понедельник, 17 апреля 2017 г.

Рамки с вкладками vs. раскраски

 Большой расход бумаги- головная боль для хозяев детских клубов и учреждений. Что я вижу в школе Монтессори?  Дети по одному  рисуют за отдельным столиком, выполняя упражнения с металлическими рамками и вкладышами на небольших квадратных листах бумаги, работу требуется довести до конца. Никаких других раскрасок нет! Рисовать с рамками стремятся все! Без рамок не рисуют. Работа не надоедает!  Получаются стильные мандалы или абстрактные композиции из геометрических фигур.Часто  рисование предлагается детям  как поощрение за прилежную работу с материалом в  среде.  По рисункам, собранным на  персональные выставки или в портфолио, легко проследить за прогрессом ребёнка.
  Отдельно проводятся получасовые занятия по изобразительной деятельности( лепка, конструирование, аппликация, рисование). Творчества в среде Монтессори оказывается достаточно...
 Этот материал я  точно всегда буду использовать, в какой бы педагогической системе мне не  пришлось работать в дальнейшем. Моя коллега собирается купить такой набор для внука, хоть цены кусаются.
  В традиционном детском саду раскрашивали много (задания на рабочих листах, раскраски в свободном доступе) и часто, честно говоря, как попало. Из опыта работы в начальной школе, замечу,  в первом классе дети уже совсем не хотят раскрашивать, и в рабочих тетрадях подобные задания выполняются без особой тщательности. Здесь же мои 3-4 летки выполняют упражнения по листочку в день и, я бы сказала даже- с благоговением. Сегодня рисовали только трое за весь  цикл работы в среде длиной в два с половиной часа. В детском саду за это время уже была бы зачирикана кипа листов.



Упражнения с металлическими рамками и вкладками. Это классическое упражнение для подготовки руки к письму, придуманное  Марией Монтессори

Прямая цель.
Обвести карандашом сначала рамку, а затем и вкладку и заштриховать их.

Косвенная.
Развитие руки ребенка и подготовка ее к выполнению письменных работ. Развитие аккуратности, концентрации внимания и координации движений. Развитие мышления через развитие руки.

 Как пользоваться рамками подробно см:  http://www.mariamontessori.ru/trainings/35/137.html

Из книги М. Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики»:
Здесь впервые ребенок воспроизводит рисованием геометрическую фигуру; здесь впервые рождается объективное понятие геометрической фигуры — так как из двух металлических предметов столь различной формы, как рамка и вкладка, получается один и тот же рисунок, а именно линия, определяющая фигуру.

Этот факт поражает внимание ребенка. Он изумляется тому, что одна и та же фигура получилась с помощью столь различных кусков металла, и он долго с видимым удовольствием рассматривает рисунок, словно это не контуры предметов, а сами предметы.

Кроме того, ребенок учится чертить линию, определяющую фигуру. Придет день, когда он с еще большим изумлением и восторгом начнет выводить графические знаки, обозначающие слова.

После этого он приступает к работе, непосредственно содействующей образованию мускульного механизма, заведующего держанием орудия письма и манипулированием им. Самостоятельно выбрав цветной карандаш, он держит его, как перо при письме, и заштриховывает фигуру, им же очерченную. Мы учим его не выходить карандашом за контуры, усиленно обращаем внимание на этот контур, и, таким образом, он укрепляется и в мысли, что линия определяет фигуру.

Упражнения в раскрашивании фигуры заставляют ребенка производить движения и манипуляции, необходимые для заполнения десятка страниц палочками. Однако ребенок не чувствует утомления, так как проделывает все мускульные сокращения, необходимые для этой работы, но делает он это свободно, в каком ему угодно направлении, и все время глаз его устремлен на большую и ярко окрашенную фигуру.

Если бы сосчитать штрихи, проведенные ребенком при разрисовке этих фигур, и перевести их на графические знаки, они заполнили бы множество тетрадей! …Не думаю, чтобы существовало другое средство для столь полного и быстрого обучения письму. Главное же, при этом ребенок получает удовольствие и развлечение. Таким образом, мои дети совершенствуются в письме без письма.

Нетрудно определить, готова ли рука ребенка к настоящему письму. Положите тихонько свою ладонь на руку штрихующего ребенка. Если она напряжена, и пальцы сильно нажимают на карандаш, ребенку надо тренироваться в штриховке дальше. А если рука свободна, спокойно и уверенно ведет карандаш по бумаге — можно писать первые буквы. И лучше сначала мелом на доске, а уж потом в рабочей тетрадке

3 комментария:

  1. Оксана Дмитриевна, здравствуйте! Интересное пособие. А рисунки на фотографии - неужели раскрашивали 3-4 летки?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! На фото- выставка лучших работ. 3-4 леткам удаётся хорошо обводить- ровно по рамкам и вкладкам( потому важно, что рамки металлические-значит тяжёлые, с гладкими краями) и заштриховывать некоторые части рисунка. Интересно, что уже с третьего раза занятий с пособием, наблюдаю улучшение качества штриховки и увеличение площади.

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...