Уроки тишины- это совсем короткие уроки, по несколько минут, представляют собой не только отдых для центральной нервной системы, но и гимнастику для воли
Это очередное моё открытие из системы Монтессори. Они все у меня из серии "не подумала бы, пока не увидела своими глазами". Наконец, я услышала благоговейную тишину- уж точно такую, над которой старательно поработали! Удивительное зрелище!
Что такое игра в тишину по Монтессори?
http://mchildren.ru/chto-takoe-igra-v-tishinu-po-montessori/
Как можно разнообразить игру в тишину? Игры в тишине для развития различных навыков:
- На время игры можно выключить свет и зажечь свечи.
- Звоните в колокольчик, когда начинаете игру и когда заканчиваете её.
- Дети могут сидеть с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда слышат своё имя.
- Вы можете дать задание детям сфокусироваться на чём-либо во время игры. Например, услышать звуки, которые мы не замечаем в обычной жизни. Когда игра окончена, попросите детей рассказать, что они услышали.
- Если дети, с которыми вы работаете, уже достаточно большие, вы можете сделать табличку с надписью «ТИШИНА». Когда табличка поднята, следует работать в полной тишине, пока не прозвонит звонок, означающий конец игры.
- Создайте возможность самостоятельной игры в тишину. На стеллаже расположите корзинку с ковриком и песочными часами, рассчитанными на одну минуту. Любой ребёнок может просто взять корзинку со стеллажа, расстелить «коврик тишины», сесть на него со скрещёнными ногами и перевернуть песочные часы. Задание состоит в том, чтобы в течение минуты сидеть на коврике спокойно и сосредотачиваться на звуках вокруг.
- Дети идут в колонне по одному. Произносят текст и замирают. Тот, кто пошевелится или издаст какой-то звук, становится в конце колонны.
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Засыпайте малыши.
- Дети стоят в кругу, а водящий в центре с закрытыми или завязанными глазами и пытается угадать, кто его позвал:
Ваня ты сейчас в лесу.
Мы зовем тебя: "А - у!"
Ну-ка глазки закрывай,
Не робей,
Кто позвал тебя?
Узнай поскорей!
Вариант:
Мы собрались в ровный круг,
Повернемся разом вдруг,
А как скажем «Скок-скок-скок»,
Угадай, чей голосок
- " Тихая вода" в центре круга.
Работа с материалом.Дети сидят в кругу на стульчиках или на полу. В центре круга стоит чаша со спокойной, не колышущейся водой. Дети смотрят на гладкую поверхность воды и стараются тоже не шелохнуться. Все сохраняет покой. Один из детей выходит в круг и опускает руку в чашу с водой, нарушая ее спокойствие. Дети тоже начинают двигаться. Но как только вода перестает колыхаться, замолкают и замирают и они. Так сидят несколько секунд. Потом ритуал повторяется.
- Поза йоги "Савасана" или "Расслабление". Для этого ритуала понадобится коврик для йоги( укороченный для ребёнка) лавандовая подушечка для глаз ( для группового пользования её заворачивают в бумажный платочек, а после использования платок выбрасывают). Хорошо иметь этот набор в свободном доступе. Ребята часто хотят уединения и покоя- вы удивитесь!
Игры на развитие слухового восприятия
- Назови звук. Включите запись различных звуков, а дети пусть отгадают, что это за звуки (кряканье уток, жужжание пчёл, звуки пианино, звонок телефона, плач ребёнка и т. д.).
- Звуковое Бинго. Сделайте карточки для Бинго с рисунками предметов, издающих звуки (уточка, пчела, пианино, телефон, ребёнок и т. д.). Каждый раз, когда дети слышат звук, они закрывают соответствующую картинку жетоном для бинго.
- Музыкальные коврики. Разложите по полу маленькие коврики так, чтобы всем детям хватило по коврику. Пока музыка играет, дети хотят по коврикам, а как только она останавливается, каждый ребёнок должен стоять на коврике.
- Что ты слышишь? Приготовьте поднос с предметами, которые издают определенные звуки (музыкальная шкатулка, погремушка, будильник, заводная игрушка, колокольчики и т. д.). Поставьте поднос так, чтобы дети его не видели. Затем издавайте звуки по очереди каждым предметом, а дети пусть угадывают, что звучит.
- Замри. Предложите детям танцевать, пока играет музыка, и замереть, когда музыка остановится. Экспериментируйте со скоростью мелодий. Дети любят танцевать быстро под весёлую музыку и медленно под спокойную.
- Звуковая прогулка. Можно погулять с детьми по школе или пойти во двор. Дети по очереди называют звуки, которые слышат, и направление, откуда они исходят.
- Поиграйте с Монтессори-материалом «Шумовые цилиндры» или сделайте свои. Смысл игры заключается в том, чтобы подобрать пары одинаково звучащих цилиндров.
- Поиграйте в «Саймон говорит».
- Поиграйте в музыкальную игру «Повтори за мной». Из подручных материалов сделайте несколько одинаковых музыкальных инструментов для себя и детей. Раздайте инструменты детям, издайте один простой звук на своём инструменте и попросите детей повторить его, затем два звука, три и т. д. Задача детей повторить вашу мелодию. Другой вариант этой игры: напойте мелодию и попросите детей по очереди попробовать её повторить.
- Кто я? Один из ребят садится в центре круга с завязанными глазами. Затем кто-то из круга быстро подходит у нему и говорит: «Привет! Кто я?». Ребёнок в центре должен угадать, чей это голос.
- Игра «Аплодисменты». Прохлопайте ритм и попросите детей его повторить
- Здорово, если удастся раздобыть тибетскую поющую чашу! Тогда можно извлечь особенный звук и слушать долго, как он затихает.
- Прослушайте стук собственного сердца через стетоскоп. Для этого нужно сосредоточиться в тишине. А теперь попрыгайте и послушайте учащённое сердцебиение.
- Похрустим! Предлагаем детям взять сухарики или кукурузные хлопья, закрыть глаза, ладонями прикрыть уши. Все вместе начинаем жевать и слушать. Обсудить, на что похож звук.
- Дотронуться до ладошки. Детям предлагаем закрыть глаза, по кругу дотрагиваться до ладошек детей перышком (колоском и т.п.) Обсудить, кто что почувствовал.
- "Тихий гость". Дети сидят в ряд, закрыв глаза. Один из игроков- тихий гость, он стоит за спинами игроков. Ведущий рассказывает, что к ребятам приближается гость. Когда гость тихо становится за спиной одного из детей, ведущий предлагает поднять руку тому, кто считает, что гость стоит за его спиной.
Не думала, что когда ребенок распознает звуки - это игра в тишину. Интересный материал, беру на заметку
ОтветитьУдалитьКакие классные упражнения!Спасибо, Оксана!
ОтветитьУдалитьТишина - это сокровище!
Как актуально! Спасибо за разнообразие игр, Оксана Дмитриевна, тишина иногда так необходима в детском коллективе, но вот добиться ее нелегко))
ОтветитьУдалитьТишина необходима всегда:) Я заметила, что на том месте, где проводят упражнения в тишине детей можно оставить на несколько минут- они терпеливо ждут и не срываются с места, как можно было бы ожидать:) А в остальное время на них приходится шикать, например, на группу не спящих в тихий час:)
Удалить"Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать".
ОтветитьУдалитьДа, Оксана Дмитриевна, и взрослые, порой, это не умеют! А с возрастом это все заметнее... Очень полезно учить этому с детства. Какие сегодня у нас педагоги продвинутые! Нашим деткам повезло!