Мы сегодня не гуляли
Мы - в мозаику играли.
Собралась мозаика
Геометрическая мозаика- одна из самых распространённых развивающих игр и самая простая форма из всевозможных игр на плоскостное моделирование. Это яркий, красочный многофункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребенка с 3-4 лет.
Геометрическая мозаика способствует решению задач всестороннего развития, воспитания и образования в:
• развитии речи;
• математике;
• конструировании;
• компьютерных играх;
• рисовании;
• элементарных историко-географических представлениях;
• экологическом воспитании;
• ознакомлении с окружающим.
В моём родном детском саду, который я посещала ребёнком, а потом работала более десяти лет, до сих пор сохранились советские мозаики: крупная деревянная с полукругами( вы её видели: зелёные, синие и красные детали) и пластиковая нежных пастельных тонов с многочисленными ромбами. Пластиковая так занятно шуршит, если в неё запустить руки, а сухой стук деревянной мозаики на полу не передать словами- это всё надо слышать!) Понятно, к чему клоню: мозаику можно приобрести раз и на все времена из пластика или из дерева. Единственное "но"- многообразие форм и расцветок обескураживает. Как же выбрать лучшую?
В мировой педагогической практике принята стандартная мозаика Pattern Blocks, которая состоит из конкретных фигур определённого цвета: треугольники( зелёные), квадраты( оранжевые), трапеции( красного цвета), шестиугольники( жёлтые), ромбы( синие), узкие ромбы( белые). Мне нравится эта идея со стандартной мозаикой, потому что трудами педагогов в одном направлении созданы замечательные
тематические комплекты схем и не нужно заново изобретать велосипед.
См. 14 интересных схем для мозаики с большими шестиугольниками и ромбами
Игры с мозаикой
- Эти винтажные кубики напоминают, что мозаика является произведением декоративно-прикладного и монументального искусства:
Узоры вдохновляют на создание схем из квадратов и треугольников
Мозаика впечатляет декоративными возможностями даже если состоит только из треугольников:
Творческим мамам и педагогам точно понравятся идеи напольной огромной мозаики или даже тряпичной для малышей как креативное пособие для будущих дизайнеров:
- Самая простая и популярная игра с мозаикой- составление изображения предмета из геометрических фигур: по готовому расчлененному образцу, по не расчлененному образцу, по условиям ( например, собрать фигуру человека), по собственному замыслу.
А если ещё и мелочей добавить?! |
Так же можно устроить магазин транспортных средств или магазин подарков, в котором можно "продавать" всё, что угодно, т.е. любую фигуру. Нам никогда не надоедало!
- Извлечём максимальную пользу из мозаик и посчитаем использованные фигуры, а так же сделаем отметки в нужных графах на готовых рабочих листах, как у наших зарубежных коллег. Я всегда рисовала такие листы от руки. Если ребёнок ещё не умеет писать цифры, то можно отмечать количество фигур палочками или накладывать готовые цифры:
- Схемы мозаик легко превращаются в математические игры с одним кубиком или двумя:
- "А сможешь ли ты сложить большой шестиугольник из десяти фигур: 9 ромбов и 1 шестиугольника?"
источник |
- "Выложи орнамент"- игра с целью научить ребенка выделять пространственное расположение геометрических фигур, воспроизводить в точности такое же расположение при выкладывании орнамента. СМ.Т. Б. МазепинаРазвитие пространственно-временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах
источник фото и несколько идей для заданий |
Материал: 5 геометрических фигур по 5 (всего 25 штук), карточки с орнаментом.«Посмотри, какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые ты здесь видишь. А теперь постарайся из вырезанных геометрических фигур выложить такой же орнамент».Затем предлагается следующая карточка. Игра окончена, когда ребенок выложит все орнаменты, показанные на карточке.
- "Платочек"
По образцу ведущий диктует, дети выкладывают у себя на квадратных листах- "платочках" узор, потом сравнивают работу с образцом: "В центре один кружок и пять треугольников, в правом верхнем углу четыре квадратика" и т.д.
Игра не сохранилась, но с мальчиками я играла в пиратский клад и мы выкладывали узоры из мозаики на обороте прямоугольных шаблонов с сундуками. Правильно выложившие узор забирали себе сундук. В конце игры считали сундуки. Мозаика была самодельной: на пластиковые детали я наклеила яркую декоративную бумагу золотого, серебряного и переливающегося цвета.
Для похожей игры с девочками можно использовать и шаблоны платья, например как в этой игре "Украсим кукле платье":
Педагог рассказывает: «Однажды дети отправились к бабушке, которая жила за лесом на окраине. Они вышли из домика, открыли в заборчике калитку и пошли по тропинке. Через некоторое время тропинка резко свернула налево и привела в ельник. Пройдя еловый лес, дети вышли к болоту и по кочкам с трудом перебрались к зеленому лугу. Нарвав цветов, они наконец пошли по тропинке к дому бабушки, который стоял на окраине деревни. Выложите их путь».
