То, что я сейчас скажу, знает любая воспитательница в детском саду, но ей почему-то не верят родители.
Самое важное в дошкольном развитии- это социальные навыки!
В детском клубе, где я сейчас работаю, дети изучают английский третий год. Дошкольники. Третий год. Дети умеют читать по-английски. Это производит впечатление и достойно уважения, если бы не несколько "но".
Моя задача с ними разговаривать, читать английские популярные книжки и играть в игры. Так вот, пока я покрываюсь испариной от уважения к этим юным читателям, попыток быстро оценить уровень знаний, поставить новые задачи, и спешно подобрать материал для чтения на школьном уровне, оказывается, что дети совершенно не подготовлены к работе в группе. Да, группа под моим руководством только формируется, но! 4 ребёнка 5-6 лет толкаются! Кричат! Не уступают друг другу ни в чём! Каждый хочет отвечать первым. Места не могут поделить. Проигрывая в настольной игре, ревут! На мой воспитательский взгляд уровень социализации нулевой. Тут не читать на английском нужно, а воспитывать! А у меня на это всего 40 минут.
К чему детей три года ускоренно готовят? Родители, вы срочно переезжать в англоязычные страны собрались? А там что, толкаться можно и истерить? Там все всегда первые?
И ещё одна маленькая ложка дёгтя - способность прочитать текст никак не связана со способностью бегло разговаривать:(((
Решение проблемы:
Самое важное в дошкольном развитии- это социальные навыки!
В детском клубе, где я сейчас работаю, дети изучают английский третий год. Дошкольники. Третий год. Дети умеют читать по-английски. Это производит впечатление и достойно уважения, если бы не несколько "но".
Моя задача с ними разговаривать, читать английские популярные книжки и играть в игры. Так вот, пока я покрываюсь испариной от уважения к этим юным читателям, попыток быстро оценить уровень знаний, поставить новые задачи, и спешно подобрать материал для чтения на школьном уровне, оказывается, что дети совершенно не подготовлены к работе в группе. Да, группа под моим руководством только формируется, но! 4 ребёнка 5-6 лет толкаются! Кричат! Не уступают друг другу ни в чём! Каждый хочет отвечать первым. Места не могут поделить. Проигрывая в настольной игре, ревут! На мой воспитательский взгляд уровень социализации нулевой. Тут не читать на английском нужно, а воспитывать! А у меня на это всего 40 минут.
К чему детей три года ускоренно готовят? Родители, вы срочно переезжать в англоязычные страны собрались? А там что, толкаться можно и истерить? Там все всегда первые?
И ещё одна маленькая ложка дёгтя - способность прочитать текст никак не связана со способностью бегло разговаривать:(((
Решение проблемы:
- На время убираю настольные игры, чтобы не спорить из-за первенства и не плакать из-за проигрышей.
- Ввожу в обиход игры на сплочение коллектива, типа "Большое доброе животное". Учу по -монтессориански: "Мы так не делаем", если кто-то кого-то обижает; призываю говорить голосом такой же громкости, как у меня- уменьшить звук.
- Устраиваю станции, чтобы разделить детей для отдельной работы: кто-то обводит буквы, кто-то выполняет задания с кубиком, кто-то читает разными способами, кто-то складывает пазл из изучаемого текста, кто-то устраивает storytelling with props, кто-то слушает песенку или смотрит мультфильм, или выполняет задание с карточками на словарный запас. Выполнив задание, дети меняются работой.
Оксана, согласна с тобой!
ОтветитьУдалитьРодители ориентированы чаще всего на интеллектуальное развитие, но вот такие простые вещи как коммуникация кажутся им недостаточно важными.
Именно так!У родителей нет возможности наблюдать за группой детей, потому они и не представляют масштабов проблемы.
