Представляете ли вы, мои дорогие читатели, какие книги побуждают воспитательниц мастерить настольные игры своими руками?! Я вам сейчас покажу и расскажу:)
Читаю в "Стратегии гениев. Зигмунд Фрейд, Леонардо да Винчи, Никола Тесла"
Роберта Дилтса:
"Когда наше знание о некотором явлении разукрупнено и интернализировано, мы можем с помощью воображения исследовать богатство его паттернов и вариаций и полностью освободить заложенный в нем потенциал. Альберт Эйнштейн утверждал, что “воображение является более важным, чем знание”. И сам Леонардо замечал, что “дар воображения является одновременно рулем и уздой для чувств” (Фольи Б. Том 2. Записные книжки Леонардо) и приводил упражнения, специально разработанные для того, чтобы стимулировать и мобилизовать внутренние когнитивные процессы в отношении зрительных впечатлений. Давайте для примера рассмотрим следующее упражнение, приведенное в его трактате о живописи:
Способ побуждения ума к разнообразным изобретениям
“Я не удержусь и представлю на ваше рассмотрение новый способ, который, хотя и может показаться тривиальным и почти смехотворным, все же весьма полезен для побуждения ума к разнообразным изобретениям.
Он заключается в следующем: если вы посмотрите на стены, покрытые разными пятнами или сделанные из смеси разных видов камней, и если вы захотите придумать некоторую сцену, вы сможете увидеть на этой стене сходство с разными ландшафтами, украшенными горами, реками, скалами, деревьями, равнинами, широкими долинами и группами разнообразных холмов. Вы также сможете разглядеть разные битвы и фигуры, находящиеся в быстром движении, и странное выражение лиц, и костюмы из дальних стран, и бесконечное множество вещей, которые вы затем можете свести к отдельным и хорошо различимым формам. При рассматривании таких стен и смеси разных камней происходит то же, что и при слушании колоколов: в их звоне вы можете услышать любое воображаемое имя и любое слово”.
Как указывал сам Леонардо, подобное кажущееся тривиальным или бессмысленным умственное упражнение может оказаться очень важным. Он описывает способ культивирования и усиления связи между внешними зрительными наблюдениями и конструируемым умственным образом (что в НЛП обозначается как Ve—> Vc). Как и в процессе рассматривания очертаний и форм, когда человек пребывает в состоянии между сном и бодрствованием, Леонардо указывает путь к тому, как подсоединяться к бессознательным процессам и управлять ими. В модели НЛП такие упражнения, как и другие упражнения, описанные Леонардо, служат построению базовой нейрологической связи, которая, будучи раз установлена, может стать своего рода привычной мыслительной стратегией, активированной на бессознательном уровне. Иначе говоря, нейрологическая связь между наблюдением и воображением может быть генерализована и может запускаться не только пустой стеной, но и другими стимулами. Если передвинуть содержимое связи между внешним наблюдением и внутренней фантазией с разглядывания стены к наблюдению за полетом птиц, мы увидим, что такая привычка мышления устанавливает важную бессознательную связь между сенсорным опытом и когнитивной фантазией, которая, однажды возникнув, продолжает воспринимать “бесконечное число вещей, которые затем могут быть сведены к отдельным и хорошо различимым формам”.
Чтение совпало с созданием новой игры по ТРИЗ для ребят в клубе. Наверняка вы видели уже в продаже весёлые настольные игры "Друдлы" и уж точно помните эти загадочные рисунки из своего, возможно даже ещё пионерского, детства( меня они застали в далёкие восьмидесятые годы- у моего одноклассника был папа в этом деле неистощимый кладезь). Друдлы - это особый жанр детского фольклора.
Для справки:
Друдлы ( от англ. слов «doodle» (каракули), «drawing» (рисунок) и «riddle» (загадка)
- абстрактные графические загадки, популяризированные в 50-х годах американцем Роджером Прайсом, издавшему книгу "Друдлы" в 1953 году.
