понедельник, 12 июня 2017 г.

Детям о геометрических телах

 Дети Монтессори в 4 года знают, что такое овоид, эллипсоид, цилиндр, конус, шар, куб, треугольная и четырехугольная призмы, треугольная и четырехугольная пирамиды. К этому мне нужно привыкнуть!:) Овоид!:)))


          Как  в педагогике Монтессори  работают с этим материалом
 Геометрические тела- материал для развития стереогностического чувства
(по ссылке можно прочитать о том, что это такое) 
 Материал: деревянные окрашенные в синий цвет геометрические тела: шар, куб, конус, треугольная пирамида, четырехугольная пирамида, треугольная призма, четырехугольная призма, эллипсоид, овоид, цилиндр. Таблички-проекции названных геометрических тел в деревянном ящике. Таблички имеют следующую форму: равносторонний треугольник, конгруэнтный основаниям треугольной призмы и треугольной пирамиды; квадрат, конгруэнтный основаниям четырехугольной призмы, четырехугольной пирамиды и граням куба; равнобедренный треугольник, конгруэнтный боковым граням обеих пирамид; прямоугольник, конгруэнтный боковым граням обеих призм и вертикальному сечению цилиндра, проходящему через центры его оснований; круг, конгруэнтный основаниям цилиндра, конуса и сечению шара, проходящему через его центр. Деревянные подставки для шара, эллипсоида и овоида. Плетеная корзина и большой непрозрачный платок. 

Цели: прямая — развитие стереогностического восприятия; знакомство с геометрическими телами; косвенная — подготовка к изучению математики.
Примечания:
 1. Этот материал открывает серию материалов для развития стереогностического восприятия. 
2. Геометрические тела лежат в корзине. Справа от нее лежит аккуратно сложенный платок и стоит ящик с табличками-проекциями. Иногда катающиеся тела — шар, эллипсоид и овоид — ставят на деревянные подставки
 3. С материалом работают как на столе, так и на полу.

 Презентация:
 1. Учитель берет по одному геометрическому телу из корзины и спрашивает ребенка: «Ты знаешь, как называется этот предмет?» Если ребенок отвечает правильно, геометрическое тело откладывают с одной стороны от корзины, например, справа, а если неправильно — то с противоположной стороны. Так получается два множества геометрических тел: известных и не известных ребенку. Примечания: 1. Этот небольшой тест лучше начать с наиболее распространенных геометрических тел: шара, куба, четырехугольной призмы.  Как правило, если ребенок не знает названий этих тел, то он не знает названий и всех других.
 Для первой презентации желательно выбрать три наиболее контрастных по форме тела среди не известных ребенку, например: шар, куб, конус. Тела с очень сложными названиями в первый раз выбирать нежелательно, равно как и пирамиды, и призмы, так как они представлены в двух видах.

 2. Учитель выбирает три геометрических тела среди тех, которые еще не известны ребенку, например: шар, куб и конус. Он кладет их в корзину, рядом с ними кладет платок и просит ребенка отнести корзину на стол. Учитель садится справа от ребенка. Он берет шар, ощупывает его со всех сторон, передает ребенку, чтобы тот тоже ощупал. Можно покатать шар в ладонях или по столу. Ребенок ощупывает шар и отдает его учителю, который кладет его обратно в корзину. Точно так же поступают с кубом и конусом. При этом важно ощупать вершину конуса и углы куба. Таким образом происходит знакомство с геометрическими телами на сенсорном уровне. 

 3. 1-я ступень трехступенчатого урока. Учитель снова берет в руки шар, ощупывает его и говорит: «Это шар». Он передает шар ребенку для ощупывания и несколько раз повторяет слово «шар» пока ребенок его ощупывает. То же самое проделывают с кубом и конусом. Примечание: чтобы ребенок начал ощупывать предмет, совсем не обязательно просить его об этом. Часто достаточно вложить предмет ему в руки и помочь ему сделать пару ощупывающих движений.
  2-я ступень трехступенчатого урока. Учитель просит ребенка выполнить задания типа: дать шар; показать конус; поставить куб себе на колени; поставить конус учителю на ладонь; положить шар на стол; положить куб в корзину и т. д. 
 3-я ступень трехступенчатого урока. Учитель показывает ребенку геометрические тела и спрашивает: «Что это?»
 Далее следует игра, способствующая как развитию стереогностического чувства, так и закреплению, повторению названий геометрических тел. Тела кладут в корзину и накрывают платком. Учитель ощупывает какое-либо тело под платком и говорит, не снимая платка с корзины: «У меня шар». Затем он вынимает шар, показывает его ребенку и спрашивает: «Правильно?» Шар кладут обратно; затем ребенок ощупывает под платком какое-либо тело, говорит его название и т. д.
 По окончании работы материал убирают на место. 
Особый интерес: узнавать геометрические тела «вслепую».
 Контроль ошибок: с помощью  стереогностического чувства; визуальный; с помощью учителя.

