Предложите детям нарисовать то, что они видят из окна. Получится пейзаж - слово значит в переводе с французского "местность". Пейзаж может быть городским, сельским, морским и т.д. Это изображение природы, изменённой человеком или , наоборот, нетронутой.
Из окна школы, где я преподавала, была видна вот такая стена в старом рижском дворике, особенно замечательная по осени.
А вот вид из нашего окна глазами моих первоклассников. Техника рисованием каплей краски, которую направляет поток воздуха через соломинку, доступна и дошкольникам. В зависимости от времени года можно украсить рисунок мозаикой из круп, цветной бумаги, цветными брызгами краски и сделать таким образом цветки, листву и плоды. Такими "деревьями" можно дополнить фон, раскрашенный карандашами, акварельными красками, торцом восковых мелков или даже пластилином:
Для наблюдений за природными красотами с журнальных или календарных листов( которые мы всегда на всякий случай собираем) можно сделать рамочку- окошко. Такой простой приём пробуждает фантазию чрезвычайно:
Посмотрите Виртуальную картинную галерею "Русский пейзаж" и выберите картины для просмотра со своим ребёнком, которые отзовутся в сердце.
Для занятий с детьми целесообразно разделить репродукции картин по временам года:
Зимние пейзажи
Весенние пейзажи русских художников
Лето на картинах художников
Осень на картинах художников
Посмотрите, как художники рисуют природу на видео мастер классах. Особенно впечатляет видео с ускоренной съёмкой рисования на пленэре, что значит с натуры, на свежем воздухе.
Мы уже много умеем и знакомы с пейзажами таких знаменитых художников как
Жорж Сёра
Ван Гог
Клод Моне
Детки всегда радуют нас пейзажами с рядом травки и солнышком. Теперь же научимся показывать, что там за травкой:)
Как рисовать пейзаж, чтобы не получилась одна линия между небом и землёй. Супер идея с книжкой- складушкой покажет, как создать глубину на рисунке. Интересно сделать групповую работу, когда части из работ детей складываются одна за другой в книжку.
Интересная идея с рисованием четырёх времён года:
Самые популярные любимые детьми техники отображения природы:
Нам могут пригодиться раскраски с пейзажами:
Предложите ребёнку самостоятельно продолжить небольшую готовую картинку с пейзажем из журнала. Рисуем акварельными карандашами, а затем аккуратно смешиваем цвета влажной кисточкой. Для объединения своего рисунка с картинкой можно нанести отдельные мазки краски и на картинку. Вокруг можно оставить белый фон- этот эффект подчеркнёт красочность работы. Пример по ссылке:https://artprojectsforkids.org/wp-content/uploads/2014/08/mixed-media-landscape.jpg
Для знакомства с пейзажистами я выбираю русского художника Архипа Ивановича Куинджи, потому что о пейзажистах именно в связи с этим именем можно говорить бесконечно долго.(Запасаемся репродукциями картин на каждое имя!)
Во-первых, в юности Куинджи пытался поступить в ученики к мастеру Айвазовскому.
Во-вторых, много позже он преподавал в Академии художеств и среди его учеников был мой любимый латышский художник Пурвитис, и удивительный художник Николай Рерих. Мастерская Куинджи была смежной с мастерской Шишкина и после закрытия мастерской Шишкина многие его ученики перешли к Архипу Ивановичу.
Можно утверждать, что без Куинджи не были бы такими, какими они стали, два величайших пейзажиста России конца девятнадцатого века - Исаак Левитан и Валентин Серов.
Также можно и нужно вспомнить его многочисленных прямых учеников, лучшие из которых - Рылов, Богаевский - стали значительными мастерами.
"Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи." Илья Ефимович Репин
Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж совершенно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи.
И это действительно было так: настолько необычной, и, в то же время, до крайности правдивой казалась куинджиевская картина с ее темно-синим глубочайшим небом, стройными тополями, лунным светом на стенах хат, величаво-недвижным покоем, тишиной южной ночи и одиноким огоньком, теплящимся в окошке.
Глаз истинного художника тем и отличен, что замечает рассеянное повсюду прекрасное и открывает его нашему глазу. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи»?
Для современников художника его картины были радостным откровением. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. И все же шумный успех картин Куинджи в то время, когда первым и едва ли не единственным мерилом искусства было мерило идейности и гражданственности, может на первый взгляд показаться странным.
Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. «Сами по себе луна и солнце, - писал Крамской, - не предмет для живописи». «Но, - говорил он о произведениях Куинджи, - глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее».
Мне нравится показывать картины Куинджи и рассказывать о нём детям, потому что он был не только талантливым художником и учителем, но и удивительным человеком. Я сейчас говорю о том, что не у каждого известного человека, тем более художника, в биографической справке в Википедии есть статья "благотворительность".
