На днях ко мне обратилась давняя знакомая с криком о помощи: устроилась на работу в детский сад, ни дня там ранее не работав, а годы учёбы остались далеко позади. Как организовать работу? Как выстроить канву занятий?
Я стала рассказывать о вещах, которые мне самой кажутся естественными и понятными, а оказалось, что это может быть новым и точно полезным для коллег. Прошу вас, уважаемые читатели, поделитесь в комментариях своими советами для новичков!
О фишечках из детского сада я писала здесь: https://bernudarzniece.blogspot.com/2017/03/blog-post_58.html- о том, как полезно научиться петь детям:)
Дополню теперь вышесказанное фишечками из опыта работы в детском клубе.
Для организации занятий в детском клубе педагоги должны особенно постараться, потому что у нас всегда есть зрители: видеонаблюдение, присутствующие на занятиях гости и родители. Мы сталкиваемся со спецификой поведения "домашних" детей с не выставленными границами, что требует особенной проработки организационных и дисциплинарных моментов, а повторяющаяся на занятиях часть ( знакомые ритуалы) устанавливает порядок и даёт чувство защищённости- успокаивает.
Круглые коврики
Настраиваемся на занятие каждый раз одинаково: берём из стопки круглые коврики и укладываем их по кругу для приветствия- сам собой формируется аккуратный круг. Важна и поза (если девочки не в платьях)- больше дисциплинирует сидение по- турецки. Поздоровавшись, относим коврики, аккуратно складывая на место- этому тоже нужно учить.
Звезда
Для ритуала приветствия я завела звезду. Это ночник на батарейках из фикспрайса. Можно приобрести и другие в виде фигурок животных, но согласитесь, что загорающаяся мягким жёлтым светом звёздочка в руках выглядит естественно и даже завораживающе. Звезда рада видеть ребят и загорается, радостно всех приветствуя. Звезду передаём друг другу. В начале года мы здороваемся со звездой: "Привет, я Аксана!" и рассказываем что-то о себе( какое сегодня настроение, на чём добирался до клуба, что получилось сегодня, за что можно похвалить), а позже со звездой входим в тему занятия, тогда я первой отвечаю на вопрос от имени звезды и передаю её дальше( сегодня и видела весну- расцвёл крокус, смешная неизвестная птичка постучала в окно; я кормила с утра бродячих кошек и т.д). Говорит только тот, у кого в руках звёздочка, остальные терпеливо ждут своей очереди. Родители, присутствующие на занятиях всегда бывают удивлены, насколько их дети бывают разговорчивы и как жаждут внимания.
До этого у меня была мягкая игрушка - сердце с руками- отличный вариант для приветствия с объятиями.
Приглашение к работе( организационные моменты при смене вида деятельности)
Когда садимся за стол, я говорю так: " Все расселись по местам. Никому не тесно. По секрету скажу вам: "Будет интересно!".
Раздаю простые карандаши для работы в тетрадях или маркеры для работы в ламинированных пособиях с помощью подставок для карандашей- у нас на стакане для карандашей сова. Сова "пролетает" по ряду ребят(я достаточно быстро проношу стаканчик ), не давая много времени выбирать какой-то особенный карандаш.
Карандаш кладём в "домик"- внутрь разворота раскрытой тетради и послушный карандаш терпеливо ждёт задания учителя. Не дисциплинированные карандаши удаляются обратно в стакан " подумать о своём поведении".
Чтобы пригласить ребят на ковёр в кружок, говорю: "Вышли на лужок, встали в кружок".
Чтобы ребята встали в ряд, говорю: " Вышли на дорожку, подровняли ножки".
Чтобы получить ответы от всех по очереди, хлопаю по подставленным ладонями проговариваю по слову или слогу на ладошку, например: " Мы знаем много признаков весны". Затем каждому подношу свои ладони, а ребята по очереди хлопают по ним и произносят ответ. Для этой же цели, я отхожу на несколько шагов, задав вопрос, а дети отвечают по очереди, делая шаг ко мне. Догнав меня, обнимают, а я отвечаю по теме ( и по настроению): "Успели на автобус", "Весна пришла", "Матарики"( новый год на языке маори))) и т.д.
