Как обидно бывает осознавать, что нет у тебя никаких талантов... А ведь способность к творчеству нужно было развивать с детства и это никогда не поздно!
Всё, что мы хотим, но не можем изменить в детском саду
наши дети могут получать дома!
Представляю вашему вниманию уникальный на русском языке ресурснаши дети могут получать дома!
Реджио-педагогика дома
Там прекрасно всё: от краткого изложения идеи до дневниковых записей мамы.
Кое-что необходимо взять на вооружение прямо сейчас!
Это Теория мелочей или "свободных частей" (loose parts)
"Пикник". Мелочь на любой вкус! Подумайте, как предложить материал для игры! |
Сегодня по всему миру во многих садиках, семьях, школах, вдохновлённых Реджио-подходом, детям предлагаются для игры и творчества так называемые loose parts. Чаще всего это разные мелочи, небольшие предметы примерно одного размера в большом количестве. Это могут быть счетные палочки, пуговицы, бусины, стекляшки, ракушки, камешки, пробки от бутылок, шишки, жёлуди - любые мелкие предметы, если их достаточно много.
Зачем эти мелочи детям?
Теорию "loose parts" придумал архитектор Симон Николсон в 1972 году. По этой ссылке можно скачать его статью целиком (на английском языке). Симон Николсон задумывался о том, как получилось, что творчество стало уделом немногих "избранных", и как более эффективно готовить людей творческих профессий. Николсон дал очень интересное определение креативности:"Креативность - это игра с составляющими и переменными окружающего мира, в ходе которой ставятся эксперименты, делаются открытия и создаются новые концепции".Переменными (variables), или свободными частями (loose parts), Николсон называет всё, что не статично и с чем можно взаимодействовать, что можно менять и разнообразить.
По сути Николсон, описывая, как нужно воспитывать детей, чтобы любой из них мог заниматься творчеством, описывал принципы Реджио-среды!
Все пространства он делил на статичные, с которыми невозможно играть и взаимодействовать, и динамичные. Вторые привлекают куда больше и дают больше возможностей для развития. Николсон утверждал, что открытая, "интерактивная" среда позволит практически всем людям (не только избранным) проявить и развить свои творческие задатки.
Он говорил о том, что дети любят и должны много взаимодействовать с явлениями (вроде электричества или магнетизма), материалами, формами, запахами, музыкой, движениями, словами, животными, другими людьми... Для развития креативности им нужна возможность выстраивать новые и разнообразные отношения с миром, экспериментировать! Самое важное в среде, окружающей ребёнка (и взрослого тоже), - динамика, открытость, возможность множества вариаций!
Уровень возможной изобретательности, креативности и возможность совершения открытий в какой-либо среде прямо пропорциональны количеству и разнообразию в этой среде "переменных"Чем больше в среде открытых материалов, тем шире возможности для взаимодействия. Чем больше разнообразных применений можно придумать с материалом, тем он полезнее... Чтобы помочь ребёнку развить свои творческие способности, предлагайте ему такие материалы и игрушки, которые можно использовать по-разному!
Loose parts в их современной трактовке, то есть мелочи, - самый простой способ обеспечить ребёнку нужное количество и самих "переменных", и их разновидностей! Эти камешки, палочки, стекляшки, резиночки можно свободно перемещать, складывать и перекладывать, можно бесконечно с ними возиться, совмещать с любыми другими материалами! Они дают гораздо больший потенциал для развития креативности, чем статичные материалы или части среды.
Обычно пополнить домашнюю развивающую среду такими коллекциями мелочей и открытых материалов довольно просто.