Как играть в "Друдлы"
В "Друдлы" можно играть компанией от 2 до 10 человек. Садимся рядышком и определяем, кто первым достанет карту. Итак, первый водящий тянет карту и показывает ее всем. Он же первым выдвигает версию, что изображено на рисунке. Далее ход передается по часовой стрелке. Каждый высказывает свои предложения. Когда все игроки высказались, игра продолжается по второму кругу. Не придумавшие новых вариантов, выбывают. Игра с одной картой (!) продолжается до тех пор, пока не останется один человек, - тот, чья фантазия оказалась самой богатой)) В качестве награды он забирает карточку себе. Затем карту из колоды достает следующий по часовой стрелке игрок. Игра идет до того момента, пока все ее участники не побывают водящими равное количество раз. Победитель - тот, кто собрал наибольшее количество карт.
В партии должно быть столько раундов, чтобы каждый участник побывал первым игроком равное число раз. Например, игра на четверых может продлиться четыре, восемь, двенадцать раундов.
"Мастер интерпретации"- вариант игры для одного. Возьмите любой друдл и не подглядывая на ответ, придумайте для него 5-10 разных объяснений.
Полезные советы:
Рассмотрите отдельные элементы рисунка и подумайте, что они могут значить.
Представьте себе рисунок в разных ракурсах: сверху, в перспективе, в необычной ситуации и т.п.
Возьмите любое слово и придумайте, как оно может быть связано с друдлом. Затем найдите связь друдла с тремя другими словами. Это поможет избавиться от навязчивых ассоциаций и смело фантазировать дальше.
Мы используем друдлы для разминки в начале занятий по ТРИЗ сразу после упражнений для развития межполушарного взаимодействия. Эти графические загадки позволяют снять психологическую инерцию мышления, а значит избавиться от главного врага изобретений.
"Думай ещё! Думай о другом"- говорю я шестилетнему мальчишке и он тут же выдаёт мне новый вариант. Им эта игра не надоедает!
Читаю в "Стратегии гениев. Зигмунд Фрейд, Леонардо да Винчи, Никола Тесла"
Роберта Дилтса:
"Когда наше знание о некотором явлении разукрупнено и интернализировано, мы можем с помощью воображения исследовать богатство его паттернов и вариаций и полностью освободить заложенный в нем потенциал. Альберт Эйнштейн утверждал, что “воображение является более важным, чем знание”. И сам Леонардо замечал, что “дар воображения является одновременно рулем и уздой для чувств” (Фольи Б. Том 2. Записные книжки Леонардо) и приводил упражнения, специально разработанные для того, чтобы стимулировать и мобилизовать внутренние когнитивные процессы в отношении зрительных впечатлений. Давайте для примера рассмотрим следующее упражнение, приведенное в его трактате о живописи:
Способ побуждения ума к разнообразным изобретениям
“Я не удержусь и представлю на ваше рассмотрение новый способ, который, хотя и может показаться тривиальным и почти смехотворным, все же весьма полезен для побуждения ума к разнообразным изобретениям.
Он заключается в следующем: если вы посмотрите на стены, покрытые разными пятнами или сделанные из смеси разных видов камней, и если вы захотите придумать некоторую сцену, вы сможете увидеть на этой стене сходство с разными ландшафтами, украшенными горами, реками, скалами, деревьями, равнинами, широкими долинами и группами разнообразных холмов. Вы также сможете разглядеть разные битвы и фигуры, находящиеся в быстром движении, и странное выражение лиц, и костюмы из дальних стран, и бесконечное множество вещей, которые вы затем можете свести к отдельным и хорошо различимым формам. При рассматривании таких стен и смеси разных камней происходит то же, что и при слушании колоколов: в их звоне вы можете услышать любое воображаемое имя и любое слово”.
