, соседям, домашним животным...Ребёнок повторяет наши поступки, а не слова. Дети всё видят и слышат, всегда.
8. Побуждаем видеть лучшее, пока не доказано обратное. Я очень благодарна мужу за то, что однажды на дороге, когда другой водитель, обогнав нашу машину, сделал очень опасный маневр, он выругался, но тут же, вспомнив про сидящего сзади сына, подхватил мою игру:
"Наверное, водитель очень спешит. Может быть у него что-то дома случилось..."
9.  Очень важный момент для доверительных отношений на всю жизнь: как говорить так, чтобы ребёнок слушал и слушать так, чтобы ребёнок говорил. Бывает, что дети делают что-то огорчающее родителей или окружающих, не задумываясь о последствиях. Я всегда старалась дать ребёнку право на ошибку: "Надеюсь, что ты загладишь свою вину и  всё исправишь". Однажды я услышала вопрос:"А что значит всё исправить? Вазочку уже не вернёшь...". Я ответила:"Моя досада прошла быстрее оттого, что ты вместе со мной пожалел, что она разбилась". Надо заметить, что понимание эмоционального состояния другого человека побуждает человека к совершенствованию собственного характера: если он видит, как окружающим неприятны  негативные стороны его характера, у него появляется стимул их преодолеть.
10. Моделируем эмпатию в играх. Иногда игрушки бывают более убедительными, чем мы- люди. От имени игрушки или, спрятавшись за маской, легче высказать свои настоящие чувства или высказаться за кого-то другого. Чрезвычайно важны и ролевые игры с перевоплощениями или  переодеваниями.
 Со своим сыном я не додумалась до ролевых игр на тему эмпатии. Но вот одним семейным проектом, найденным в сети, очень хочется поделиться со своими читателями( на английском языке) Идея такова: дети в семье или небольшой группе проходят испытания, чтобы побывать на месте людей, с ограниченными возможностями. Вроде бы идея лежит на поверхности, да и  не нова, но вот до практического осуществления редко кто дошёл. Очень интересны выводы детей о пережитом опыте и  формулировка конкретных приёмов  помощи людям с ограниченными возможностями. Ведь, если ты не готов помогать, то твоё сочувствие останется просто набором общих фраз...При первой возможности обязательно устрою этот проект.
  •  Испытание первое "Сломанная рука"-  Делается фиксирующая повязка для руки, например, и дети пытаются выполнять свои обычные обязанности.  После испытания  дети  обязательно обсуждают свои ощущения и высказываются, что  они могут впредь сделать для людей с ограниченными возможностями движения, чтобы помочь им- ведь теперь они их понимают.
mirror
  •  Испытание второе "Слепота". С завязанными глазами, дети посещают супермаркет. Это оказывается вообще невозможно без посторонней помощи.
Teaching Empathy through Role Play [the House of Hendrix}
  • Третье испытание "Голод": дети отказываются от обеда или ужина и фиксируют свои ощущения, стараясь понять, что могут чувствовать люди, которым не хватает пищи и чем им можно помочь.  Любопытный вывод сделали ребята в этом проекте о том, что теперь они  подумают, что не у всех, воздерживающихся от еды, могут быть деньги на её покупку...
пост отправляется в галерею "Азбука характера 2"

8 комментариев:

  1. Оксана, отличный пост! Каждый пункт - это наша повседневная жизнь. Я сама ставлю эмпатию на одно из самых важных мест в человеческих качествах. Отдельное спасибо за ваши с сыном беседы, за браслет, за проект: я уже запланировала что - то подобное в обязательном порядке при выходе на работу, а Вы представили чудесное дополнение. А как отозвалось, что сын лучше знает, какое мороженое любит мама.:))

    ОтветитьУдалить
  2. Как интересный проект в конце, я со своими мальчишками обязательно сделаю! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Оксана Дмитриевна, спасибо за Ваши мудрые размышления и опыт по воспитанию у ребенка эмпатии. Ролик забавный и наглядный, а вот себя представить в качестве клеща - бррр...)но если надо...)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга)))Пример с клещём, действительно запоминающийся)

      Удалить
    2. Оксана, спасибо огромное за прекрасную статью. Много для себя почерпнула. Особенно понравилась игра "Браслет" - обязательно применю в работе)))

      Удалить
  4. Спасибо, Оксана, полезные игры и занятия, очень много информации к размышлению.

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...