УдалитьОксана, здравствуйте! Зачем трехлетке читать!? Это престижно! Два года назад с подготовишками (команда 6 человек) участвовали в конкурсе "Почемучка", я ездила как мама, сопровождала детей, педагогам нельзя было, чтобы не подсказывали детям, но никто не знал, что я психолог, дети задания выполнили очень хорошо, но....в команде не умеют работать, каждый тянул одеяло на себя. Наблюдать за этим процессом было интересно и познавательно. Оксана, вы молодец, нашли пути решения проблемы!Моя Даша, первоклассница, начала ходить на английский с января этого года, ей очень нравиться, а мне нравиться, что ей нравиться!
ОтветитьУдалитьПредставляю, как это всё было:)Особенно в стрессе от непривычного места.А у меня посмотрим ещё, что получится, но проблема есть, значит, буду её решать.
УдалитьЗдравствуйте, Оксана!
ОтветитьУдалитьДа, с проблемой социализации детей сталкиваются многие педагоги и воспитатели. Родителям проще отвести ребенка в подобный центр, чем самим воспитывать свое чадо... Сплошная вседозволенность!.. Многие мамы и папы из-за постоянной "занятости" даже не разговаривают дома с ребенком (дали крохе в руки новомодный гаджет!), не замечают его радостей, успехов или трудностей... Интеллектуальное развитие - это хорошо, но что дальше?!...
Очень понравились пути решения проблемы, приведенные Вами.
Большое спасибо за интересный пост, Оксана!
Благодарю за отзыв, Наталья!:)
УдалитьЗдравствуйте, Оксана Дмитриевна!
ОтветитьУдалитьВы выбрали правильное направление, научить детей взаимодействовать друг с другом, уметь понимать эмоциональное состояние другого и договариваться.
Да, Виктория, совершенно верно- это только направление!
УдалитьДа, это большая проблема. Дети, которых не научили быть в коллективе, не научили уважению, взаимодействию друг с другом. И она есть не только в детских садах. Однажды к нам в лицей пришел целый класс из расформированной школы. И там были дети со звездой во лбу, но с отсутствием элементарных навыков общения, требующие, чтобы вокруг их солнца вращались другие. И одна из мамочек сказала: "Что же поделаешь? Они у нас все лидеры!"...
ОтветитьУдалитьВ самом деле? Лидер - это человек, с развитой социализацией и эмпатией. А эрудит, страдающий нарциссизмом и демонстративным эгоцентризмом - это нечто совсем другое.
"Они у нас все лидеры"- смелое утверждение:) Родителям то уже ничем не помочь, но детей ещё можно спасти от подобных заблуждений.
УдалитьЗдравствуйте, Оксана, вы затронули очень интересную и важную тему, спасибо!
ОтветитьУдалитьЕстественно, все подобные ситуации "растут" из дома, отчасти это безразличие и нежелание видеть и анализировать происходящее с маленьким человеком, отчасти - осознанное "формирование" "лидера" - мол, время такое, жесткая конкуренция, надо соответствовать. Взрослый с подобными идеалами воспитания и сам воспитан так же, к сожалению, дети зеркалят. Поднятая Вами тема на самом деле куда серьезней и важней, чем может показаться на первый взгляд. Благодарю.
Здравствуйте!:) Благодарю за отзыв! Интересно, что именно с этой группой, которую я оставила, потому что перешла на другое место работы, так никто и не сумел справиться- меня искали и звали обратно. Обычные школьные учителя были в ужасе от этой толпы из четырёх- шести дошколят. Что будет в школе с этими "лидерами"? Тема действительно важна ещё и потому, что дошкольные специалисты обычно не дают жёстких рекомендаций родителям, решают задачи, работают с теми, кто есть. Тем более в условиях клуба- в работе с клиентами. Этим портят и детей и родителей. А вот в школе скажут сразу в лоб, кого куда "определить": кого на домашнее обучение, кого на комиссию, кого к психологу, чем вызовут моментальный всплеск родительского негодования и последующее недовольство системой образования вообще.
Удалить