У меня же стоит задача, как применить его для группы детей 3-4 лет. Доступен пока только красный.
Фото натолкнуло меня на необходимость карточек c картинками и поля для составления слов со строчками |
Работа с алфавитом из печатных букв проводится на различных этапах становления письма и чтения:
- выделение буквы как основы графического языка( контролируется действием- раскладывание букв по ячейкам),
- механическое составление слова,
- складывание слов на слух,
- механическое чтение,
- интерпретация написанного или сложение слов ( чтение номенклатуры- слов из окружающего мира с предметами или картинками)
Собрала имеющиеся карточки для составления слов. Так как дети обычно стремятся сразу же записать прочитанное слово, на карточках очень кстати письменный шрифт:
Какие же первые слова разумнее всего выбрать для работы.
|
Нашла в сети то, что нужно- карточки с реалистичными изображениями предметов и слова:
http://lohmatik.ru/Lohmatik/str1_6.php и описание игр.
Для игры необходимо
1. Карточки с написанными на них простыми словами, начинающимися (обязательно) на разные буквы, например, кот, дом, зонт, флаг, стол, лиса и т.п.
2. Карточки с изображениями этих слов.
3. Главное условие – на первом этапе в предлагаемых карточках все слова должны начинаться на разные буквы. Т.е. не должно быть в подборке карточек одновременно со словами кот и кит, т.к. они различаются второй, а не первой буквами.
Правила игры - один игрок
2. Справа кладутся карточки с изображениями этих слов.
3. Малышу предлагается положить правильное изображение на карточку со словом, т.е. «прочитать», что же написано на картинке.
Поскольку читать малыш еще не умеет, а буквы знает, то искать изображения ему нужно только по первой букве.
Например, на карточке написано слово «кот», ребенок видит букву «к» и ищет в правом столбике изображение, начинающееся на букву «к».
Как вариант, можно сначала смотреть на изображение, определять, на какую букву начинается предмет на картинке, а потом искать написанное слово в левом столбике.
4. Подборки слов от игры к игре можно менять, подбирая разные сочетания букв.
5. Начинать лучше с небольшого количества слов и картинок, потом постепенно их число можно увеличивать.
Кроме непосредственного обучения чтению, эта игра дает очень мощное моральное удовлетворение ребенку, позволяя ему увидеть: «Да, я уже немножко умею читать! Еще чуть-чуть, и я буду читать по-настоящему, как взрослый». Это, несомненно, стимулирует его к дальнейшим занятиям.
Когда ребенок хорошо освоил первую игру (в ней он должен был находить названия слов по первой букве) , то можно приступать ко второму этапу.
Например, мяч, дом, гриб, ведро, вилка. Когда ребенок пытается подобрать слово на букву «в», покажите ему две карточки: ведро и вилка со словами:
«Посмотри, эти оба слова начинаются на букву «в», как же нам определить, на каком из них написано ведро, а на каком – вилка? Давай посмотрим на вторые буквы. В одном слове вторая буква – е, а во втором – буква и. Как ты думаешь, какая вторая буква в слове «ве-е-е-е-дро»?» - слово «ведро» нужно произносить растянуто, тянуть букву е, чтобы малыш ее услышал.
Когда ребенок услышит вторую букву, и назовет ее, помогаете ему найти карточку с нужным словом.
Далее повторяете то же самое со вторым словом: «ви-и-и-и-и-и-лка».
Тянуть гласную нужно долго, до тех пор, пока малыш ее не услышит и не назовет. Научить ребенка слышать гласные – это задача второго этапа обучения.
Слова могут отличаться не только гласной, но согласной буквой, например, окно и очки. Как правило, согласные буквы малышам услышать легче, чем гласные. Но, если у него не получается, помогите ему, ясно произнося и выделяя вторую букву.
Не торопитесь, если у ребенка не получается, сделайте перерыв, и вернитесь к заданию через несколько дней.
Карточки со словами и картинки к ним можно распечатать здесь: Обучение чтению этап1.
Пары слов, которые можно использовать в игре, приводятся ниже.
БАНТ | БОЧКА |
ВЕДРО | ВИЛКА |
ГЛАЗ | ГРИБ |
ДОМ | ДИВАН |
ЖУК | ЖИРАФ |
ЗОНТ | ЗМЕЯ |
КОТ | КЛЮЧ |
МЯЧ | МЫШЬ |
ОКНО | ОЧКИ |
ПЕРО | ПИЛА |
РЫБА | РАК |
СЫР | СЛОН |
Оксана, согласна, что ребенка необходимо научить слушать звуки, но при этом нельзя брать слова, в который есть гласные е, ё, я, ю. Это йотированные звуки и в словах он будет слышать не е, а э, не ё, а о и т.д. и будет прав. Мы с подготовишками с этими буквами знакомимся, но слова с этими звуками используем очень аккуратно и только в конце года.
ОтветитьУдалитьСовершенно верно, Нелли! Это особенность русского языка доставляет детям немало разочарований и в начальной школе.
Удалить