Для того чтобы выложить подобную картинку, дети могут заранее поупражняться в свободном изображении предметов. Например, быстро выложить схематические маленькие невысокие предметы по своему усмотрению.
Убедившись в том, что дети понимают задания и умеют воспроизводить текст в геометрическом рисунке, можно давать «зарисовку» коротких рассказов.
Получившиеся изображения дети выставляют для всеобщего обозрения и рассказывают об использованных в изображении символах «забора», «калитки» и т.д.
Вопросы
– Почему длина тропинки разная? (Мерка – квадрат.)
– Какой длины дорога от леса до бабушкиного дома?
– Сколько шагов дети сделали, переходя болото?
Затем можно предложить детям придумать рассказ на тему «Как мы ходили к бабушке в гости», не повторяя рассказа педагога.
Ключевые слова. Мерка, поворот, ельник, болото, кочки.
Игра не сохранилась, но с мальчиками я играла в пиратский клад и мы выкладывали узоры из мозаики на обороте прямоугольных шаблонов с сундуками. Правильно выложившие узор забирали себе сундук. В конце игры считали сундуки. Мозаика была самодельной: на пластиковые детали я наклеила яркую декоративную бумагу золотого, серебряного и переливающегося цвета.
Для похожей игры с девочками можно использовать и шаблоны платья, например как в этой игре "Украсим кукле платье":
- "Сказочка" игра из замечательной книги В. Новиковой "Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. Конспекты занятий с детьми 5-9 лет"- обязательное чтение для любителей мозаики!
Педагог рассказывает: «Однажды дети отправились к бабушке, которая жила за лесом на окраине. Они вышли из домика, открыли в заборчике калитку и пошли по тропинке. Через некоторое время тропинка резко свернула налево и привела в ельник. Пройдя еловый лес, дети вышли к болоту и по кочкам с трудом перебрались к зеленому лугу. Нарвав цветов, они наконец пошли по тропинке к дому бабушки, который стоял на окраине деревни. Выложите их путь».
Для того чтобы выложить подобную картинку, дети могут заранее поупражняться в свободном изображении предметов. Например, быстро выложить схематические маленькие невысокие предметы по своему усмотрению.
Убедившись в том, что дети понимают задания и умеют воспроизводить текст в геометрическом рисунке, можно давать «зарисовку» коротких рассказов.
Получившиеся изображения дети выставляют для всеобщего обозрения и рассказывают об использованных в изображении символах «забора», «калитки» и т.д.
Вопросы
– Почему длина тропинки разная? (Мерка – квадрат.)
– Какой длины дорога от леса до бабушкиного дома?
– Сколько шагов дети сделали, переходя болото?
Затем можно предложить детям придумать рассказ на тему «Как мы ходили к бабушке в гости», не повторяя рассказа педагога.
Ключевые слова. Мерка, поворот, ельник, болото, кочки.
- Выкладываем "дорожки последовательностей":
Фото из дружественного блога "Смешарики" |
- Игра "Выращивание дерева"
Цель. Ознакомление детей с правилами (алгоритмами), которые предписывают выполнение практических действий в определенной последовательности.
Игровой материал. Набор фигур и палочек (полосок).
Правила игры представлены в виде графа, состоящего из вершин. определенным образом соединенных стрелками. На рисунках вершины графа — квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, а стрелки, исходящие из одной вершины к другой или нескольким; указывают, что после чего «растет на нашем дереве».
Приведем пример проведения игры по правилу, изображенному на рисунке 1.
Говорим детям: «Мы будем выращивать дерево. Это не обычное дерево. На нем растут квадраты, прямоугольники, треугольники и круги. Но растут не как-нибудь, а по определенному правилу. Стрелки указывают, что за чем растет. От квадрата идут две стрелки: одна — к кругу, другая — к треугольнику. Это значит, что после квадрата дерево разветвляется, на одной ветке растет круг, на другой — треугольник. От круга растет треугольник, от треугольника — прямоугольник. (Построенная по правилу 1 веточка: круг — треугольник — прямоугольник.)
От прямоугольника не исходит ни одна стрелка. Значит, за прямоугольником на этой ветке ничего не растет».
После разъяснения правила начинается игра. Один из играющих кладет на стол какую-нибудь фигуру, другой — полоску (стрелку) и следующую фигуру в соответствии с правилом. Затем следует ход первого игрока, потом второго, и так продолжается до тех пор, пока либо дерево в соответствии с правилом перестанет расти, либо у игроков кончатся фигуры.
Каждая ошибка наказывается штрафным очком. Выигрывает тот, кто получил меньше штрафных очков.
Игра проводится по различным правилам (рис. 1, 2, 3, цв. табл. 29), а на рисунке 4 изображено начало дерева, построенного по правилу 3 (начиная с квадрата).
