Типичным атрибутом Монтессори-детского сада является линия, наклеенная или нарисованная на полу, круглой или овальной формы. Она используется для упражнения со всей или с большей частью группы детей, которое так и называется «ходьба по линии».
Ходьба по линии
Материал: линия в виде большого эллипса на полу; различные предметы на столике: колокольчик, ложки с шариками на них, поднос с шариком на нем, муляжи фруктов в корзинке, ленточка на палке, зажженная свечка, флажки, геометрические тела, розовая башня, цветы и т.д.
Цели: прямая — ребенок учится ходить по линии в ритме музыки или в тишине и носить различные предметы, не роняя их; косвенная — контроль и координация движений; тренировка всех мышц, получение удовольствия от движения, самовыражение детей, совместная игра.
Презентация:
1. Дети рассаживаются на стульях вокруг линии. Учитель музыки начинает играть на фортепиано. Учитель, работающий с детьми, показывает пример ходьбы по линии. Сначала это просто ходьба в ритме музыки вдоль линии. При этом учитель старается ставить ноги точно на линию. Дети один за другим становятся на линию и повторяют его движения.
Примечание: если детей слишком много, то можно разделить их на две группы. Одна группа выполняет упражнение, другая — сидит на стульях. Затем каждый ребенок из 1-й группы выбирает ребенка из 2-й группы и приглашает его принять участие в упражнении, а сам садится на его стул. Дети из 1-й группы делают это не все сразу, а когда захотят.
2. Далее учитель показывает различные виды ходьбы в разном темпе. Учитель и дети идут медленно, быстро, с поднятыми или разведенными в стороны руками, высоко поднимая колени, спиной вперед, полуприсев и т. д. Они идут и говорят в такт музыке, например: «Одна нога, другая нога». Существуют самые разные варианты этого упражнения.
3. Можно предложить детям следующее упражнение. Один ребенок показывает некоторое движение, а все дети его повторяют. Затем ребенок выбирает следующего ведущего из группы, который, в свою очередь, показывает следующее движение.
4. Ходьба по линии и переноска различных предметов. Учитель ставит столик с подготовленными предметами в центр эллипса. Дети идут по линии под музыку. Учитель дает каждому ребенку в руку, направленную внутрь эллипса, один из предметов. Дети носят эти предметы, стараясь не уронить их.
5. Каждый ребенок получает по два предмета — по одному в каждую руку. Он несет эти предметы, стараясь не уронить их.
6. Дети могут носить различные предметы на голове. Очень интересно носить, например, мячик, корзинку или коробочку, бумажный фонарик, маленький кубик из розовой башни, шляпу, мешочек с песком.
7. Дети могут носить предметы, которые требуют особо осторожного обращения: зажженную свечку, наполненный водой стакан, колокольчик, шарик в ложке.
8. Дети ходят по линии и поют.
Особый интерес: попробовать различные типы движений, переноска предметов, требующих особо осторожного обращения.
Контроль ошибок: падение предмета, ходьба вне ритма, столкновения с детьми и предметами.
Упражнения: 1. Использование музыки, имеющей различные ритмы: марша, вальса, польки и т. д.
2. Ходьба самых различных видов.
3. Каждый из детей по очереди проходит круг по линии, показывая то движение, которое ему нравится. Все остальные дети наблюдают за ним.
4. Пальчиковые и другие детские игры, в которых дети выполняют самые различные движения, например: «Мы — охотники на льва», «У оленя дом большой» и т. п.
5. Переноска различных предметов.
Расширение словарного запаса: название видов ходьбы, ритмов музыки, предметов, употребляемых при переноске, разучивание песен и игр.
Возраст: с 3 лет.
( Сорокова "Система М. Монтессори. Теория и практика")
Видео Kawartha Montessori School
Здесь можно посмотреть, как используют хождение по линии в работе с детьми с дефицитом внимания и гиперактивностью.