УПРАЖНЕНИЯ:



1) Игра с угадыванием геометрических тел под платком с привлечением всех тел, известных ребенку. Чем больше тел, тем интереснее игра. Очень полезно организовать это упражнение в виде групповой игры.
2) Поставить тела друг на друга и убедиться, что некоторые из них имеют конгруэнтные (совпадающие при наложении) основания или боковые грани: например, основания треугольных пирамиды и призмы; грани треугольной и четырехугольной призм; основания четырехугольной призмы, четырехугольной пирамиды и грани куба; основания конуса и цилиндра.
3) Рассортировать геометрические тела по правилу: а) тела, которые только катаются;
 б) тела, которые не могут кататься; в) тела, которые могут как кататься, так и опрокидываться.
4) Работа с табличками-проекциями. Таблички-проекции раскладывают на столе, рассортировав их по форме. Ребенок берет какое-либо геометрическое тело и находит среди табличек все его грани, основания или сечения. Например, треугольная пирамида имеет 3 грани в форме равнобедренных треугольников, а ее основание представляет собой равносторонний треугольник. Сечением шара, проходящего через его центр, является круг, и т.д.

ПРИМЕЧАНИЕ: при подходящем выборе плоскости и направления проецирования указанные тела можно спроецировать на соответствующие фигуры. Так например, проекцией нашего цилиндра вдоль его образующей на плоскость, параллельную его основаниям, является круг. Если этот же цилиндр параллельно спроецировать вдоль его оснований на плоскость, перпендикулярную его основаниям, получим прямоугольник.

5) Связь с реальной жизнью. Ребенок ищет в окружающей среде предметы такой же формы, как и известные ему геометрические тела. Например, дом напоминает четырехугольную призму; мячик -шар; овоид – яйцо; клоунский колпак – конус; бидон или кастрюля – цилиндр и т.д.
6) Обвести простым карандашом геометрические тела и построить на листе бумаги их развертки. Вырезать и склеить из бумаги модели геометрических тел.

РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: названия геометрических тел.

ВОЗРАСТ: с 3 лет.

МАРИЯ МОНТЕССОРИ ОБ ЭТОМ МАТЕРИАЛЕ

“Громадное удовольствие, которое испытывают дети от распознавания формы ощупыванием – соответствует само по себе сенсорному упражнению. Многие психологи говорят о стереогностическом чувстве, т.е. о способности распознавать форму путем движения мускулов руки, когда она ощупывает контур предмета. Это чувство не является только чувством осязания, потому что тактильное восприятие дает нам возможность распознать лишь разницу в качестве поверхности (гладкий, шероховатый). Распознавание формы происходит в результате сочетания, одновременного участия – тактильного и мускульного чувств; мускульное восприятие является восприятием движения. То, что мы часто называем тактильным чувством, в действительности гораздо чаще стереогностическое чувство. Дети распознают форму тела посредством рук….

Среди дидактического материала имеются различные геометрические тела, окрашенные в светло-синий цвет, – шар, призма, пирамида, конус, цилиндр. Всего больше дети любят распознавать форму, ощупывая тела с закрытыми глазами, и отгадывая названия тел. Как дети заучивают названия, я укажу ниже. После такого упражнения ребенок наблюдает форму глазами с более интенсивным интересом, чем раньше.

Другой способ привлечь внимание детей к форме – это привести геометрические тела в движение. Шар катится во всех направлениях, цилиндр только в одном направлении; конус вертится вокруг самого себя; призма и пирамида стоят неподвижно, но призму свалить легче, чем пирамиду”. [5, С. 26].

[Источник: http://psychlib.ru/mgppu/SSm-2013/SSm-384.htm#n47].

Что с этим геометрическими телами можно сделать ещё:

  •  Заготовить карточки с предметами окружающего мира геометрической формы
  •  объёмные тела можно сделать из популярного магнитного конструктора или из пластилиновых шариков и зубочисток
  • здесь можно купить карточки с заданиями на моделирование тел или подсмотреть идею,
  •  с карточками с изображениями геометрических можно поиграть  в бинго
  •  сделать домино с карточками по типу  I have...Who has....
  •  можно попробовать найти съедобные геометрические тела среди  сладостей и сделать листы для поиска( тело- смайлик весёлый, если найдено, грустный- если не найдено)
  •  отпечатать геометрические тела в пластилине( закрыв пластилин плёнкой),
  • обвести донышки тел, раскрасить фигуры, и создать шедевр абстрактного искусства:
geometric art

3 комментария:

  1. Оксана, овоид - это получается яйцо?
    Здорово использован магнитный конструктор. И картина получилась классная.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо большое, Оксана!
    Понравилось очень!!!

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...