Говорим детям: «Мы будем выращивать дерево. Это не обычное дерево. На нем растут квадраты, прямоугольники, треугольники и круги. Но растут не как-нибудь, а по определенному правилу. Стрелки указывают, что за чем растет. От квадрата идут две стрелки: одна — к кругу, другая — к треугольнику. Это значит, что после квадрата дерево разветвляется, на одной ветке растет круг, на другой — треугольник. От круга растет треугольник, от треугольника — прямоугольник. (Построенная по правилу 1 веточка: круг — треугольник — прямоугольник.)
От прямоугольника не исходит ни одна стрелка. Значит, за прямоугольником на этой ветке ничего не растет».
После разъяснения правила начинается игра. Один из играющих кладет на стол какую-нибудь фигуру, другой — полоску (стрелку) и следующую фигуру в соответствии с правилом. Затем следует ход первого игрока, потом второго, и так продолжается до тех пор, пока либо дерево в соответствии с правилом перестанет расти, либо у игроков кончатся фигуры.
Каждая ошибка наказывается штрафным очком. Выигрывает тот, кто получил меньше штрафных очков.
Игра проводится по различным правилам (рис. 1, 2, 3, цв. табл. 29), а на рисунке 4 изображено начало дерева, построенного по правилу 3 (начиная с квадрата).
- "Сколько вместе?"
Цель. Формирование у детей представлений о натуральном числе, усвоение конкретного смысла действия сложения.
Правила игры. Играют двое. Ведущий кладет в зеленый и красный круги определенное число фигур (круги, треугольники, квадраты). Второй играющий должен пересчитать фигуры в этих кругах, заполнить соответствующие квадратики карточками с числами, между ними положить карточки со знаком «плюс»; между вторым и третьим квадратиками поместить карточку со знаком «равно».
Затем надо узнать количество всех фигур, найти соответствующую карточку и закрыть ею третий пустой квадратик. Дальше игроки могут поменяться ролями и продолжить игру. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок.
- "Сколько осталось?"
Цель. Развитие навыка счета предметов, умение соотносить количество и число; формирование у детей конкретного смысла действия вычитания.
Игровой материал. Числовые карточки, набор геометрических фигур.
Правила игры. Один из играющих кладет определенное число предметов в красный круг, затем в зеленый. Второй должен сосчитать общее количество предметов (внутри черной линии) и закрыть карточкой с соответствующим числом первый квадратик, между первым и вторым квадратиками положить знак «минус», затем пересчитать, сколько предметов удаляется (они расположены в красном круге), и обозначить числом в следующем квадратике, положить знак «равно». Затем определить, сколько предметов осталось в зеленом круге, и также отметить. Карточку с соответствующим числом поместить в третий квадратик. Игроки могут меняться ролями. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок.
- "Как расположены фигуры?"
Правила игры. Каждый игрок должен внимательно изучить расположение фигур в трех квадратах своей таблички, увидеть закономерность в расположении, а затем заполнить пустые клетки последнего квадрата, продолжив замеченное изменение в расположении фигур. Первый игрок должен увидеть, что все фигуры в квадратах смещаются на одну клеточку по часовой стрелке, а второй игрок должен обратить внимание на фигуры, стоящие на одинаковых местах, т. е. слева вверху стоят два треугольника и один прямоугольник, а справа внизу два прямоугольника и один треугольник. Значит, слева вверху надо расположить прямоугольник, а справа внизу — треугольник. Для заполнения двух других клеток пригодна эта же закономерность.
- Идею для игры подсказывает настольная печатная игра "Логические таблицы". Для игры нужно запастись самыми разнообразными картинками и подбирать к ним подходящие фигуры из мозаики:
- Редко кто додумывается объединить мозаику с чтением. Можно использовать готовые схемы, наклеив буквы, слоги или слова. Ребёнок находит нужную фигуру, но прежде, чем положить деталь, читает слово :
источник |
- Очень нравится мне серия книг с наклейками " Геометрическая мозаика":
схемы графических диктантов вполне подойдут для создания собственных схем мозаик! |
Огромное спасибо за собранный воедино материал. Понравилась зарисовка рассказов. А украшение платья не совсем поняла как давать детям инструкцию?)
ОтветитьУдалитьСпасибо за отзыв, Нелли) У меня девчонки играли с похожими шаблонами, но деталей было меньше: только на правом и на левом рукаве, посередине, внизу. С подобным шаблоном можно играть и в лото при условии, что количество деталей одинаково.
УдалитьБольшое спасибо, Оксана, за подбор игр! Пригодятся в работе с детьми.
ОтветитьУдалитьСколько вариантов, и все они активно развивают продуктивное воображение.
ОтветитьУдалитьОксана Дмитриевна, игры из геометрических фигурок обожаю больше всего, это такое разнообразие фигур и развитие фантазии! И с самыми маленькими даже важное изучение цветов и форм. Хорошая подборка! Благодарю.
ОтветитьУдалитьНадо же, столько возможностей у мозаики! Спасибо за огромный выбор, Оксана Дмитриевна!
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалитьОтлична подборка!!! Спасибо Оксана Дмитриевна!!!
ОтветитьУдалить