Чувствую и контролирую своё тело |
Ходьба по линии
Материал: линия в виде большого эллипса на полу; различные предметы на столике: колокольчик, ложки с шариками на них, поднос с шариком на нем, муляжи фруктов в корзинке, ленточка на палке, зажженная свечка, флажки, геометрические тела, розовая башня, цветы и т.д.
Цели: прямая — ребенок учится ходить по линии в ритме музыки или в тишине и носить различные предметы, не роняя их; косвенная — контроль и координация движений; тренировка всех мышц, получение удовольствия от движения, самовыражение детей, совместная игра.
Презентация:
1. Дети рассаживаются на стульях вокруг линии. Учитель музыки начинает играть на фортепиано. Учитель, работающий с детьми, показывает пример ходьбы по линии. Сначала это просто ходьба в ритме музыки вдоль линии. При этом учитель старается ставить ноги точно на линию. Дети один за другим становятся на линию и повторяют его движения.
Примечание: если детей слишком много, то можно разделить их на две группы. Одна группа выполняет упражнение, другая — сидит на стульях. Затем каждый ребенок из 1-й группы выбирает ребенка из 2-й группы и приглашает его принять участие в упражнении, а сам садится на его стул. Дети из 1-й группы делают это не все сразу, а когда захотят.
2. Далее учитель показывает различные виды ходьбы в разном темпе. Учитель и дети идут медленно, быстро, с поднятыми или разведенными в стороны руками, высоко поднимая колени, спиной вперед, полуприсев и т. д. Они идут и говорят в такт музыке, например: «Одна нога, другая нога». Существуют самые разные варианты этого упражнения.
3. Можно предложить детям следующее упражнение. Один ребенок показывает некоторое движение, а все дети его повторяют. Затем ребенок выбирает следующего ведущего из группы, который, в свою очередь, показывает следующее движение.
4. Ходьба по линии и переноска различных предметов. Учитель ставит столик с подготовленными предметами в центр эллипса. Дети идут по линии под музыку. Учитель дает каждому ребенку в руку, направленную внутрь эллипса, один из предметов. Дети носят эти предметы, стараясь не уронить их.
5. Каждый ребенок получает по два предмета — по одному в каждую руку. Он несет эти предметы, стараясь не уронить их.
6. Дети могут носить различные предметы на голове. Очень интересно носить, например, мячик, корзинку или коробочку, бумажный фонарик, маленький кубик из розовой башни, шляпу, мешочек с песком.
7. Дети могут носить предметы, которые требуют особо осторожного обращения: зажженную свечку, наполненный водой стакан, колокольчик, шарик в ложке.
8. Дети ходят по линии и поют.
Особый интерес: попробовать различные типы движений, переноска предметов, требующих особо осторожного обращения.
Контроль ошибок: падение предмета, ходьба вне ритма, столкновения с детьми и предметами.
Упражнения: 1. Использование музыки, имеющей различные ритмы: марша, вальса, польки и т. д.
2. Ходьба самых различных видов.
3. Каждый из детей по очереди проходит круг по линии, показывая то движение, которое ему нравится. Все остальные дети наблюдают за ним.
4. Пальчиковые и другие детские игры, в которых дети выполняют самые различные движения, например: «Мы — охотники на льва», «У оленя дом большой» и т. п.
5. Переноска различных предметов.
Расширение словарного запаса: название видов ходьбы, ритмов музыки, предметов, употребляемых при переноске, разучивание песен и игр.
Возраст: с 3 лет.
( Сорокова "Система М. Монтессори. Теория и практика")
Видео Kawartha Montessori School
Здесь можно посмотреть, как используют хождение по линии в работе с детьми с дефицитом внимания и гиперактивностью.
Оксана, здравствуйте! Интересная игра, мы в августе с коллегой проводим занятия с малышами, всегда хочется что-нибудь новенькое, обязательно попробуем. Спасибо!
ОтветитьУдалитьЭлементарное и полезное упражнение, но вот я работая в детском саду не додумалась. У вас есть такая возможность!:)
УдалитьЗдорово! Замечательное развитие концентрации внимания и координации.
ОтветитьУдалитьИменно так! Производит впечатление сосредоточенность детей!
Удалить