Для загадывания загадок, которые всегда приходятся к месту в любой теме, организую телепередачу с загадками. На этот случай у меня изготовлен "телевизор". Из картонной папки вырезаю экран и вставляю картонные листы с заставкой и рисунками-отгадками: "В мире животных", "Наш сад" и т.д. Сначала я загадываю загадки и показываю отгадки, а потом, что очень важно, дети загадывают мне описательные загадки про картинки, которые только что видели, а я нахожу и показываю картинку с отгадкой.
Отметки за заслуги
Я против наклеек. Во-первых, это никак не стимулирует- наклейки в конце занятия получают все. Согласитесь, что гораздо полезнее будет похвала в конце занятия за то, что действительно получилось. Во-вторых, я просто не успеваю их покупать. К тому же, обычно педагоги покупают такие мелочи за свои небольшие деньги. С привычных наклеек можно переключить ребят на фигурные штампики- выполнил работу- ставишь печать. Штампики можно подобрать тематические, подходящие теме занятия: транспорт, животные и т.д.
Мы считаем выполненные задания. Рисуем звёзды в космосе, делаем дырочки фигурными дыроколами на маленьких открытках или цветных картонках.
Если ребят немного, то можно использовать книжки с многоразовыми наклейками для малышей- большие картинки с животными, которым нужно наклеить корм- заработать угощение для своего зверя.
Заработаны 8 семечек для хомяка! |
Пособие можно сделать и многоразовым, заламинировав наклейки.
Прощание
Садимся в кружок: " Я буду вас хвалить". Всегда есть за что. Создаю атмосферу успеха. Задаю вопрос каждому: "Что у тебя сегодня получилось? Какое задание понравилось?" Таким образом подводим итог.
Наш прощальный ритуал "Башня" собирает всех моментально. Дети ставят кулачок на кулачок, а я раскачиваю "башню", подталкивая вверх, пока кулачки не разлетаются вверх. Тогда поднимаем руки и кричим " Ура!": " Раз,два,три, четыре, пять. Приходи сюда опять!".
Из соображений пожарной безопасности больше не проводят прощальный ритуал со свечой, а жаль. Я видела, как дети внимательно слушают песенку педагога и смотрят, как завороженные, на пламя даже электронной свечи.
Я пою: "Гори, гори ясно. Гори, гори, ясно. Гори, не угасай! Будет в доме тепло, будет дома светло, будет дома хорошо. Вот так!" Все вместе дуем на свечу- гасим огонёк.
(Я репетировала дома и пела на свой мотив, приспособившись под возможности своего голоса, а мой остроумный муж ревел, как медведь: "Возьми моё сердце, возьми мою душу" и испортил мне весь настрой на такой трогательный ритуал- я теперь смеюсь и свечу на прощальный ритуал не беру. Если кому надо, могу напеть)))
Чудесные идеи! Поделюсь с воспитателями!
ОтветитьУдалитьПодсмотрите у них что-то полезное для моей коллекции тоже:)
УдалитьКакие замечательные приемы! Беру на заметку, благодарю за идею!
ОтветитьУдалитьДелитесь своими фишечками, Наталья!:)
УдалитьСпасибо за интересные идеи, Оксана Дмитриевна!
ОтветитьУдалитьБлагодарю за отзыв, Анна Анатольевна!:)
УдалитьОчень маленькие фишки,спасибо!
ОтветитьУдалитьи их мало:) добавляйте!:)
УдалитьДобрый вечер! Случайно зашла на Ваш сайт и не разочаровалась!) Спасибо огромное, что делитесь опытом,- полезно ,кстати, не только для новичков в нашей профессии, но и опытным педагогам взять кое-что себе на заметку . У каждого свои фишечки- мне лично интересно узнать как и что делают другие)))С уважением Александра,СПб
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Александра!Благодарю за добрый отзыв. Блоги- уникальное пространство для ищущих. Приятного и полезного общения!
Удалить