Часть из них даёт природа: камешки, палочки, жёлуди, каштаны, шишки (нужно только собрать их в достаточном количестве). Многое можно найти в канцелярских магазинах (скрепки, резиночки, счетные палочки) или в магазине по принципу "Все по одной цене" (декоративные стеклянные и акриловые "камешки", ракушки, декоративный цветной скотч). Чуть подороже материалы из магазинов товаров для рукоделия и хобби (перья, бусины, пуговицы деревянные и пластиковые разного размера и цвета, мелкие подвески)+ фото |
- рассортированными (сортировать и придумывать принцип сортировки - по цвету, по типу - можно вместе с ребёнком)
- в прозрачных контейнерах или корзинках, ящичках,
- в зоне видимости ребёнка (если пока нет возможности положить все сокровища в зоне доступа). (reggiofamily.com)
+ фото |
+ фото |
См. большой альбом мелочей . Обратите внимание, с чем можно играть и как провокационно, но эстетично, со вкусом, подаётся игровой материал. В заведениях Реджио работают художники, а значит, это для нас с вами, коллеги, творческий вызов:)
+ фото природных провокаций |
Ещё можно успеть! + фото |
Правда, хочется творить?;) |
Ооо, это - моё!!!
ОтветитьУдалитьМоё - мировосприятие, моё ощущение, но только так трудно, я не могу найти в этом единомышленника, найти осуществителя моих мыслей, моих представлений об окружающей развивающей среде...
Огромное спасибозастаью.Может быть, отправим в Детскую галерею?
И предыдущий пост.
Повторюсь, в российском образовании - это мечты! Уж больно много у нас педагогов, далеко за 50... крепкой советской закалки.
Двигаюсь маленькими шажочками к заветной цели - открытию своего семейного клуба развития и творчества. Я ещё далека от цели. Забавно, что столько развиваясь, набираясь знаний и опыта, оказывается, что все условия для работы в соответствии со своим видением развития детей я имела на своём первом месте работы, где, получается, и надо было оставаться, а не отправляться мир смотреть)))
УдалитьКонечно, в детскую! Такая ляпота!
УдалитьО, счастье!!!! Огромное спасибо, Оксана Дмитриевна, обожаю такие штучки и когда их много. Вот запуск для воплощения детской фантазии!
ОтветитьУдалитьОксана Дмитриевна, я только "ЗА" такую развивающую предметно-пространственную среду!
ОтветитьУдалитьА вот у вас, Вика все данные для того, чтобы сделать карьеру и изменить всё в системе- я считаю) ещё пару-тройку коллег вижу- так что мечтаем и ждём перемен)
УдалитьДали бы отмашку :) и я бы с радостью многое поменяла ;)
УдалитьВсе как в биологии))) Среда определяет образ жизни и стратегию приспособленности у организмов, при этом она становится частью видовой культуры (то есть передается научением, а не через безусловные рефлексы). А для ребенка самой важной средой является семья и дом. Если среда творческая, то и ребенок - творец))) Если в среде читают, то и ребенок читает. Если среда травмирующая, то и нелады с психикой на лицо.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Оля) После твоего комментария мы с мужем зависли на обсуждении на обсуждении влияния среды в семье на сына) Всё хорошо, но как мало я знала, когда его растила)
УдалитьКакая красота и простор для фантазии. Действительно, окружение формирует образ мысли. Спасибо за полезную статью.
ОтветитьУдалитьОксаночка, благодарю. И снова наполняюсь для свершений!!! Да, буду запасаться коробочками и будем творить. Эти коврики с камешками и такие красивые деревянные мисочки - это мечта. Пусть будет ближайшей целью.
ОтветитьУдалитьОчень полезная информация, Оксана! Большое спасибо!
ОтветитьУдалитьМы очень рады, что наша статья оказалась полезной! Заходите к нам на "Реджио-педагогику дома" почаще: мы возобновили работу над проектом и скоро будут новые статьи (а в старых уже есть много дополнений!)
ОтветитьУдалитьИ спасибо за обратную связь:))) Благодаря вам есть вдохновение трудиться дальше!
Творческого вам вдохновения! С удовольствием буду следить за новостями. Кое-что поменяла в своей педагогической жизни, благодаря вашим статьям:)
Удалить