— даем представление об одежде, обуви и головных уборах;
— знакомим с литературными произведениями на тему
— прививаем аккуратность, вырабатываем привычку класть каждую вещь на свое
место;
— расширяем словарь за счет прилагательных (верхний, нижний, средний,
аккуратный); наречий (слева, справа, наверху, внизу); уточняем значение глаголов
(положить, повесить, поставить);
— учим образовывать форму родительного падежа множественного числа от имен
существительных (в том числе сложные формы: «много пальто», «много носков»
и «много туфель»);
— вводим в активную речь предлоги: «в», «на», «под»; знакомим со значением
предлогов «из», «с» и «из-под»;
— даем образец построения сложносочиненного предложения с союзом «а»;
— учим координировать речь с движением;
— развиваем слуховое внимание, наблюдательность;
— совершенствуем общую, ручную и мелкую моторику;
— учим раскрашивать картинки цветными карандашами, не выходя за контур;
— учим сравнивать величину предметов методом зрительного соотнесения;
—развиваем логическое мышление — учим так комбинировать цвета карандашей
при раскрашивании, чтобы их сочетание не повторялось.
Организационный момент
Дети становятся в ряд. Дайте малышам задание слушать внимательно и садиться на стульчик того из них, на ком надета именно та одежда, которую вы сейчас назовете. Например: «Сначала сядет тот, у кого синие брюки и рубашка в клеточку. Потом тот, у кого голубое платье и белый бант. Затем сядет тот, у которого черные шорты и зеленая жилетка» и т.п.
Вариант:
Всегда на "ура" проходит игра "Пропал ребёнок". Объявите, как по громкой связи: "Внимание! Пропал ребёнок! Был одет в такую-то одежду такого-то цвета. Обычно ребёнок откликается сам или его по описанию узнают другие ребята: " Ура! Ребёнок нашёлся! Всем спасибо".
Рассматриваем вместе с детьми одежду. Рассказываем малышам, как называется их одежда, какого она цвета. Показываем и называем детали одежды: какие у рубашки (свитера, кофты, платья) рукава—длинные или короткие, какая застежка— «молния», кнопки или пуговицы, есть ли у платья или рубашки воротник, карманы, манжеты и т. п.
Затем обсуждаем обувь. Говорим детям, в каких случаях надо обувать тапки, а в каких — туфли; в какое время года ходят в ботинках и сапогах, когда нужны босоножки, а когда — валенки.
Собираясь с детьми на прогулку, обращаем внимание малышей на их головные уборы: шапки, кепки, платки.
Напоминаем малышам, что, раздеваясь после прогулки, надо аккуратно складывать одежду в шкафчик, кладя каждую вещь на свое место.
Самое время для работы с материалами Монтессори с рамками и застёжками, с завязыванием шнурков и бантиков.
Словесная игра «Один и много»
Для этого скажите: «У меня одна шапка, а у вас много ... (шапок)».
У меня один шарф, а у вас много ... (шарфов).
У меня одно пальто, а у вас много ... (пальто).
У меня одно платье, а у вас много ... (платьев).
У меня одна кофта, а у вас много ... (кофт).
Читаем детям рассказ Л. Воронковой «Маша-растеряша». Текст с прекрасными винтажными иллюстрациями доступен по ссылке:https://nukadeti.ru/rasskazy/masha-rasteryasha
Обычно на занятиях в детском саду одевают и раздевают куклу.
Как играть с куклой.
Игра "Маша-растеряша"
Покажите детям куклу и скажите, что это кукла Маша, Маша-растеряша. (Кукла одета неряшливо. Например, платье надето задом наперед. Если на платье есть пуговицы, то они застегнуты неправильно. У куклы на одной ноге носок, на другой туфелька, в волосах развязанный бант.)
Спросите у детей, все ли в порядке у Маши, правильно ли она оделась. Выслушайте ответы детей и исправьте недочеты. Скажите детям, что Маша повсюду разбросала свои вещи и теперь не может собраться на прогулку.
Спросите у малышей, чего не хватает у Маши из одежды (нет носка). Сообщите детям, что без носков осенью( или зимой) нельзя идти на улицу, потому что можно замерзнуть. Уточните, что у Маши отсутствует из обуви (нет туфли). Спросите малышей: «А без туфель можно идти гулять?»
Игра " Все отыщем, все найдем"
Попросите детей помочь Маше-растеряше найти ее вещи. Дайте задание одному из детей подойти к кукольному столику и посмотреть, нет ли чего-нибудь на нем. (На столик заранее положен носок.) Когда ребенок вернется, попросите другого малыша «осмотреть под столиком (там окажется туфля). Третьего ребенка отправьте взглянуть на стул (на нем лежит шапка). Четвертого попросите посмотреть под стульчиком (там обнаружатся рейтузы). Следующего малыша пошлите посмотреть под кукольной кроваткой (там лежит шарф). Последнему помощнику дайте поручение заглянуть в ящик для игрушек (там окажется куртка или пальто).
Спросите каждого ребенка о том, где лежала вещь, которую он нашел. А сами скажите, откуда он ее взял. (Например, ребенок говорит: «Куртка лежала в ящике». Взрослый: «Ты ее достал из ящика». Другой вариант — ребенок: «Носок лежал на столе». Взрослый: «Ты его взял со стола». И, наконец, последний вариант — ребенок: «Шарф лежал под кроваткой». Взрослый: «Ты его достал из-под кроватки».
Игра" Одеваем Машу на прогулку"
Попросите детей помочь Маше одеться на прогулку. В процессе одевания куклы отметьте, какие предметы называются верхней одеждой, какие обувью, а что является головным убором. Помогите детям одеть куклу, а затем скажите, что она пошла гулять, и спрячьте ее за ширму.