Вспоминает Николай Константинович Рерих- ученик А. И. Куинджи:
"Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединена, и только ближайшие его ученики знали глубину души его. Ровно в полдень он всходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетелись к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Он говорил мне: «Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя». Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками; оно останется среди самых дорогих воспоминаний… Одна из обычных радостей Куинджи была помогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло это благодеяние. Неповторима была вся жизнь его…"
Несмотря на известность, художник жил со своей женой очень скромно, а большую часть гонораров за картины и прибыли от своего дома отдавал на благотворительность. Так, в 1904 году Куинджи принёс в дар Академии художеств 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий, а в 1909 году пожертвовал Обществу художников имени А. И. Куинджи 150 000 рублей и своё имение в Крыму. В том же 1909 году он пожертвовал Императорскому обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи. Весь свой капитал художник завещал Обществу имени Куинджи, основанному по его инициативе для поддержки художников. Жене назначалась ежегодная пенсия. В завещании также были упомянуты все живые на тот момент родственники художника, часть денег была пожертвована церкви, в которой его крестили, для основания школы его имени. Никого и ничего не забыл...
Вильгельм Пурвитис картина "Зима"- ученик Куинджи и основатель Латвийской академии художеств и её ректор. Мой любимый художник. Ему особенно хорошо удавались зимние и весенние пейзажи.
Н. Рерих картина " Тибет". Куинджиевский эффект света!
Минутка поэзии для моего терпеливого и любознательного читателя:
Рамочка "За моим окошком"- я использовала такую для обучения чтению. В обычную папку сверху вставляются листы с пейзажами. |
Для занятий с детьми целесообразно разделить репродукции картин по временам года:
Зимние пейзажи
Весенние пейзажи русских художников
Лето на картинах художников
Осень на картинах художников
Посмотрите, как художники рисуют природу на видео мастер классах. Особенно впечатляет видео с ускоренной съёмкой рисования на пленэре, что значит с натуры, на свежем воздухе.
Мы уже много умеем и знакомы с пейзажами таких знаменитых художников как
Жорж Сёра
Ван Гог
Клод Моне
Детки всегда радуют нас пейзажами с рядом травки и солнышком. Теперь же научимся показывать, что там за травкой:)
Как рисовать пейзаж, чтобы не получилась одна линия между небом и землёй. Супер идея с книжкой- складушкой покажет, как создать глубину на рисунке. Интересно сделать групповую работу, когда части из работ детей складываются одна за другой в книжку.
Интересная идея с рисованием четырёх времён года:
Предложение нарисовать смену времён года в одном дворе- всегда на ура! |
Нам могут пригодиться раскраски с пейзажами:
"Осенний лес" |
Мозаичный пейзаж в бумажной рваной аппликации |
рваная аппликация из раскрашенной детьми бумаги |
"Зима"- рисование с солью и оттиском плёнки |
Предложите ребёнку самостоятельно продолжить небольшую готовую картинку с пейзажем из журнала. Рисуем акварельными карандашами, а затем аккуратно смешиваем цвета влажной кисточкой. Для объединения своего рисунка с картинкой можно нанести отдельные мазки краски и на картинку. Вокруг можно оставить белый фон- этот эффект подчеркнёт красочность работы. Пример по ссылке:https://artprojectsforkids.org/wp-content/uploads/2014/08/mixed-media-landscape.jpg
Для знакомства с пейзажистами я выбираю русского художника Архипа Ивановича Куинджи, потому что о пейзажистах именно в связи с этим именем можно говорить бесконечно долго.(Запасаемся репродукциями картин на каждое имя!)
Во-первых, в юности Куинджи пытался поступить в ученики к мастеру Айвазовскому.
Во-вторых, много позже он преподавал в Академии художеств и среди его учеников был мой любимый латышский художник Пурвитис, и удивительный художник Николай Рерих. Мастерская Куинджи была смежной с мастерской Шишкина и после закрытия мастерской Шишкина многие его ученики перешли к Архипу Ивановичу.
Можно утверждать, что без Куинджи не были бы такими, какими они стали, два величайших пейзажиста России конца девятнадцатого века - Исаак Левитан и Валентин Серов.
Также можно и нужно вспомнить его многочисленных прямых учеников, лучшие из которых - Рылов, Богаевский - стали значительными мастерами.
"Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи." Илья Ефимович Репин
Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж совершенно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи.
И это действительно было так: настолько необычной, и, в то же время, до крайности правдивой казалась куинджиевская картина с ее темно-синим глубочайшим небом, стройными тополями, лунным светом на стенах хат, величаво-недвижным покоем, тишиной южной ночи и одиноким огоньком, теплящимся в окошке.
Глаз истинного художника тем и отличен, что замечает рассеянное повсюду прекрасное и открывает его нашему глазу. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи»?
Для современников художника его картины были радостным откровением. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. И все же шумный успех картин Куинджи в то время, когда первым и едва ли не единственным мерилом искусства было мерило идейности и гражданственности, может на первый взгляд показаться странным.
Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. «Сами по себе луна и солнце, - писал Крамской, - не предмет для живописи». «Но, - говорил он о произведениях Куинджи, - глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее».
"Красный закат"(1905—1908, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)- Приятно, что эта замечательная картина несёт имя художника на другое полушарие нашей планеты. |
Вспоминает Николай Константинович Рерих- ученик А. И. Куинджи:
"Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединена, и только ближайшие его ученики знали глубину души его. Ровно в полдень он всходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетелись к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Он говорил мне: «Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя». Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками; оно останется среди самых дорогих воспоминаний… Одна из обычных радостей Куинджи была помогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло это благодеяние. Неповторима была вся жизнь его…"
Несмотря на известность, художник жил со своей женой очень скромно, а большую часть гонораров за картины и прибыли от своего дома отдавал на благотворительность. Так, в 1904 году Куинджи принёс в дар Академии художеств 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий, а в 1909 году пожертвовал Обществу художников имени А. И. Куинджи 150 000 рублей и своё имение в Крыму. В том же 1909 году он пожертвовал Императорскому обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи. Весь свой капитал художник завещал Обществу имени Куинджи, основанному по его инициативе для поддержки художников. Жене назначалась ежегодная пенсия. В завещании также были упомянуты все живые на тот момент родственники художника, часть денег была пожертвована церкви, в которой его крестили, для основания школы его имени. Никого и ничего не забыл...
Вильгельм Пурвитис картина "Зима"- ученик Куинджи и основатель Латвийской академии художеств и её ректор. Мой любимый художник. Ему особенно хорошо удавались зимние и весенние пейзажи.
Н. Рерих картина " Тибет". Куинджиевский эффект света!
Минутка поэзии для моего терпеливого и любознательного читателя:
- Это сказка?
- Нет, земное всё простое...
- Разве так бывает?
- Было так всегда...
И небес сиянье золотое,
И зеркально чистая вода...
- А цветы?
- Они даны для счастья.
- Счастье есть?
- Его в себе найдёшь,
Когда в бурю, холод, тьму, ненастье
Крылья веры снова обретёшь.
- Снова?
- Да, рождаются все с ними.
- Даже я?
- И ты, и я, и всё.
И тогда такими, золотыми,
Дни стоят в восторженной красе...
- Но бывают зимы...
- Лишь снаружи.
- Но ведь снег!
- В нём тоже есть тепло.
Холод - если никому не нужен,
Если горько, что не повезло.
- Где я?
- Там всегда, где твои мысли.
- Можно их менять?
- Хоть каждый день.
Можно плыть под солнцем, можно пристань
Отыскать, где тихо дремлет тень...
- Всё проходит?
- Вечность бесконечна.
- Я умру?
- Решаешь только ты.
У реки вода всегда беспечна,
О зиме не думают цветы...
- Могут их сорвать.
- Не их печали.
- В чём же смысл?
- Расти, цвести, дарить...
О плохом тревожатся едва ли,
Им, скорей, приятно просто быть...
- Будет вечер, ночь...
- И утро снова.
- Так всегда?
- Как с чистого листа.
...И была любовь, и было слово,-
Жизни претворённая мечта.
(C), Светлана М., 2013.
Оксана, спасибо за такую подборку! ваше сообщение надо в избранное сохранить! Уж на доску в пинтерест точно сохраню!
ОтветитьУдалитьСпасибо за отзыв) Заходите на страницу блога "История искусства для детей"- статья о пейзаже уже из самых последних на приличном курсе)
УдалитьЧудесный пост!) Очень всё понравилось, спасибо, Оксана Дмитриевна! Куинджи - один из моих самых любимых художников, этот его образ, "чудачество" с кормлением птиц кажется просто сказочным, да и жизнь сама,человечность...Почему до сих пор никто не написал такую картину - Куинджи с птицами?
ОтветитьУдалитьВильгельм Пурвитис - для меня открытие, прогулялась по его картинам, очень светлое впечатление.
Спасибо) Пурвитис- моя давняя любовь) Я раньше, встречая гостей из-за рубежа в Риге, водила их музей и угощала картинами художника, как десертом- всегда поражала иностранцев)
Удалитьпост прямо на мою любимую тему))
ОтветитьУдалитьлюблю рассматривать работы, жаль что только на рисование уже не хожу из-за нехватки времени
Отличная возможность и с детьми позаниматься и свои интересны поддержать)
УдалитьОксана, спасибо за подборку интересных идей! Мне очень нравится идея с книжечкой. И столько интересных техник, даже самой захотелось попробовать порисовать солью и оттиском. А Куинджи, однако, любимчик?))))
ОтветитьУдалитьСПасибо, Оксана. Огромная работа проделана) Интересно с Вами) Будем применять)
ОтветитьУдалить