Как указывал сам Леонардо, подобное кажущееся тривиальным или бессмысленным умственное упражнение может оказаться очень важным. Он описывает способ культивирования и усиления связи между внешними зрительными наблюдениями и конструируемым умственным образом (что в НЛП обозначается как Ve—> Vc). Как и в процессе рассматривания очертаний и форм, когда человек пребывает в состоянии между сном и бодрствованием, Леонардо указывает путь к тому, как подсоединяться к бессознательным процессам и управлять ими. В модели НЛП такие упражнения, как и другие упражнения, описанные Леонардо, служат построению базовой нейрологической связи, которая, будучи раз установлена, может стать своего рода привычной мыслительной стратегией, активированной на бессознательном уровне. Иначе говоря, нейрологическая связь между наблюдением и воображением может быть генерализована и может запускаться не только пустой стеной, но и другими стимулами. Если передвинуть содержимое связи между внешним наблюдением и внутренней фантазией с разглядывания стены к наблюдению за полетом птиц, мы увидим, что такая привычка мышления устанавливает важную бессознательную связь между сенсорным опытом и когнитивной фантазией, которая, однажды возникнув, продолжает воспринимать “бесконечное число вещей, которые затем могут быть сведены к отдельным и хорошо различимым формам”.
Чтение совпало с созданием новой игры по ТРИЗ для ребят в клубе. Наверняка вы видели уже в продаже весёлые настольные игры "Друдлы" и уж точно помните эти загадочные рисунки из своего, возможно даже ещё пионерского, детства( меня они застали в далёкие восьмидесятые годы- у моего одноклассника был папа в этом деле неистощимый кладезь). Друдлы - это особый жанр детского фольклора.
Это милиционер разговаривает с мексиканцем |
Это сороконожка, которая хочет пипи:) |
Для справки:
Друдлы ( от англ. слов «doodle» (каракули), «drawing» (рисунок) и «riddle» (загадка)
- абстрактные графические загадки, популяризированные в 50-х годах американцем Роджером Прайсом, издавшему книгу "Друдлы" в 1953 году.
Как играть в "Друдлы"
В "Друдлы" можно играть компанией от 2 до 10 человек. Садимся рядышком и определяем, кто первым достанет карту. Итак, первый водящий тянет карту и показывает ее всем. Он же первым выдвигает версию, что изображено на рисунке. Далее ход передается по часовой стрелке. Каждый высказывает свои предложения. Когда все игроки высказались, игра продолжается по второму кругу. Не придумавшие новых вариантов, выбывают. Игра с одной картой (!) продолжается до тех пор, пока не останется один человек, - тот, чья фантазия оказалась самой богатой)) В качестве награды он забирает карточку себе. Затем карту из колоды достает следующий по часовой стрелке игрок. Игра идет до того момента, пока все ее участники не побывают водящими равное количество раз. Победитель - тот, кто собрал наибольшее количество карт.
В партии должно быть столько раундов, чтобы каждый участник побывал первым игроком равное число раз. Например, игра на четверых может продлиться четыре, восемь, двенадцать раундов.
"Мастер интерпретации"- вариант игры для одного. Возьмите любой друдл и не подглядывая на ответ, придумайте для него 5-10 разных объяснений.
Полезные советы:
Рассмотрите отдельные элементы рисунка и подумайте, что они могут значить.
Представьте себе рисунок в разных ракурсах: сверху, в перспективе, в необычной ситуации и т.п.
Возьмите любое слово и придумайте, как оно может быть связано с друдлом. Затем найдите связь друдла с тремя другими словами. Это поможет избавиться от навязчивых ассоциаций и смело фантазировать дальше.
Мы используем друдлы для разминки в начале занятий по ТРИЗ сразу после упражнений для развития межполушарного взаимодействия. Эти графические загадки позволяют снять психологическую инерцию мышления, а значит избавиться от главного врага изобретений.
"Думай ещё! Думай о другом"- говорю я шестилетнему мальчишке и он тут же выдаёт мне новый вариант. Им эта игра не надоедает!
Как интересно! Думаю, что разминка с друдлами прекрасно подойдёт и для истории искусства!
ОтветитьУдалитьПриветствую!:) Такая разминка из серии "Добавь себе извилину!" подойдёт для любых занятий, но как средство снятия психологической инерции для творческих занятий вообще идеально!
Удалить