Физминутка
Скажите детям: «Пока Маша гуляет, давайте поиграем и покажем, как Маша-растеряша ищет свою одежду». Попросите детей встать. Произносите слова и показывайте движения.
Ищет вещи Маша, (повороты туловища в одну, а затем в другую сторону)
Маша-растеряша: (показать обеими руками перед собой —руки протянуть
И на стуле нет , вперед)
И под стулом нет, (присесть)
На кровати нет, (встать, руки протянуть вперед)
Под кроватью нет. (присесть)
И на полке нет, (встать, руки протянуть вперед)
И под полкой нет. (присесть)
И на столике, (встать, руки протянуть вперед)
И под столиком. (присесть)
Вот какая Маша, (развести руки в стороны)
Маша-растеряша.
Игра" Разложим вещи по местам"
( В моём советском детстве играли с маленьким деревянным шкафчиком и кукольной одеждой. Мы с ребятами рассматриваем пособие" Шкаф с полками")
Скажите, что Маша вернулась с прогулки и собирается раздеваться. Посадите куклу рядом с собой и предложите детям научить Машу-растеряшу аккуратности, чтобы она больше не раскидывала свои вещи, где попало. Для этого нужно показать Маше, как раскладывать вещи в шкафу по своим местам: нижнее белье — на одну полку, головные уборы — на другую, верхнюю одежду — в шкаф, а обувь надо поставить на коврик под шкаф.
Покажите детям пособие «Шкаф с полками» и обсудите, где какие вещи в нем лежат и висят. При этом используйте наречия «слева», «справа», «наверху», «внизу», «посередине» и предлоги «на», «в» и «под».
Предложите детям разложить все вещи по своим местам. Поочередно давайте каждому ребенку по одному предмету и просите подумать, куда его надо положить. Уточните, какую вещь ребенок кладет на место: головной убор, верхнюю одежду, нижнее белье или обувь. Спрашивайте, на какую полку он положил вещь (на верхнюю, на среднюю или на нижнюю), где она расположена в шкафу (слева или справа), куда малыш вешает верхнюю одежду, а куда ставит обувь.
Когда все вещи будут разложены по своим местам, попросите детей перечислить их. Обратите внимание малышей на то, что вы будете говорить про один предмет, а они должны сказать о том, что их много.
У Маши не одна майка, а много ... (маек).
У Маши не одни трусы, а много ... (трусов).
У Маши не одно платье, а много ... (платьев).
У Маши не один носок, а много ... (носков).
У Маши не один шарф, а много ... (шарфов).
У Маши не одна куртка, а много ... (курток).
У Маши не одно пальто, а много ... (пальто).
У Маши не одна туфля, а много ... (туфель).
У Маши не одна шапка, а много ... (шапок).
"Шкаф с полками" у нас из пособия " Игротека речевых игр" Выпуск 5 Мельниковой и Бикиной
Выполняем задание с чёрно-белого рабочего листа:
Раскрашиваем картинки,вырезаем и наклеиваем на полки шкафа( цветной рабочий лист)
Похвалите малышей за то, что они навели порядок и научили этому Машу. Попросите детей на прощание напомнить Маше, как называются все те вещи, которые мы надеваем на себя.
Прочитайте малышам рифмовки:
Платье, носочки, свитер, перчатки
— Что это все? Назовите, ребятки!
(Одежда)
Туфли, ботинки, сапожки и тапки
— Что это все? Подскажите, ребятки!
(Обувь)
Кепка, косынка, панама и шапка—
Что это все? Отвечайте, ребятки!
(Головные уборы)
Рисование
Отгадайте загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Когда загадка будет отгадана, дайте каждому ребенку рисунок для раскрашивания с тремя матрёшками.
Предложите малышам раскрасить тремя цветными карандашами: красным, синим и желтым — платки и сарафаны матрешек так, чтобы наряд у всех трех игрушек был разным. Например, у большой матрешки красный сарафан и синий платок, у средней матрешки желтый сарафан и красный платок, а у маленькой матрешки синий сарафан и желтый платок.
Попросите детей показать и рассказать о том, какая одежда у их матрешек. Рассказ может быть примерно таким: «У большой матрешки сарафан красный, а платок синий. У средней матрешки сарафан желтый, а платок красный. У маленькой матрешки сарафан синий, а платок желтый». Уточните, какого роста матрешки. Какая из них самая высокая, а какая самая низкая.
Поделки по теме:
Рисование " Полосатая шапочка и шарфик с бахромой", "Перчатки для котяток"( с обводкой руки)
Лепка " Сапожок", пластиллинография ( "Платье в горошек", "Свитер в полоску", "Варежка"), "Шарфик с бахромой"( украшенный настоящими пуговичками)
Аппликация " Многоножка"; вырезание пары сапог или туфель из сложенной бумаги, аппликация из резанных ниток "Варежка", аппликация ватной опушки на шапочку, помпон из сложенной многослойной салфетки и т.д.
Читаем и учим наизусть детские классические стихи:
Гуля (5 лет) искренне переживает:
- Почему он так одет? Смотрит в книгу. Не видит, что делает? Надо переодеться!
Материалы к тематической неделе " Одежда" в этом блоге по ссылке: https://bernudarzniece.blogspot.com/2013/12/blog-post.html
Оксана Дмитриевна, игра с избушкой Бабы Яги- отличная, забираю в копилку. Спасибо за такой огромный клад идей!
ОтветитьУдалитьАга! профессиональным оком вы разглядели самое интересное!:)
УдалитьМолодцы!Интересно!Комплексно!Охватили несколько видов деятельности.После таких занятий знаний у детей будет больше!
ОтветитьУдалить